Постимся постом неприятным

Как причудливо меняется порой смысл хорошо, казалось бы, знакомых слов и выражений при перенесении их в иной «контекст»! Хотя, конечно же, ничего странного и противоестественного в таком изменении нет: контекст и вправду определяет многое. Противоестественно и странно, когда этот «новый смысл» постепенно вытесняет традиционный, старый из жизни как таковой, уже вне зависимости от каких-то контекстных рамок.

Фото: В.Свердлова / Православие.Ru
Фото: В.Свердлова / Православие.Ru
Вот такое знакомое, всем известное, у всех на слуху сущее: «Постимся постом приятным…» С радостным, детским смехом произносят эти слова православные люди, заходящие в трапезную после продолжительной службы, утомленные, голодные, но довольные: труд «бденный» остался позади, а на столе – «утешение». Конечно, все блюда постные, но и постную пищу можно ведь очень вкусно приготовить: сколько есть рецептов всевозможных – знай лишь выбирай, что нравится! Тем более что в наше время чего только в магазинах нет. И гады морские, которых по «афонской традиции» принято в субботу-воскресенье вкушать. И фрукты-овощи, в разных концах света выращенные и собранные. И сладости, без молока, яиц и масла превосходно приготовленные.

Разумеется, при таком количестве разносолов, при премудром попечении о столах пост может быть приятным и даже очень. Особенно если человек просто-напросто устал от привычного своего рациона, чувствует необходимость воздержаться от мяса-птицы-рыбы, отдохнуть от того, что утучняет фигуру, отягощает чрево. Не говоря уже о том, что немало есть людей, которым постная пища просто нравится. Неслучайно практически во всех приличных ресторанах предлагается сегодня посетителям постное меню, блюда из которого перемежаются блюдами из меню обычного.

Так что да – постимся постом приятным, и хорошо постимся… Остается дело за малым – спросить себя: приятным кому? – Как кому? Нам, кому же еще!

И как-то трудно, словно сквозь туман какой-то, припоминается, проступает в сознании основательно подзабытое: «…приятным, благоугодным Господеви». Оказывается, не для нас должен он быть приятным, а для Бога. Оказывается… Да мы ведь и знали это. Разумеется, знали! Просто такие мы существа, что даже на подсознательном уровне, без умышления, обдумывания стараемся, как правило, упростить сложное, сократить продолжительное, облегчить трудное. И в общем-то ничего в этом худого, предосудительного нет: это вполне разумно, рационально. С одним, пожалуй, «но»: рационализм уместен практически всегда, кроме тех случаев, когда речь идет о духовном, особенно же – о подвиге. А пост, лишенный элемента подвига, удобно превращается в диету.

Подвиг же, безусловно, не в том заключается, чтобы уморить себя голодом, дойти до физического и нервного истощения, сделаться неспособным ни к какому общественно или даже лично полезному деланию. Кому-то и масло необходимо растительное даже в среду и пяток, кому-то гады морские, кому-то рыба, а кому-то, может быть, и молочное даже… и мясное – например, если у человека открытая форма туберкулеза. Или малокровие. Или сложный перелом. Или еще что-то подобное.

Подвиг – он тогда, когда мы ради того, чтобы угодить Господу, трудимся, напрягаемся, преодолеваем себя, подвигаемся к тому, что впереди, что еще кажется недостижимым, но, тем не менее, остается верным, правильным ориентиром. И пост тогда пост, когда в нем есть момент самоутеснения, самоограничения, лишения себя привычной вольготности, свободы в угождении плоти, чтобы хотя бы немного воспрял, ожил обычно подавляемый ею дух.

Пост тогда приятен Богу, когда… неприятен – хотя бы немного – нам. Поэтому не будем превращать и его в удовольствие и развлечение. Не будем бездумно повторять слова церковного песнопения, опуская при этом самое главное и значительное в нем. Иначе легко может оказаться так, что нам пост приятен будет. А вот Господу – нет…

