Москва, 10 января 2013 г.
«Церковный суд работает, дела рассматривались, решения принимались (в основном это были апелляции клириков, в большинстве случаев удовлетворенные, на прещения, наложенные в епархиях). Церковный суд рассматривает дела на основании заявлений, написанных на имя архиерея (в епархиях) или патриарха (на общецерковном уровне)», — написал в «Фейсбуке» заместитель управляющего делами патриархии архимандрит Савва (Тутунов), передает Интерфакс-Религия.
Как сообщалось, в конце 2013 года протодиакон А.Кураев, автор популярного блога, был уволен из Московской духовной академии за «эпатажные высказывания» в блоге и СМИ. Недавно в своем интернет-журнале он развернул дискуссию на тему «голубого лобби» в Русской Церкви, приводя анонимные свидетельства о ряде гомосексуалистов-епископов.
Одна из последних записей протодиакона посвящена теме церковного суда, который, по мнению автора, не способен защитить мирян, в том числе в случаях сексуальных домогательств со стороны духовенства.
«То, что сейчас происходит, напоминает мне рассказы о травле в советских газетах: «Он такой-сякой, предатель, педофил, вор, контрреволюционщик». И самый справедливый советский суд не мог игнорировать обличительный глас трудящихся. Простите, но время публичных доносов, как мне казалось, прошло. А уж в Церкви его и подавно не было», — написал по этому поводу архимандрит Савва.
По словам священника, есть «нормальные церковно-правовые структуры».
«И да, увы, церковно-правовое рассмотрение дел требует доказательств, формальные требования к которым определены, в частности, правилами святых апостолов 74 и 75. И даже если мы очень-очень уверены в чьей-то вине, надо ее доказать. Мы, простите, не в Чрезвычайной комиссии работаем», — добавил он.
В интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» представитель патриархии пояснил, что правило 75 «относится, если угодно, к «процессуальному кодексу» церковно-судебной системы». Оно определяет, что обвинение на епископа может быть принято к рассмотрению церковным судом лишь в том случае, если свидетелями выступают как минимум два или три свидетеля.
Правило отсылает к Евангелию, в котором сказано: «На устах двоих или трех свидетелей твердо станет всякое слово». Авторитетнейший для Православной церкви комментатор древнего канонического права епископ Никодим (Милаш) по поводу этого правила уточняет, что эти два или три свидетеля должны делать «одинаковое заявление», напомнил архимандрит Савва.
В свою очередь глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда отозвался на критику протодиакона в адрес церковного суда следующим образом: «Когда Вас на улице грабят, Вы идете в полицию, а не пишете в блоге. Потом человека ищут и, поймав, приводят в суд, который решает, он ограбил или нет. Все остальное — разговоры и нарушение презумпции невиновности».
По его мнению, «нужна жесткая правовая процедура — все остальное очень опасно».
«Даже в праве есть понятие «судебной ошибки». «Блоговые ошибки» — сплошь и рядом», — подчеркнул В.Легойда, добавив, что за последние несколько дней в связи с заявлениями протодиакона Андрея Кураева «стольких людей облили грязью, что диву даешься».