Свои размышления о Священном Писании архиепископ Иларион начинает с таких слов: «Церковь имеет Священное Писание, но Тот, Кто создал Церковь, ничего не писал»[1].
Между тем у основателей различных религий, например Конфуция, Будды или других, обязательно найдем какие-нибудь «священные» книги или письмена, созданные ими еще при жизни. Господь же, придя на землю, ничего не писал, и этот факт указывает на сущность дела Христова. Его миссия заключалась не в написании книги, а в спасении людей от рабства греха. Христос пришел для создания Церкви, нового человечества.
Некоторые христиане принимают Христа больше за Учителя, чем за Спасителя, а другие (это относится в основном к протестантам) ставят Его рядом с выдающимися философами и мыслителями. Такая подмена основополагающих понятий приводит только к полнейшему падению человека, что и можно видеть на Западе. Французский писатель Эрнест Ренан пишет о Христе: «Эту великую личность, ежедневно до сих пор главенствующую над судьбами мира, позволительно назвать божественной, не в том, однако, смысле, что Иисус вмещал всё божественное или может быть отождествлен с божеством, а в том смысле, что он научил род человеческий сделать один из самых крупных его шагов к идеалу, к божественному»[2].
Неужели Сын Божий пришел для того, чтобы дать людям нравственные уроки? Конечно, нет. Предположим, ты научил человека, объяснив, что хорошо, а что плохо. Но если человек в падшем состоянии, то где взять ему силы, чтобы всё это исполнить? Христос прежде всего для нас Спаситель, а не учитель, так как только Своим Воплощением Господь дал нам силы и возможность на духовное возрождение, обожив нашу падшую природу. Просто дать нравственное учение недостаточно для нашего спасения! Убеждения, подобные тому, которое высказал Ренан, получив дальнейшее развитие, привели к непризнанию Христа Господом, к отрицанию Спасителя. Это отношение распространилось и на Священное Писание.
Но Новый Адам Своим воплощением пришел открыть нам жизнь в Царство Небесное, а не для того, чтобы дать книгу. Прекрасные слова по этому поводу пишет святитель Ириней Лионский: «Если у вас возникает такая мысль: что же нового принес Господь Пришествием Своим, то знайте, что Он принес всё новое тем, что Он принес Себя Самого и тем обновил и оживотворил человека»[3]. Человек спасается верой в Сына Божия и приложением к Его созданию – Церкви, как сказано в книге Деяний святых апостолов: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2: 47).
Священное Писание – одно из средств Церкви, ведущее человека к спасению
«В полноводной реке благодатной жизни церковной Священное Писание – лишь одна струя».
Что же такое Священное Писание? И как правильно к нему относиться? С выяснения этих важнейших вопросов начинались и лекции священномученика Илариона на первой кафедре Священного Писания Нового Завета. Он дает такое определение: «Книги Священного Писания – одно из средств, через которое в Церкви действует на людей благодатная сила Божия»[4]. Дух Святой по обетованию Спасителя ниспослан и пребывает только в Церкви, поэтому и Священное Писание, как богодухновенное слово Божие, имеет смысл и значение только в Церкви. Священное Писание появилось внутри Церкви и для Церкви, оно есть имущество церковное. Нельзя назвать его какой-либо самостоятельной величиной или законом. Священное Писание может употребляться Церковью там, где она считает нужным его употреблять, на пользу своих членов. Но в то же время «в полноводной реке благодатной жизни церковной Священное Писание – лишь одна струя»[5].
В своих рассуждениях на тему Священного Писания священномученик Иларион опирается на творения святых отцов. Особенно он выделяет мысли святителя Иоанна Златоуста, который считал, что необходимость в Священном Писании появилась по причине уклонения одних людей от истины, а других от чистоты жизни. Поэтому святитель Иоанн называет Священное Писание «вторым врачевством». И действительно, если вспомнить житие преподобной Марии Египетской и других святых, то увидим, что им не было нужды в Священном Писании, они и без его помощи находились в общении с Господом. Подкрепляет слова святителя Иоанна Златоуста цитата из творений святого Исаака Сирина: «Пока человек не примет Утешителя, потребны ему Божественные Писания для того, чтобы памятование доброго напечатлелось в мысли его и непрестанным чтением обновлялось в нем стремление к добру и охраняло душу его от тонкости греховных путей…»[6]
Только в Церкви живет Дух Божий, Который животворит Священное Писание
«Какая же богодухновенность вне Церкви, без Духа Божия?»