Смотри также
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игум. Нектарий (Морозов)
Чуть чище и чуть свободней Чуть чище и чуть свободней
Игумен Нектарий (Морозов)
«Вся чисто чистым» (Тит. 1, 15). А почему мы так уверены в своей чистоте? У нас есть для этого какие-то серьезные основания? Вряд ли. Тогда откуда уверенность в другом – в том, что нарушение церковного установления о посте не принесет вреда нашей душе?
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Старец Дионисий (Игнат)
Пост – это Божественная благодать Пост – это Божественная благодать
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Все посты установлены святыми отцами, чтобы, постясь, ты умалял страсти. Естество человека сейчас полно страстей. А страсти, если они поселятся в уме, сердце и мыслях человека, становятся второй натурой. Если же они стали второй натурой, то человек начинает говорить: «Если я не поем мяса, то умру».
О Великом посте О Великом посте О Великом посте Великий пост
Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.
Вопросы священнику о Великом Посте Вопросы священнику о Великом Посте Вопросы священнику о Великом Посте Вопросы священнику о Великом Посте
Как положено поститься? Что нежелательно делать? Как установить меру поста? В чем смысл брачного воздержания во время поста?
Комментарии
Владимир Диаконов16 февраля 2018, 15:56
Господь учил: "Царствие небесное внутри нас есть". Можно согрешить, съев кусочек хлеба, и осудив брата своего, съевшего картошечку с капусточкой квашенной и лучком.
Галина Ц.19 марта 2016, 22:56
Видимо, Пост, как и многое в человеческой жизни, индивидуально. Кому-то проще воздержание от пищи или других телесных радостей, кому-то чтение молитв и святых писаний в радость, а кто-то не мыслит своей жизни без добрых дел. Когда я более-менее серьёзно задумалась о Посте, в голову пришла мысль"Будет пост для души, будет и для тела." Мне не подходило высказывание " Сытое брюхо к молитве глухо", как-то наоборот выходило. Потихонечку, -- как та девочка-- начала с конфет,которые также очень люблю и отказа от телевизора и продвигаюсь по мере сил. Это что касается телесного воздержания. В духовном плане самое сложное для меня-- смирение.
Ольга Маргарит18 марта 2015, 18:46
Георгий! Полностью с вами согласна! Мне - новоначальной, например, очень сложно соблюдать духовную часть поста без телесного. Если в еде сорвусь - то и везде так пойдет.
ольга14 марта 2014, 14:12
со мной случалось, что не хочу есть, нет аппетита, и это - как благословение. Потому что, читая старцев, читая о монахах и новомученниках, понимаю, что пища для них, даже сытная на свободе, даже в тюрьмах, когда кажется, что и баланду Бог послал,- это все как одежда на Голгофе, ибо лучше быть голым во прахе, чем одетым в пурпур и золото, когда Бог - на Кресте. Когда мне хочется жрать, т.е. неутолимый голод и ветер в голове, скорее стараюсь вспомнить, что Христос был в страшной арамейской пустыни, куда прогоняли бесов. И там терпел и холод ночью, и зной дневной, и ужас смертный в сумерках и во мраке и при свете дня, и без еды и без воды!!! И ПОБЕДИЛ искусителя, и возвратился к людям:"Мужайтесь, ибо я победил МИР!"
Сергей 6 марта 2014, 06:28
Прочитал статью о. Нектария и маленько удивился. Батюшка акцент делает на еде. Вкусно не вкусно, приятно не приятно. Какая разница как человек насыщает свое тело в пост. Смысл поста не в еде. Если человек умел бы без поста избавляться от страстей, то пост бы вообще не был нужен. Пост это не цель, а средство к обузданию страстей. Народ, кушайте красиво, вкусно, постно, но за пост постарайтесь хотя бы ограничить себя в малом. Постарайтесь проследить за собою чтобы ни разу например за пост не осудить, или никого не обидеть даже мыслию. И вы поймете, как трудно себя сдержать. С уважением относясь к батюшке, я бы даже не развивал эту тему. Люди добрые питайтесь в пост так как вам угодно, сейчас много блюд предлагает постный стол, не думайте о еде. Пусть это будет утешение вам в многодневном вашем воздержании от всего того, что не приближает вас к Богу, а отдоляет от Него ( грехи )
Анна 4 марта 2014, 13:03
Согласна с автором.Ибо в это время - пища духовная всего важнее.Когда мысли "горе"(т.е. о высоком),тогда о брюхе ненасытном меньше всего думается.Исключение - дети конечно.И тот, кто этого не понимает - жаль мне его.
Георгий31 мая 2013, 15:35
Леониду.
Дорогой брат Леонид!
И то, что ты цитируешь - истина, и то, что о.Нектарий говорит - правда. Но, чтоб стало понятнее, для чего вся эта высокопарная статья о еде, можно привести такое сравнение:штангист, разминаясь может перекинуть 10-15 тонн гирь,штанг и т.п., а если я-новичок, желающий стать штангистом буду игнорировать требования тренера например об элементарной зарядке, сразу желая многого, то это будет немного неразумно. Также и через еду - это одно из действенных средств - легче обучиться и отчуждению зла, воздержанию языка,и т.д.

