Свобода слова

«Свобода» нынче любимое слово. Мало того, что это – любимое слово, но оно же еще и возводится в квадрат, давая в результате набившее оскомину сочетание - «свобода слова».

Это очень сложное понятие. Для того, чтобы говорить о свободе слова, нужно также говорить о его – слова – ценности. Иначе свободно произносимые слова, лишенные смысла или носящие извращенный смысл разрушат мир до основания, кстати, без всякого «а затем…».

Есть свобода слова, а есть культура слова. Культура же есть, в свою очередь, некая несвобода. В культуре возделывания земли нужно пахать не когда хочешь, а когда надо, и сеять не что-нибудь, а то, что вырастет и плод принесет. И всякая культура есть набор ограничений, подобных обрезанию ветвей на лозе. Иначе нет ее - культуры, и нет плода, и ничего вообще нет, кроме хамской болтовни. Такая «свобода» слова становится фактором исчезновения культуры слова и, вместе с нею, культуры мышления. Это – антропологическая катастрофа. С удовольствием (но без радости) перехожу к примерам.

*

Мат нынче уже не мат, а признак свободы словоизлияний и отсутствия догматизма в речевой деятельности. Если кто-то когда-то, обладая зачастую подлинным талантом, дерзал «сюсюкнуть» нечто из нецензурного, то делал это со страхом и изредка. Так изредка, как редко, например, бывают на базарах и вокзалах нобелевские деятели пера и шариковой ручки. А ведь в это же время на базарах и вокзалах многие люди всю жизнь живут. Живут и общаются соответственно. И вот, что получается: некто, услышав из именитых уст родной до боли глагол или соленое существительное, решает, что его способ речевой активности отныне канонизирован. Его фаллическое мышление отныне мнится ему классическим, и как Журден удивился, узнав, что говорит прозой, так и подобный персонаж узнает с радостью, что говорит на языке всемирной литературы.

*

Теперь дам место пространной цитате. Она принадлежит Дмитрию Бобышеву – известному поэту из числа «ахматовских птенцов». Речь пойдет об одном столкновении поэта с небезызвестным Юзом Алешковским, столкновении, имевшем место где-то на конференции в Лос-Анджелесе, и произошедшем по поводу ненормативной лексики в русской эмигрантской литературе. Слово участнику перепалки:

«Разумеется, мат — явление сугубо отечественное, но процветал он прежде лишь в быту. В эмиграции нередко могли оскоромить свои тексты Аксенов или Довлатов, в ту же сторону срывались порой и другие вольные литераторы, но Юз Алешковский сделал сквернословие основным стилистическим приемом, а сам он стал некоей “антизвездой” абсценного карнавала и, конечно, ближайшим предтечей карнавала российского. Помню, как в кулуарах того же лос-анджелесского форума я наконец решил высказать Алешковскому, да и другим литераторам, там присутствовавшим, свое мнение об этом речевом явлении вообще — и в быту, и в литературе. Я сказал, что в каждом бранном слове слышу и буквальный, и символический его смысл и потому совершенно не приемлю словесную похабщину»

Прошу вас обратить внимание, что отношение Бобышева к слову молитвенное, мистическое. Названный предмет оживает и является в слове. «Имя вещи есть сама вещь», - сказал бы А.Ф.Лосев. Следовательно, скверное слово, это не «пар из уст», а практическая магия и поедание-изрыгание словесных нечистот. Как же отреагировал Алешковский?

«Глядя в глаза и явно провоцируя, он обложил меня отчетливым матом. На провокацию я не поддался, а лишь сказал, что разделяю взгляд о. Сергия Булгакова, который предполагал, что вот именно это самое расхожее глумление над образом матери и, следовательно, образом Богородицы, а следовательно, и всей земли нашей, в каком-то тайном, магическом смысле оказалось причиной российских катастроф и злодеяний»

Это место прошу отметить или даже законспектировать. Наш недисциплинированный в мыслях и слове народ, достоин того, чтобы быть названным «народом черноротых», если взять во внимание тонны словесных помоев, изливающихся ежесекундно из русских ртов. Эти помои льются всюду, и святынь не щадят. Словесные гадости мы и за грех не считаем. О! Какое это заблуждение!

Итак, внимание! Здесь один из корней, той разветвленной системы нераскаянности и бытового безбожия, которые сокрушили Русь и издеваются над нею доселе. Речевой этикет редко проявляет нас, как Святую Русь, но чаще, как преддверие ада.

Бобышев молодчина. Он правильно мыслит и правильно действует. А что же визави?

