Несмотря на то, что село Озёл (Республика Коми) располагается всего в 30 километрах от Сыктывкара, добраться сюда быстро не получится, а на путешествие скорее всего у вас уйдет весь день. Причина — дорога. Вначале переправляемся на пароме через реку Вычегда на другой берег, после чего путь наш петляет в лесу. По основной дороге ехать не можем — сильно разбита, поэтому машина объезжает препятствия по обочине. Опытный водитель местной районки за доли секунды определяет, как лучше проехать, благодаря чему мы ни разу не попали в дорожную ловушку посреди леса. Хоть и красива северная природа, но и вместе с тем опасна — ведь не зря в народе эти места получили название «медвежий угол». Однако препятствия, то и дело возникающие в пути, не позволяют машине ехать быстро, поэтому есть возможность сделать несколько снимков на память о нашем путешествии.
А вокруг тишина
«Озёл» в переводе с коми значит земляничные озера — им тут нет числа
Озёл встречает нас тишиной. Пустынно в этот утренний час было и на улицах села. Как выяснилось позже из разговора с главой сельского поселения Еленой Дорониной, в Озёле и проживает-то сегодня всего 290 человек — после закрытия совхоза многие устремились на поиски лучшей жизни подальше от родных мест.
Но надежда на то, что жизнь никогда не покинет этот заповедный уголок Коми, все же есть. В последнее время полюбился Озёл сыктывкарцам, и, спасаясь от городской суеты, активно строят здесь дачи любители охоты и рыбалки: ведь «озёл» в переводе с коми значит земляничные озера — им тут нет числа, сокрытым в лесной глуши. Возвращаются в родные места и бывшие жители Озёла, да не одни, а со своими родственниками. Коренные озёльцы расширяют свои дома в связи с прибавлением в семействе — рождением детей и внуков.
Построен в Озёле новый ФАП, а главная жизнь села сегодня сосредоточена на центральной площади — здесь располагаются администрация сельского поселения, храм Вознесения Господня, детсад, клуб и библиотека.
Детсад — воскресная школа
Детсад в связи с отсутствием детей дошкольного возраста был закрыт.
— А здание хорошее, мы много труда в него вложили, там есть и канализация, и водопровод, и скважина. Понятно, что через несколько лет оно совсем обветшает. Священники предложили открыть здесь воскресную школу, на занятия в которой будут привозить и горожан, — рассказала «Православие.ру» глава сельского поселения «Озёл» Елена Доронина.
А через дорогу от предполагаемой воскресной школы разместился и храм.
Храм Вознесения
Белоснежная церковь сегодня напоминает обычный деревянный дом, о культовом назначении которого свидетельствует маленький куполок-луковичка и венчающий его крест. Несмотря на обычный (непраздничный) день, храм был открыт, приветливо меня встретила работавшая здесь Александра Исакова.
Меня поразило, что Александра Васильевна историю церкви знала наизусть. Тоном столичного экскурсовода моя собеседница начинает свой рассказ.
Вознесенский храм в селе Озёл был перестроен из часовни во имя Вознесения Господня, а освящен 18 июня 1863 года. «Вот так выглядел наш храм с куполом, колокольней, а сейчас от него остались одни стены», — моя собеседница показывает фотографию церкви, сделанную в 1950-х годах XX столетия.
Спасло храм от полного разрушения в безбожные годы то, что построен он был из лиственницы, а его основание — каменное.
— Наши прадеды и прабабушки таскали эти тяжелые камни, чтобы спасти Божий дом от разрушения в разливы — ведь здание стоит на берегу своенравного озера Озёл-ты.
