В конце сентября в Самарском академическом театре драмы прошли гастроли Народного артиста России Евгения Витальевича Миронова. Он известен зрителям по множеству фильмов, среди них «Мама», «Лимита», «Космос как предчувствие», «В августе 44-го»… Созданные им образы в сериалах «Апостол», «В круге первом», «Идиот» стали достоянием отечественной культуры. Евгений Миронов уже более двадцати лет – актер Театра под руководством Олега Табакова. С 2006 года он руководитель Театра Наций, лауреат Государственной премии России. Больше трех часов на сцене самарского драматического шел рассказ о простых людях по произведениям Василия Шукшина. Такого аншлага, как в эти два дня, трудно вспомнить, даже на подходе к театру он уже ощущался. Спрашивали лишний билетик, как в старые добрые времена, и это несмотря на немалую стоимость…
Артист Евгений Миронов держит Православный журнал «Лампада» |
– Простите, что отвлекаю. Можно с вами поговорить, я ведь из Православной газеты.
Так… мои слова о Православной газете произвели некоторый эффект. И надо быстрее закрепить успех…
– Вот эти журналы «Лампада» и газету «Благовест» наш редактор Антон Евгеньевич Жоголев просил вам передать…
– Я спешу гримироваться, прогон еще будет… – на ходу, хотя и замедлив шаг, оправдывает свою занятость артист.
– А вот еще мне хочется подарить вам фотографии… ваши фотографии… Лет уже пятнадцать назад я брала у вас интервью и сделала эти фотки… На них вы не просто молодой, а почти юный…
– А!.. (вглядывается в черно-белые снимки) Это я с «Гамлетом» к вам приезжал… Да пойдемте на улицу, там и побеседуем.
Театр встречал зрителей. И как принято издавна, начинался он с вешалки… Многие шли на спектакль просто чтобы увидеть воочию Миронова. А в это время за зданием театра, в Пушкинском скверике Евгений Миронов спокойно сидел на лавочке и давал интервью, а из гуляющей публики, вот парадокс, его почему-то никто не узнавал. Ни ажиотажа, ни автографов… Ничто не мешало мне задать несколько вопросов известному артисту.
– Сегодня на сцене самарского драматического зрители увидят спектакль по очень добрым и искренним рассказам Василия Шукшина. Можно предположить, что ваш спектакль станет для кого-то первым шагом в познании своей души? А впоследствии и в познании Бога?
– Я не хотел бы даже думать на эту тему… Это прежде всего рассказы о простых чувствах простых людей, и к вере я это привязывать не хочу. Мы этот спектакль играли в Голландии, во Франции, и приходили люди совершенно разного вероисповедания. Но все реагируют одинаково – плачут в конце или смеются… Простые истории Шукшина нас всех объединяют. Добрые чувства рождаются от простого человеческого поступка. Вот человек купил на последние деньги жене сапоги, он и не думал, что эти деньги можно скопить или куда-то выгодно вложить… Он просто от всей души взял да и на всю получку купил жене сапоги. Эта доброта одинаково потрясает и саратовца, и голландца, и француза. Потому что это есть самое настоящее чувство, которое тронет каждого человека – это любовь. В этом и есть вера…
– Вы бы осмелились сыграть святого человека?
– Нет, не осмелился бы… Это не дело артистов. Рассказывать людям о святых должны священники. А наша профессия может лишь рассказать о человеке, который просто любит Бога. Мне понравилась работа Мамонова в фильме «Остров». Его герой не был святой, он даже не имел священнического сана, но всей своей душой был близок к Господу. Он по-настоящему ежесекундно ищет и ищет путь к Богу, что и должно происходить в нашей жизни, в нашей душе. Вот такую роль мне было бы интересно сыграть…
– Что самое главное для Православного человека?
– Трудиться… над своей душой… Это дело сложное, потому что хочется успокоиться и не волновать свое сердце. Как же хочется успокоиться… Но без волнения души возможно ли быть настоящим Православным? Конечно, можно выполнять всю атрибутику церковных правил, а при этом закостенеть внутри себя. И даже не заметить, что главное оказалось утерянным… Самое сложное – это себя все время бередить и не врать никогда. А это сложно! Я когда-то играл князя Мышкина в сериале «Идиот» по Достоевскому, играл человека, который априори не умеет лгать. Может, и хотел бы научиться, но он так устроен… Я некоторое время попробовал жить как мой герой и сделал для себя вывод, что говорить все время правду в обществе очень трудно. Есть «ложь во спасение», которую нам чуть ли не насильно навязывают неписаные правила нашего общего жития. Вообще в поисках правды очень легко запутаться, а ищущему Православному человеку тем более. Ведь, как говорится, бесы не дремлют и пытаются увести нас от благодатного верного пути познания Бога.
