Русская Православная Церковь ХХ век
14 июня

1923 год – В Москве распространились слухи о смерти Святейшего Патриарха Тихона.

В рапорте ГПУ сообщалось, что циркулируют следующие слухи: «Дней пять тому назад будто бы Патриарх Тихон был увезен из Донского монастыря якобы для отправления его заграницу. Кроме того, якобы во время передачи один из коммунистов передал отравленную пищу и Тихон отравленный отправлен неизвестно куда, где и скончался, а посему производятся панихиды. Панихиды служились в Донском монастыре и ц[еркви] Кадашах свящ[енником] Александром, прожив[ающим] с епископом Тихоном, к которому на днях приезжали представители епископа Агафангела».

"У
У стен кирилловской обители. Матушка Мелетина. Фото В. А. Десятникова
Летом 1962 года – Введен жесткий контроль над совершением треб — крещений, венчаний, отпеваний.

Все требы заносились в специальные книги с указанием фамилий, паспортных данных, адресов прихожан. Для крещения ребенка требовалось обязательное присутствие обоих родителей, а кое-где и письменные заявления; выдавались квитанции. В некоторых областях пытались ввести регистрацию проскомидийных  записок, причащений и т. п. Это был особенно сильный удар по Церкви.

Резко усилился налоговый контроль. Деньги за требы стали поступать исполнительным органам, которые сдавали «излишки» в Фонд мира. Информация об участии в церковных обрядах нередко передавалась официальным лицам и могла служить причиной преследований по месту работы или учебы.

Так, в июне 1963 г. на Всесоюзном совещании в Совете по делам Русской Православной Церкви уполномоченный по Ростовской обл. в своем докладе подчеркивал: «При проверке данных о лицах, совершающих обряды, есть возможность точно определить, кто именно совершал их. Так, Батайский горисполком в 1963 г. выявил, что своих детей окрестили 11 коммунистов. Семерых обком КПСС исключил из рядов КПСС. Характерно, что 4 человека вначале отрицали, что они давали согласие на крещение, но были уличены подписями на заявлениях, сохранившихся в делах церкви».

Таким образом, религию пытались уничтожить руками самой Церкви.

Введение обязательной регистрации совершения Таинств и обрядов вызвало снижение их количества в некоторых районах страны, в первую очередь – в крупных городах. Многие врачи, инженеры, студенты были вынуждены прекратить ходить в церковь. Люди старались договориться со знакомым священником, которому доверяли и который не стал бы регистрировать их обращения. Но теперь появилась возможность выявлять таких «нелояльных к властям» представителей духовенства и изгонять их с приходов.

"Канонизация
Канонизация св. праведного Иоанна Кронштадтского. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. 8 июня 1990 г.
1990 год – Святейший Патриарх Алексий II прибыл в свой прежний кафедральный город, чтобы совершить там на основании соборного определения прославление св. праведного Иоанна Кронштадтского.

Торжество прославления совершилось в Иоанновском монастыре на р. Карповке, где покоятся св. мощи угодника Божия. Верующие петербуржцы и гости города заполнили набережную перед монастырем, мост, противоположный берег Карповки. Богослужение совершалось под открытым небом: восстановленный храм не мог вместить даже городское духовенство

К собравшимся обратился Святейший Патриарх  Алексий IІ:

«Эта обитель пережила разорение, запустение, но тропа народная не зарастала к святому месту погребения великого праведника: приходили люди Божии, приносили цветы, ставили свечи, испрашивали благословения. По милости Божией прошли тяжелые времена для Церкви Христовой. Вновь открываются святые обители и храмы Божии. Вновь зажглась лампада в Свято-Иоанновском монастыре, в усыпальнице св. праведного.  Иоанна Кронштадтского».

14 июня 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×