Так началась история русского православного миссионерства на американском континенте. Святою ревностью проповедников быстро разливался свет Евангельского учения между новыми сынами России (Аляска до 1867 года принадлежала России): несколько тысяч язычников приняли христианство; была заведена школа для образования новокрещенных детей; выстроена церковь на месте жительства миссионеров.
Продолжением миссионерских трудов валаамских иноков стало житие и подвиги преподобного Германа (+ 1837, память 27 июля/9 августа), также выходца Валаамского монастыря, направленного священноначалием на Аляску. Подвиги святого старца стали тем благодатным корнем, из которого произросло плодоносное древо Православия в Северной Америке, а сам преподобный стал первым православным святым Аляски и всей Америки, образцом для всех чад Православной Церкви в Америке.
Одним из великих миссионеров света Христова учения стал и митрополит Иннокентий, митрополит Московский (+ 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября), который еще будучи молодым священником всем сердцем своим воспринял призыв Божий к миссионерскому служению. Результатом огромной и многоплодной миссионерской деятельности отца Иоанна (имя святителя в миру) в первый период его служения на острове Уналашка прежде всего следует считать тот дух апостольства, который он стяжал своею ревностью и самоотверженностью в деле проповеди и служения. Личность Апостола Алеутов в этот период раскрылась всеми своими гранями и талантами. Отец Иоанн был «добрым пастырем» для своих духовных чад, чутким и ревностным проповедником слова Божия для непросвещенных племен и народов, мудрым наставником и педагогом для новопросвещенных и их детей, просветителем алеутов, для которых он создал письменность и осуществил переводы текстов Священного Писания, катихизиса, молитв и собственного церковно-учительного сочинения «Указание пути в Царствие Небесное». В свободное от миссионерских путешествий время он бывал занят строительством церкви и обучением детей Закону Божию, катихизису, Священной истории, чтению и грамматике русского языка и основам арифметики. Вместе со своими и местными детьми он играет в мяч, совершает прогулки по окрестным горам, посвящая детей в тайны природы и геологии. Под его началом дети мастерят самодельные часы и музыкальные инструменты, ведут геодезические и гидрографические наблюдения.
В 1977 году святитель Иннокентий был канонизирован Русской Православной Церковью как просветитель Сибири и Америки.
Из своего источника на остров Кадьяк православие в Америке распространялось все шире и шире — от Аляски к Калифорнии, Техасу и Флориде. Свидетельством этому явился перенос центра Американского Православия — епископской кафедры — из Ситки в Сан-Франциско. Этот период истории тесно связан с трудами архиепископа Тихона, будущего патриарха Московского и всея Руси.
***
Владыка регулярно созывал пастырские совещания, которые, по его словам, «необходимы не только для совместного обсуждения дел, но и для совместного их решения». Он стремился заложить основы соборности в епархиальной жизни и задумал уже в 1905 году провести Собор с участием епископов, священников и мирян — делегатов от приходов. Но, по недостатку средств, первый Собор Православной Церкви Америки пришлось отложить до 1907 года. И вдруг незадолго до его открытия пришла неожиданная весть — о переводе владыки Тихона в Россию, на Ярославскую кафедру. Это сообщение удручило православную паству Америки.
20 февраля/5 марта 1907 года в храме Иоанна Крестителя в Майфилде собор начал работу. Открывая первое заседание, архиепископ — теперь уже Ярославский и Ростовский — Тихон поставил три главных вопроса на ближайшие годы: как ширить миссию? Какими путями идти к самостоятельности? Где изыскивать средства на открытие новых школ и приходов? Но решать эти вопросы вместе с американской паствой уже предстояло другому епископу.
Вершиной миссионерского служения святителя Тихона и свидетельством о вселенской миссии Православия в Америке стало его слово в неделю Торжества Православия в храме Нью-Йорка. Эта проповедь стала прощальной беседой с американской паствой и его заветом для всех православных чад Американской Церкви. Как и прежде, когда он обращался к этой теме, святитель говорил о том, что смысл этого праздника не в воспоминании только о былой славе, а в содействии каждого члена Соборной Церкви этому Торжеству.
«Свято сохраняя веру православную, люди должны заботиться еще и о распространении ее среди иноверных. Христос Спаситель сказал, что зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на свечнике, чтобы всем светила (Мф.5:15). Не для того вожжен и свет православной веры, чтобы светить малому кружку людей. Нет, Православная Церковь кафолическая; она памятует заповедь своего Основателя: идите в мир, проповедуйте Евангелие всей твари, «научите все народы» (Мк.16:15, Мф. 28:19). Своим духовным богатством, истиною, светом и радостью мы должны поделиться с другими, не имущими этих благ. И долг сей лежит не только на пастырях и миссионерах, но и на мирянах, ибо Церковь Христова, по мудрому сравнению святого апостола Павла, есть тело, а в жизни тела принимает участие каждый член…
Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани.
Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
За неполных десять лет миссионерского служения святителя Тихона в Америке он повторил подвиг апостолов, созидая из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке, паства которой состояла из десятков разных национальностей, коренных народов Аляски, эмигрантов из других стран Европы и Азии, общим числом около полмиллиона человек. Было построено множество храмов, монастырь, семинария, школы, приюты, возведены кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке, храм Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя святителя Николая. Будучи «всем для всех», святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и Всероссийский, обладал апостольским даром живой Христовой любви.
Спустя более восьмидесяти лет со времени отъезда святителя Тихона из Америки в 1907 году, Американская Церковь прославила своего архипастыря как Просветителя Северной Америки.
Господь наш Иисус Христос Своею благодатию и молитвами святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, Просветителя Северной Америки да сохранит Церковь Свою, и православные народы России и Америки!
ЛИТЕРАТУРА
«Ко дню 25-летия служения в архиерейском сане Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона» (Нью-Йорк, 1922)
Журнал «Официальная хроника», № 9/10, 1993. 200 лет Православия на американском континенте.
Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе, часть I, С.П-б., 1906
Mark Stokoe & Leonid Kishkovsky. Orthodox Christians in North America 1794-1994, Orthodox Christian Publications Center, 1995
Жизнеописание святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, в книге «Жизнеописания достопамятных людей земли Русской», М., 1992
Американский Православный Вестник (АПВ), № 3, 1900.
АПВ, № 5-1900.
АПВ, № 18, 1900.
АПВ, № 1, 1905.
АПВ, № 10-11, 1906.
АВП, № 17, 1906.