Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.

Взирая на лица

У вас есть старинный семейный альбом? Если нет — сходите в ближайший краеведческий музей. Посмотрите на человеческие лица двадцатых, сороковых, шестидесятых годов. Внимательно посмотрите. Еще внимательней. Ничего не настораживает?

    

По-моему, это какие-то очень странные люди. Как будто игрушечные. Они, позавчерашние, совсем не такие, как мы сегодняшние. Я не могу почувствовать с ними живой контакт. Не могу представить себе, что вот с этой дамой в берете и с тонко накрашенными губами я мог бы сидеть в кафе за одним столиком или даже за соседними. А вот этот мужик в слегка перекошенном мешковатом пиджаке вроде как брат моего прадеда, но у меня нет к нему не то что родственных, а вообще каких бы то ни было чувств. Какой походкой он ходил, какой улыбкой улыбался, что у него было на уме и языке, что он любил, что ненавидел? Такое ощущение, что все эти люди жили на совсем другой планете Земля — не той же самой, которая сейчас у нас под ногами.

Даже на фотографиях восьмидесятых годов, когда я сам уже был вполне живой и сознательный — тоже сплошь одни «инопланетяне». Я не могу себе представить, чтобы вот этот крепкий мужик мог дать мне в морду, а вот эта вполне привлекательная вроде девушка почему-то не вызывает во мне никакого отклика. Я даже сам себя на этих фотографиях «не вижу». Что это за тип? О чем он думает? Нет, я, конечно, помню, чем я жил в то время, о чем мечтал, к чему стремился. Но неужели тот я, который остался в моей памяти — это и есть вот этот улыбающийся в пол-лица подросток с длинными волосами в дурацкой мятой шляпе? Просто возмутительно!

Ну, ладно, ладно, чего уж там. Ну, подумаешь, была эпоха, прошла эпоха, люди поменялись, время перекроило мозги, и лица — обычное явление природы.

Но вот недавно я забрел в Духовную академию Троице-Сергиевой лавры и в ожидании одного человека долго разглядывал исторические фотографии на стенах коридоров. Тридцатые, пятидесятые, семидесятые. Ректоры, преподаватели, семинаристы. «Я был в шоке» — это, конечно, отвратительный журналистский штамп, но в данном случае без него не обойтись.

Эти фотографии — полная противоположность семейному альбому и краеведческому музею. За двадцать, сорок и даже восемьдесят лет внешность человека из монастыря почти не изменилась. Это те же самые люди. Я легко могу представить, как вот этот студент с коллективного фото 1956 года сходит, как в советских мультиках, с бумаги в реальную жизнь и тут же смешивается с толпой сегодняшних учащихся, идет вместе с ними по каким-то общим делам. А вон тот черно-белый архимандрит — вдруг становится цветным и моментально вписывается в сегодняшнюю современность.

Можно, конечно, попробовать списать этот эффект на то, что граждане из фотоальбома одеты по устаревшему фасону, а монашеское облачение не меняется веками. Увы — не получается. Людей в светских пиджаках на этих стенах тоже хватает, но и у них лица внятные, понятные. Вот, например, стоит в пиджаке черно-белый Виктор Степанович Комаров, регент хора Богоявленского собора в Елохове. А вон идет по коридору разноцветный профессор Духовной академии Константин Ефимович Скурат. Что мешает им прямо сейчас пойти по этому коридору вместе, моментально найти общую тему для разговора и сходу наметить несколько совместных важных дел? Ничто не мешает.

    

Неужели все-таки форма так зависит от содержания? Неужели наши лица по крупицам запоминают все нами увиденное, услышанное, съеденное, выпитое, сказанное, сделанное и даже подуманное? Неужели лицо человека — это та мозоль, которую он натирает о все то временное, что пролетает мимо, моментально забывается и даже потомкам не будет понятно. И только лица по-настоящему верующих людей не меняются веками. Их глаза почти не интересуются вечно бегущей строкой сегодняшнего дня. Их сознание в минимальной степени сопряжено с неизлечимым бешенством мира сего. И это не может не отражаться на выражении глаз, линии губ, форме морщин.

Интересно, что скажут правнуки про мою собственную рожу? Как мы объясним им выражение наших сегодняшних лиц? Какой-нибудь будущий Соколов-Митрич будет вглядываться в них и писать: «Ну, откуда на этих старинных фотографиях десятых годов двадцать первого века столько одутловатой усталости и равнодушия? Я не знаю, чем занимались все эти люди в свободное от селфи время, но выражение их лиц мне решительно ни о чем не говорит! И вообще — почему они, как минимум, в полтора раза шире, чем наши?! Эй, предки! Вы меня слышите? Чего это вы там делаете, а?»

