Идущие под Богом (фоторепортаж)

Бежецкий крестный ход Бежецкий крестный ход
    

Крестный ход… Многодневный, изматывающий. Бездорожье, брошенные деревни, короткие привалы и снова километры пути. Идут малые и старые, навьюченные вещами. Стоят на службах и молебнах в разрушенных храмах. Они идут вместе, но каждый — наедине с Богом. В дороге каждый из них говорит с Ним, одновременно присутствуя и отсутствуя для своих попутчиков.

Эмоции паломников: их слезы, радость, молитвенная сосредоточенность… Их состояния: усталость, сон, эйфория, очищение — все это несколько лет я впитывала из серий любимых русских фотографов: Владимира Семина, Алексея Мякишева, Эмиля Гатауллина. Казалось, что взяться самой за тему паломничества не по силам: не хотелось быть сторонним наблюдателем или брести вслед за верующими в «пуле» фотографов.

Так я себя «успокаивала» несколько лет. А летом 2012 года поехала снимать Большой Бежецкий крестный ход, что проходит в июле в Тверской области, а начинается в селе Труженик, по соседству с моей родной деревней. Я ощущала причастность к этому великому для всей окрестности событию и давно мечтала запечатлеть его на пленку. Я расскажу о нем и еще о двух паломничествах, которые я  снимаю и буду продолжать снимать.

В селе Брейтово Ярославской области 6 и 7 июля всегда многолюдно: больше тысячи паломников приезжают каждый год почтить память затопленных деревень и города Мологи, находившегося в 50 километрах от села, стоящего ныне на берегу огромного Рыбинского водохранилища.

1. МОЛОГСКИЕ СТОЯНИЯ В БРЕЙТОВЕ

Из истории

Мологские стояния возникли в 2010 году как продолжение Леушинских стояний в поселке Мякса Вологодской области и духовно составляют с ними одно целое, поскольку трагедию Рыбинского водохранилища не разделить на области и уезды. 7 июля — праздник Рождества Иоанна Предтечи — престольный праздник Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, затопленного водами Рыбинского водохранилища. Примечательно, что в Брейтове тоже был затоплен Иоанно-Предтеченский храм. Село когда-то входило в состав Мологского уезда, две трети территории которого тоже ушли под воду.

Мологские стояния в Брейтове. Крещение на берегу Рыбинского водохранилища Мологские стояния в Брейтове. Крещение на берегу Рыбинского водохранилища
    

Протоиерей Анатолий Денисов и его новокрещеная прихожанка Протоиерей Анатолий Денисов и его новокрещеная прихожанка
    

***

Протоиерей Анатолий Денисов, служащий в селах Брейтово и Прозорово, прилагает огромные усилия, чтобы память о Мологском крае жила. Он мечтает об осушении хотя бы части водохранилища. Когда спадает вода, он берет лодку и плывет на ней служить молебен на обнажающуюся булыжную мостовую Мологи. С болью говорит он и о затопленной исторической части некогда большого и красивого села Брейтово, издавна известного своим ткачеством. На месте старых улиц, у самой кромки воды теперь стоит часовня Николая Чудотворца, у которой и проходят каждый год молитвенные стояния.

Отец Анатолий приехал служить в эти места в 1999 году: «Долгое время здесь ни одного священника на всю округу не было. Недавно только двух батюшек прислали. Первый год мы жили в Сутках — это деревня такая. Покрасили колокольню, привели в порядок храм. Потом в Прозорово переехали. В храме тогда пекарня была.

Потихоньку-помаленьку навели порядок. Шесть лет строили деревянный храм «Всех Скорбящих Радость» в Брейтове — и за шесть часов он сгорел. Теперь каменный строим. Иоанно-Предтеченский. Это будет первый монументальный каменный храм в селе за всю его четырехсотлетнюю историю».

