Православный календарьПравославный календарь
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.

Недостает благодарения

Отчего иные скудеют в вере и любви к Церкви на середине пройденного пути? Ответ на этот вопрос не может быть односложным, потому что человеческие души бесконечно разнообразны и уникальны. Однако священнику по роду его призвания представляется возможность обобщать свои наблюдения над судьбами людскими, сколь бы неповторимыми они ни были.

Прежде всего, вспомним знаменитое свидетельство преподобного аввы Дорофея, учителя монашеской аскезы VI столетия по Р.Х., о ревности по Богу. Большинство из нас получили, но не сохранили этого священного огня в сердце своем. Доброе воодушевление первых лет воцерковления мало-помалу растерялось, пропало, рассеялось по крупицам. Радостное волнение сердца на молитве, жажда богообщения уступили место привычке, затверженности внешних правил поведения в ущерб трепетному предстоянию души Живому Богу.

Думаю, причина этого оскудения — в недостатке бдительности, внимательности ума к действию страстей, сокрывающихся глубоко в сердце. Проявляя небрежение в отношении худых мыслей и образов, поминутно возникающих в сознании, христианин уподобляется садовнику или огороднику, уставшему пропалывать свои грядки. Сорняки, вовремя не удаленные, постепенно забивают и подавляют всходы культурных растений. Почва остается малоплодной, а урожай не оправдывает ожиданий. Проклят, кто дело Господне делает небрежно… (Иер. 48, 10).

Многим из нас, укорененным, казалось бы, в жизни Церкви, не достает благодарения, теплого чувства признательности благодеющему нам Господу. Когда мы начинаем относиться к Божественной литургии, к Таинствам, к церковным и домашним молитвам как к чему-то естественному, само собой разумеющемуся, как к церковному быту, но не как к чуду Божиему, душа благочестивого человека опускает крылья, вянет, словно цветок, лишившийся живительной влаги, а лучше сказать, пресыщенный ею. Гниющие корни уже не могут впитывать влагу, а равнодушное сердце не способно черпать благодать Господню из неоскудевающего источника Церкви.

Иные оскудевают в благочестии еще и потому, что привыкли строго судить чужие поступки, снисходя при этом к собственным недостаткам. Осудительный помысел подобен внутреннему паразиту, препятствующему пище быть усвоенной организмом. Как говорится, “не в коня корм”. Душа, склонная к осуждению, остается духовным пустоцветом, а потому чуждой Божией благодати.

Существенным недугом современного христианина является привычка молиться рассеянно, несобранно, более «устами и перстами», нежели умом и сердцем. Представим себе печь, набитую сырыми поленьями. Они, источая влагу, не позволяют огню совершить свое дело: шипят, тлеют, дымят, но не возгораются. Точно так же бывает и с молитвой рассеянного. Прочитываются каноны, акафисты, совершаются поклоны, проходят многочасовые службы, а душа остается темной и влажной от страстей, удобно укрывающихся в глубинах сердца, не просвещаемого Духом Божиим.

Наконец, встречаются и «разочарованные странники», сходящие со стези церковного благочестия вот по какой причине: они бывают на исповеди не вполне искренними и откровенными. По ложному стыду, затушевывая грехи, отделываясь общими фразами, такие люди остаются неуврачеванными, а потому и неудовлетворенными. Не удивительно, что щадящие собственное самолюбие со временем перестают видеть и чувствовать внутреннюю необходимость часто исповедоваться и перекочевывают в стан теплохладных обывателей, столь далеко отстоящих от искренних и истинных учеников Христовых.

Сказано многое, но не все. Нередки ныне люди, тяжко страждущие от недостатка любви. Не замечая ее вокруг себя, они ропщут и унывают, ибо не видят в церковном обществе этого главного плода жизни во Христе. Постоянное недовольство ближними чревато нравственным падением. Испортив свой характер, зануда и критикан становится мизантропом, чей образ мысли и жизни подчас не имеет ничего общего с христианством.

Обозначив болезни, ведущие к расцерковлению, пропишем себе и читателям лекарства, помня, что лучшим средством лечения является профилактика, предупреждение заболевания.

Необходимо иметь крайнее внимание ума к своему сердцу в течение всего дня. Рождающиеся во внутреннем пространстве души худые мысли должно встречать мгновенным противоборством, выраженным в молитвенном обращении к Богу и святым Его. Частая исповедь, имеющая своей причиной внутреннюю потребность очищения совести,— величайшее подспорье в деле нашего спасения. Святая Евхаристия пусть будет предметом святого вожделения, а участие в ней — самым радостным событием в жизни. Благодарность, благодарение Бога всегда и за все — подлинный признак верующей души! Теплота любви к ближним, умение жертвенно служить им, забывая на время о себе, радушие, приветливость — залог сохранения духовного здоровья. Всегдашнее призывание имени Искупителя в тайниках молящегося сердца — вот та искра Божия, которая, разгоревшись, со временем превратится в священный огонь, денно и нощно горящий на нерукотворенном жертвеннике верующего сердца.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 143 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Артемий Владимиров

Новые материалы

Выбор читателей

×