Рейтинг: 8.2 Голосов: 30 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Всё музыка и свет» «Всё музыка и свет»
Фотограф Юрий Кавер
«Всё музыка и свет» «Всё музыка и свет»
Беседа с фотографом Юрием Кавером
Фотографии – это мои дети. Не бывает любимых и нелюбимых детей. Господь дал мне заниматься любимым делом, и я счастлив.
Созерцая красоту мира Божиего Созерцая красоту мира Божиего
Монахиня Елисавета Цвикла
Созерцая красоту мира Божиего Созерцая красоту мира Божиего
Беседа с монахиней Елисаветой Цвикла (Джорданвилль, США)
Фотография позволяет запечатлеть моменты, которые в жизненной суете проходят мимо нас: в потоке дел мы просто не замечаем окружающую красоту. Вот на днях я взяла камеру и вышла в наш сад. А мне говорят, что день серый, и ничего хорошего у меня не получится. Но фотографии, выполненные в технике макро, позволяют проявить удивительные краски весны: ярко-красные, розовые, нежно-зеленые, солнечно-желтые… И это несмотря на хмурый, пасмурный день.
Женщина с «Лейкой» Женщина с «Лейкой»
Дарья Рощеня
Женщина с «Лейкой» Женщина с «Лейкой»
Дарья Рощеня
Немцы называли «Тигр» непобедимым и не подпускали к подбитому танку никого. «А бабушке удалось пробраться в нейтральную полосу и сфотографировать танк в деталях, с пробоинами в броне, - с гордостью говорит внук. - Фотоснимок крупным планом вышел в газете: мол, смотрите - вот он непобедимый немецкий «Тигр». Бабушке дали орден Красной Звезды. Она очень его любила. Всегда носила, даже когда от него кусочек откололся».
Комментарии
Михаил 8 сентября 2014, 23:13
Я тоже не понимаю лиц предков. Лица же не родственников, а 30-х, 50х, 60-х годов часто просто неприятны.
Женщины некрасивы. Мужчины слишком серьезны или наоборот как-то бесшабашно веселы. А монах - всегда монах. Все правильно автор написал.
И вообще, я люблю лица людей воцерковленных, особенно священников или монахинь. Какая-то гармоничность в них, ясность.
Вот у меня тут перед носом постоянно мелькают семинаристы, я рядом живу, бываю в храме где семинарский хор поет, так вот, вижу какие они до рукоположения и какие после. Это качественный скачек, будто два разных человека, и лицо и фигура будто теряют угловатость свойственную большинству людей, а становятся какими-то гладкими, ясными, как бы умытыми.
Нету излома страдания, страсти, страха, в лицах. Нету этого тупого, искажающего черты напряжения, которое сейчас повсеместно отягчает человеческие образы.
У людей печать на лице его жизни лежит.
А жизнь не очень. Оно видно.
Константин Бобров18 июня 2014, 20:48
Нашёл :)

"Откройте альбом со старыми фотографиями, и там увидите лица спокойные, как бы просветленные, на которых лежит печать благородства и достоинства, не гордости, а именно душевного достоинства, синоним которого – честь. Эти выцветшие от времени фотографии как будто пронизаны лучами зашедшего солнца и излучают тепло, которое согревает и умиротворяет душу. Затем посмотрите на современных людей, и вы увидите другие лица: померкшие, тревожные, напряженные, постоянно озабоченные и недовольные, как будто эти люди не нашли свое место в мире холодном и равнодушном, как и сами они."

Архимандрит Рафаил (Карелин)