– После сильных психологических ролей у актеров бывают нервные срывы. Так, после роли Гамлета Иннокентий Смоктуновский лечился в клинике, после роли того же Мышкина Юрий Яковлев подорвал свое здоровье… Как вы прошли этот сложный путь?
– Тяжело было во всех отношениях. И психологически, потому что Федор Михайлович Достоевский очень тяжелый автор, и физически. Снимались восемь месяцев по 14 часов в день, у меня было много текста, надо было играть сильно, и, безусловно, я устал… Но срыва у меня и тем более больницы, слава Богу, не было.
– Может быть, вера помогла вам выстоять?
– Мне Православие помогает с той поры, как в 19 лет я крестился. В ту пору я уже учился в Москве, оторвался от дома. Всегда был таким домашним ребенком, а тут один в мегаполисе… Были тяжелые жизненные обстоятельства, надо было выжить и в смысле денег, и в смысле обретения профессии, но самое главное – в духовном плане. Все это заставило меня искать защиту, такую настоящую крепкую стену.
Я ее нашел в Церкви. Крестился я на родине, в Саратове, и вместе с собой окрестил маму и сестру, просто настоял на этом.
– А как вы такой еще юный поняли, что надо принять Православие?
– Да я родился на этой земле, и для меня никогда вопроса не стояло о другой вере. Для мня это было необходимо… Есть у меня знакомые, которые не крещены, не воцерковлены, но это не мешает им быть самыми порядочными людьми, которых я только знаю. Но мне нужна была именно Православная вера. Без нее мне было сложно, вот почему я встал на этот путь…
– Какие верующие люди повлияли на вашу жизнь?
– В тридцать три года у меня были некие неразрешенные вопросы, и мне надо было посоветоваться с духовным человеком. И я поехал в Оптину пустынь. Даже не знал, почему именно в этот монастырь! Просто решил для себя с кем-нибудь там посоветоваться. И только на месте узнал, что есть там такой старец – схиигумен Илий. А еще узнал, что к нему очень трудно попасть. Он был в ту пору болен, а я такой «турист на один день», заезжий москвич… К старцу не пускали, многие люди ни с чем уходили от его домика, прождав там несколько часов. А ко мне подошел молодой послушник и сам предложил пойти и спросить отца Илия, сможет ли он меня принять и выслушать. Через некоторое время ко мне спустился сам старец Илий. Эта встреча была значима для меня, все время общения с ним я ощущал что-то необыкновенное. Я был потрясен всем происходящим со мной. И впервые видел человека, который действительно переживал за весь мир – это было заметно! Из монастыря я уходил с ощущением, будто свечусь. Но приехал домой, и с каждым последующим днем света во мне становилось все меньше.
– Вы играли в фильме «Мусульманин». Эта встреча с чужой духовностью не смутила ваш внутренний мир?
– Нет. Все разговоры о правильности веры не должны людей отдалять друг от друга… Я не отношусь к мусульманам как к инопланетянам. Вот вы мне представились, что из Православной газеты, но вы ведь темненькая, глаза темные и в чем-то похожи на глаза мусульманских женщин… Вы и по внешнему виду вполне могли быть принятой за мусульманку. И что же, мне теперь по этой причине не говорить с вами?.. Раз мусульманка, значит, я должен отойти на три метра?.. Я не считаю людей другого вероисповедания своими недругами.
– Вы талантливо сыграли в «Мусульманине». Но не думали ли вы, что этой ролью могли кого-то из молодых людей, еще не определившихся в жизни, подтолкнуть к переходу в другую веру, чужую для Православия?
– А я не считаю эту свою роль грехом… Вопрос не столько в том, кто кого куда «перетащил», сколько в том, чтобы показать силу веры и открыть веру для людей. Ведь мой герой ничего плохого не делает, он только верит по-своему. И никого не вовлекает в свою веру, но лично для него, как он считает, только это верный путь. Если мы начнем закрываться от всего и вся и то и дело говорить, что другая вера – это плохо, то гораздо больше людей этим соблазнятся и, может статься, даже уйдут из Православия. Такой уж закон человеческой природы. Вот детям говорят: «Не ешь это, выбрось!» А они все равно возьмут в рот. Поэтому лучше говорить открыто и показывать все как есть… Я влюбился в эту религию во время съемок, но когда один раз открыл Коран, то сразу понял – мне это чуждо. Так должно быть и у других людей, вот почему не надо откуда-то извне их заставлять прийти к вере. Понимание веры Православной они должны почувствовать изнутри, из сердца. Сколько потом ни хвали другую религию, для убежденного в своей вере человека это не будет иметь никакого значения.
