Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Недостает благодарения

Отчего иные скудеют в вере и любви к Церкви на середине пройденного пути? Ответ на этот вопрос не может быть односложным, потому что человеческие души бесконечно разнообразны и уникальны. Однако священнику по роду его призвания представляется возможность обобщать свои наблюдения над судьбами людскими, сколь бы неповторимыми они ни были.

Прежде всего, вспомним знаменитое свидетельство преподобного аввы Дорофея, учителя монашеской аскезы VI столетия по Р.Х., о ревности по Богу. Большинство из нас получили, но не сохранили этого священного огня в сердце своем. Доброе воодушевление первых лет воцерковления мало-помалу растерялось, пропало, рассеялось по крупицам. Радостное волнение сердца на молитве, жажда богообщения уступили место привычке, затверженности внешних правил поведения в ущерб трепетному предстоянию души Живому Богу.

Думаю, причина этого оскудения — в недостатке бдительности, внимательности ума к действию страстей, сокрывающихся глубоко в сердце. Проявляя небрежение в отношении худых мыслей и образов, поминутно возникающих в сознании, христианин уподобляется садовнику или огороднику, уставшему пропалывать свои грядки. Сорняки, вовремя не удаленные, постепенно забивают и подавляют всходы культурных растений. Почва остается малоплодной, а урожай не оправдывает ожиданий. Проклят, кто дело Господне делает небрежно… (Иер. 48, 10).

Многим из нас, укорененным, казалось бы, в жизни Церкви, не достает благодарения, теплого чувства признательности благодеющему нам Господу. Когда мы начинаем относиться к Божественной литургии, к Таинствам, к церковным и домашним молитвам как к чему-то естественному, само собой разумеющемуся, как к церковному быту, но не как к чуду Божиему, душа благочестивого человека опускает крылья, вянет, словно цветок, лишившийся живительной влаги, а лучше сказать, пресыщенный ею. Гниющие корни уже не могут впитывать влагу, а равнодушное сердце не способно черпать благодать Господню из неоскудевающего источника Церкви.

Иные оскудевают в благочестии еще и потому, что привыкли строго судить чужие поступки, снисходя при этом к собственным недостаткам. Осудительный помысел подобен внутреннему паразиту, препятствующему пище быть усвоенной организмом. Как говорится, “не в коня корм”. Душа, склонная к осуждению, остается духовным пустоцветом, а потому чуждой Божией благодати.

Существенным недугом современного христианина является привычка молиться рассеянно, несобранно, более «устами и перстами», нежели умом и сердцем. Представим себе печь, набитую сырыми поленьями. Они, источая влагу, не позволяют огню совершить свое дело: шипят, тлеют, дымят, но не возгораются. Точно так же бывает и с молитвой рассеянного. Прочитываются каноны, акафисты, совершаются поклоны, проходят многочасовые службы, а душа остается темной и влажной от страстей, удобно укрывающихся в глубинах сердца, не просвещаемого Духом Божиим.

Наконец, встречаются и «разочарованные странники», сходящие со стези церковного благочестия вот по какой причине: они бывают на исповеди не вполне искренними и откровенными. По ложному стыду, затушевывая грехи, отделываясь общими фразами, такие люди остаются неуврачеванными, а потому и неудовлетворенными. Не удивительно, что щадящие собственное самолюбие со временем перестают видеть и чувствовать внутреннюю необходимость часто исповедоваться и перекочевывают в стан теплохладных обывателей, столь далеко отстоящих от искренних и истинных учеников Христовых.

Сказано многое, но не все. Нередки ныне люди, тяжко страждущие от недостатка любви. Не замечая ее вокруг себя, они ропщут и унывают, ибо не видят в церковном обществе этого главного плода жизни во Христе. Постоянное недовольство ближними чревато нравственным падением. Испортив свой характер, зануда и критикан становится мизантропом, чей образ мысли и жизни подчас не имеет ничего общего с христианством.

Обозначив болезни, ведущие к расцерковлению, пропишем себе и читателям лекарства, помня, что лучшим средством лечения является профилактика, предупреждение заболевания.

Необходимо иметь крайнее внимание ума к своему сердцу в течение всего дня. Рождающиеся во внутреннем пространстве души худые мысли должно встречать мгновенным противоборством, выраженным в молитвенном обращении к Богу и святым Его. Частая исповедь, имеющая своей причиной внутреннюю потребность очищения совести,— величайшее подспорье в деле нашего спасения. Святая Евхаристия пусть будет предметом святого вожделения, а участие в ней — самым радостным событием в жизни. Благодарность, благодарение Бога всегда и за все — подлинный признак верующей души! Теплота любви к ближним, умение жертвенно служить им, забывая на время о себе, радушие, приветливость — залог сохранения духовного здоровья. Всегдашнее призывание имени Искупителя в тайниках молящегося сердца — вот та искра Божия, которая, разгоревшись, со временем превратится в священный огонь, денно и нощно горящий на нерукотворенном жертвеннике верующего сердца.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 143 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Артемий Владимиров

Новые материалы

Выбор читателей

×