Русская Православная Церковь XX век
16 октября

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1922  — Лидеры обновленческих группировок объединились в составе единого ВЦУ.

На заседании обновленческого ВЦУ произошла его реорганизация, теперь в него входили: председатель — «митрополит» Антонин, заместители — Александр Введенский и Владимир Красницкий, управляющий делами — А. Л. Новиков, пять членов от СОДАЦ и СЦВ и три — от «Живой церкви».

Была создана комиссия по подготовке «собора». Лидеры «Живой церкви» поняли, что для сохранения положения им следует несколько смягчить требования своей церковно-реформаторской программы. Это было сделано в «Тезисах предстоящей реформы Православной Церкви на поместном соборе», принятых на расширенном пленуме ЦК группы «Живая церковь».

1928 — Скончался Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский и Ростовский.

1958  — По совместному предложению Совета по делам Русской Православной Церкви и Министерства финансов СССР Совет министров СССР принял постановление «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей».

Суть нового постановления заключалась в изменении порядка обложения подоходным налогом церковных свечных мастерских в сторону его увеличения.

Предложения «Об изменении порядка обложения подоходным налогом свечного производства религиозных организаций» Совет по делам Русской Православной Церкви совместно с Министерством финансов СССР представил в ЦК еще летом 1958 г. Предложения эти были сформулированы новым заместителем председателя Совета П. Г. Чередняком, который подошел к этому вопросу как экономист-профессионал.

Логика его рассуждений была следующей: «Активизации Церкви в СССР способствуют ее высокие денежные доходы, которые из года в год неуклонно увеличиваются... Большой удельный вес в доходах, получаемых церквами, занимают доходы от продажи свечей верующим. Особенно высокие доходы от свечного производства имеет Русская Православная Церковь. Так, по Московской епархии доходы от продажи свечей составили в 1956 г. 88 млн. руб., что составляет ок. 70 % всех <ее> доходов, по Краснодарскому краю — до 70 %, по Белорусской — 70 %... Характерно, что производство свечей из года в год увеличивается. Если в 1953 г., по данным Министерства финансов СССР, 15-ю мастерскими Русской Православной Церкви было произведено 400 тыс. кг свечей, то в 1957 г. этими же мастерскими было произведено 846 тыс. кг... Исчисление налога производится с суммы-разницы между себестоимостью и отпускной ценой на свечи, продаваемые религиозным общинам. Такой порядок исчисления налога Московская Патриархия и ее епархиальные управления использовали в корыстных целях. Это выразилось в том, что они за последние годы стали снижать постепенно отпускные цены на свечи, продаваемые церквам. Например, московская свечная мастерская, изготовляющая свечи, в основном из сырья, получаемого из государственных фондов по государственным ценам, снизила цены с 27 руб. до 15 руб. за кг, мастерская Молдавской епархии понизила отпускные цены с 250 до 100 руб. за кг, алма-атинская мастерская с 145 руб. до 80 руб. за кг и т. д.

Такие действия Московской Патриархии и ее епархиальных управлений привели к тому, что они из года в год все меньше и меньше платили сумму подоходного налога. Например, если в 1953 г., по данным Министерства финансов СССР, с 400 тыс. кг Московская Патриархия и епархиальные управления уплатили свыше 5 млн. 622 тыс. руб., то в 1957 г. за 846 тыс. кг было уплачено 4 млн. 962 тыс. руб.».

По предложению Совета и Минфина, которое легло в основу постановления Совета министров СССР, отпускная цена на свечи, с которой должна была рассчитываться сумма подоходного налога, закреплялась на уровне 200 руб. за 1 кг. Это, естественно, привело бы к росту розничных цен на свечи, что сразу бы почувствовали на себе верующие. Но советские органы рекомендовали «церковному центру не производить повышение розничных цен» на свечи. Причем вводился новый налог задним числом — с 1 октября 1958 г. Епархиальные управления и сама Московская Патриархия оказались в финансовой ловушке. Новая отпускная цена на свечи порой оказывалась выше розничной, и разницу между ними приходилось покрывать центральному или епархиальному церковному управлению. Это ломало годовой бюджет Русской Церкви и, как писал в Совет патриарх Алексий, дезорганизовало ее деятельность. Однако просьбу патриарха о введении нового порядка налогообложения хотя бы с 1 января 1959 г. Совет в составе четырех его членов не поддержал (Г. Г. Карпов в это время, в ноябре 1958 г., находился в больнице). ЦК КПСС согласился с мнением членов Совета.

