Земная жизнь человеческая – всего лишь миг на пути к вечности. В очередной лекции из цикла «От зачатия до смерти» кандидата педагогических наук, руководителя Педагогического кабинета МПДА игумена Киприана (Ященко) речь пойдет о зрелости, старости, старчестве.
О, юность! Я опять тобой болею…
Душа человеческая возраста не имеет: один человек в 15 лет чувствует себя 40-летним, а другой в 70 – юношей. Человек – и маленький, и в средних годах, и пожилой, имеет душу, которая стоит над возрастом. Можно встретить и маленького старичка, и пожилого юношу.
И тем не менее в каждом возрасте свои соки. Например, подросток стремится самоутвердиться в обществе, познать, кто он такой. Но этот процесс может затянуться, и порой человек самоутверждается всю жизнь. В юношеском возрасте люди обычно пребывают в поиске смысла жизни. Смысл существования у них периодически меняется, но по духу они остаются юными.
Уже прошло лет десять после свадеб,
Уже не мчимся в гости на ночь глядя…
Многие отмечают, что после 30 лет возникает сильный духовный импульс. Некрещеные крестятся, люди начинают изучать Священное Писание. К этому времени человек выполняет свое земное предназначение: он уже посадил дерево, построил дом, родил сына. То есть обычная житейская программа молодости чаще всего к 30 годам завершается. И тогда возникает переосмысление жизни: внешнее, чисто мирское, житейское – тускнеет. Начинается возраст зрелости.
В юности человека спрашивают: «Ты чего хотел бы? Какая твоя мечта?» – «О, я хотел бы стать космонавтом!» Или: «Хочу купить крутую спортивную машину». Но когда он уже приобрел автомобиль, то видит, что счастья в этой железяке нет. Квартиру, дачу человек купил и быстро ко всему привык. Супруга есть, и дети имеются.
А дальше все эти смыслы тускнеют. Далее должно открыться другое содержание – внеземной, духовной жизни. И если у человека есть духовная закваска, он может выйти на проповедь или же начать проповедовать своими делами. Человек, живущий по-христиански, пусть даже скромно, является образцом для подражания.
К периоду зрелости относятся все основные духовные подвиги, которые может совершить человек. Василий Великий, величайший из святых, прожил 49 лет. Многие аскеты, подвижники в монастырях, в семьях в абсолютно разном положении достигали совершенства именно в эту пору. Это время, когда у человека во всей полноте открываются его интеллектуальные, душевные, физические способности. Он может достичь высоких результатов в духовной жизни и в профессиональной сфере. Но сейчас мы говорим о его отношениях с Богом.
Уже старушки кажутся родными,
А девочки – как куклы заводные…
Конечно, есть возраст биологический: часы тикают, физиологически организм стареет. У каждого человека имеется свой моторесурс. После 60 лет начинается старость. Сколько нам определено жить? «Седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет», сказано в Псалтири. Вот наша норма. Все что больше, превышает «моторесурс», который заложен Богом в современного человека. Это все равно что машина с ресурсом, допустим, 10 лет. А дальше – это уж если очень бережливый водитель. Так и здесь: нам отмерено около 70 лет. Если не будет тяжелых болезней – можем протянуть и 80. В эти годы надо уложиться, чтобы сделать духовный выбор: с Богом или без Бога, чтобы уже здесь, на земле, стяжать Царство Небесное у себя в сердце.
«Как же смиряется человек в старости! – пишет святой Паисий Святогорец. – Старик постепенно теряет силы и становится похожим на постаревшего сокола. Когда сокол стареет, у него выпадают перья и крылья становятся похожими на поломанные расчески».
Мы уже говорили о том, что старость сходна с дошкольным возрастом, только развитие идет в обратную сторону. Если дошкольник набирает свою человеческую мощь, то старый, наоборот, дряхлеет: зубки у него вываливаются, походка становится неустойчивой.
Старость некоторые воспринимают панически: как же так, проводили на пенсию, теперь, оказывается, я никому не нужен! А какие были связи на работе, и все они отрезаны.
Растут у нас и вырастают дети,
Пусть наша осень станет их весной…
Как ломоть, бывают отрезаны и дети. Старики обычно обижаются: хорошо, если хоть телеграмму пришлют, денежный перевод сделают или позвонят.
Мы как-то навещали одну старушку, мать известного академика, и нам открылась безрадостная картина. Двое детей, пятеро внуков, уже есть правнуки, а она сидит одна. И ее родные как будто не понимают, что на ее пенсию в Москве прожить невозможно. Мы купили ей продуктов, и она очень обрадовалась.
Поэтому как детей воспитаешь, так они тебя потом и отблагодарят.
В старости подчас слабеет воля, могут давать о себе знать укоренившиеся страсти.
«Мать до женитьбы сына находила в его любви немалое утешение, – пишет преподобный Паисий Святогорец. – Но старики снова становятся младенцами. Женив сына, мать чувствует себя так, как чувствует себя старший ребенок, увидев в объятиях своей матери другого – только что родившегося младенца. Видишь как: если человек не отсечет свои страсти в юности, то с годами сила его воли ослабеет и страсти станут сильнее. Однако невестка не должна на это обижаться».