– Артист Александр Балуев в интервью рассказывал, что принял крещение как раз после своей работы в фильме «Мусульманин»…
– Я о крещении Балуева ничего не знаю и пытаюсь быть подальше от всех легенд. Вера не требует подтверждения, если верой человек живет.
– К сожалению, многие люди искусства считают, что достаточно Бога «иметь в душе», и тем оправдывают свое нерадение к церковной жизни. А как вы на это смотрите? Каких правил в духовной жизни придерживаетесь?
– Я грешен… Прихожу в храм только по большим праздникам. Пытаюсь придерживаться церковных правил, но не всегда удается… А вот чего правильнее придерживаться – так называемой «веры в душе» или молитвы на Литургии в храме, – каждый человек должен для себя определить сам. Мне не хочется никому навязывать свое мнение. Как мне сказал старец Илий: сердце само подскажет…
– Сейчас открылось много храмов, люди потянулись на службы, но укрепилась ли в большинстве из нас вера?
– Я не думаю, что сейчас люди стали меньше верить. Хотя таковы законы – всегда что-то уходит и становится меньше, а что-то, наоборот, приходит. Но Господь Бог все уравновешивает, и в процентном отношении зла и добра в мире, наверное, столько же.
Например, во времена моего детства была в людях простота. Эта простота не была напрямую связана с религиозностью, но она была внутри людей. Не закрывались двери, дружили соседи, проще было найти общий язык, в обществе царило «среднестатистическое» добро. Сейчас другие законы, законы выживания, и в этих жестких условиях остаться людьми гораздо сложнее. Но не надо никого осуждать, надо уметь понять, объяснить и простить…
…Есть такая поговорка – «Не трогайте звезды руками, а то посыплется позолота». Правильность этих слов могут подтвердить многие журналисты, которым довелось общаться со знаменитостями и видеть их без прикрас. Но в случае с Евгением Мироновым – радостное исключение из этого грустного правила… Он еще лучше, еще искреннее своего героя – князя Мышкина, и оказывается, что это возможно! Мне раскрылась невероятно деликатная душа, и в какой-то момент разговора я подумала, что быть истинно Православным – это значит быть деликатным человеком!
– Знаете что, а давайте сделаем вашему редактору приятное, – говорит мне на прощание Евгений Миронов. – Сфотографируйте меня с журналом «Лампада» в руке…
Какая тонкая душа у нашего артиста!
потрясли слова их сутью.
и в интервью чувствуется что слова - не просто слова. а за ними человек. человек тонкой душевной организации и живого сердца.
а комментарии.. эх..
Слово "пакость" в отношении к произведению, созданному большим количеством людей уважаемых и любимых многими, не только не несёт "любовь и заботу о ближнем", но порождает вражду, неприязнь и разделение на "своих" и "чужих". Поэтому, по мере своих сил, бытовое хамство предпочитаю пресекать.
Вот он и изворачивается как может в своих ответах.
Мне друг сказал, что он и мусульманам интервью дает, политкорректно вещая, что "главное быть хорошим человеком", а главное не это, а то, что написано в Символе Веры!
Для газеты Жизнь - это инервью бы подошло, а перепечатывать на столь солидном ресурсе?
святом озере и достать до шпиля,про него сказал :предатель.
Фильм "Мусульманин" - грандиозное по своему воздействию на зрителя художественное произведение. Комментарий "пакость" говорит о высокомерии и скудоумии.
Чтобы понять, что такое быть настоящим Православным, почитайте Серафима Роуза "Малое приношение православного американца".
И не фыркать на таких "погибельными ересьми ослепленных" надо, а учиться у них такой сильной и искренней вере и каждое утро молиться, дабы просветил их Господь и направил на путь истинный, как однажды сделал из гонителя и ярого противника христиан Павла первоверховного Апостола и "Сосуда избранного" ...чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми".
Очень жаль, что Миронову за него не стыдно.
Чистым, тёплым, святым,
Неприметным на вид,
Что живут без обид...
Тянет к людям простым
О себе рассказать,
Тянет к людям простым,
Чтоб хоть что-то понять...
Тянет к мудрости рощ
И неспешности рек.
Но, как я ощущаю, простота, которая была в людях 60-70 годов прошлого века, как раз напрямую связана с религиозностью. Это плод тысячелетнего исповедания Православной веры. Православная вера за тысячу лет своего существования на Руси взрастила в людях доброту, сострадание к ближнему, жертвенность и простоту. Эти качества укоренялись и крепли в душах людей из поколения в поколение. Только поэтому еще можно было увидеть и почувствовать ту характерность в людях 60-70 годов прошлего столетия. ИМХО.