http://www.pravoslavie.ru/smi/59813.htm
Олег17 июня 2014, 23:59
Светлая статья.
Светлый автор.
Прочитав статью я достал старые фотографии и внимательно вгляделся в образы своих ушедших родных, многих из которых даже не пришлось встретиться.Война.
Я не оговорился- у нас лица, у них образы.
У них в глазах больше души,любви, доброты, грусти и мудрости.
Посмотрел на себя:воистину, многие знания-многие скорби.
Захотелось разбить зеркало.
Константин Бобров10 июня 2014, 22:49
Елена Киселева, cпасибо вам за комментарий (от 2014-05-28 15:59).
Людмила 4 июня 2014, 17:11
А мне понравилась статья. Спасибо большое автору!
Ольга 3 июня 2014, 16:54
Полностью согласна с Еленой Киселевой.Спасибо за комментарий.
Наталья 1 июня 2014, 08:46
На мой взгляд, автор статьи подметил то, что знает каждый из нас, наблюдая за окружающей жизнью. Лица с духовно-нравственным основанием в личной жизни всегда имеют прекрасные лица и выразительные глаза. Стоит только взглянуть на мелькающие лица на телеканалах и лица участников телеканала "Союз", чтобы понять автора статьи.Старушка 80-ти лет из любого прихода, живущая с Богом,имеет живые,горящие глаза.Видимо,многим из нас приходилось видеть мёртвые глаза как-будто живущих людей. Давным-давно видела портрет молодой женщины художника с мировым именем.Она была его возлюбленной - чистота струилась из ангельских глаз, совершенными были черты красивого лица.Ушёл из жизни художник.Прошло много лет...Был другой портрет этой же женщины, но это было уже лицо дьяволицы...испещрённое морщинами и злобой.
Лариса Воронина29 мая 2014, 17:17
/Знаете, чем отличается Украина прошлого майдана от Украины майдана нынешнего? За эти 9 лет в ней стало еще меньше людей, которые хотят в Россию. Даже в Донецке и Луганске. Даже в Харькове и Одессе. Даже в Севастополе и Ялте./ из ст."Шановнi телеглядачi!".

Помните? И что же Вы напишите о них теперь, любезный Соколов-Митрич?

К любому из живущих,
Неумолимо смерть придет.
Достоин вечной славы тот,
Кто сам её принять готов -
За пепел пращуров своих,
За храм своих богов.

Знаю из первых уст, что люди эти прежде всего думают о том, как не посрамить предков. Неверные выводы - вот беда современной публицистики.
Юрий 28 мая 2014, 18:58
есть доля правды. но иногда и среди простых людей-встречаются прекрасные лица. и что приятно - даже среди родственников
Алексей28 мая 2014, 18:03
Есть еще один момент. Это отношение снимаемого и фотографа к фотографии, эстетика фотопортрета. Фотоснимки никогда не делались случайно, к фотосъемке готовились, старались "быть в лице". Дети перед камерой чувствовали себя скованно, побаивались. Поэтому и лица на старых фото - другие.
Сегодня из нашей жизни ушло старое-доброе "шлю вам свою фотокарточку". В лучшем случае - "глянь мои фотки "ВКонтакте"".
Елена Киселева28 мая 2014, 15:59
Лица на фотографиях моих предков и предков моего мужа вызывают у меня только теплые чувства и интерес. Ищу сходство с нами. Люблю старые фотографии. После смерти бабушек взяла себе фотографии их родителей. Другая эпоха. Но мне кажется, что люди того времени были морально чище, порядочнее нас . Может быть я и ошибаюсь.
А статья автора...Вероятно это его нынешнее, временное состояние.
Николай28 мая 2014, 14:36
Есть тут над чем подумать. Автору посоветовал бы выкинуть бритву. Все-то полегче будет.
Светлана28 мая 2014, 10:37
Я ничего не поняла. О чем статья -то ? Ерунда какая-то.
Валерий Ивкин28 мая 2014, 10:14
И еще дополню. Здесь возникает тема лице-действа. Когда человек не принадлежит себе и вечности, а миру и времени. В этой статье очень точно подмечено на примере лиц 50-х годов, и не только. Человек теряет неповторимые черты в выражении своего лица и взгляда. Личностью можно стать и приобрести собственное лицо только через Христа.
Антон28 мая 2014, 10:13
Мне кажется, что как раз на старых фотоснимках лица более нормальные, чем то, что мы видим сегодня. И мне лица наших бабушек и дедушек в юности кажутся более родными, тёплыми, живыми, чем лица современников.