Некоторые пожилые люди действительно не понимают, как нужно вести себя со своими взрослыми детьми, когда те уже создали семьи. Архимандрит Георгий (Шестун) правильно говорит: «Отцепитесь вы от своих детей, не прилепляйтесь к ним, у них свой путь. Если можно – молитесь о них».
Порой усердные родители продолжают заботиться о женатых детях так же, как о неженатых. Однако сказано: «…оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:5–6). С Таинством Венчания человек вступает в новую, самостоятельную жизнь. До этого за него отвечали родители, принимали на себя все удары судьбы, невзгоды. В браке человек встает перед Богом, и с него спрашивается за ту жизнь, которую он ведет.
Впрочем, бабушки и дедушки могут быть прекрасными воспитателями своих внуков. Вот как пишет об этом святой Паисий: «Бабушка в семье – это великое благословение… Ведь мать из-за множества своих дел не успевает дать детям необходимую нежность и любовь. Именно это недостающее дает детям бабушка, потому что возраст бабушки – это возраст любви и нежности. Погляди: когда ребенок шалит, мать его ругает, а бабушка — ласкает. Когда дети находятся под присмотром бабушки, мать успевает сделать все свои дела, дети окружены лаской и любовью, но и сама бабушка согрета любовью своих внуков. Человек, заботящийся о своих родителях, имеет великое благословение от Бога».
Мы свои дожди переживем, Я да Ты – вдвоем…
Старость нам дается для того, чтобы мы уже здесь, на земле, подготовились к жизни с Богом, чтобы оторвались от того, что не пригодится в вечной жизни. Не понадобятся нам все эти контакты, связи, душевные привязанности, увлечения.
А ведь некоторые начинают цветами заниматься, хобби себе находят – вырезать или шить. Или же, допустим, в юношестве человек пережил увлечение музыкой, потом оставил эти занятия и вот в старости начинает изучать ноты…
К нам часто приезжают иностранные туристы – старше 60 лет. И они, разъезжая по разным странам мира, пытаются получить новые впечатления – как некий адреналин. А оказывается, сколько ни путешествуй, все это – однообразное разнообразие. Ничего нового под Луной на самом деле нет. Немножко другая архитектура, язык, люди, но все это принципиального отношения к спасению души не имеет. И хоть куда я от себя убегаю – от Бога-то не убежишь.
Главное в этом возрасте – молитва. Надо вернуться к детской, дошкольной, непосредственной молитве, это одно из главных возможных достижений в старости.
Сегодня некоторые богадельни в России имеют такой же смысл, что и в Шамордине, которое основал отец Амвросий недалеко от Оптиной пустыни. Людям в старости – перед тем, как отойти к Богу, – надо помолиться или принять постриг. Это было у нас на Руси традицией: родители Преподобного Сергия Кирилл и Мария, святые благоверные князья Александр Невский, Даниил Московский перед смертью принимали постриг.
Самое главное в жизни человека – как происходит смерть. В каком состоянии – с молитвой или без, душа отделяется от тела, где она оказывается – в реанимационном кабинете или монастыре. Дальше начинаются мытарства и главный экзамен, на котором определяется путь в вечности.
Последний период жизни – после 80 лет – может быть старчеством. Есть такие люди, которым Господь продляет жизнь. За что? Чаще всего за исполнение пятой заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Можете изучить статистику долгожителей. За почитание родителей, старших, начальства Господь продляет жизнь. Иногда говорят: «Вот, почитал родителей, а в 50 лет умер». А если бы не почитал, может быть, и до 50 не дотянул.
И наоборот, есть люди, которые за непочитание родителей лишаются земного счастья и сами сокращают дни своей жизни. Можно даже сказать: всякое наше непочтение к родителям – и по крови, и духовных – сокращает дни нашего существования на земле. Физиологический ресурс здесь ни при чем. Медики разводят руками: непонятно, почему один человек в расцвете сил умирает, а другой – вроде бы дряхлый и существовать не может, а продолжает жить. Это как раз говорит о том, что не все определяется физиологией и годами.
Наша жизнь определяется духом. Каков дух – такая душа, и эта душа сияет, проступает через тело. Рассматривая фотографию, мы обращаем внимание не просто на анатомические подробности, а пытаемся понять, какой дух, какая душа проглядывают сквозь портрет, сквозь взгляд, сквозь движения…
Старчество – это, конечно, особый вид долгожительства. Вся внутренняя природа человека располагает его к духовной жизни. У него страсти ослабевают естественным путем, его ничего не влечет, все отшумело. И он может быть очень трезвым человеком, аскетом. Ему даже пищи много не требуется. Не хочется. Человек, правильно понимающий смысл этого периода, используя свои природные данные, может жить совершенно святой жизнью, может быть старцем. Когда его спрашивают – как поступить, он этот вопрос рассматривает трезво. К этому времени несколько поколений сменилось на его глазах. Он действительно в состоянии спокойно рассудить, как поступить лучше, он может привести множество примеров, когда пошли налево и попали в яму, направо – и нашли счастье.
Мы уже говорили о том, что дети дошкольного возраста непосредственно общаются с Богом. Проходят годы, и старцы становятся как младенцы: искренние, непосредственные, доверчивые, чистые. И они могут существовать в таком возрасте до конца своей жизни.