Согласен?
Игорь 4 мая 2013, 13:33
Одна девочка - католичка сказала, что пост для нее - отказ от чего-то самого любимого. Для нее самое любимое - шоколадные конфеты и она весь пост не ест шоколада. Вот это подвиг для ребенка. Будем как дети.
Лиза17 апреля 2013, 22:49
Пост просто помогает сосредоточиться на внутреннем. Но, конечно, он должен быть по силам. Если человек, например, женщина, работает, имеет большую семью, то тут уже не до изысков, если голова кружится
Леонид17 апреля 2013, 21:12
о. Нектарий как бы предлагает нам вспомнить фразу дальше. Мол, поститься нужно постом приятным .. "благоугодным Господеви"! А дальше почему не вспомнить? ":пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть."
Так ведь здесь совсем нет даже упоминания о еде! К чему тогда вся эта высокопарная статья о еде?
Елена17 апреля 2013, 15:42
Алексею: "Я не понял. Чего есть то надо? ..."

Да не в еде дело. Пост дается нам для ДУХОВНОГО возрастания, увеличения духовной пищи, если так можно выразиться. Поэтому основной упор надо делать все-таки на дела духовные: молитвы, чтение духовных книг и т.п. и, главное, ПОКАЯНИЕ и ПРИЧАЩЕНИЕ. Особенно если Вы не часто приступаете к Таинствам. Причем, важно, чтобы Вы это делали не формально, для галочки, а от всего сердца. В Пост обычно было принято размышлять о том, на какую жертву Господь пошел ради нас, и на какую жертву готовы мы ради Него.

А потребление пищи и ограничения в ней - всего лишь помощь нам в усмирении "капризов" плоти, которые мешают нам задумываться о духовном. Чтобы жить духовной жизнью, нужно уметь усмирять свои мирские желания. На мой взгляд, в отношении еды - это самый простой урок усмирения плоти для нас. Намного сложнее с усмирением, например, помыслов.

