В ситуации, когда во всем мире наблюдается рост религиозного экстремизма, когда испытанию подвергаются нормы и ценности, на протяжении многих сотен лет обеспечивавшие твердость нравственных устоев, особая роль отводится России. О том, как защитить общество от разрушительных воздействий и что делает в этом отношении Русская Православная Церковь, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал в интервью газете «Известия».
— Ваше Высокопреосвященство, почему, на ваш взгляд, идея провести Всеправославный Собор столкнулась с таким широким сопротивлением, в результате чего Собор и не состоялся в том виде, в каком его готовили?
— Всеправославный Собор готовился более пяти десятилетий. В течение этого времени всегда учитывались мнения всех Поместных Православных Церквей. Решения, как это принято в церковном мире, принимались консенсусом, то есть при полном единогласии.
Идея созыва Собора сама по себе не вызывала возражений. С приближением же даты его проведения стало очевидно, что некоторые документы, которые планировалось принять, нуждаются в доработке. Для этого требовалась дополнительная подготовительная встреча, провести которую предлагала наша Церковь. Поскольку она не состоялась, 13 июня на экстренном заседании Священного синода был принят документ «О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда поместных православных церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви».
Будем молиться, чтобы Господь благословил будущие совместные труды Поместных Православных Церквей на благо наших народов.
— Сегодня мы говорим о необходимости защищать христианские ценности. Когда вопрос ставился таким образом в эпоху государственного атеизма, это было понятно. Но сейчас он ставится в том числе и в Европе, и в России, где атеизм больше не является государственной идеологией, а культура имеет христианские корни. От кого или от чего нам приходится защищаться?
— Быть со Христом и следовать за Ним — это всегда борьба. Мир на протяжении истории, не обязательно в условиях государственного атеизма, неоднократно предлагал людям безбожные альтернативы. Современная массовая культура оправдывает человеческие страсти, проповедует относительность нравственных норм, пытается убедить в том, что христианское наследие — это архаика, достояние прошлого. Нам надо не защищаться — это оборонительная позиция, а смело и настойчиво учить вере. К счастью, в современной России в условиях религиозной свободы Церковь имеет возможность развивать все традиционные формы своего служения обществу, в первую очередь участвовать в воспитании и просвещении подрастающего поколения. Так мы деятельно созидаем будущее народа, вооружившись, по словам апостола Павла, мечом духовным, который есть Слово Божие (Еф.6:17).
— В Европе и в США обществу уже навязаны модели и социальные институты, неприемлемые для людей с традиционными ценностными ориентирами? Можно ли избежать такого сценария в России и что для этого нужно? К чему может привести отказ от традиционных ценностей и как противодействовать этому процессу?
— Происходящее в обществах, считающих себя «просвещенными», не может не вызывать тревоги. Ведь мы живем во взаимосвязанном мире, подвергнутом глобализационным процессам. Для противостояния разрушительным тенденциям в духовной жизни людей необходимо продолжать проповедовать Евангелие и словом, и делом. Формирование в России мощного общественного мнения, поддерживающего православные ценности и основанный на Божиих заповедях образ жизни, — это значимый фактор в противодействии названным вами негативным тенденциям.
— Как складываются сегодня отношения Церкви с обществом в нашей стране?
— На примере Московской епархии, которой я управляю (это Подмосковье), вижу доброжелательное и заинтересованное отношение людей к Церкви. Многие возвращаются к вере отцов, испытывают личную потребность участвовать в восстановлении порушенных святынь. Могу привести такой пример. Недавно у стен Новодевичьего монастыря был восстановлен храм в честь Иоанна Предтечи, взорванный еще Наполеоном в 1812 году. Было распространено 300 тыс. бланков для пожертвований на именные кирпичи, из которых были сложены стены. Таким образом было собрано 55,5 млн рублей.
В результате пастырской и просветительской деятельности Церкви в наших храмах много детей и молодежи, которые являются деятельными прихожанами, участвуя в различных социально-благотворительных проектах. Это и вдохновляет, и радует.
— Мы живем в такое время, когда сугубо церковные новости вызывают много дебатов в нецерковной среде. Какие проблемы создает это и для Церкви, и для общества в целом?
— В условиях свободы прессы остро обсуждаются все возможные вопросы жизни общества. Что же касается дискуссий о церковных проблемах, то по преимуществу до общественности доводят реакцию или обиженных людей, или тех, кто далеко отстоит от Церкви, или активных атеистов. Это обязывает священнослужителей и мирян учитывать сложившуюся обстановку и не служить соблазном. Ведь сказано в Евангелии:кто соблазнит одного из малых сих…тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море (Мк.9:42). Не надо и забывать о наставлении Спасителя: терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19).
— Каким образом следует избегать конфликтов и столкновений на религиозной почве в такой многоконфессиональной стране, как Россия?
— Россия веками жила в условиях межконфессионального мира. Нужно укреплять и приумножать эту традицию, основывающуюся на взаимном уважении между людьми и понимании ими общей ответственности за Отечество.