Источник: ЦЭРС ИНЭС
На съезде Общества русской словесности (ОРС) обсуждались проблемы популяризации русского языка и литературы. Чиновники и общественные деятели, филологи и лингвисты, учителя и преподаватели вузов, представители родительских сообществ и духовенства дискутировали о преподавании гуманитарных предметов в школах и вузах, рассуждали о роли педагогов и родителей в сохранении русского языка. Посетивший пленарное заседание президент России призвал переосмыслить зарубежный опыт в популяризации национальных языков, проанализировать внутренние проблемы и придать всему, что делается в направлении сбережения русского языка и литературы, «ещё большую динамику».
Сделать больше, чем сделано
Выступая на пленарном заседании ОРС 26 мая, Владимир Путин подчеркнул, что «речь идёт о сохранении – ни больше ни меньше – национальной идентичности». Для граждан России русский язык – не только язык межнационального общения, благодаря которому все мы являемся единой нацией. Русский язык даёт возможность русским «оставаться русскими» – иметь свои традиции, сохранять самобытность, чувствовать связь поколений.
В направлении сохранения и развития русского языка, совершенствования гуманитарного образования и возвращении интереса к отечественной литературе, по словам президента, сделано очень многое. Литература и русский язык вновь стали отдельной предметной областью в общеобразовательной школе, выпускники школ теперь снова пишут сочинения. Прошедший Год литературы украсил культурную жизнь страны целым рядом мероприятий, а главным его итогом стало появление единой концепции преподавания русского языка и литературы. Фестиваль «Книги России», прошедший летом 2015 года на Красной площади, отныне будет ежегодным.
Президент посоветовал ОРС использовать опыт зарубежных коллег – Британского Королевского литературного общества, Немецкого института Гёте и т.д. Кроме того, по словам Путина, полезен будет опыт Российского исторического общества (РИО), отмечающего в эти дни 150-летие, и Русского географического общества. Эти организации уже много лет успешно ведут обширную просветительскую работу.
Возглавляющий РИО Сергей Нарышкин охотно поделился опытом: эффективная стратегия может быть выработана только при наличии «открытого и широкого диалога». На сегодняшний день у РИО есть 27 региональных отделений и три зарубежных представительства. «Думаю, что и Общество русской словесности пойдёт по этому пути, недостатка в местной инициативе нет», – обнадёжил коллег Сергей Нарышкин. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, возглавляющий Общество русской словесности, отметил, что ОРС и РИО, «обречены на теснейшее сотрудничество».
Мода на грамотность
Владимир Путин напомнил участникам съезда, что Россия черпает силы «в возвращении к своим духовным и историческим ценностям», основами которых всегда были эталонный русский язык и русская классическая литература.
«Мы должны сделать всё, чтобы знание классической и современной литературы, грамотная речь стали неотъемлемой частью жизни страны, по сути, правилом хорошего тона, чтобы это стало модным, чтобы об их сохранении и развитии заботилось всё наше общество», – сформулировал задачу глава государства. В подтверждение этих слов Путин процитировал писателя Александра Куприна, считавшего сбережение русского языка «не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
Школа: путь изменений
Современная российская молодёжь, к сожалению, грамотностью не блещет. Известно, что кратчайший путь к грамотности – чтение книг, причём именно в детском возрасте и юношестве. Но читать молодые люди не любят. Причину этого явления патриарх Кирилл видит не только в особенностях молодого поколения, но и в профессионализме педагогов, о должном уровне которого говорить не приходится. «Школа, общество и государство не всегда с должным усердием и ответственностью заботятся о том, чтобы привить молодым людям вкус к чтению, научить их понимать и любить литературу, извлекать из прочитанного важнейшие для жизни уроки. Для этого нужно особое внимание обратить на подготовку педагогического состава гуманитариев», – сказал председатель ОСР. Для школьников, проводящих много времени за компьютером, особенно важна роль наставника, «передающего знания от сердца к сердцу, от разума к разуму», считает патриарх Кирилл. По его мнению, недопустимо, чтобы в педагогические вузы поступали слабые абитуриенты, профессия педагога должна быть престижной и привлекать лучшие кадры.
Предстоятель РПЦ сообщил также, что в ближайшее время экспертами Общества русской словесности будет разработан так называемый «золотой канон» – список произведений, обязательных к изучению на школьных уроках литературы. Сделано это будет для формирования у детей «целостного восприятия русской литературы».