В 1930 году храм был закрыт, а последний священник — отец Александр — был расстрелян большевиками
Архивы сохранили и имена священников, в разные годы служивших здесь. В числе первых — отец Симеон Баданин, сын дьячка, начинал свою деятельность как священник Халезской церкви Никольского уезда, где много потрудился на строительстве каменного храма и на ниве просвещения крестьянских детей, но за слабостью здоровья был уволен за штат, и в 1887 году отец Симеон уже значится священником Вознесенского храма села Озёл. Интересна была судьба и отца Александра Чевского, который служил здесь в 1907-1914 годы. Сын дьячка. В 1888 году его имя упоминается среди диаконов Ямской Воскресенской церкви Сольвычегодского уезда и учителей местной церковно-приходской школы. В 1897 году он — эконом при Устюжском епархиальном женском училище и диакон училищной церкви. В 1907 году отец Александр становится священником Озёльской церкви, учителем местной церковно-приходской школы и заведующим Озёльской и Сейтской церковно-приходских школ. В 1910 году он — кандидат в члены правления Усть-Сысольского духовного училища и член попечительского совета о бедных духовного звания 4-го округа. За труды во славу Церкви озёльский священник был награжден серебряной медалью в память царствования императора Александра III, бронзовой — за труды по 1-й Всероссийской переписи 1897 года, серебряной на Владимирско-Александровской ленте — в память 25-летия церковных школ.
Трагическими в жизни Вознесенской церкви стали 1930-е годы прошлого столетия. В 1930 году храм был закрыт, а последний священник — отец Александр — вместе с супругой и пятью детьми был расстрелян большевиками в районе деревни Визябож.
В храме устроили очаг культуры, на церковном кладбище вырыли силосную яму, а обнаруженные при этом человеческие кости и черепа были свалены у озера и служили предметом игр и забав для малолетних безбожников.
Возрождение
С надеждой прихожане Озёла ждут и возобновления регулярных богослужений в храме
Храм своими силами восстановили православные христиане села Озёл уже в наше время. На бывшем церковном кладбище был установлен крест в память о невинно убиенных за веру в годы репрессий. Староста Вознесенского храма — Нина Ивановна Лыткина — готовит материалы к канонизации последнего убиенного священника озёльского храма. Возможно, что будет у Озёльской земли свой небесный покровитель и молитвенник. С надеждой прихожане Озёла ждут и возобновления регулярных богослужений в храме.
— На каждый праздник мы просим, чтобы прислали нам священника, — рассказывает Александра Васильевна.
В иные дни прихожане справляются своими силами. Так, каждое воскресенье супруги — Татьяна Васильевна и Николай Серафимович Лыткины — сами читают и поют акафисты, а на Рождество и Пасху организуют вокруг храма крестные ходы.
Побывав в очередной раз в Озёле, услышала от главы Елены Дорониной радостную новость о том, что за Озёльским храмом были закреплены священники православного прихода поселка Максаковка, но своего батюшки в Озёле нет. Хотя и жильем бы долгожданного батюшку в Озёле обеспечили, и прихожане из города с удовольствием бы поехали в сельский храм с трагической историей, расположенный в самом сердце земляничных озер. Пока же …
— А кто посещает храм сегодня? — интересуюсь у Александры Васильевны.
— В основном местные жители, дачники приходят, но очень редко. На престольный праздник — Вознесения Господня — собралось всего 10 человек, — сетует христианка.
На все лето и моя собеседница приезжает сюда из Сергиева Посада, чтобы поработать во славу Богу. Примечательна и ее судьба.
Пути Господни
Александра Васильевна сама родом из Сыктывкара, в Озёле жили её родные, у которых, будучи ребенком, она гостила каждое лето. И вот уже полстолетия моя собеседница живет в Сергиевом Посаде и является прихожанкой Троице-Сергиевой лавры.
— А как вы в Подмосковье попали? — интересуюсь.
— В 18 лет поехала счастье искать, а нашла палочку и Бога, — в таких скупых строках моя собеседница обрисовала всю свою жизнь, в результате которой осталась инвалидом, но обрела веру.
И с таким состоянием здоровья Александра Васильевна каждый год отправляется из сердца России на Крайний Север. Готовится к этому путешествию заблаговременно — сначала отправляет в Сыктывкар посылки с иконами, книгами, церковной утварью для своих земляков.
