Православный календарьПравославный календарь
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.

Соловецкий музей-заповедник передадут Церкви

Москва, 18 сентября 2007 г.

Правительство РФ приняло решение о передаче всех памятников на Соловецком архипелаге, в том числе музея-заповедника, Московской Патриархии, передает ИНТЕРФАКС.

Директор музея Михаил Лопаткин указал на проблему, связанную с тем, что "тотальная передача памятников потребует вывода из их стен музейных фондов, экспозиций, всех служб музея". "На Соловках для такой "эвакуации" помещений нет", - сказал он.

Ведущий специалист комитета по культуре администрации Архангельской области Игорь Репневский отметил, что "Соловки представляют собой не только духовный центр, не только символ периода репрессий, но в первую очередь музей", заявив о важности доступа к подобным памятникам "всем гражданам Российской Федерации, а также иностранным туристам".

В свою очередь юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега опровергает появившиеся в СМИ утверждения, будто передача расположенных на Соловецком архипелаге памятников истории и культуры религиозного назначения в безвозмездное пользование или собственность Русской Православной Церкви повлечет катастрофические последствия для Соловецкого музея и местного населения, сообщает Патриархия.ru. Пояснения юрисконсульт Московской Патриархии приводятся ниже.

На основании поручения Президента Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № Пр-2101 Правительство России рассмотрело вопрос о возможности передачи Русской Православной Церкви храмов и иных объектов культурного наследия Соловков, имеющих религиозное назначение.

Согласно письму заместителя Председателя Правительства России А. Жукова от 28 марта 2007 г. № - «правовая и организационные стороны вопроса передачи Соловецкому Спасо-Преображенскому ставропигиальному мужскому монастырю находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения урегулированы. Соловецкий Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь имеет возможность в установленном порядке формировать необходимый пакет документов для направления в Росимущество с целью принятия последним решения о передаче в безвозмездное пользование монастыря объектов религиозного назначения, расположенных на территории Соловецкого архипелага».

Кроме того, Минкультуры России совместно с Роскультурой, администрацией Архангельской области и Комитетом по культуре Архангельской области, Государственным институтом искусствознания подготовлен уточненный перечень объектов Соловецкого историко-культурного комплекса, включающий 243 объекта монастырской культуры. Данный перечень направлен в Московскую Патриархию за подписью Министра культуры А. Соколова от 21.03.2007 № 767-01-26-А. В соответствующем письме Министра культуры, в частности, отмечено, что «с учетом правовой и организационной урегулированности вопроса передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения Минкультуры России полагало бы возможным рассмотрение обращения соответствующей религиозной организации относительно передачи расположенного на Соловках имущества религиозного назначения в собственность или в пользование».

Передача расположенных на Соловецком архипелаге памятников истории и культуры религиозного назначения в безвозмездное пользование или собственность Русской Православной Церкви не повлечет тех катастрофических последствий для Соловецкого музея и местного населения Соловков, на которые «прозрачно» намекают Д. Луговой и М. Лопаткин в данных ими интервью. Как представляется, Д. Луговой намеренно будоражит население, заявляя в своем интервью ИА «Росбалт-Север» о том, что «никаких документов о закрытии музея или переселении жителей на материк» он не получил.

Таких документов не существует, поскольку ни государство, ни Церковь не ставят вопрос о ликвидации музея и переселении местного населения Соловков на материк.

В интервью ИА «Двина-Информ» директор Соловецкого музея М. Лопаткин призывает выстраивать «совместную работу государства, Церкви и общества по сохранению Соловков» на основе заключенных в 2005 г. между Соловецким музеем-заповедником и Соловецким Спасо-Преображенским монастырем соглашений, содержащих якобы «согласованный» список памятников, которые подлежат закреплению соответственно за музеем и (или) монастырем. Легитимность этих соглашений более чем сомнительна.

Действующее российское законодательство относит храмы-памятники к имуществу религиозного назначения (ст. 3, 47, 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490). Обеспечить использование православных храмов по их целевому (религиозному) назначению может только Русская Православная Церковь. В этой связи ничего, кроме недоумения, не вызывает соглашение от 23.09.2005, заключенное между Соловецким музеем и монастырем и предусматривающее распределение между ними храмов-памятников.

Ряд храмов и часовен, например, храм св. Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове, часовню Александра Невского в Макарьевской пустыни предлагается сохранить в исключительном пользовании музея. И это в наше время, когда повсеместно культовые здания-храмы и часовни передаются не только в исключительное пользование, но и в собственность Церкви.
Это соглашение очевидно противоречит действующему законодательству. Например, музей предлагает монастырю совместно использовать около 20 храмов и часовен, в том числе расположенные на территории Соловецкого кремля Спасо-Преображенский собор с папертью, Свято-Троицкий собор, церковь преподобного Германа.

Между тем, п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 предусмотрено, что недвижимое имущество религиозного назначения, закрепленное в установленном порядке за музеем, может использоваться им совместно с религиозной организацией на условиях, определяемых по согласованию с централизованной религиозной организацией (то есть Московской Патриархией) и утверждаемых Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Однако заключенные монастырем и музеем соглашения, на которые ссылается М. Лопаткин, не согласованы с Московской Патриархией и не утверждены Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Поэтому соответствующие соглашения не имеют юридической силы.

Московская Патриархия полагает, что памятники истории и культуры Соловецкого архипелага, которые ЮНЕСКО рассматривает как «апогей русской православной стойкости и мужества», подлежат передаче Русской Православной Церкви.

18 сентября 2007 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×