По окончании съезда многие участники отмечали, что и патриарха Кирилла, и Вербицкую зал встречал дружелюбно и живо реагировал на их выступления и реплики. Но стоило подняться на сцену министру образования Дмитрию Ливанову – и в зале повисло напряжение. Видимо, на атмосфере сказалось присутствие в зале большого количества школьных учителей. Глава Минобрнауки в привычной манере быстро прочитал по бумажке доклад и обратил внимание на то, что его ведомство принимает все решения, связанные с преподаванием русского языка и литературы, с упором на общественность. Общественность ждала повода для выхода эмоций – и дождалась. Стоило Ливанову допустить ошибку, сказав, что в СССР в старших классах не изучался русский язык, как зал довольно красноречиво загудел. Похоже, установление «открытого и широкого» диалога Минобрнауки с общественностью, всё ещё где-то далеко впереди.
Комментарий profiok.com
В мае 2016 года стали известны итоги очередного «Тотального диктанта». Полностью справились с заданием менее двух процентов из 146 тысяч участников. В Тольятти без ошибок диктант написали трое, в Орле – шестеро, в Петрозаводске – один человек, в Самаре – пятеро, в Мурманске – двое, в Сыктывкаре – никто. Организаторы подчёркивают, что задача акции – не проверка уровня грамотности, а приобщение всех желающих к культуре грамотного письма. Поэтому результаты диктанта они называют «очень хорошими».
Тем не менее, выводы напрашиваются сами собой. И касаются они не только умения наших сограждан правильно расставлять знаки препинания и слитно или раздельно писать «не» с различными частями речи. Текст диктанта был посвящён древним цивилизациям, в частности – истории Олимпийских игр. Участники акции наделали ошибок в словах «финикийцы» и «эллины», даже правильное написание словосочетания «Олимпийские игры» далось не всем! Причём бедных эллинов называли и «эйленами», и «эльвинами» – очевидно, участники диктанта этого слова не знают в принципе. В ряде публикаций авторы сетуют на плохую слышимость или дефекты дикции «диктаторов» (термин организаторов акции – profiok.com), читавших текст. Но, согласитесь, чтобы написать «навес золота» вместо «на вес золота», «для животных» вместо «ежегодных» или «перекрещение войны» вместо «прекращение», недостаточно просто плохо расслышать. Те, кто пишет подобную галиматью, демонстрируют полную неспособность воспринимать смысл написанного, иначе выходящее из-под пера их, пожалуй, смутило бы. И вот это уже страшно, потому что говорит о скудном словарном запасе наших сограждан, а значит, о низком культурном уровне в целом.
Видимо, не следует говорить о русском языке и литературе как о школьном предмете и об уровне знания их как о каком-то особом навыке. Язык – часть культуры, он пронизывает насквозь нашу жизнь, все её проявления. И если сегодня стоит вопрос о сохранении «великого и могучего», то действовать нужно не «по верхам», а изменять общество, влиять на его вкусы, обращать внимание на языковую среду – проверять уровень грамотности и владения языком у журналистов, теле- и радиоведущих, чиновников.
Никто не рассчитывает, что все немедленно бросятся читать Сумарокова и Кантемира. Но ведь можно начать с малого: попробовать убедить общество, что языковые ошибки – это не весело, а стыдно.
Разве нельзя, например, ввести какие-то штрафы для СМИ, публикующих косноязычные материалы с грамматическими ошибками? Ведь новостные ленты уважаемых агентств часто невозможно читать – ошибки часто встречаются даже в заголовках!
Разве сложно заставить чиновников пройти обучение культуре речи (это целый большой предмет в гуманитарных вузах, а не отсутствие в речи ненормативной лексики, как многие думают)?
Разве не пора хотя бы тем, кто находится, что называется, «при исполнении», начать относиться к русскому языку бережно и уважительно? Не коверкать слова, не злоупотреблять англицизмами, вернуть во все тексты на законное место букву «ё», без которой начинают путаться с произношением даже дипломированные журналисты… Удивительно, но даже «взрослые» дикторы, выросшие на советских учебниках, не видя на телесуфлёре буквы «ё», не вспоминают о ней и читают «как написано». Что ж тогда говорить про детей, не знающих, как прочитать слово «ежик»?
Разве невозможно заставить компании вычитать, наконец, убогие корпоративные сайты, обязать проверять рассылаемые пресс-релизы хотя бы автоматически?
Задачи стоят масштабные, но и возможностей что-то изменить существует великое множество. Очень хочется, чтобы Общество русской словесности делало реальные дела и не превратилось в бесполезную громоздкую структуру, которых в стране и так излишек. Похоже, этого искренне хочется и президенту. Депутат Вячеслав Никонов рассказал в «Воскресном вечере с Владимиром Соловьёвым», что в кулуарах съезда Владимир Путин сказал патриарху Кириллу и Людмиле Вербицкой: «Вы занимаетесь самым важным делом в стране».
Фото: пресс-служба Президента РФ, пресс-служба Минобрнауки РФ.