Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

В Москве открылась выставка посвященная истории Славяно-греко-латинской академии

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Москва, 22 мая 2010 г.

«Подобает вам учение любити,/ Аки сладкую реку пити,/ Понеже учение добро и похвально есть при всех,/ Аще получивши его в младых ноктех». Это старинное наставление XVIIвека к ученикам послужило эпиграфом к уникальной выставке «Врата учёности», открывшейся 21 мая в Государственном Историческом музее. Выставка приурочена к 325-летию основания Славяно-греко-латинской академии и Дню славянской письменности и культуры.

 Академия (основана в 1685 году по инициативе выдающегося просветителя и поэта Симеона Полоцкого) сыграла значительную роль в истории, образовании, науке, культуре России XVII-XVIII вв.

Именно в XVII столетии Русь особенно остро нуждалась в создании многоступенчатой системы просвещения и, прежде всего, знатоках греческого языка и латыни. Академии надлежало выпускать из своих стен всесторонне образованных людей.

Обучение было бесплатным и имело всесословный характер: «сему училищу быти общему и всякого чина, сана и возраста людем, точию православные христианские веры». Академии отводилась роль заслона на пути «иноверных» влияний в просвещение. Из 18 статей «Привилегии на Академию» 11 были направлены на ограждение православной веры от «возможного повреждения».

Загрузить увеличенное изображение. 461 x 400 px. Размер файла 29751 b.

У истоков Академии стояли греческие монахи – братья Лихуды, приехавшие в Москву (1865 год) по приглашению патриарха Иоакима с грамотой от четырёх восточных патриархов. Им была отведена важнейшая роль в деле организации образовательного процесса в Славяно-греко-латинской академии.

Работать монахам приходилось в непростых условиях: в то время на Руси было настоящее нашествие иезуитов. Начало их преподавательской деятельности ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени. В  1697 году благодаря стараниям Лихудов было построено каменное здание Академии, которое и по сей день находится на Никольской улице в Москве.

В середине 1770-х гг. Славяно-греко-латинская академия была реформирована. Преподавание стали вести на русском языке, значительно расширился круг предметов, были введены в программу церковная и гражданская история, русская церковная история, церковное право, пасхалия, церковный устав и пение, история философии… Появились новые учебные пособия, увеличилась библиотека, улучшилось материальное состояние академии.

Пожар 1812 года нанес значительный урон Академии, после чего, по решению Синода, она была переведена из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Логическим завершением этой реформы стало преобразование Славяно-греко-латинской академии в Московскую духовную академию (1814 год).

На выставке представлены живописные и гравированные портреты основателей Академии, ректоров, преподавателей и учащихся, редкие автографы, учебные пособия, а также изображения и планы зданий, входивших в комплекс Заиконоспасского монастыря, на территории которого располагалась Академия, виды учебных заведений Москвы и Петербурга, связанных с историей Академии, виды Москвы конца  XVII – начала XVIII века, предметы быта. Один редчайших экспонатов – гравированная конклюзия, или, говоря современным языком, своеобразная афиша, извещавшая о философском диспуте, состоявшемся в Славяно-греко-латинской академии 18 декабря 1718 года.

Загрузить увеличенное изображение. 655 x 500 px. Размер файла 32889 b.

Особое место занимают материалы, рассказывающие о знаменитых учениках Академии и их вкладе в русскую культуру. Среди них – просветитель и издатель Ф.П.Поликарпов, знаменитый поэт и дипломат князь А.Д.Кантемир, поэт, теоретик литературы и переводчик В.К.Тредиаковский, выдающийся ученый-энциклопедист М.В.Ломоносов, архитектор В.И.Баженов, академик, путешественник-натуралист С.П.Крашенинников (в частности, экспонируется его главный труд «Описание Земли Камчатки» и карта этого края). В славной плеяде духовных лиц, закончивших это учебное заведение, – митрополиты Евгений (Болховитинов), Гавриил (Петров), Платон (Левшин)…

Хронологические рамки выставки позволяют вкратце заглянуть в историю становления российского просвещения, в «доакадемический» период (он представлен миниатюрами лицевых рукописей, учебной и богослужебной литературой). Главное – на выставке отражена история Славяно-греко-латинской академии с момента ее образования до середины 1770-х гг., когда та превращается в сугубо богословское учебное заведение.

Присутствовавший на открытии выставки советник по культуре Посольства Греции в России г-н Димитриос Яламас отметил вклад Лихудов в развитие Славяно-греко-латинской Академии и русской культуры того времени и выразил искреннюю благодарность руководству музея за проявленную инициативу в организации и проведении выставки.

Кроме материалов Государственного исторического музея, на выставке экспонируются предметы, документы, редкие издания из Российского государственного архива древних актов, Государственного политехнического музея, Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки. В оформлении выставочных залов использован проект реставрации объектов по Никольской улице, выполненный «Моспроектом-2» им. М.В. Посохина. 

Выставка «Врата учёности» продлится в Государственном Историческом музее до 5 сентября 2010 года по адресу: г.Москва, Красная пл., 1/2

Василий Писаревский для Православие.Ru

22 мая 2010 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×