В
1880 году при Раменской текстильной фабрике было
открыто первое в России специальное заведение, где
мамы, вынужденные работать, чтобы обеспечить себе и
ребенку насущный хлеб, оставляли своих маленьких
деток на время рабочей смены. Это были совсем не
детские сады, которые были доступны только очень
богатым людям; это были заведения для бедняков,
которые отрывали детей от домашней семейной
обстановки не от хорошей жизни, а от большой нужды.
Отсюда возникло и рождественское название этих
временных пристанищ — «ясли»,
напоминающее о Вифлеемских яслях (кормушке для
вьючных животных), где родился Богомладенец Христос.
Святая Дева Мария, как повествует евангелист Лука,
«родила Сына Своего, Первенца, и спеленала Его,
и положила Его в ясли, потому что не было Им места в
гостинице» (Лк. 2: 7).
Несколько позже раменских детские ясли для нуждающихся стали открывать в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других городах России. Матери неохотно отдавали туда своих детей, так как уход за ними не всегда отвечал достодолжным требованиям. А потому детские ясли являлись не синонимом высокой заботы о младенце, а показателем полусиротливого детства, лишенного постоянной материнской ласки.
Несчастное детство… как непросто говорить о нем.
Тема детства важна для каждого из нас: она затрагивает глубокие струны души, связанные с нашим собственным детством, с семьей и домом, с тем, что дорого каждому человеку. Поскольку нам бывает трудно сопоставить такие разные, внеположные слова, как «ребенок» и «правовое регулирование», то используется туманное выражение «ювенальная юстиция», убаюкивающее своей отстраненной научностью. Кажется, скажи прямо: «детский суд» – и это выражение хлестнет своей жесткостью, заставит задуматься. Но особенность так называемой «ювенальной юстиции» в том и состоит, что о её установках, причинах и целях никто из её пропагандистов прямо не говорит. Суть её теряется в благостной риторике, в пламенных словах о защите детей и детства в целом, и всё это прикрыто благообразным термином.
Но вдумаемся: почему у создателей современной правовой системы — римлян — не было такой области, как «ювенальная юстиция»? Дети у римлян были, а правовой области для них — нет. Дремучие дикари? Вряд ли так можно назвать основоположников европейской цивилизации. Просто в соответствии со здравым смыслом не видели они в ней необходимости.
Суть юстиции, правовой сферы, заключается в формальном регулировании со стороны государства тех социальных отношений, которые невозможно урегулировать в обычной социальной практике. Юстиция сродни уборке: проводить уборку и поддерживать чистоту можно лишь там, где в основном не сорят. Ну а в свинарнике как ни убирай, всегда будет стоять характерный запах. Поэтому необходимо понять, что правовая сфера существует не сама по себе, но является продолжением повседневной социальной жизни. И если разрушается ткань совместного бытия людей, то её невозможно поправить скрепами права. А в здоровом в нравственном отношении обществе правовое регулирование будет успешно. Следовательно, сам вопрос о ювенальной юстиции является симптомом глубокой болезни нашего общества. Диагноз же ясен: кризис семьи.
«Святое Семейство» — так в западной традиции называют Иосифа Обручника, Деву Марию и Богомладенца Христа. Иисус Христос вырос в семье и первое Своё чудо (претворение воды в вино: Евангелие от Иоанна, гл. 2) Он совершил, благословляя брак в Кане Галилейской.
В нормальном обществе брак и семья были и остаются основной социального бытия. Именно они должны быть тем фундаментом, на котором строится смена поколений. Дети должны расти в семье, только так их детство будет счастливым. Мы знаем, что в нашем обществе идет процесс деградации семьи. Скоро пары, прожившие в одном браке всю жизнь, впору будет заносить в «Красную книгу». И первыми от распада семьи страдают дети. Они часто остаются сиротами при живых родителях, погрязших в своих «новых увлечениях», пьянстве, наркомании и других пороках.