Священномученик Иларион задается вопросом: если Дух Святой живет только в Церкви и тем самым животворит и делает Писание действуемым, то что же остается у протестантов и сектантов? Живая духовная сила – Дух Божий – не может быть удерживаема ничем, а тем более предметами безжизненными и мертвыми. «Какая же богодухновенность вне Церкви, без Духа Божия?»[7] Соответственно, кто вне Церкви тешит себя уверенностью в богодухновенности Священного Писания, занимается праздноделанием, так как слово Божие не может действовать там, где нет Животворящего Духа Божия. Вся Библия становится лишь древним памятником литературы. И некоторые хотят путем исследования этого литературного памятника заменить подлинное христианство, которое может быть только в Православной Церкви Христовой.
Священное Писание неотделимо от Церкви
Разделить Священное Писание с Церковью хотят еретики и раскольники, чтобы, опираясь на Священное Писание, обвинить Святую Церковь в ошибке и неправде. Будет уместно здесь вспомнить искушение Христа в пустыне, когда диавол свои слова подкреплял местами из Священного Писания. То же самое делают и враги Церкви, пытаясь через Священное Писание доказать свою правоту. Преподобный Викентий Леринский пишет: «Неужели и еретики пользуются свидетельствами Священного Писания? Пользуются, действительно, и притом – необыкновенно много. Они, заметь, рыщут по всем книгам Божественного закона – по книгам Моисея, по книгам Царств, по псалмам, по апостолам, по Евангелиям, по пророкам. При своих ли или при чужих, частно или публично, в устных ли беседах или в сочинениях, в домашних ли собраниях или в общественных сходках – они никогда почти не говорят о своем ничего такого, чего не старались бы оттенить вместе с тем и словами Писания»[8]. И в этом случае полемика с сектантами, опираясь на авторитет Священного Писания, у нас может занять немало времени и быть напрасной, так как многие моменты могут пониматься и толковаться по-разному. Священномученик Иларион так пишет по поводу споров с еретиками: «Бесплодность споров “от Писания” давно осознана еще Тертуллианом, который говорил, что от этих споров можно лишь повредить желудку и мозгам, потерять голос и дойти до бешенства от богохульства еретиков. Он же настойчиво утверждает, что не следует апеллировать к Писанию; там победа или ненадежна, или совсем невозможна»[9].
«Допускать возможность противоречия между Церковью и Священным Писанием – это значит говорить о самопротиворечии Святого Духа».
А если вдуматься в речи еретиков о противоречии Священного Писания Церкви, можно прийти к безбожному выводу. Дух Святой живет и направляет Церковь к истине. Тот же Дух Божий через апостолов дал Церкви Священное Писание. Получается, что Дух Божий в церковной жизни говорит одно, а в Священном Писании, данном для Церкви, – другое. «Допускать возможность противоречия между Церковью и Священным Писанием – это значит говорить о самопротиворечии Святого Духа, это значит поистине возводить хулу на Духа Святого», – пишет священномученик Иларион[10]. Если, читая Священное Писание, человек видит какие-то разногласия с церковным учением, это значит, что он не понимает либо Священного Писания, либо церковного учения. На I Вселенском Соборе ариане тоже приводили различные места из Священного Писания, противоречащие церковному учению о единосущии Бога Отца с Богом Сыном. Тогда отцы Церкви те же места из Священного Писания, которые приводили ариане, истолковали по церковному учению. Отцы Собора понимали невозможность разногласия между Церковью и Священным Писанием.