Так что ешьте спокойно своих гадов, только не забывайте о покаянии и молитве. Иисус говорил: Не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст, оскверняет человек" (Мф. 15:11). Ему не потребляемая пища важна, а наши дела.
Алексей З.16 апреля 2013, 21:39
Часть 2 - продолжение.
И вот пост сегодняшний. В этом 2013 г. Пожалуй, этим Великим постом, я снова испытываю радость. Что изменилось? Частота Причастия! Вот уже год, с прошлого Великого поста, я причащаюсь каждое воскресенье и чаще, если есть возможность. Частое причастие требует от человека собранности, внимания к свой жизни. Требует постоянного самоконтроля, борьбы со своими грехами. Ведь к Чаше так просто подойти нельзя - опасно, если хотите. Огнь поядающий. Из Чаши можно выпить жизнь, а можно смерть, по слову апостола.
Вывод - пост без духовной работы, как отказ от пищи только - мало что дает. И нельзя сводить пост к изменению режима питания. "Ты ешь мясо, ты соседа своего не ешь!" - сказал кто-то из Оптинских старцев на вопрос прихожанки.
Правильно сказано в статье - необходимо самоутеснение, но нам необходимо научиться определять эту меру самостоятельно, чтобы и утеснить себя и способность к работе сохранить, и что не менее важно, спокойствие совести сохранить. А вот этого мы и не умеем. И священник дать ответ на этот вопрос не может. Возможно потому, что до революции вся Россия постилась по монастырскому уставу, требования которого, сохранились до сих пор, а вот условия жизни, значительно усложнились.
Да дарует нам Господь мудрость!
Алексей З.16 апреля 2013, 21:38
Часть 1.
И все же, все опять сводится к еде. Но ведь пост есть злых отложение, лжи, оглаголания и т.д. Сих отложение пост истинный есть.
Я вот уже более 20 лет пощусь, и все больше и больше понимаю, что отказ от еды, который мне дается легко, постом то и назвать в полной мере нельзя. Все чаще и чаще вспоминаю свой первый Великий пост, я тогда на флоте работал в советское время, 1991 г. Он состоял в отказе от мяса только, все остальное я ел. Я тогда отказался от мяса ради послушания Церкви. Так вот, у меня такое чувство, что именно тогда я только и постился. Этот отказ был очень прост для меня, но он был искренен. Он был мне по-силам. Я испытывал радость от него. Много читал из Библии, другого не было - прочитал несколько раз Евангелия, Послания, Деяния. Библия была с параллельными местами - сравнивал Ветхозаветные тексты с Новозаветными. Т.е. кроме отказа от еды я духовно рос. Это были мои первые духовные книги.
раба Божия Татиана16 апреля 2013, 21:12
Очень смущена посылом сделать пост чуть-чуть неприятным для нас. Да, к сожалению, так в жизни и бывает, но надо ли эту неприятность поста благословлять? Думается, скорее благословения требует радость, возникающая сразу, когда преодолеешь позыв к самоугождению. Пусть не навсегда ты преодолел себя, пусть и радость эта будет лишь недолгой, но она была. И душе захочется вновь в другой раз повторить ее.
Мария16 апреля 2013, 11:53
Как же всё правильно - каждое слово в этой статье. И очень это чувствуется человеку единожды по-настоящему совершившему подвиг духовный в виде поста - воздержания от излишеств, от удовольствий (ведь для каждого они разные). Что касается еды, согласна, - люди действительно сейчас используют такое разнообразие блюд, которые можно назвать диетическими, вегетарианскими, но не постными. По монастырскому уставу в пост практикуется сухоядение (хлеб, фрукты, овощи), лишь в праздники можно рыбу - пищу скромную и не до отвала. Мы ведь не замечаем простую пищу. Яблоки на столе, коробка с овсяными хлопьями - это для нас не еда. "Надо идти в магазин", - кричит желудок, который под едой понимает что-нибудь "вкусненькое: мясо, сладости". Мы поддаемся на провокацию, а потом все оставшееся время перевариваем то, что съели. И опять душа и разум остались без внимания.А им так надо бы встретится с третьим представителем нашего "Я" - сознанием, чтобы проделать огромную работу - самоанализ. Но увы и ах, сознание занято - оно спит, пока пища переваривается. Кстати на заметку, когда дни поста проходят, начинаешь замечать не только вкус еды, но и по-настоящему ценить даже самые малые крохи и быть за них благодарными. А нам так не хватает в этой жизни - просто быть за всё благодарными!
Муразов16 апреля 2013, 11:01
В церковнославянском языке слово приятный не имеет современного значения приятный, а только принимаемый, угодный. Перевод стихиры на http://www.pravoslavie.ru/put/1602.htm в этом отношении тоже не верен. Приятный переведен как благоприятный. Для гладкости перевода, надо думать, пришлось оригинал сократить, удалив в конце " и благоприятный". Правильное окончание "Сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный.
Просьба к Православию.Ru - продолжить тему разъяснения ЦС богослужебных текстов.
АННА16 апреля 2013, 09:25
СПАСИ ГОСПОДИ! ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ! ВСЁ ПРО НАС....