«На это Алешковский покрыл матом и христианскую святыню, и нашу с ним общую родину. Я, видя, что он полностью саморазоблачился перед братьями-писателями, а в их числе и перед Довлатовым, плеваться посчитал неприличным, повернулся и ушел. Я был уверен, что уж кто-нибудь из присутствующих такую красноречивую сцену обязательно опишет, и в этом не ошибся. Ошибся лишь в том, что недооценил изощренного писательского умения лжесвидетельствовать. Тот диалог все-таки описал Довлатов (и поздней эпизод был опубликован), только я в нем присутствую под своим именем, а мой оппонент выступает как “писатель Н.Н. с присущей ему красочной манерой”. Таким образом, свидетель скрыл имя обидчика, а оскорбленного меня выставил красоваться среди опозоренных святынь. Пользуюсь случаем, чтобы восстановить тот эпизод в его полноте»

*

Все, ради чего я завел этот разговор, сводится к паре тезисов. А именно:

1) Качество жизни человека, как существа умного, прямо зависит от культуры его мышления.

2) Культура мышления человека выражается в культуре или бескультурье его слова.

3) «Черноротые» люди не могут быть счастливы, поскольку их словесная жизнь обличает их одержимость.

4) Разница между «черноротым люмпеном» и «черноротым интеллектуалом» отсутствует напрочь. При этом «интеллектуал» хуже люмпена, и если у разболтанного народа появились писатели-сквернословы, то ждите беды.

Употреблять слово «свобода» в его Евангельском контексте мы все еще не научились. Зато бесовские смыслы этого слова, несущие осквернение и разрушение, падшему человеку гораздо ближе. Но область действия слова есть область христианской ответственности, поскольку христиане – служители Бога-Слова воплощенного, и словом «свобода» должны пользоваться не для оправдания греха, а для приведения жизни в соответствие с Божиим замыслом.

