Православный календарьПравославный календарь
Хозяин, наемный работник или потребитель?
Анна Сапрыкина
Если в классическом отечественном образовании ребенка «встраивали» в общество, то новые учебники формируют человека «исключенного» из общественной, реальной жизни.
«Счастливая семья — та, где иго и бремя Христово принимают с радостью»
Прот. Марк Тайсон
Божия милость и благодать помогли мне понять, что Лиза — тот самый единственный человек, с которым я должен быть вместе.
«Муся – настоящий православный человек»
Памяти Марии Николаевны Соловьевой
Самое главное – она была русским православным человеком. То, что этот тип в неприкосновенности сохранился в безбожной стране, – настоящее чудо.
О трепетной дружбе Н.В. Гоголя и А.О. Смирновой-Россет
Мария Тоболова
Гоголь писал об Александре Смирновой: «С ней мы были издавна как брат и сестра, и без неё, Бог весть, был ли бы я в силах перенести многое трудное в моей жизни».
Что не так с идеей возврата к «советскому образованию»?
Анна Сапрыкина
Школьное образование, которое привело СССР к великим достижениям, которое «привело нас в космос», ‒ это… школьное образование времени правления царя Николая II.
Слепая птичка, оса и Промысл Божий
Свящ. Валерий Духанин
У Бога никто не забыт. Даже если тебе кажется, что выхода нет, Господь найдет возможность помочь тебе. Главное, не забывай о любящем тебя Отце.
«Запомни: христианин неуязвим»
Воспоминания о священнике Валерии Бояринцеве
О Православии не рассказывают ‒ его показывают. Я приезжала в Алупку отогреваться сердцем и укрепляться убедительным примером жизни во Христе.
Русский учитель Сергей Александрович
Марина Бирюкова
Нужно нам всем жить тою жизнью духовною, которую мы хотим вдохнуть в учеников наших школ. Лицемерие в школьном деле не только бесплодно, но и преступно.
«Тюремщики больше всего ненавидели нас, священников»
Архим. Иустин (Пырву) о годах пребывания в коммунистических застенках
Он 16 лет жизни провел в тюрьме, куда попал в молодом, цветущем возрасте, а вышел оттуда больным, полуживым стариком.
«Преподобный Серафим предсказал о ней, что она будет благодатной матерью для России»
Ксения Гринькова
Она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.

О «правильном устройстве народного образования»

107 лет назад, 25 марта (7 апреля по нов. ст.) 1901 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, император и самодержец Всероссийский Николай II подписал очень важный документ, намечающий путь, по которому должно было идти усовершенствование российского образования. Приведем этот документ полностью[1].

Высочайший рескрипт,
данный на имя члена государственного совета, генерал-адъютанта,
генерала от инфантерии Ванновского

Петр Семенович! Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени. Опыт последних лет указал, однако, на столь существенные недостатки нашего учебного строя, что Я признаю благовременным безотлагательно приступить к коренному его пересмотру и исправлению.

Высоко ценя вашу государственную опытность и просвещенный ум, Я избрал вас в сотрудники Себе в деле обновления и устроительства русской школы и, призывая вас на особо важную ныне должность министра народного просвещения, твердо уверен, что вы строго и неуклонно будете идти к намеченной Мною цели и в дело воспитания русского юношества внесете умудренный опытом разум и сердечное о нем попечение.

Да благословит Господь Наши труды; да помогут Нам в них родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем.

На подлинном собственно Его Императорского Величества рукою написано:

Искренне уважающий Вас

Николай

Царское село

25 марта 1901 года

***

Высочайший рескрипт адресован новому министру народного просвещения, назначенному государем вместо убитого террористами Н.П. Боголепова. В этом кратком документе содержится суть концепции образования, которая, по мнению царя, должна быть положена в основу начинающейся реформы. В этом предельно сжатом и емком документе всего несколько тезисов.

Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем». Государь говорит о существенных недостатках того «учебного строя», который сложился ко времени его правления. И призывает приступить к коренному его пересмотру и исправлению. Трудиться над этим вопросом царь будет сам, возлагая на себя полноту ответственности («Да благословит Господь Наши труды»; в тексте употреблена именно заглавная буква, относящая местоимение к императору). На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества».

Как и во многих других случаях, воля государя далеко не полностью была исполнена сменявшими друг друга министрами и «исполнителями на местах» – чиновниками и представителями «педагогического сообщества». Тем не менее именно в ту эпоху во многом был создан образовательный потенциал, которым пользуется Россия до сих пор. В рамках проведения реформы во время царствования Николая II возникало все больше новых учебных заведений, все больше образовательных проектов, в которых школа строилась на действительно новых началах, и прежде всего на активном участии семьи в образовательном процессе.

Однако завершить «коренной пересмотр и исправление» школы оказалось невозможно – наступил 1917 год. Произошла революция. Политика Николая II сменилась противоположной.

Для революции семья стала таким же врагом, как Церковь и царство. В своей статье «Разрушение семьи в советском государстве» И.А. Ильин говорит, что «все усилия коммунистов направлены на разрушение и упразднение буржуазной семьи, искоренение связанных с ней обычаев, а также обычного буржуазного права»[2]. Вот слова Бухарина: «Когда родители говорят “моя дочь, мой сын”, то это указывает… и на право родителей на воспитание собственных детей. С социалистической точки зрения, это право никак не обосновано… следует отвергнуть и беспощадно высмеять претензии родителей…»[3].

После многочисленных экспериментов советская идеология построила собственную систему образования. Дети не были полностью отняты у родителей, однако право на их воспитание было отдано исключительно обществу. А сам учебный строй советской школы во многом повторял тот, что был характерен для российских гимназий рубежа веков – тот самый, на «существенные недостатки» и необходимость «коренного пересмотра» которого указывал царь.

Государь призывал родителей участвовать в деле образования – советская школа отрезала семью от образования. Государь указывал на обязанность родителей «пещись о детях» – советская школа «беспощадно высмеяла» это право.

Сейчас, 107 лет спустя, мы читаем обращение государя, наказ последнего русского царя. Государство, в котором мы живем, в лице своего президента признает сферу образования «системообразующей». Наше государство также признает, что существующая система образования нуждается в пересмотре.

Какой путь мы выберем сегодня, в 2008 году? Мы можем сохранить советскую систему образования, ее учебный строй, признать его лучшим и лишь корректировать его, согласуясь с потребностями времени. А можем «приступить к коренному его пересмотру». Мы можем отдать образование наших детей в руки государства, не допуская семью к участию в этом процессе. А можем услышать призыв государя: «Да помогут нам в них («в Наших трудах») родители и семьи, ближайшим образом обязанные пещись о своих детях, и тогда скоро наступит время, когда Я и со мною весь народ будем с гордостью и утешением видеть в молодом поколении твердую и верную надежду Отечества и стойкую опору его в будущем».

Анна Сапрыкина

4 апреля 2008 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»

[1] Текст взят из «Журнала Министерства народного просвещения» за май 1901 года.

[2] Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10-ти т. М., 1998. Т. 7. С. 89.

[3] Там же. С. 104–105.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×