По материальной базе Патриархии был нанесен тяжелый удар. Повышение налога на доход свечных мастерских коснулось каждого прихода. По принятому постановлению мастерские были вынуждены отпускать свечи по 200 руб. за 1 кг, и в то же время запрещалось повышать значительно более низкие цены на них в храмах. Чтобы найти выход, во многих приходах начали распускать платные хоры, уменьшились доходы священников. Духовенство разорялось. По московской мастерской увеличение налога на свечи составило 1033 %. В целом для Патриархии он начал обходиться в 12 млн. руб. в месяц, тогда как на содержание духовных учреждений и выплату пенсий вместе тратилось 2,75 млн. руб. Важную роль играло и то, что постановление, сообщенное Церкви 28 октября, вступало в силу с 1 октября, что повлекло за собой взыскание дополнительной платы за уже проданные свечи. Епархии и приходы, не имевшие в запасе денежных средств, оказались в крайне затруднительном положении. Патриархию захлестнула волна отчаянных просьб архиереев о помощи. Так, Ивановской епархии необходимо было заплатить налог за IV квартал 1958 г. в 3088 тыс. руб., а в епархиальной кассе было лишь 100 тыс., у Ярославской епархии — соответственно 586 тыс. и 37 тыс.

В тот же день, 16 октября 1958 г., по предложению Совета по делам Русской Православной Церкви Совет министров СССР принял еще одно постановление — «О монастырях в СССР».

Согласно этому постановлению, монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось значительное уменьшение земельных наделов, а также сокращение самого количества обителей. Кроме того, вновь вводились отмененные в 1945 г. налог со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков. Антирелигиозная кампания неслучайно началась с гонений на монастыри. Их духовная роль всегда являлась чрезвычайно важной в России. Они были и оставались местами паломничества, где можно исповедоваться и получить совет духовника, центрами духовной поддержки верующих, национальными источниками веры. И во второй половине XX столетия православные монастыри сохраняли свое значение.

Однако правовое положение монастырей в СССР было шатким. Монастыри не имели «двадцаток» и мирян для своего правового представления перед властями. Таким образом, стремясь к их ликвидации, советское руководство пыталось поразить слабое в правовом отношении звено Церкви и лишить массы верующих важной части их духовной пищи.

Постановлением поручалось Совету по делам Русской Православной Церкви и Совету по делам религиозных культов в шестимесячный срок изучить вопрос о возможности сокращения количества монастырей и скитов и внести в Совет министров согласованные предложения по этому вопросу. На встречах с Карповым патриарх согласился с предложением Совета о возможном закрытии 22 православных монастырей и 7 скитов. 4 апреля 1959 г. патриарх Алексий прислал в Совет письменное согласие. Патриарх согласился также на просьбу Карпова дать указание правящим архиереям не принимать в монастыри лиц, не достигших 30-летнего возраста. Ему пришлось согласиться и с требованием Карпова, чтобы без согласования с Советом никаких дотаций монастырям не давать.

Поход на монастыри быстро набирал темпы. Уже 24 октября в ЦК КПСС поступила докладная записка секретаря компартии Украины Н. В. Подгорного, предлагавшего в ближайшее время закрыть 13 из 40 украинских монастырей и скитов, а также передать территорию нижней части Киево-Печерской лавры с ближними пещерами музею-заповеднику. Записка встретила полное одобрение заведующего отделом пропаганды ЦК Л. Ф. Ильичева. Постановлением Совета министров УССР от 1 ноября из 357 га земли украинским монастырям было оставлено лишь 60, причем мукачевской обители отказали даже в 2 га огорода и сада. В январе 1959 г. без согласия и уведомления Совета по делам Русской Православной Церкви были выселены 32 монаха из Киево-Печерской лавры. Молдавские власти пошли еще дальше, предлагая за несколько месяцев закрыть 12 из 14 монастырей республики. В РСФСР Псково-Печерскому монастырю из 26,5 га земли оставили только 4,4 внутри двора, да и за ту установили такой высокий налог — 40 руб. с сотки, — что впору было от нее отказаться. Областной партийный актив решил добиваться ликвидации обители. С большим трудом Совет несколько упорядочил этот процесс, утвердив план закрытия в 1959—1960 гг. 28 из 63 монастырей и скитов Русской Церкви, в том числе 7 — в Молдавии и 17 — на Украине.

