Русская Православная Церковь XX век
13 октября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1922 — Создана Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП (б).

Наиболее значительным в составе АРК было представительство ГПУ: кроме заместителя его председателя, В. Р. Менжинского, в нее входили Т. Д. Дерибас (который в мае 1923 г. сменит Т. П. Самсонова на посту начальника Секретного отделения ГПУ) и начальник 6-го отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучков, который стал бессменным секретарем комиссии. В состав комиссии входили представители Агитпропа, НКЮ, ВЦИКа. 17 октября на организационном заседании Антирелигиозной комиссии Л. Д. Троцкий был введен в ее состав в качестве председателя. В январе 1923 г. в качестве председателя комиссии его сменил Е. М. Ярославский (Миней Губельман).

1923 — В Политехническом музее состоялись дебаты архиепископа Илариона (Троицкого) с Александром Введенским на тему «Враги Церкви».

В своем выступлении архиепископ указал на тесную связь властей и обновленцев. Он особо подчеркнул, что патриарх не является контрреволюционером и не выступал против изъятия церковных ценностей, что сторонники патриарха никогда врагами Церкви не были, «а если являемся врагами, то не церкви, а раскольничье-обновленческой церкви, поэтому мы освящаем соборы после обновленцев». Заканчивая свое выступление, архиепископ подчеркнул, что Святейший Патриарх Тихон никогда не пойдет на компромисс, на союз с обновленцами. Введенский на этом диспуте потерпел полное поражение.

1943 — Состоялась встреча Г. Г. Карпова с В. М. Молотовым по вопросам организации Совета по делам Русской Православной Церкви.

Карпов с огорчением доложил: «Во-первых, не закончен внутренний ремонт особняка. Во-вторых, не полностью укомлектован штат Совета и сотрудники, направляемые отделом кадров Управления делами СНК, идут на работу в Совет неохотно». Недовольный Молотов тут же позвонил управляющему делами Совнаркома Я. Чадаеву: «Совету по делам Русской Православной Церкви нужно помочь во всех отношениях. Весь личный состав Совета нужно поставить в привилегированное положение. Выдайте соответствующие пайки для сотрудников аппарата». В результате была повышена заработная плата (зарплата председателя увеличилась с 2500 до 3900 руб. в месяц), члены Совета получили право пользоваться услугами Кремлевской столовой, 4-го управления Минздрава СССР; всем сотрудникам Совета давались отсрочки по мобилизации в действующую армию. Проблема комплектования аппарата Совета по делам Русской Православной Церкви была решена.

Далее Карпов свидетельствовал: «Молотов поинтересовался, кто будет у меня заместителем. Я доложил, что по согласованию с товарищем Меркуловым полковник госбезопасности товарищ Зайцев и что соответствующее представление в ЦК ВКП (б) товарищу Маленкову на товарища Зайцева я сделал». На вопрос Карпова о подборе уполномоченных Совета на местах Молотов ответил: «В первую очередь в областях, освобожденных от немцев, а также, где много церквей, целесообразно из чекистов».

Неясным до конца оставалось положение самого Карпова. Считать ли Совет обособленным от НКГБ органом, а работу в нем — единственными прямыми обязанностями, либо считать Совет подразделением подведомственного ему отдела НКГБ? Карпов решил выяснить: «Я совмещаю свою деятельность с обязанностями начальника отдела НКГБ и имею поручение Меркулова спросить, освободить меня (от последней должности. — Ред.) или нет». Молотов: «Сейчас я вам не могу сказать, мы еще подумаем». Чуть помедлив, добавил: «Если ваше должностное положение в НКГБ не публикуется в газетах и не предано официальной гласности, то я считаю возможным совмещение».

1964 — Н. С. Хрущев, находившийся на отдыхе в Пицунде, был срочно вызван в Москву.

 На заседании президиума ЦК Хрущева подвергли сокрушительной критике, после чего он вынужден был подписать заявление об отставке.

На открывшемся вслед за этим пленуме ЦК КПСС после доклада М. А. Суслова Хрущев был смещен со всех партийных и государственных постов и отправлен на пенсию, как сообщалось в газетах, «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

Отставка Хрущева явилась следствием закулисных маневров. Тем не менее она была встречена с одобрением всеми слоями общества. Нигде не было митингов в его поддержку, не поступило ни одного письма в его защиту. В следующем, 1965 г. органы КГБ даже зафиксировали двукратное снижение «антисоветских выступлений» (листовок, писем с выпадами против политического руководства, надписей на заборах и т. п.).

Миллионы верующих не без основания стали надеяться на скорую смену курса в политике государства по отношению к Церкви. По свидетельству ленинградского уполномоченного Совета по делам религий, после получения известия об уходе Хрущева в городских храмах без всяких указаний прекращали жесткий контроль за совершением обрядов, резко выросло количество треб. Так, если за все первое полугодие 1964 г. в Троицкой церкви «Кулич и пасха» крестилось 575 человек, за один день, 18 октября, — 53 человека. Подобное происходило и в других областях. Падению Хрущева сопутствовало почти немедленное смягчение антицерковных нападок. Опасаясь социального взрыва, новое руководство страны предприняло ряд мер по снятию общественного напряжения вокруг религиозной проблемы.

Период волюнтаристского руководства страной и штурмового натиска на Церковь закончился. Но это не означало, что новое «коллективное руководство» будет готово отказаться от антицерковной политики 1950-х — начала 1960-х гг. Темпы наступления на Церковь снизились, но само направление государственной политики осталось прежним.

1977 — Святейший Патриарх Пимен нанес официальный визит губернатору Стамбула.

Непосредственно после визита губернатору Стамбула в Константинопольской Патриархии под председательством Святейшего Патриарха Димитрия и Святейшего Патриарха Пимена состоялись официальные церковные переговоры между представителями двух Церквей. Со стороны Святейшей Константинопольской Церкви в переговорах участвовали председатель и члены Синодальной комиссии по межправославным вопросам, со стороны Русской Православной Церкви — лица, сопровождавшие Святейшего Патриарха Пимена. В конце собеседований Святейший Патриарх Пимен пригласил Святейшего Патриарха Димитрия посетить Русскую Православную Церковь. Приглашение было принято с благодарностью.

Вечером Святейший Патриарх Димитрий в сопровождении митрополита Халкидонского Мелитона, митрополита Колонийского Гавриила и митрополита Мелитинского Иоакима нанес ответный визит предстоятелю Русской Православной Церкви.

1989 — В Успенском соборе Московского Кремля совершены панихида по блаженнопочившим Патриархам Московским и всея Руси и праздничный молебен.

В тот же день архипастырей Русской Православной Церкви, глав и представителей Церквей и религиозных объединений Советского Союза принял в Кремле первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов.

1999 — Святейший Патриарх Алексий II посетил Самарскую духовную семинарию.

В семинарском храме в честь преподобных Кирилла и Марии на память о посещении Самарских духовных школ Его Святейшеству был преподнесен резной образ Спасителя. Святейший владыка обратился к учащим и учащимся и в знак своего первосвятительского благословения передал в дар духовной семинарии икону св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В тот же день Его Святейшество посетил Самарский Иверский женский монастырь. В главном храме обители первосвятителя приветствовала настоятельница монастыря игумения Иоанна (Капитанцева). Она преподнесла Святейшему владыке митру, вышитую насельницами обители. Святейший Патриарх передал в дар монастырю Иверскую икону Божией Матери.

Вечером того же дня Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе Самары.

11 октября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×