Церковное учение и Священное Писание
Церковное учение и его нормы не дают искажать Священное Писание. Они сохраняют его в таком смысле и виде, в каком Церковь получила его от апостолов. Наглядный пример отсутствия этих норм дает протестантизм. Основатель протестантизма Лютер, к примеру, не признавал Послания Иакова, называя его «соломенным». В дальнейшем каждое ответвление от протестантизма видело в Священном Писании и делало с ним то, что считало непредосудительным для своих воззрений и убеждений. Эти исторические факты показывают, что может произойти со Священным Писанием, как только человек отказывается от Церкви и Ее учения. Он остается наедине со Священным Писанием, и ему приходится руководствоваться только своими идеями и разумом. И каков же будет итог, если каждый возьмет Библию и начнет понимать ее согласно своим взглядам и разумениям? Ответ может быть только один: ценность самого Священного Писания потеряется. Человек уже по своей греховности не в состоянии самочинно толковать Священное Писание, уже не говоря о тех, которые вообще отпали от Церкви.
Священное Писание и Предание
Священномученик Иларион (Троицкий)
***
Обращаясь к вопросу о сущности Священного Писания, о его месте в жизни православного христианина, священномученик Иларион не начинает своих рассуждений с высоконаучных тем – его взор прежде всего устремлен ко Христу, к Тому, Кто – Бог во плоти и Кто безусловно есть пример для всех нас. Основывая свои рассуждения именно на Пришествии Господа в мир и на живой вере в Него, архиепископ Иларион выводит главный аргумент против протестантского отношения к Священному Писанию, когда именно Священному Писанию отводится главная роль в познании Бога. И действительно, если Господь, придя в наш мир, ничего не писал, в отличие от основателей прочих религий, для чего же Он тогда пришел? Он пришел, чтобы спасти нас и чтобы каждый, кто верует в Него, имел жизнь вечную. Никакая книга спасти человека не может, она не может человеку дать и те силы, благодаря которым можно побороть свой грех.
Христианство не есть учение, изложенное в книге, но прежде всего новая жизнь, которая дается Господом через Церковь.
Священномученик Иларион пишет: Господь Своим Пришествием основал новое человечество, «которое зиждется на основе воплощения Сына Божия; восстанавливается единство естества человеческого, единство, разрушенное грехом. Это новое человечество Сам Христос наименовал Церковью», где обитает Дух Святой[12]. Соответственно, Церкви, как руководимой Духом Божиим, священномученик Иларион и отводит главенствующую роль во всех вопросах, в том числе и в вопросе о Священном Писании. Христианство для архиепископа Илариона не есть учение, изложенное в книге, а есть прежде всего новая жизнь, которая дается Господом через Церковь. Остальные аргументы священномученика Илариона отталкиваются именно от этих основ.

Православный календарь
«Вся наша огромная страна стала моей»
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Матушка
Последний мастер
Памяти Нины Александровны Чавчавадзе, вдовы А.С. Грибоедова
Весенняя Русь
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
Следственное дело архим. Иоанна (Крестьянкина)
«Хотеть быть любимым – естественно. Хотеть любить – выше естества»
«Не могу умолчать о чуде»


Примиритесь с Богом!Архимандрит Антонин (Капустин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)Ирина Судакова
Архимандрит Алипий (Воронов)Ирина Судакова
Преподобный Паисий Святогорец. Научись у святогоСерия детских книг: Жизнь как пример
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Письма разных летИздание исправленное и дополненное
Пока есть времяЕлена Кучеренко
Первые навыки. Райский сад. ВырезаемХудожник: Любовь Макарова
Первые навыки. Устройство храма. НаклейкиХудожник: Татьяна Бердюгина
Первые навыки. Сотворение мира. РисуемХудожник: Анна Гузь
Первые навыки. Священная история. ЛабиринтыЕкатерина Баканова
Блудные дети или Пропадал и нашелся. РоманСветлана Замлелова
«Архимандрит Алипий. Великий наместник»Анастасия Горюнова
Святитель Лука Крымский. Научись у святогоИрина Судакова
Радость покаянияМитр. Тихон (Шевкунов)
Твое ВоскресениеМитрополит Тихон (Шевкунов)
Цесаревич Алексий. Научись у святогоРоман Котов
Подорожник для разбитого сердцаСветлана Зайцева



















Жаль только протестанты не читают свщмч. Илариона.
Но дивен и многомилостив Бог, сподобивший меня наблюдать обращение сектантки и ее приход в Церковь.