Русская Православная Церковь XX век
7 октября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1927  — Митрополит Сергий подал заявление в ОГПУ с просьбой об амнистии и облегчении участи репрессированных священнослужителей.

Заявление не осталось без ответа. Из ссылок и заключения вернулись некоторые епископы и священники. А. И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» говорит об этих освобожденных как о «противотоке» конца 1920-х гг., выглядевшем как контраст на фоне эшелонов с заключенными, шедших на восток. Вместе с тем освобождение священнослужителей тогда не стало заметным событием в церковной жизни: на фоне последовавших вскоре репрессий число освобожденных было незначительно.

1943  — Постановлением за № 1095 Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Совете по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР».

Положение определяло основные функции и задачи Совета:

«1. Совет по делам РПЦ осуществляет связь между правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской Православной Церкви. <…>

3. На Совет по делам РПЦ возлагается:

а) предварительное рассмотрение вопросов, возбуждаемых патриархом Московским и всея Руси и требующим разрешения правительства;

б) разработка проектов законодательных актов и постановлений по вопросам Русской Православной Церкви, а также инструкций и других указаний по их применению и внесение их на рассмотрение СНК СССР;

в) наблюдение за правильным и своевременным проведением в жизнь на всей территории СССР законов и постановлений правительства, относящихся к Церкви;

г) представление в СНК СССР заключений по вопросам Русской Православной Церкви, своевременное информирование правительства СССР о состоянии РПЦ в СССР, ее положении и деятельности на местах;

д) общий учет церквей и составление статистических сводок поданным, представляемым местными органами.

4. Совет по делам РПЦ имеет при СНК союзных и автономных республик, обл(край)исполкомах и горисполкомах своих уполномоченных, действующих в соответствии с п. 3 “Положения” и инструкциями Совета.

5. Совет по делам РПЦ имеет право:

а) требовать от центральных и местных органов предоставления необходимых сведений и материалов по вопросам, связанным с Русской Православной Церковью;

б) образовывать комиссии для разборки отдельных вопросов.

6. Все центральные учреждения и ведомства СССР предварительно согласовывают с Советом по делам РПЦ проводимые ими мероприятия, связанные с вопросами, относящимися к Русской Православной Церкви.

7. Совет по делам Русской Православной Церкви имеет свою печать и штамп».

По своему статусу Совет приравнивался к Комитетам и Комиссиям, действовавшим при Совнаркоме СССР. Его деятельность со стороны правительства курировал заместитель председателя СНК В. М. Молотов. Отчеты, докладные записки и другие документы должны были посылаться на его имя, а «особо принципиальные» — непосредственно на имя И. В. Сталина.

1967  — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод назначил епископом Харьковским и Богодуховским епископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова). Епископом Симферопольским и Крымским, временно управляющим Днепропетровской епархией, назначен епископ Смоленский и Вяземский Антоний (Вакарик). Епископом Смоленским и Вяземским определено быть архимандриту Гедеону (Докукину), настоятелю Крестовоздвиженского собора Петрозаводска, благочинному Олонецкой епархии. Архиепископом Ростовским и Новочеркасским назначен архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Иларион (Прохоров). Архиепископом Уфимским и Стерлитамакским назначен архиепископ Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский). Архиепископом Казанским и Марийским назначен архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов). Митрополитом Ярославским и Ростовским назначен митрополит Нью-Йоркский и Алеутский Иоанн (Вендланд), патриарший экзарх в Северной и Южной Америке. Архиепископом Нью-Йоркским и Алеутским, патриаршим экзархом в Северной и Южной Америке назначен епископ Тегельский Ионафан (Колопович), исполняющий обязанности патриаршего экзарха Средней Европы. Епископом Берлинским и Среднеевропейским, патриаршим экзархом в Средней Европе определено быть епископу Кировскому и Слободскому Владимиру (Котлярову). Архиепископом Кировским и Слободским назначен архиепископ Мстислав (Волонсевич), б. архиепископ Горьковский. Епископом Венским и Австрийским назначен епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек (Лебедев). Епископом Вологодским и Великоустюжским назначен епископ Черновицкий и Буковинский Мефодий (Мензак). Епископом Черновицким и Буковинским назначен епископ Полтавский и Кременчугский Феодосий (Процюк). Епископом Полтавским и Кременчугским решено назначить преосвященного епископа Переяслав-Хмельницкого Феодосия (Дикуна), викария Киевской епархии. Епископом Житомирским и Овручским определено быть протоиерею Всеволоду Затовскому, клирику Кировоградской епархии. Епископ Зарайский Ювеналий (Поярков), заместитель председателя Отдела внешних сношений освобожден от управления приходами Московского Патриархата в Японии. Благочиние Московского Патриархата в Японии решено упразднить и восстановить деятельность Духовной миссии в Японии. Начальником Духовной миссии в Японии назначен архимандрит Николай (Саяма) с возведением в сан епископа Токийского и Японского. Управление Новгородской епархией поручено митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Никодиму (Ротову) с именованием его — митрополит Ленинградский и Новгородский.

