Доверие: слово и дело

Если уж ты доверил свою жизнь Богу, то не должен бояться ничего. Даже если страшно, даже если вокруг — непроглядно,
даже если кажется, что житейское море сейчас поглотит тебя, а твоя лодка разобьется о скалы, не бойся все равно!
Если когда­то ты понял, что Христос — рядом с тобой, если когда­то ощутил сердцем Его присутствие,
если когда­то уверился в том, что Господь любит тебя и ведет по жизни, значит, Он никогда уже не бросит тебя,
не отвернется, не перестанет слышать твои молитвы...
Протоиерей Алексей Уминский «О чем говорит Христос. Разговор о Евангелии»

Доверие. Наверняка, произнося это слово, каждый из нас представляет себе что-то хорошее: надежность, открытость, искренность. Наконец, это значит, что рядом с нами — надежный и искренний человек, на которого можно всегда положиться. Ну и, безусловно, нам бы самим хотелось быть для кого-нибудь такими вот, достойными доверия. В общем, «доверие» — какое-то очень хорошее и теплое слово, как и ассоциации, возникающие при его произношении.

Много ли у каждого из нас таких людей, которым можно было бы доверять безоговорочно и на все сто? У кого-то — несколько; кто-то рад и тому, что, проанализировав ситуацию, может назвать хотя бы одно имя; а кто-то пока в поиске. Я не беру случаи, когда человек не доверяет вообще никому и никогда (это, видимо, болезненные симптомы психического расстройства) или же доверяет всегда и всем (а это уже — Лев Николаевич Мышкин). Оставив эти два случая, можно поговорить об остальных.

В толковом словаре Ушакова слово «доверие» определяется как «убежденность в чьей-либо честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-нибудь». Убежденность предполагает, что доверять мы можем только тем, кого хоть сколько-нибудь знаем. И это, видимо, также значит, что настоящее доверие необходимо заслужить — это не то, что возникает само собой, в одночасье (если, разумеется, речь идет не о какой-нибудь сумасшедшей влюбленности, когда готов отдать/доверить все, что имеешь, и трезво мыслить не получается). Вера же — часто вопрос нашей совести и нашего выбора.

А между тем доверять приходится людям совсем незнакомым и едва ли не ежедневно! И доверяем мы им вещи далеко не пустячные — наше здоровье, свободу, деньги, репутацию и, наконец, саму жизнь.

Доверие бывает разное, как и причины для его возникновения: доверяем мы не только тем, кого знаем и с кем пуд соли съели, но и из любопытства, из-за боязни обидеть недоверием или оказаться в дурацком положении, из-за безразличия, от незнания и наивности, от неимения выбора, вынужденно. Вся наша жизнь строится на доверии.

Почти каждое утро и почти каждый из нас отправляется на работу. Зная сегодняшнюю ситуацию на дорогах, всякая поездка — небезопасна (и для тех, кто за рулем собственного автомобиля, тоже). Но, наверное, никто из нас не подходит к водителю и не требует медицинскую справку, не интересуется и о его настроении на данный момент? Сел — поехал. С надеждой на то, что если водителя допустили до работы, значит, с его здоровьем (в том числе и психическим) всё в порядке, и что до пункта назначения вы доберетесь не только вовремя, но и в целости и сохранности.

Каждому из нас в течение жизни неоднократно приходится обращаться за помощью в медицинские учреждения. И там за нас как-то уже все решено: подходим к окошку регистратуры и берем талон к тому врачу, которого кто-то назначил на наш участок. Много ли мы знаем об этом человеке? Да почти ничего, если не брать в расчет разговоры в очереди. Можно, конечно, пойти в платную клинику и самому выбрать себе врача, но и там — намного ли больше информации? Деньги — еще не гарантия благополучного исхода дела. Но пришли в больницу (или вызвали врача на дом) и надеемся, что наше здоровье в надежных руках.

С учебными учреждениями ситуация похожая. Мы, конечно, прислушиваемся к тому, что говорят о том или ином учителе, но в итоге, пока не отдадим ребенка в школу и сами не убедимся в компетентности и порядочности человека, взявшегося учить наше чадо, все, что мы можем,— это только наблюдать и надеяться.