— Посылаю посылки, потом в Сыктывкаре встречаю и везу в Озёл. Слава Богу за все! Кто трудится Богу, тому Он и помогает!
Этим летом с завода «Софрино» Александра Васильевна привезла для храма иконы Спаса Нерукотворного, святителя Николая Чудотворца и Новомучеников Российских.
Иконы из озёльского храма после его закрытия тайно хранились от поругания в домах озельчан
Есть в Вознесенской церкви и старинные образы, переданные местными жителями. Казанская икона Божией Матери, образы Георгия Победоносца, архангела Михаила принадлежали некогда озёльскому храму, но после его закрытия тайно хранились от поругания в домах озельчан. Но старинные иконы сегодня нуждаются в реставрации.
Среди святынь вижу и фотографии со Святой Земли — Голгофы и Гроба Господня.
— Побывав в Иерусалиме, я и для своего храма привезла фото величайших святынь, — рассказывает Александра Васильевна.
Пароль – «зеленая серия»
Пополняется трудами женщины и православная библиотечка храма. Достойное место заняла сегодня здесь так называемая «зеленая серия» — книги, выпущенные издательством Сретенского монастыря: среди них вижу изрядно уже зачитанные «Несвятые святые» архимандрита Тихона, «Райские хутора» священника Ярослава Шипова, «Небесный огонь» Олеси Николаевой. Настоятельно и мне Александра Васильевна советует взять с собой что-нибудь из этой серии:
— Вернете, когда сможете!
— Спасибо, «зеленая серия» хранится у меня в домашней библиотеке, и я её уже прочла! — удивляю свою собеседницу.
И замечаю, как между нами исчезают все преграды в общении, какие возникают при встрече двух совершенно незнакомых людей — словно «зеленая серия» стала тем секретным паролем, после произнесения которого человек решил, что перед ним свой и ему можно доверить и сокрытые сокровища.
— Идемте, — уверенно приглашает меня женщина с собой и ведет в сельскую библиотеку.
Преданья старины
Как выяснилось, сельская читальня Озёла отметила в прошлом году свое 110-летие. А книжный фонд ее хранит книги, которым более 100 лет. Эти сокровища были обнаружены в доме покойного жителя Озёла Вячеслава Сорвачёва. Выяснилось, что предки и сам Вячеслав Михайлович собирали книги, которые читали на протяжении двух веков. Так, в коллекции библиотеки оказались собрание сочинений Мамина-Сибиряка 1917-го года выпуска, «Исторические летописи № 4», датированные 1915-м годом. Выпуск содержит путевые заметки духовного лица И. Валентина «По Сербии», историко-бытовой очерк А. А. Коринфского «Светло-Христово-Воскресение», страничку из священно-церковной географии. В рубрике «Прошлое и настоящее» можно прочесть заметку К. Максимова «Благовещенский храм на Васильевском острове». В рубрике «Из архиерейской жизни» представлены фрагменты переписки епископа Игнатия (Брянчанинова).
А в «Смесь» вошли статьи «Баптизм в России», «Великий четверг у крещеных черемис» и другие.
Самая старинная книга озёльской библиотеки 1898 года издания — «Робинзон Крузо» — пересказ удивительных приключений английского моряка. Охотно читали прабабушки и прадедушки Сорвачёвы сочинения Майн Рида, которые в 1908 году выходили как бесплатное приложение к журналу «Природа и люди». Сегодня эти бесценные сокровища книжной мудрости служат свидетельством того, что никогда не прервется связь с ушедшими поколениями сельчан, а через эту память будет жить всегда.
На прощание Александра Васильевна показывает еще одну местную достопримечательность — необыкновенно красивую, пушистую ёлочку: не обратить на нее внимание невозможно. Как оказалось, сюда после богослужений выливались остатки святой воды. Освящённая ёлочка вот уже много лет приветствует богомольцев и словно дарит надежду, что наступят в жизни храма, Озёла другие, лучшие времена, память о которых еще хранит мудрая ель.
Конечно, 10 человек прихожан не смогут содержат священника, но выход искать надо.