***

В 1930-1940-х годах при создании Рыбинского водохранилища было затоплено 700 сел и деревень, более ста храмов, 4 монастыря. 130 тысяч человек лишились своей родины ради электрификации Москвы и Московской области. Большая часть людей была переселена в Рыбинск.
Многие разделяют мечты отца Анатолия об осушении Рыбинского водохранилища. Но местные чиновники не видят в нем смысла: плодородный слой все равно смыт, природа и микроклимат бесповоротно изменились, а вокруг на суше и так много заброшенных храмов, до которых никому нет дела…

***

Каждый год на Мологские стояния приезжают верующие из разных городов России Каждый год на Мологские стояния приезжают верующие из разных городов России
    

О. Анатолий готовится к проведению таинства Крещения О. Анатолий готовится к проведению таинства Крещения
  

Чудотворный источник на реке Сить Чудотворный источник на реке Сить
  

2. БОЛЬШОЙ БЕЖЕЦКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД

Из истории

История возникновения Большого Бежецкого крестного хода уходит корнями в XVII век. В 1654 году в Бежецком краю началась эпидемия моровой язвы. Жители округи пришли в Николо-Теребенскую обитель, взяли чудотворный образ святителя Николая и прибыли с ним по Мологе в Бежецкий Верх. Икону с великими почестями встретили в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня, когда чудотворная икона прибыла в Бежецк, моровая язва в городе и крае пошла на спад.

В благодарность Богу и святителю Николаю православные три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святую икону проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. С тех пор и возникло это название — Большой Бежецкий крестный ход.

По преданию, холера ещё неоднократно вспыхивала в Бежецком крае, но как только приносили Теребенский чудотворный образ, эпидемия прекращалась. Поскольку образ прибывал не сухим путем, а плыл по реке Мологе, непременную принадлежность этого хода составляло особое судно — большая раскрашенная лодка с построенной на ней часовней о пяти главах и с флагом. На ней образ заезжал почти во все прибрежные селения, а оттуда, в свою очередь, его носили по окрестностям. Таким образом святая икона шествовала с великим торжеством и по земле, и по воде. С 2 по 12 июля, день и ночь, крестный ход был в движении. Селения одно у другого отбивали честь принять у себя икону. 13 июля ладья приближалась к самому Бежецку, и начиналось ликование города.

Вынос чудотворной иконы Святителя Николая из врат храма Николо-Теребенского монастыря Вынос чудотворной иконы Святителя Николая из врат храма Николо-Теребенского монастыря
    

Водная часть пути Большого Бежецкого крестного хода проходит по реке Мологе Водная часть пути Большого Бежецкого крестного хода проходит по реке Мологе
  

***

Начинается ход на праздник Владимирской иконы Божией Матери. На литургию в этот день собирается не только все село, автобусами приезжают паломники из Максатихи, Бежецка, Красного Холма. Кульминация — вынос чудотворных икон святителя Николая и Пресвятой Богородицы из Николо-Теребенского монастыря. Много лет из-за обмелевшей Мологи не получалось отправить иконы в Бежецк старинным водным путем. Но весной 2013 года река напиталась дождями, и 6 июля 2013 года по Мологе пустились в путь два катамарана с древними образами, украшенными цветами.

Трудно описать праздничное воодушевление и подъем, когда под звон колоколов процессия двинулась от монастыря к берегу реки. Было жарко, женщины зонтами заслоняли мужчин, несущих образа, от палящего солнца. Подростки, прихожане храма Всех Святых в Максатихе, под предводительством настоятеля протоиерея Виталия Мартынюка тем временем проверяли готовность катамаранов к плаванию.
Во всем этом я ощутила те самые сплоченность и единство, о которых говорят, что их так не хватает людям в провинции и в больших городах. Зрелище завораживало всех, кому довелось его наблюдать. Кто-то удивлялся, кто-то махал руками и бежал по отмелям вслед, кто-то склонял голову и крестился, понимая, что на его глазах происходит историческое событие. А мы, пассажиры, и вовсе находились в эйфории: ветер, волны, природа, любимая река, чудотворные иконы и древний возрожденный крестный ход по воде.

***

3. ИРИНАРХОВСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД

Мы прибыли в Давыдово аккурат к приходу в село Иринарховского крестного хода. Здесь паломников встречают всегда широко: домашними молоком, квасом, творогом и пирогами. Начинают звонить в колокола чуть ли не за час до появления шествия. Ждут, и все равно процессия «выныривает» в село неожиданно — с боковой проселочной дорожки, ведущей от села Зубарево.

К моменту прихода в Давыдово позади уже основная часть пути — два десятка сел, отслужены молебны и литургии в разрушенных и восстановленных храмах. Впереди — конечная точка маршрута — село Кондаково и колодчик преподобного Иринарха.