И еще о многом можно сказать — о выборах, рекламе, купле-продаже недвижимости… В общем-то, это все — о наших отношениях с людьми, которых мы или совсем не знаем, или знаем, но недостаточно хорошо. Но ведь есть еще семья, родственники, друзья — кому, если не им, доверять? Самые близкие, родные, любимые. Соседи, коллеги по работе — одних мы можем знать чуть ли не всю свою жизнь, с другими проводим достаточно много времени, чтобы разобраться, кто есть кто. Но стоит назвать несколько ситуаций — например, дележ наследства или развод супругов — и оптимизма становится меньше. Или дали деньги в долг другу — и дружба врозь, потому что тот вовремя не отдал. Или — трезвому человеку вы полностью доверяете, а с ним же, но нетрезвым, уже не до доверительных отношений. Или работаете с человеком вместе не один год, доверительно, как ни с кем другим, общаетесь, а он возьми да и подставь. Или же, чего далеко ходить, мы сами. Случается, что вольно или невольно, а делаем мы что-то такое, что не оправдывает чье-либо доверие. Подводим людей… И в основе — опять не убежденность, а все та же надежда на то, что все обойдется, все наладится, все будет хорошо. Если задуматься, то получается так, что, во-первых, часто понятие «доверие» больше связано не со словами «верить» и «знать», а со словом «надеяться». А во-вторых, по-настоящему доверять другому человеку (даже не будучи мизантропом и не имея мысли, что «человек человеку — волк, враг и т.п.») — трудно и беспокойно. Тем более когда всем сердцем прикипаешь к тому, что поставлено на кон, и особенно если речь идет о материальных ценностях и нашем собственном комфортном житье-бытье.

Но надо сказать, что в этих случаях мы все равно менее беспечны и всеядны, чем в вопросах веры — жизнь потребителя и обывателя того требует, здесь мы явно видим, что теряем. Но ведь есть еще и другое. То ли постоянно забывается, что мы — не только тело и его потребности, а еще и душа, то ли искренне полагаем, что здесь все в норме (крещеные, в церковь ходим, причащаемся, милостыню подаем — чего же еще?!), и ничего страшного произойти не может. Для кого-то вполне допустимо называть себя православным христианином, ходить в храм на исповедь и при этом сверять свою жизнь по гороскопам и доверять решение своих проблем ясновидящему или «белому колдуну в четвертом колене». Быть, как сказал профессор А.И. Осипов, «православным язычником». Забывая или вовсе не зная о главном, быть нараспашку для всего и всех, кокетливо заигрывать с тем, что кажется любопытным и вполне безобидным:

— Ну как не довериться святынькам — из святых же мест привезены! Вот этот песочек с могилки — в носки, камушек — под подушку, краску с иконки — в стакан со святой водичкой — и никакая хвороба не одолеет! Знающие люди посоветовали!..

— Как можно не доверять этой целительнице — у нее весь дом в иконах и церковных свечах, да и молитвы, что читаются, такие же, как в моем молитвослове! И после ее сеансов муж спиртное на дух не переносит!..

— Почему это гадать — грешно? Я вот узнаю, что меня ждет, и буду готов ко всему. Тем более и гадать мне будут не по каким-то там рунам или картам Таро, а по Библии. Я — православный, Библии я доверяю.

Трезво рассуждать, какие потери можно понести из-за своей излишней доверчивости,— и в голову не приходит…

Как правило, в нашей жизни нам всегда предоставляется выбор, в том числе — выбор своего пути и ответа на вопрос: доверять или нет? «Доверяй, но проверяй»,— говорится во всем известной пословице. Другими словами, приложи хоть какое-то усилие, хоть немножко потрудись и, во-первых, сумей увидеть этот выбор, а во-вторых, попытайся хоть как-то проверить его правильность. Это в обычной жизни недоверие и перепроверка могут вызвать обиду и неприятные ощущения, а в жизни духовной они являются добродетелями.