Старые фотоснимки обличают нас, показывают духовную деградацию человечества, которая очень ускорилась в последние десятилетия.
Валерий Ивкин28 мая 2014, 10:06
Спасибо за статью. Еще раз убеждаюсь, что важно не количество строк, а изложение сути. И комментарий со стихами Заболоцкого дополню его же стихом "О красоте человеческих лиц." О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Ирина Рюрик28 мая 2014, 00:02
Странные рассуждения автора в данной статье. Ему не нравятся лица мирян на старых фотографиях? Странное желание возникает у автора, что бы ему кто-то по лицу ударил и девушка на старом фото его не возбуждает...И по этой причине он находит этих людей картонными и некрасивыми? А вот духовенство, для автора это другое дело..., прости Господи. Что-то не то с автором, может ему что-нибудь душеспасительное почитать. Странные размышления и подозрительные желания...
Мне всегда нравилось рассматривать старые фотографии. Мне всегда нравились лица простых людей, которые запечатлены на них. Они более добрые, я бы сказала одухотворенные. Со временем лица людей на фотографиях меняются, исчезает одухотворенность, а жаль. Я полностью согласна и разделяю точку зрения Юлии Булановой, с автором статьи я согласится не могу.



Мария27 мая 2014, 21:01
Прежде всего, хочу сказать, что Вам, Дмитрий, нет смысла переживать, так как большинство Ваших фотографий встречает зрителя ясным, думающим взглядом, а это главное.

Далее, собиралась написать комментарий, но перечитав уже написанные комментарии, только могу поаплодировать Дмитрию (комментарий 27.05.2014 13:17) и Ивану Х. (27.05.2014 11:08)

А еще хочется привести слова свт. Николая Сербского из книги о «Мысли о добре и зле»:

«Замечания о телесном

Христос никогда не сделал ни одного замечания по поводу тела человека. Он не сказал Закхею: «Как ты мал!» Не сказал Иуде: «Как ты безобразен!» Не сказал расслабленному: «Как ты расслаблен!» Не сказал прокаженному: «Какой от тебя дурной запах!»
Христос постоянно общался с действительностью в людях, то есть с душами. Это Душа душам говорила, Душа души лечила и поднимала.
Говорить о телах присутствующих людей Христос считал неприличным почти так же, как серьезные люди считают неприличным говорить друг другу об одежде.
Поэтому когда человек заговорит с тобой, ты не думай о его теле, не оглядывай его тело, а смотри в его душу, проверяй его душу, вживайся в его душу — и тогда будешь его понимать.
И когда ты говоришь с человеком, не думай ни о своем теле, ни о его теле, а думай о своей душе и его душе, повторяя про себя: «Это душа душе говорит, душа с душой общается».
И тогда ты почувствуешь присутствие Бога между вами. И будешь понятым и понимающим».
Юлия Буланова27 мая 2014, 20:12
Я, глядя на старые фотографии своих родных 2,3,4,5 поколения, с печалью понимаю, что люди вырождаются. Раньше лица были красивые, одухотворённые, глаза мыслящие и выразительные даже не в красоте, а в отражении разума и души. Люди становятся уродливее и злее. Не все, конечно. Но, к сожалению, это правда... Только не понимают они этого. Я не представляю будущее поколение и их взгляд на нас, когда мы будем их дедами и прадедами. Но красота спасёт мир, красота человеческих душ, в которых живёт Бог, и красота человеческих лиц, выраженная у Заболоцкого: "А если это так, то что есть красота, и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?". Для меня лица людей предшествующих поколений органичные и родные. А у монахов и священников другие лица. Я вижу Бога в их глазах. Надеюсь, их молитвами и спасёмся!
Маша27 мая 2014, 19:44
бестолковая статья ни о чем.
Старые фото более интересны,чем нынешние. А если,по словам автора,"Нет живого контакта"- значит нет любви к тем людям.
Толик27 мая 2014, 19:44
"И только лица по-настоящему верующих людей не меняются веками. Их глаза почти не интересуются вечно бегущей строкой сегодняшнего дня..." и... тем, что они в текущем моменте перед фотокамерой, - они не напрягаются, не корячатся и не тужаться что-то из себя изобразить. Это во-вторых.
А во-первых, - они просто ведут нравственный образ жизни.
----
Да, кстати, они - либо бреются начисто, либо с бородой.
Легкой "мужественной" "небрежной" как-бы типа тово небритости у них не бывает.)
Простите.)
Андрей27 мая 2014, 16:51
Все-таки для чистоты эксперимента нужно изолироваться от окружающих вещей. Хотя дух творит себе формы, но речь идет о лицах.

Я тоже замечал такое. Мне нравится подолгу рассматривать старинные фотографии. Кажется, что современные люди внешне выглядят более привлекательно.
Валерий27 мая 2014, 16:15
Главное в лице - это глаза. Замени (умозрительно) глаза одного из рассматривамых лиц на глаза другого - и увидишь (опять же мысленно) как разительно изменился облик обоих. Одухотворённость заметна не в чертах лица, а во взгляде человеческом. Не физиологические особенности лиц (вплоть до "формы морщин"), а только глаза, их выразительность, осмысленность, глубина говорят о человеке как о личности.

