Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.

Пролетая над гнездом утки

Источник: Радонеж

Пару дней назад бурное волнение в сети Интернет вызвало сообщение о том, что в уголовный кодекс вводится статья за ересь — как якобы "сообщил порталу Smixer.ru замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин", причем в современной трактовке этот термин будет означать "любые формы противодействия Православию" и влечь наказание от четырех до шести лет лишения свободы. Реакция оказалась панической — авторы интернет-дневников (блогов) бросились уверять друг друга, что вот-вот в России запретят все радиостанции, кроме "Радонежа", восстановят десятину и крепостное право, и выражать горячее желание эмигрировать в Европу или даже к арабам. Другие, более решительные, призывали "дать зарвавшимся попам силовой отпор" и "встретить православистов на баррикадах".

Сообщение перепечатал еще десяток сайтов, всеобщий ужас рос, пока, в итоге, некие зоркоглазые люди не присмотрелись к сайту Smixer.ru и не заметили, наконец, что сайт честно предупреждает о своем юмористически-пародийном характере — так что ничего подобного отец Всеволод не говорил, и никакой статьи за ересь в УК нет и не предвидится.

Эта ситуация, при всей ее комичности, побуждает к некоторым серьезным наблюдениям над таким явлением, как отечественный антиклерикализм и его отражение в интернете. Даже для, казалось бы, более серьезных публикаций, чем болтовня обычных блогеров, характерна некоторая, прямо скажем, истеричность, особенно обострившаяся после того, как Ерофеева с Самодуровым приговорили денежному штрафу за организацию кощунственной выставки. Ничего исключительного и поражающего воображение в таком приговоре нет — закон, подвергающий наказанию, (обычно денежному штрафу) за богохульство, существует во многих европейских странах, например, в Ирландии, в Германии за то же самое можно подвергнуться тюремному заключению (последний приговор такого рода отмечен в 2006 году), та же самая судьба может ожидать богохульников в Польше и в Греции, а вот флегматичные Финны ограничатся, как и Ирландцы, штрафом.

Решение по делу выставки есть как раз приближение к европейской практике, а не удаление — как нас уверяют — в Иран и Саудовскую Аравию. Но для наших антиклерикалов весьма характерна, с одной стороны, апелляция к "цивилизованным странам", к "Европе", с другой стороны — упорное незамечание, что в Европе давно реализовано все то, что все у нас вызывает яростные протесты, как ужасный клерикализм — и кафедры теологии в ВУЗах, и священники в армии, и главы государств, открыто молящиеся в церквях, и религиозное обучение в школах, и даже уголовные наказания за оскорбление религии.

Но (кстати об Иране) нельзя не отметить и еще одной черты наших антиклерикалов — склонность к самонакрутке и к самозапугиванию. В любом неприятном им событии они усматривают грозное знамение того, что вот-вот, вот сегодня вечером, вот завтра утром, в стране установится клерикальная диктатура, и зверообразные православные фундаменталисты, разя квасом, повлекут их, блестящих мыслителей и художников, на, как вы сами понимаете, Костры Инквизиции. В этой ситуации бесполезно объяснять, что Иран — страна, где есть небольшая озападненная прослойка и огромная масса традиционного и религиозного населения, которая и служит опорой существующего порядка. В России, население которой было оторвано и от традиций, и от веры, предыдущей волной богоборцев, иранский сценарий просто невозможен. Зато возможна депопуляция, коррупция, массовое пьянство, один из высочайших уровней умышленных убийств в Европе — показатели, свидетельствующие о глубокой дехристианизации нашего общества.

Однако постоянно поминаемые Костры Инквизиции так полюбились нашим антиклерикалам, что они наотрез отказываются с них слезать; отсюда готовность принимать за чистую монету самые очевидные утки, лишь бы они отвечали этому настроению — вот-вот, вот-вот водворится мрачное царство православного фундаментализма. При таком умонастроении невозможна никакая трезвая оценка происходящего — любая негативная информация о Церкви вызывает моментальное и безоговорочное доверие, и даже то обстоятельство, что, как нередко потом обнаруживается, эта информация была искажена или просто неверна, ничего не меняет. Есть некоторая ирония в том, что самое "критическое мышление", следование "проверенным фактам, а не слепой вере", о котором так любят теоретически рассуждать в антирелигиозных кругах, в тех же кругах совершенно не работает на практике. Слепая враждебность к Церкви приводит людей в столь жалкое состояние, что они легко делаются жертвой самого примитивного розыгрыша. Как говорит Писание, Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним (Прит.28:1).

Сергей Белозерский

Источник: Радонеж

20 июля 2010 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Сергей Белозерский

Новые материалы

Выбор читателей

×