Помнится, во времена СССР был такой коронный вопрос-тест: «А пошел бы ты с этим человеком в разведку?». Надо было подумать и, взвесив все за и против, дать ответ. В условиях мирного времени вопрос, конечно, странный, но на самом-то деле не шуточный и требующий размышлений: кто ты такой, чтобы обижать человека своим недоверием, но и безрассудно доверить свою (и нередко — не только свою) жизнь — значит пропасть ни за понюшку табаку. Можно, конечно, возразить, что сейчас — не война, и мы — не минеры и не разведчики, а значит, и право на ошибку имеем. Но это как сказать. Война — не всегда и не обязательно стрельба и взрывы на улицах города, часто — это все то же самое, но внутри нас. И одно из главных условий для того, чтобы не оказаться побежденным — это наконец понять, что ты живешь. Не доживаешь свои последние десятки лет, а живешь и будешь жить вечно. И вот тогда вопрос «кому и что доверять?» — это уже серьезно. Потому что по-настоящему страшно должно быть только одно: ошибиться в том, что как-то может повлиять на жизнь вечную, на то, что ожидает нас за гробом. Конечно, все мы — самые обычные люди, и земные сиюминутные невзгоды и потери представляются нам вещами куда более ужасными, чем какие-то рассуждения о том, что когда-то потом из-за нашей безрассудности нам может быть еще хуже, чем сейчас. Утрата здоровья, близких людей, денег, квартиры — куда уж, кажется, страшнее? Потерять сбережения или разочароваться в человеке для нас страшнее, чем потерять связь с Богом. До тех пор, пока у нас нет веры (и даже если вера у нас есть, но верим мы неправославно) — так оно и есть.

Как-то грустновато выходит. А может, стоит буквально понимать слово «доверие»? До-верие — то, что есть у нас до веры, то есть путь исканий и ошибок. Человек идущий и ищущий — это уже хорошо! И радостно в этом то, что итогом этих поисков для многих из нас является обретение Господа. И не беда, что ценой ссадин, шишек и даже переломов. Потому что вот тут уж, даже если жизненные обстоятельства и складываются так, что нет пока рядом с нами такого человека, которому можно безоговорочно доверять, в сердце вселяется радость и покой — оттого, что все упование наше мы возложили на Него, и не только здоровье, деньги, свободу, а саму жизнь Ему доверили. И не только свою, а и тех, кого любим. И уже не так страшны нам ни воры-грабители, ни мошенники, ни врачи-недоучки, ни наши собственные ошибки.

Газета «Православная вера» №22 (474), 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Тестирование веры Тестирование веры
Татьяна Кувшинова
Тестирование веры Тестирование веры
Татьяна Кувшинова
Девушка посоветовала не писать в анкете, что я работаю в центре «Православная семья»: «Понимаете, православные – люди с другим мировоззрением. Поэтому эта категория нам не подходит!» «Как странно, – побежали мысли, – я православный человек, а для того, чтобы попробовать средство для мытья полов, это нужно скрыть».
Как хорошо, что Ты есть! Как хорошо, что Ты есть!
Священник Димитрий Шишкин
Нашим современникам кажется, что сначала должно возникнуть в душе какое-то особое чувство, называемое верой, а затем уже жизнь будет меняться в соответствии с этим чувством. Но ждать этого «чувства веры» можно до конца своих дней. Нужно именно действовать. И главное – начать в повседневной своей жизни руководствоваться Евангелием. Не «естественными» движениями души и тела, омраченных грехом, а именно Евангелием.
«Я верю».
Как понимает христианин эти слова?
«Я верю».
Как понимает христианин эти слова?

Сергей Худиев
«Если бы сегодня вечером к моему возвращению домой мать приготовила мне вареный рис, а я, проголодавшись, вместо того чтобы наброситься на еду, внезапно остановился и стал бы смотреть на блюдо, то она озабоченно спросила бы: «Но… что с тобой? Тебе плохо?» А если бы я ответил: «Нет. Но я хотел бы исследовать это блюдо, чтобы быть уверенным, что там нет цианистого калия», — моя мать сказала бы: «Ну и шутник же ты!»
О вере истинного ученика Христова О вере истинного ученика Христова
7/20 ноября 2010 года
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
О какой же вере истинного ученика Христова идет речь, и как эту веру достичь? Все мы признаем себя верующими в Бога и почитаем веру главным и самым драгоценным сокровищем своей жизни. Но надо знать, что вера бывает разной и проверять себя, на какой ступени веры мы стоим.
Вера и верность Вера и верность
Прот. Андрей Ткачев
Вера и верность Вера и верность
Протоиерей Андрей Ткачев
В марте 1974 года, через 29 лет после выхода Японии из войны, на одном из Филиппинских островов закончил свою войну один из японских воинов — подпоручик Онода. В конце 44-го он получил задание от майора Танигути и приказ воевать до тех пор, пока лично Танигути не даст команду «отбой».
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×