Для монашествующих также необходимым дополнением, завершающим их облик, является борода.

Понятна самоирония автора (предусмотрительно разместившего и свою фотографию), когда он говорит об одутловатой усталости и равнодушии, - но статья написан мастерски, тема - живая, насущная, заставляющая задуматься.

Дух творит себе форму...
Светлана27 мая 2014, 16:12
Тоже заметила такую особенность. Думала, что у всех такие бумажные лица раньше были, и никак не верилось, что эти люди когда-то тоже жили, как и я сейчас, пока не увидела фотографии священства. Это удивительно, у них ЖИВЫЕ лица! Лица ныне живущих людей.
Елена27 мая 2014, 15:45
Точно! Точно! У меня даже идея возникла: создать серию картин - диптихи, на одной картине - наш современник, на другой - как бы он выгляднл в 80-е или 70-е, или какие-нибудь другие годы. Думаю, эффект был бы портясающий! ...да, весьма веселит актер из массовки в "Бесах" последней экранизации, c пухлой физиономией: "Я голодаю..." Ну так а где ж других-то взять?!
Aviva Rafaela27 мая 2014, 14:09
Спасибо за пищу для размышлений. Моя мама тоже часто об этом говорила, что лица у людей из разных эпох другие. Особенно, говорит она, смешно смотреть когда современные актеры играют в фильмах и сериалах, где события происходят в 19 веке. Смешно смотреть, лица не те.
Дмитрий27 мая 2014, 13:17
Есть у меня альбом, не один даже. И в альбомах этих, лица моих предков. Красивые, милые моему сердцу лица. Да они (лица) разные: веселые, грустные, заботливые, тоскливы и т.д. Они не странные и не игрушечные, потому что я их люблю. Какими бы они не были, они моя родня. Всех дедов и бабок своих помню, а они в свою очередь рассказывали мне о более старшем поколении.
Так ка же мои предшественники могут быть игрушечными? Они просто были другими.
Возмущен данной статьей!
В.27 мая 2014, 13:11
замечательная статья,спасибо автору!
Мария (Нидерланды)27 мая 2014, 12:34
Христос Воскресе!

Спасибо автору! Есть о чём задуматься!
Ирина27 мая 2014, 12:01
Прекрасная статья!Всё верно подмечено!Взгляд со стороны!Спасибо,Дмитрий!
Иван Х.27 мая 2014, 11:08
Что-то в этом определённо есть, но полностью мысль принять нельзя. Поделюсь своим опытом.
В 30х годах прошлого века на подмостках зарубежных театров и кинотеатров возник легендарный музыкальный дуэт Nicholas Brothers. Это были гениальные певцы и танцоры, удивительно харизматичный дуэт чернокожих братьев, оказавший огромное влияние на развитие современного искусства (настоящего искусства).
В наши дни о них сняли документальный фильм. С первых секунд добрые и ласковые улыбки стариков приковывали внимание, располагали к себе. Глядя на такого человека, невольно хочется быть его товарищем.
Однако в ходе фильма начали рассматривать их жизнь. По коже побежал холодок, когда один из братьев спокойно отозвался о том, что загубил, своим распутством и невниманием, жизнь своей покойной бывшей жены, о смерти ребёнка в младенчестве тоже спокойно отозвался. Но начал плакать, когда вспомнил... как его перестали звать на съёмки в кино.
И однако же до конца фильма его харизма не давала косо посмотреть на него, его образ всё равно располагает к себе.
Поэтому не оценивайте человека по его внешности. Бывает смотреть противно, а человек оказывается замечательным.
В том числе и на фотографиях святых отцов не всегда приятное выражение лица.
Георгий27 мая 2014, 11:07
...не те, кто в столице; такие знакомые русские лица, - им нечем, бывает, за хлеб расплатиться, но есть, слава Богу, кому помолиться.
Мария27 мая 2014, 10:48
У каждого времени свои вызовы. Нас накрыло сразу 2 цунами - инфрормационного и пищевого изобилия.
Результат налицо, как говорится.
Спасибо за текст, отрезвляет.
олена27 мая 2014, 10:07
А ведь очень верно замечено, и так оно и есть.Слава Богу за всё!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×