Как же нам защитить детство? «Ювенальная юстиция» предлагает простой рецепт: заботу о детях возьмет на себя государство. Мы помним, что так уже было в истории нашего Отечества. Но когда? Это случилось после страшного народного бедствия – жестокой и кровопролитной войны с фашистским зверем, когда тысячи, многие тысячи детей остались без родителей. Их уделом стали детские дома, в лучших случаях – приемные семьи и Суворовские училища. Но уже в СССР, атеистическом государстве, поняли, что без семьи невозможно выживание общества. Общественная пропаганда взяла курс на укрепление семьи как ячейки общества. Комиссии по делам несовершеннолетних должны были защищать детей в случае, если семья распадалась или переходила в разряд «неблагополучной». Эти комиссии продолжают действовать и сейчас. Но всё чаще мы слышим о том, что сотрудники этих комиссий стоят не на защите семьи и детства. И сохранение семьи не входит в круг приоритетов этих комиссий.
В том и состоит основная порочность самой идеи «ювенальной юстиции» как правового вмешательства в сферу детства. Она не направлена на сохранение института семьи и брака, а констатирует, подводит черту под его разрушением. «Ювенальная юстиция» исходит из приоритета государства над семьей и браком и в таком виде по-сути не является юстицией. «Ювеналка» закрепляет бесправие родителей перед чиновниками, то есть она не является «правом», а служит разрушению той социальной базы (семьи), на основе которой только и возможно нормальное детство. Школа и социальная опека должны дополнять, а не подменять семью. Тем более не должны подменять или заменять семью правовые отношения.
Ювенальная юстиция страшна и для школы, и для родителей тем, что блокирует воспитание как таковое, потому что вводит принцип подотчетности и зависимости семьи и школы от совершенно посторонних людей. Тем самым она на корню подрывает авторитет родителей и учителей в глазах их детей. Ныне существующие ювенальные проекты и процедуры (и их освещение в средствах массовой информации) создают негативный образ родителя и учителя — как «врага ребенка». Детям попросту предлагается доносить на своих родителей и воспитателей. При таком имидже и отсутствии авторитета могут ли учитель и родитель дать хоть какое-то воспитание?
Я не думаю, что в этой статье стоит приводить конкретные, порой вопиющие, примеры из деятельности органов ювенальной юстиции хоть в Ростовской области (главной пилотной площадке), хоть в Новосибирской или ином каком-либо регионе Российской Федерации. Любую социальную проблему легко заболтать и перевести в плоскость социальной демагогии. Любые примеры можно оспорить или объявить неизбежными издержками «в целом правильной идеи». Суть в том, что сама идея ювенальной юстиции как приоритета государства над семьей в вопросах детства разрушительна для семьи и общества.
Если семья действительно «неблагополучна», значит, надо прилагать усилия к тому, чтобы сделать её благополучной, а не разрушать её. Сами критерии «неблагополучности» весьма произвольны, потому что исходят из материальной составляющей. Если в холодильнике нет фруктов, а может, нет и самого холодильника, то это не значит, что детей надо изъять из семьи. Чаще всего весьма «неблагополучные» родители для детей дороже самого благополучного детского дома. Уже много раз подсчитано и показано, что если финансовые усилия государства по разрушению неблагополучной семьи направить на её поддержку, то это обеспечит существенную экономию средств.
Да, часто неблагополучие семьи связано с пьянством и наркоманией. Но ведь если у таких «горе-родителей» отберут детей, это не излечит их, а только ввергнет их в еще большую пучину порока. Но лечить социальные пороки трудно, как трудно поддерживать настоящую чистоту в доме, гораздо легче заметать мусор под ковер, то есть предоставить чиновникам право отбирать детей у «неблагополучных». Право же «служивых людей» в нынешних условиях превращается в «гонку за показателями». В итоге показателем результативности работы у чиновников становится не количество сохраненных, а количество разрушенных семей. А если не хватает «неблагополучных», то их всегда можно найти среди просто бедных.
В дни праздника Рождества Христова вспоминается, что Богомладенец в семье святого Иосифа Обручника и Девы Марии появился в убогой обстановке, в яслях для животных. И без сомнения, если бы в Римской империи (к которой относилась тогда и Палестина) была ювенальная юстиция, то Святое Семейство сочли бы «неблагополучной семьей». Но в Римской империи не было ювенальной юстиции, а был беззаконный Ирод, совершивший страшное злодеяние — убийство Вифлеемских младенцев — в борьбе за трон. Так и сейчас: ювенальная юстиция реально вводится – только не законами, а постановлениями пленума Верховного Суда России, судебной практикой, расширительно толкующей 22-ю главу Семейного кодекса и понимающей под «детьми, оставшимися без попечения родителей», детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации» (см. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Это лишний раз показывает, что «ювенальная юстиция» основана не на законе, но на беззаконии и вводит не право, а бесправие.