Кроме того, в качестве ограничительной меры в отношении Церкви была поставлена задача сокращения епархий. На встречах Карпова с патриархом зимой и весной 1959 г. по «настоятельным рекомендациям Совета» патриарх согласился на ликвидацию Сумской епархии (объединена с Черниговской), Дорогобычской (в связи с ликвидацией Дорогобычской обл. была объединена с Львовской епархией), Рижской епархии (объединена с Эстонской), Ульяновской (объединена с Куйбышевской). Патриарх также снял вопрос об открытии самостоятельных епархий в Луганске, Тернополе, Хабаровске и др.

Руководство Патриархии реагировало на эти меры крайне болезненно. Уже 29 октября Совет по делам Русской Православной Церкви посетила группа работников Хозяйственного управления во главе с его председателем архиепископом Макарием и горячо убеждала в необходимости отменить акты, подрывавшие всю экономическую жизнь Церкви. Однако последовал твердый отказ. Ходатаи в сердцах заявили, что «правительство изыскивает таким способом необходимые средства на нужды государства». 4 ноября Совет информировал ЦК о резко негативной реакции работников Патриархии. Заместитель председателя Хозяйственного управления, личный секретарь патриарха Алексия Д. А. Остапов в знак протеста даже предлагал отказаться от внешнеполитической деятельности, не принимать иностранные церковные делегации и не давать им денег на подарки. Вскоре Остапов был привлечен к уголовной ответственности за «незаконное» печатание в мастерской Патриархии «венчиков» и «разрешительных молитв». Сверх дозволенных 200 тыс. экз. было изготовлено еще 1 млн., и 900 тыс. их уже продано. Но затем следственное дело закрыли: всю ответственность патриарх взял на себя.

Предстоятель Русской Церкви был возмущен постановлением от 16 октября. 17 ноября он писал в Совет: «Это мероприятие... явилось для Патриархии беспрецедентным и совершенно неожиданным, как предпринятое без всякой консультации с заинтересованной стороной». В частных беседах патриарх заявлял о необходимости порекомендовать церковным организациям закупать свечи у государства, а также наладить их нелегальное производство.

Вскоре последовали новые удары. В ноябре — декабре 1958 г. прошла массовая чистка церковных библиотек, в которых по постановлению ВЦИК и СНК 1929 г. должны были находиться лишь книги, необходимые для «отправления религиозного культа». Многие книги, прежде всего богословские и религиозно-философские, были изъяты, вся иностранная литература поставлена на цензорский контроль. Для ограничения поступления новых изданий выпустили «Инструкцию о порядке пропуска в СССР религиозной литературы и предметов религиозного культа».

1973 — Состоялось заседание Священного Синода.

Синод рассмотрел вопрос о неоднократных обращениях архиепископа Ивановского и Кинешемского Феодосия (Погорского) с просьбой переместить его на другую кафедру.

Синод решил: «Архиепископа Ивановского и Кинешемского Феодосия и преосвященного архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Иова (Кресовича) переместить одного на место другого».

1977 — В патриаршем храме во имя св. великомученика и Победоносца Георгия Святейшим Патриархом Димитрием и Святейшим Патриархом Пименом совершена Божественная литургия.

В этот же день — Согласно совместно выработанной программе, под председательством митрополита Халкидонского Мелитона и митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, с участием членов Синодальной комиссии Константинопольской Церкви по межправославным вопросам и сопровождавших Святейшего Патриарха Пимена архиереев состоялось совещание.

1989 — Состоялось заседание Священного Синода.

Во исполнение определения прошедшего Архиерейского Собора об образовании Белорусского Экзархата Синод назначил экзархом митрополита Филарета (Вахромеева).

Решением Синода образована комиссия Священного Синода по вопросам издательской деятельности и церковной печати. Согласно определению Собора постановлено: «Возложить на эту комиссию ответственность за составление тематических планов изданий, определения соответствующих приоритетов в рамках существующих возможностей и за их реализацию Издательским отделом. Считать скорейшую перестройку издательской деятельности общецерковной задачей особой важности».

Была образована Богослужебная комиссия во главе с митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом (Руснаком). Синод принял решение: «…Поручить преосвященному митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию довести до сведения клирика его епархии священника Глеба Якунина, направившего по поручению группы клириков и мирян письмо, позицию Священного Синода по затронутым в этом письме вопросам».

В марте 1989 г. о. Глеб Якунин направил на имя патриарха Пимена письмо. Автор письма настаивал на том, чтобы первосвятитель удалился на покой, так как, по его, Якунина, мнению, немощи патриарха не позволяют ему активно управлять Церковью.

1991 — Святейший Патриарх Алексий II возглавил служение Божественной литургии в Оптиной пустыни.

По окончании богослужения был отслужен праздничный молебен с крестным ходом и заупокойная лития на братском кладбище.

11 октября 2006 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×