Изменен состав редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

Синод определил празднование 50-летнего юбилея восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви совершить в мае 1968 г. и утвердил состав комиссии для подготовки и проведения празднования.

1987  — Скончался митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев).

1991  — Патриарх Маронитской Церкви Насраллах Бутрос Сфейр дал завтрак в честь Святейшего Патриарха Алексия II.

Затем состоялся прощальный прием в Бейрутской митрополии, где Блаженнейший Патриарх Антиохийский Игнатий IV наградил Святейшего Патриарха Алексия II орденом Святых первоверховных апостолов Петра и Павла высшей степени.

В тот же день Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отбыл из Бейрута на Родину.

1995  — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод принял решение образовать Томскую епархию Московского Патриархата, выделив ее из Новосибирской епархии. Определено: преосвященным Томской епархии носить титул «Томский и Асинский»; Новосибирским правящим архиереям иметь титул «Новосибирский и Бердский»; епископом Новосибирским и Бердским определено быть архимандриту Сергию (Соколову), инспектору Московской духовной академии; епископу Новосибирскому и Бердскому Сергию поручено временное управление Томской епархией.

Постановлено: образовать епархию Московского Патриархата на территории Республики Калмыкия, выделив ее из Ставропольской епархии; преосвященным носить титул «Элистинский и Калмыцкий»; епископом Элистинским и Калмыцким быть архимандриту Зосиме (Остапенко).

Образована епархия Московского Патриархата на территории Республики Коми, выделенная из Архангельской епархии. Епископом Сыктывкарским и Воркутинским определено быть игумену Питириму (Волочкову), настоятелю Троице-Стефаново-Ульяновского монастыря Республики Коми.

В связи с назначением на должность заместителя председателя ОВЦС епископа Дмитровского Иннокентия (Васильева) решено освободить от этой должности профессора протопресвитера Виталия Борового, назначив его консультантом отдела.

1997 — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в московском Сретенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

Одно из удивительных свидетельств Воскресения Христова, сохранившееся до наших дней, — Плащаница Спасителя, кусок длинной узкой ткани, которым было обернуто после крестных страданий и смерти тело Иисуса Христа.

На Плащанице таинственным, непостижимым образом запечатлен Иисус Христос, снятый после распятия с креста. Удивительный лик, исполненный мира и неземного величия, хотя и со следами тяжелейших страданий. На высоком лбу заметны струйки крови, на руках и на ногах — следы ран от гвоздей, кровоподтеки от ударов бичей покрывают все тело.

Само изображение нечеткое, как бы размытое. Секрет этого был раскрыт неожиданно, в 1889 году. Тогда Плащаницу впервые сфотографировали. И каково же было удивление фотографа, когда на стеклянном негативе проявилось четкое, совершенно поразительное изображение Христа. С этого дня начался особый, научный этап исследований Плащаницы. Ученые со всего мира принимали участие в этих исследованиях, которые приносили им не только профессиональное удовлетворение: Плащаница поистине стала для тысяч современных ученых «пятым Евангелием», приводящим сомневающихся к твердой и глубокой вере. Она являет собой как бы послание к нам, запечатанный свиток, который мы только начинаем приоткрывать.

В 1997 г. точную копию Туринской плащаницы (всего таких копий в мире пять) известный американский ученый Джон Джексон передал в московский Сретенский монастырь, в центр по изучению Плащаницы, в котором трудятся православные физики, математики, биохимики, искусствоведы, ученые других специальностей.

29 сентября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×