В основе законодательства и правоприменительной практики в отношении детей и детства в целом должен стоять принцип святости семьи и брачных уз. Только так возможно обеспечить созидательную, а не разрушительную правовую заботу о детях.
-Тревога от прочитанного только усиливается.Это, в основном,пишут те, кто воспитывает своих детей по-христиански, как деды учили. Сейчас успешной семьей считается та, в которой есть чемпионы спорта, отличники, победители олимпиад на худой конец, юристы, экономисты,артисты, "наши" в общем.Недавно один богатый человек с четырьмя детьми в какой-то передаче "проскочил", но радоваться этому пока рано.Сколько родителей награждают, а чтоб рассказать об опыте этих семей на всю страну эфирного времени не хватает.А что дети превращаются в наркоманов, игро= и прочих манов - это результат нацеливания всей нынешней системы воспитания только на успех, карьеру или материальное благополучие, на жизнь ради собственного удовольствия.
Я тоже иногда не могла сдерживаться, шлепала.Сейчас стыдно: людей боимся. а Бога нет.Теперь детей останавливаю -нельзя, привыкнешь - о другом методе воспитания - любовью - и забудешь...
Просто- нет слов:(((((((((
есть ситуации, когда вмешательство необходимо.
или лучше как 26ого числа в Перми, когда мать выгнала годовалого ребенка на -30 чтоб он замерз!насмерть замерз! а что он чувствовал, когда шел один, только научившись ходить , до конца поселка!!!!
как жить его сестре с такой МАТЕРЬЮ!
А ведь я уверенна,что большинство из них,которых отобрали,согласны даже жить без фруктов в холодильнике, только с отцом и матерью.
Смиряться человек может, когда его лично оскорбляют. А когда угрожают близким, отбирают детей и помещают больничные условия, о каком смирении может идти речь???
Простите, у вас есть ребенок? Вы за него умрете?
Некоторая параллель с ЮЮ - в истории турецкого ига на Балканах, где турки отбирали мальчиков у сербов и др. народов и выращивали из них мусульман-янычар.
Другая параллель - приказ египетского фараона умертщвлять еврейских детей. Т.е. фараон мысленный (сатана, миродержитель века сего) приказывает абортировать младенцев, а кто выжил - тех отбирать у родителей в более позднем возрасте с помощью ЮЮ и растлевать.
Люди, которые так давно были в нашем возрасте, которые нас вряд ли понимают - ибо забыли, как это... что-то пытаются придумать. А зачем? Ведь существует множество РЕАЛЬНЫХ проблем, которые "эти силы" обходят стороной.
Пустой холодильник- преступление против ребенка? Для меня и моих братьев это скорее наша вина- родители работают до поздней ночи и обеспечивают нас средствами, а мы, в свою очередь- должны заботиться о них и думать о хозяйстве. Даже в свои 14 или 17 лет. Заботиться о друг друге. Потому что дозор и подозрения- первое, что рушит семью и дружбу.
В Канаде, как и в России, одинаково перегибают палку в деле «защиты прав детей», одинаково не думают о последствиях, одинаково безжалостная гос.политика по отношению к семье, одинаково отвратительная ювеналка. Семьи надо укреплять и поддерживать повсеместно, а не ювеналку внедрять.
P.S. И не надо так свысока пренебрежительно отзываться про «какие-нибудь африканские страны».
"Полагаю, что введение ювенальной юстиции лучше чем неделание ничего".
Мне представляется такая позиция очередным софизмом сторонников ювеналки. Конечно, ампутировать гораздо лучше, чем давать умирать от гангрены. Но это в условиях войны или стихийного бедствия. А в мирное время нужно развивать нормальную медицину, чтобы до гангрены не доходило.