Полторы тысячи крестоходцев рассыпаются по селу, небольшими компаниями усаживаются на траве для отдыха. Первое, что бросается в глаза, — очень много молодежи и детей. В их чистые светлые смеющиеся лица не устаешь всматриваться. Везде улыбки, чувствуется, что усталость от перехода в радость паломникам. Рядом с давыдовским храмом Владимирской иконы Божией Матери очередь из желающих приложиться к чудотворным веригам преподобного Иринарха, а в самом храме идет молебен.

Паломники на привале у храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Паломники на привале у храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово
    

Из истории
Святой подвижник Иринарх подвизался в Борисоглебском монастыре (что под Ростовом Великим) в XVI–XVII столетиях. Из тридцати восьми лет монашеской жизни тридцать святой провел в затворе и неустанно молился о Руси в годы Смутного времени. За великие духовные подвиги и труды Господь наделил преподобного Иринарха даром прозорливости и исцеления. В 1612 году у кельи преподобного приняли от него благословение идти в поход под Москву воеводы Минин и Пожарский.

В XVII веке появились первые иконы преподобного Иринарха Затворника. Особым почитанием пользовались мощи святого и все места, связанные с его земной жизнью. К колодчику, выкопанному его руками, ежегодно приходили из Борисоглебской обители монастырская братия и паломники. Путь от монастыря до источника преодолевали за неделю, шли от храма к храму, останавливаясь на ночлег, служили молебны. Более 300 лет существовала эта благочестивая традиция.

В 1998 году по благословению владыки Михея, архиепископа Ярославского и Ростовского, эта нарушенная революцией традиция была возобновлена.

Иринарховский крестный ход на последнем этапе пути — к селу Кондаково Иринарховский крестный ход на последнем этапе пути — к селу Кондаково
    

***

За эти пятнадцать лет Иринарховский ход стал не просто паломничеством, а еще и местом встречи близких по духу людей. Паломники приезжают из Рыбинска, Ростова, Ярославля, Углича, Москвы, Питера и других городов.

Крестный ход организован очень продуманно. Полевые кухни следуют за паломниками по маршруту, поэтому сытные обед и ужин всегда обеспечены участникам. Тяжелые рюкзаки можно сдать в машину сопровождения и идти налегке. А если устал или, не дай Бог, подвернул или натер сильно ноги, — окажут помощь медики в карете скорой помощи и довезут до очередной остановки.

В селе Кондаково, в еще не восстановленном храме Рождества Христова в последний день хода служили Литургию. Люди стояли на улице, в высокой траве. Дети притихли. Хор пел Трисвятое. Я всмотрелась в лица. Люди плакали.

Екатерина Соловьева

Источник: Фома.Ru

30 октября 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Чудеса изумрудного города Чудеса изумрудного города
Дневник волонтера
Чудеса изумрудного города Чудеса изумрудного города
700-летие преподобного Сергия Радонежского. Дневник волонтера
Кристина Полякова
В дни этих торжеств мы все вкусили того, что называется «вместе мы сила!» А от благодати кружилась голова, было явственное ощущение единения с предстоящими людьми, соединения Неба и земли.
Крестный ход Крестный ход
Свящ. Димитрий Шишкин
Крестный ход Крестный ход
Священник Димитрий Шишкин
«Батюшка, – зашептал мальчонка, – а можно мне… кадилом помахать?» – «Нет, брат… Ты ведь не диакон. А подержать можешь». Он держал кадило, как держат реликвию, – трепетно, в вытянутых вперед руках.
Иринарховский крестный ход: как всё начиналось Иринарховский крестный ход: как всё начиналось
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Иринарховский крестный ход: как всё начиналось Иринарховский крестный ход: как всё начиналось
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Михаил Степанов
Случайно оказавшись в гуще происходящих событий 1998—1999 гг., М. Степанов сумел зафиксировать интересные моменты устройства источника и купальни силами братии Борисо-Глебского монастыря и Ивановской школы, образы простых прихожан и деревенских жителей, встречающих крестоходцев, и отразить становление этой замечательной традиции.
Комментарии
Тамара22 сентября 2015, 16:05
Мы очень хотели бы узнать адрес Екатерины Соловьевой.
Нам нужны фото по Теребенской иконе для ее написания
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×