Протоиерей Андрей Ткачев

Источник: Радонеж

11 февраля 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игум. Нектарий (Морозов)
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игумен Нектарий (Морозов)
«Вся чисто чистым» (Тит. 1, 15). А почему мы так уверены в своей чистоте? У нас есть для этого какие-то серьезные основания? Вряд ли. Тогда откуда уверенность в другом – в том, что нарушение церковного установления о посте не принесет вреда нашей душе?
О свободе О свободе
Слово в Крестопоклонную неделю
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Во все времена жизни человеческого рода, и сегодня – это не исключение, как много люди говорят о свободе, как вожделенна она человеку. Сколько слов о ней было сказано, сколько крови за нее было пролито. И эти поиски свободы продолжаются уже тысячелетия. Значит, есть какая-то внутренняя потребность у человека обрести то, что мы называем свободой, но формулируют это, объясняют, что это такое, люди совершенно по-разному. (MP3 файл. Продолжительность 21:04 мин. Размер 10.2 Mb)
Комментарии
Александр 1 марта 2016, 21:40
Что есть свобода?! Кто больше свободен - пресытившийся удовольствиями жизни, ни в чем мирском себя не ограничивающий, богач или бедный инок, проводящий свой земной путь в молитве и послушании?
Главный принцип современных проповедников "свободы" заключается в том, что ничего нельзя запрещать.К чему ведет такая свобода мы воочию наблюдаем в повседневной жизни.
А свобода слова, к великому сожалению, у большинства относящегося себя к современной российской интеллигенции и политикам сводится к словоблудию.
Главную свою заслугу Керенский А.Ф. видел в том, что он дал России свободу. То, что при этом Российская государственность была полностью уничтожена, это его не волновало. Господи, упаси, спаси сохрани и защити нас от такой свободы.
ольга26 февраля 2016, 10:24
Конечно, все правильно.Но о.Андрей прошу Вас фразу "держи ум свой во аде и не отчаивайся" не относить с именем Псоя Короленко" , а относить со святым Силуаном Афонским.
тамара25 февраля 2016, 04:39
Каждое слово в статье о.Андрея--истинная правда ,нечего и добавит.Храни,Господи,нас всех от всего злого,в том числе,и слова.
Наталия25 марта 2013, 23:02
Спасибо,отец Андрей, за Ваши книги и статьи. Хорошо, если бы с ними знакомили молодежь в обычных светских школах.
Н.Н.13 февраля 2013, 21:13
Спасибо, статья понравилась. Свободу сознательно "спутали" с вседозволенностью. Люмпены действительно лучше, они хоть при женщинах и детях старались не материться (правда-правда!), а вот "bнтеллигенты" этим "шикарили". Старые люди говороли, что при сквернословии "Богородица отворачивается от человека на 3 года, не слышит его молитв".
Как-то ранним утром шла на раннюю службу, Москва - как на ладони, а над городом - плотный купол, через который едва пробиваются солнечные лучи... И мне подумалось, что это наши грязные мысли и слова висят в воздухе и препятствуют
нашим молитвам подниматься к Богу... И Богородица отвернулась...
Александр13 февраля 2013, 00:44
Здравствуйте.
Статья называется "свобода слова", но речь в ней идет о сквернословии. А это скорее "свобода самовыражения", но не свобода от греха.
А как можно понимать "свободу слова"? Это возможность говорить о том, что умалчивается. Или того, что стоит за обвинением других. Например детей, подростков. Ай-ай-ай какие они плохие. Ругаются матом. Если дети хорошо учатся, выигрывают олимпиады - это повод для нас гордиться собой, а если они ругаются матом, то - это они плохие, и виновато общество.
А как обстоит дело с насилием в семье, унижением, оскорблением? Как с зависимостью, религиозным насилием?
Свобода слова - это сказать да,да и нет,нет. Это возможность назвать грех - грехом, а добродетель - добродетелью.
К*12 февраля 2013, 22:35
Да это меньшая из проблем.Я строитель, нигде не ругаются больше чем на стройке. Не ругайтесь сами и люди вокруг вас постепенно перестанут ругаться. Не совсем,возможно, но будут это делать намного реже, проверено (может стесняются?).А женщины и младшие по возрасту и должности обычно не ругаются вовсе.Главное не делать людям внушения и замечания. И уж тем более не ругайте за это (кроме случаев брани при детях). Лучше похвалите человека в том духе "как ты круто сейчас ЛАЯЛСЯ" и т.п., если он действительно преуспел. Только сами не ругайтесь матом вообще никогда как бы ни достали, ни одного слова вслух.
УДАЧИ!
Ирина12 февраля 2013, 15:18
Увы, это страшно, но что делать? Мат, как многие говорят, стал не руганью, а образом разговора. Матерятся дети (не говорю уже от взрослых) и вся эта нечистота разлита везде и на всех уровнях. Как уберечь детей? Как быть, если твой руководитель говорит исключительно матом и совершенно не признает другого общения? Что делать, если это везде? Хотя, четно признаться, если ты не воспринимаешь такой стиль разговора, то люди считаются с твоим мнением. Но все равно ничего не меняется. Спасибо, отец Андрей, за Ваши размышления и попытки что-то исправить в нашей жизни.
Ольга СПб12 февраля 2013, 12:17
Замечательная статья! СПАСИБО! Жаль только, что сквернословы не прочтут её...
В.А.12 февраля 2013, 04:19
Чем слабее аргументы - тем крепче выражения... Так горько слышать чуть ли не на каждом шагу вот эти самые "крепкие выражения": изрыгают взрослые мужчины, женщины, и самое страшное - дети, едва ли не садовского возраста... С экрана телевизора просто так, походя, несут эту мразь в массы вроде бы известные люди, и уже даже не оговариваются, что, дескать, извините, по-другому не могу выразиться... Уже и не извиняются..
Неужели выродилось в нас понятие культуры слова? И отсутствуют аргументы для спокойного ведения разговора? Давно-давно читала, что после такого словесного поноса необходимо полоскать рот крепким раствором соленой воды. Выматерился - прополоскал, выматерился - опять прополоскал... Автор говорил, что это очень действенный метод, особенно для детей...
Виталий12 февраля 2013, 02:30
Да уж назовём этих "интеллектуалов" своими именами . г.Гусман к примеру с пеной у рта всем доказывал о полной легитимности матерного лексикона в русской литературе и книгу выпустил с соответствующими цитатами из русских классиков . Когда я ещё только читать научился , прочитал в школьном туалете следующие четверостишье : " Писать на стенах в туалете , Поверь мой друг не мудрено , Среди г.... мы все поэты , Среди поэтов вы г.... !" Простите за пошлость , но уж больно достали эти "умники " !
виктор11 февраля 2013, 19:08
Спаси Господи ещё в школе кто-то нам сказал что наши предки говорили ругань это признак скудоумия эти сквернословы наверное дарвинисты и считают что человек произошёл от обезьяны а с неё-то что взять Господь не дал ей способность мыслить спаси и сохрани нас ГОСПОДИ от этой напасти
Виктория11 февраля 2013, 17:09
Браво! Если, конечно же, это слово может быть применено к тексту, написанному Священником...
Особенно страшно слышать всю эту грязь из уст подростков. Читать и размышлять над этим всем родителям, всем учителям, всем "интеллектуалам", пытающимся всячески оправдывать эту беду, называя ее возрастными попытками самоутверждения!
Спасибо, отец Андрей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×