В мирное время нужно не ювеналку, а меры по укреплению семьи:
- заказывать и показывать по РТР нормальные фильмы и сериалы про счастливые семьи
- начать наконец антиалкогольную кампанию,
- создать сеть алкогольных лечебниц,
- очистить публичное пространство от эротики и пропаганды безнравственности
- строить социальное жилье
и т.п.
При этом, бесспорно, что очень тонкие и хрупкие отношения в данном случае являются предметом правового регулирования.
Загляните на сайт Следственного комитета России: там почти каждодневно сообщения о возбуждении уголовных дел по фактам насилия над детьми. Причем, значительная часть содеянного по вине живущих рядом, фактически близких людей.
Просто мы растеряли четкие критерии в оценках назревающих угроз в обществе (защита семьи и т.п.), в способности выбрать наименее болезненный путь разрешения таких проблем.
Может быть путь проб и ошибок поможет совершенствовать формы осуществления государством своих властных полномочий). При этом не только законодательство, но и - тем более - действия конкретных чиновников не смогут не задеть вполне значимые нравственные интересы конкретных людей. Проще говоря - нужно чем-то жертвовать.
Разумеется вторжение в сферу личностных (семейных) отношений должно быть предельно корректных, безупречным с точки зрения законности (не зря во все времена в этом обеспечивался прокурорский надзор). Все это должно быть помножено на духовную основательность самих чиновников.
и все же эта ювенальная юстиция от бессилия, от безнравственности жизни, от экономики, основанной на маркетинге, когда главное - не качество жизни, а число проданных товаров любой ценой, от неуемного потребления, да и от отсутствия нравственного стержня, который все-таки был в Советское время, сейчас безвременье, идеологии- нет, главная идеология - жажда наживы, может быть, если мы будет больше сострадать друг другу, то ювенальной юстиции просто не понадобиться
Где наша забота о Христовом домостроительстве, если мы принимаем (ага, я в сердце протестую против ювеналки) всё от антихриста?
Смирение позволяет видеть нам свои грехи, им мы стяжаем Дух Святый, носим тяжести других, но ложным смирением, лишённым духовной отваги можно и печать принять. Помысел мне говорит, что если первые христиане были бы такие же "смиренные" как мы, то...
Может я принимаю дурные помыслы. Диакон Дмитрий, разъясните мне пожалуйста поведение православного христианина в миру при такой ситуации, когда доброе от Бога попирается. В чём проявляется наше доброе произволение?
Ваша цитата:
А потому детские ясли являлись не синонимом высокой заботы о младенце, а показателем полусиротливого детства, лишенного постоянной материнской ласки.
Детские ясли того времени - это не только показатель сиротливого детства, а следствие людоедской политики крупных фабрикантов-промышленников применяемой к рабочим своих предприятий.
Да, тяжело сиротливое детство, но ГОВОРИТЬ об этом ужасе ЛЕГКО, куда сложнее облегчить страдания. Вот сотворили злую волю приняли на госуровне закон о ювеналке, с помощью этого закона тангалашка вторгся в нашу семью как нож в масло. А дальше что? Где наши действия, где живые дела? Где стремление каждого пострадать за правду? Почему те, кому Богом дано соответствующее положение в Церкви и в мире, кроме как говорильню не организовывает больше ничего?
Простите за резкость, но ложным смирением можно и...
Если вы "в группе риска" (многодетны, скромный доход, проблемы со здоровьем) - обязательно ознакомьтесь в интернете с материалом "В дом пришла опека. Что делать?".
В детском саду дали на заполнение топорно составленую анкету (сужу как психолог), где много провокационных и некорректно поставленных вопросов на предмет правильно ли вы воспитываете ребенка.
Отвечайте на подобные вопросы внимательно - как бы ни был безграмотен составитель опуса - все эти данные сохранятся и могут быть использованы против вас. Лучше всего выбирать позитивные и усредненные варианты ответа, для правдоподобия назовите легкую проблемку из реально существующих (не всегда хорошо кушает, не всегда получается подолгу гулять и т. п.). Конечно, если с ребенком объективно и очевидно для всех есть какие-то сложности (н-р диагностированные специалистом задержка речевого развития или гиперактивность), то тут скрывать не нужно, об этом узнают через 3-и лица.
Призываю объединяться и выступать против ЮЮ организованно!