ирина,киев16 апреля 2013, 09:25
Дорогой моей душе, отец Нектарий, здравствуйте многая и благая лета!
Каждое слово этой статьи созвучно сердцу моему и так радостно.
Василий16 апреля 2013, 02:25
Как-то странно, мы все оказываем до уровня то можно, а то низя. Ну в самом деле, разве в пост, да и в жизни, главное еда? Как уже написала Галина, других бы не съесть. А вдуматься только - всего лишь не есть мясо, рыбу и молочные. Или, курить плохо? а то! Знаешь -знаю (это я про себя). Ну так исполняй. Ан нет, держит. А казалось бы - чего проще :) Да написать эти строчки и то сложнее. А оно оказывается не в организме дело то, это оказывается у меня помыслы такие. Вот мне и поле, вот мне и сражение. Только пока один сражаться то буду, путного ничего не выйдет.
Простите меня, как-то сумбурно вышло
ludmila .toll15 апреля 2013, 21:33
Спаси Господи отец Нектарий! ....
согласна для работающего человека еда очень важна
а я пенсионер--- моя знакомая как то написала мне что у них
в России в маленьком городке
в их церкви батюшка архимандрит Петр посоветовал есть 2 раза в день
и порция поменьше чем обычно ели
и так весь Великий Пост.
и никаких морских гадов по субботам и тд,
вот я так и ем и согласна ,
и не думаю вкусно ли ? и правда-- все так вкусно.
просто--не о еде думаю ,а о том а как бы очиститься,
читаю больше чем до Поста
на сайте такие замечательные материалы
о наших православных святых,
стараюсь молиться больше и читать все ,
что по Посту положено
но конечно я грешница первая из всех
Господи помилуй мя.
r. Lyudmila
Галина15 апреля 2013, 20:55
Алексею. Да в том то и дело,что дело не в еде. Пост души нужен. Как сказал кто-то из отцов "Да ешьте вы что угодно, только не друг друга!" Я вот 5 лет как воцерковилась, соблюдаю все посты, среду и пятницу. И, к стыду своему, поститься телесно мне совсем не сложно,а вот духовно...Кто б мне рот закрыл, глаза и уши.
Н.Н.15 апреля 2013, 18:44
Мера поста у каждного своя. И утешение должно быть, обязательно! Увы, но пища имеет большое значение для очень многих людей, особенно для мужчин - и это, на мой взгляд, никак нельзя сбрасывать со счета. Меня учили, что в каких-то случаях лучше в "топку" бросить кусок чего-то непостного, чем на голодный желудок "есть" человека рядом с собой и даже не замечать этого. Потом за этот непостный кусок поклоы положить или в непостный день попоститься горазда проще...
Никто, кроме как лени нашей, нам не мешает молиться усерднее и читать больше, чем обычно. Молиться ведь можно и когда готовишь, и когда в магазин за продуктами идёшь, и когда посуду моешь... Выбираем "царский путь"!.
р.Б.Марина.15 апреля 2013, 17:41
Спасибо огромное за статью. Слава Тебе Господи за утешение, за неизреченную милость Твою. Слава Тебе Господи во веки веков! Аминь.
Андроник15 апреля 2013, 17:10
Все так и есть... нелегкое это дело истинный пост
Саадат15 апреля 2013, 17:04
Спасибо за напоминание о правильном отношении к посту...
Ольга СПб15 апреля 2013, 16:49
Ну, ОЧЕНЬ правильная статья!
Я, по-серьёзному, пощусь в первый раз, подсказать как и что - некому. Но, слава Богу, сама дошла до такой же сути. Может, где-то в глубинке и нет такого изобилия продуктов, как в мегаполисе, где "поститься" можно и повкуснее обычного питания. Господь вразумил меня, что пост телесный, это не просто смена рациона, а непременное понуждение себя, что и творю, с Божией помощью и с переменным, правда, успехом.
Дария15 апреля 2013, 13:38
Господи, дай нам хоть чуть-чуть покаяться за время Поста, а не только на диете посидеть в надежде на ,,галочку,, на том свете за неядение мяса!!!
Виктория15 апреля 2013, 13:24
Спаси Господи, как верно подмечено, действительно приятным для нас...
елена15 апреля 2013, 12:57
Спаси Вас Господи отец Нектарий!Всё верно.А то сейчас в моду вошло поститься,подразумевая под постом обыкновенную диету.И меня вы вразумили,а то тоже начала выбирать что поприятней.
Александра15 апреля 2013, 12:42
Конечно, правильно все написано... но как-то за Бога все решено
Алексей15 апреля 2013, 12:33
Я не понял. Чего есть то надо? В ресторан не хожу. Если и ем заморские фрукты (финики, апельсины, мандарины, виноград, лимоны, пекинскую капусту и то редко) то в основном оттого, что наших фруктов уже и нет почти. Иногда нет времени готовить и некому. Особенно на работе. Рядом с работой Иоанно-Предтеченский монастырь. Иногда там покупаю в столовой постную еду, но дороговато. На приходе по воскресениям на трапезе готовим что-то вкусненькое, в том числе иногда и "гадов" и выпечку. Поясните точнее, может есть одну капусту?
Марина15 апреля 2013, 09:43
Спаси Вас Господи Отец Нектарий ! С удивлением обратила внимание, что даже на православных сайтах о "посте приятном" идет речь в кулинарном контексте.
Олег С.15 апреля 2013, 09:34
С вопросом "Как правильно проводить пост мирскому человеку?" обратился в интернет и ответ везде один - всевозможный набор постных блюд.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×