|
Св. царственные страстотерпцы — царь Николай, царица Александра, царевич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия |
В 1913 году — Состоялось празднование 300-летия царствующего Дома Романовых.
Члены Святейшего Синода в своей «Благословенной грамоте» по случаю 300-летнего юбилея царствующего Дома Романовых не забыли указать, что «только в неразрывном союзе Церкви с государством — сила и мощь Руси родной».
Весной 1913 года – В России начались имяславские споры.
В истории Русской Православной Церкви произошло трагическое событие, связанное с насильственным разрешением так называемого «спора об имени Божием». Краткая история вопроса такова.
В 1907 г. появилась книга иеросхимонаха Илариона «На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову, или Духовная деятельность современных пустынников». Переизданная в 1910 и 1912 гг. с одобрения духовной цензуры, книга эта встретила самый горячий отклик в русских скитах на Афоне. Главное, на что обратили внимание иноки, был вывод о. Илариона об имени Иисуса Христа, которое обоготворялось и о котором заявлялось, что в нем (имени) находится «Сам Спаситель». Эта книга вызвала резкое недовольство архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), инициировавшего в феврале 1912 г. публикацию в журнале «Русский инок» критической рецензии на книгу о. Илариона.
Резкая критика владыки Антония встретила ответную реакцию афонцев. Лидером имяславцев оказался отставной ротмистр иеросхимонах Антоний (Булатович). С 1912 г. в России стали появляться статьи о. Антония в защиту имяславцев. Чем дальше, тем больше события обострялись: в сентябре 1912 г.
В спор вмешался Константинопольский патриарх Иоаким III (Деведжи), осудивший взгляды имяславцев. К 1913 г. ситуация максимально обострилась. Архиепископ Антоний (Храповицкий) в своих полемических статьях стал даже сравнивать имяславцев с хлыстами. Весной 1913 г. Святейший Синод, заслушав доклады владыки Антония, Вологодского архиепископа Никона (Рождественского) и магистра богословия С. В. Троицкого, присоединился к их выводам, осудив имяславцев. Тогда же на Афон для улаживания конфликта был командирован архиепископ Никон. 5 июня 1913 г. на канонерской лодке владыка причалил к пристани Святой Горы. Его увещевания оказались тщетными, и 7 июня к решению богословской и церковно-административной проблемы приступили власти светские: была предпринята попытка проверить монашеские паспорта. Это вызвало неповиновение монахов и, как следствие, прибытие 11 июня на Афон роты солдат. С 14 по 17 июня была произведена перепись; 360 иноков к переписи не явились. Чтобы окончательно прекратить смуту, сторонников о. Илариона (их оказалось 833 человека) насильно вывезли в Россию.
Март 1919 года – Священный Синод направил в Совнарком ходатайство о прекращении освидетельствования мощей.
«Православная Церковь, — подчеркивалось в письме, — одинаково чтит в качестве святых мощей как нетленные тела угодников Божиих, так и останки их в виде костей».