Как причудливо меняется порой смысл хорошо, казалось бы, знакомых слов и выражений при перенесении их в иной «контекст»! Хотя, конечно же, ничего странного и противоестественного в таком изменении нет: контекст и вправду определяет многое. Противоестественно и странно, когда этот «новый смысл» постепенно вытесняет традиционный, старый из жизни как таковой, уже вне зависимости от каких-то контекстных рамок.
Фото: В.Свердлова / Православие.Ru |
Разумеется, при таком количестве разносолов, при премудром попечении о столах пост может быть приятным и даже очень. Особенно если человек просто-напросто устал от привычного своего рациона, чувствует необходимость воздержаться от мяса-птицы-рыбы, отдохнуть от того, что утучняет фигуру, отягощает чрево. Не говоря уже о том, что немало есть людей, которым постная пища просто нравится. Неслучайно практически во всех приличных ресторанах предлагается сегодня посетителям постное меню, блюда из которого перемежаются блюдами из меню обычного.
Так что да – постимся постом приятным, и хорошо постимся… Остается дело за малым – спросить себя: приятным кому? – Как кому? Нам, кому же еще!
И как-то трудно, словно сквозь туман какой-то, припоминается, проступает в сознании основательно подзабытое: «…приятным, благоугодным Господеви». Оказывается, не для нас должен он быть приятным, а для Бога. Оказывается… Да мы ведь и знали это. Разумеется, знали! Просто такие мы существа, что даже на подсознательном уровне, без умышления, обдумывания стараемся, как правило, упростить сложное, сократить продолжительное, облегчить трудное. И в общем-то ничего в этом худого, предосудительного нет: это вполне разумно, рационально. С одним, пожалуй, «но»: рационализм уместен практически всегда, кроме тех случаев, когда речь идет о духовном, особенно же – о подвиге. А пост, лишенный элемента подвига, удобно превращается в диету.
Подвиг же, безусловно, не в том заключается, чтобы уморить себя голодом, дойти до физического и нервного истощения, сделаться неспособным ни к какому общественно или даже лично полезному деланию. Кому-то и масло необходимо растительное даже в среду и пяток, кому-то гады морские, кому-то рыба, а кому-то, может быть, и молочное даже… и мясное – например, если у человека открытая форма туберкулеза. Или малокровие. Или сложный перелом. Или еще что-то подобное.
Подвиг – он тогда, когда мы ради того, чтобы угодить Господу, трудимся, напрягаемся, преодолеваем себя, подвигаемся к тому, что впереди, что еще кажется недостижимым, но, тем не менее, остается верным, правильным ориентиром. И пост тогда пост, когда в нем есть момент самоутеснения, самоограничения, лишения себя привычной вольготности, свободы в угождении плоти, чтобы хотя бы немного воспрял, ожил обычно подавляемый ею дух.
Пост тогда приятен Богу, когда… неприятен – хотя бы немного – нам. Поэтому не будем превращать и его в удовольствие и развлечение. Не будем бездумно повторять слова церковного песнопения, опуская при этом самое главное и значительное в нем. Иначе легко может оказаться так, что нам пост приятен будет. А вот Господу – нет…
Дорогой брат Леонид!
И то, что ты цитируешь - истина, и то, что о.Нектарий говорит - правда. Но, чтоб стало понятнее, для чего вся эта высокопарная статья о еде, можно привести такое сравнение:штангист, разминаясь может перекинуть 10-15 тонн гирь,штанг и т.п., а если я-новичок, желающий стать штангистом буду игнорировать требования тренера например об элементарной зарядке, сразу желая многого, то это будет немного неразумно. Также и через еду - это одно из действенных средств - легче обучиться и отчуждению зла, воздержанию языка,и т.д.
Согласен?
Так ведь здесь совсем нет даже упоминания о еде! К чему тогда вся эта высокопарная статья о еде?
Да не в еде дело. Пост дается нам для ДУХОВНОГО возрастания, увеличения духовной пищи, если так можно выразиться. Поэтому основной упор надо делать все-таки на дела духовные: молитвы, чтение духовных книг и т.п. и, главное, ПОКАЯНИЕ и ПРИЧАЩЕНИЕ. Особенно если Вы не часто приступаете к Таинствам. Причем, важно, чтобы Вы это делали не формально, для галочки, а от всего сердца. В Пост обычно было принято размышлять о том, на какую жертву Господь пошел ради нас, и на какую жертву готовы мы ради Него.
А потребление пищи и ограничения в ней - всего лишь помощь нам в усмирении "капризов" плоти, которые мешают нам задумываться о духовном. Чтобы жить духовной жизнью, нужно уметь усмирять свои мирские желания. На мой взгляд, в отношении еды - это самый простой урок усмирения плоти для нас. Намного сложнее с усмирением, например, помыслов.
Так что ешьте спокойно своих гадов, только не забывайте о покаянии и молитве. Иисус говорил: Не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст, оскверняет человек" (Мф. 15:11). Ему не потребляемая пища важна, а наши дела.
И вот пост сегодняшний. В этом 2013 г. Пожалуй, этим Великим постом, я снова испытываю радость. Что изменилось? Частота Причастия! Вот уже год, с прошлого Великого поста, я причащаюсь каждое воскресенье и чаще, если есть возможность. Частое причастие требует от человека собранности, внимания к свой жизни. Требует постоянного самоконтроля, борьбы со своими грехами. Ведь к Чаше так просто подойти нельзя - опасно, если хотите. Огнь поядающий. Из Чаши можно выпить жизнь, а можно смерть, по слову апостола.
Вывод - пост без духовной работы, как отказ от пищи только - мало что дает. И нельзя сводить пост к изменению режима питания. "Ты ешь мясо, ты соседа своего не ешь!" - сказал кто-то из Оптинских старцев на вопрос прихожанки.
Правильно сказано в статье - необходимо самоутеснение, но нам необходимо научиться определять эту меру самостоятельно, чтобы и утеснить себя и способность к работе сохранить, и что не менее важно, спокойствие совести сохранить. А вот этого мы и не умеем. И священник дать ответ на этот вопрос не может. Возможно потому, что до революции вся Россия постилась по монастырскому уставу, требования которого, сохранились до сих пор, а вот условия жизни, значительно усложнились.
Да дарует нам Господь мудрость!
И все же, все опять сводится к еде. Но ведь пост есть злых отложение, лжи, оглаголания и т.д. Сих отложение пост истинный есть.
Я вот уже более 20 лет пощусь, и все больше и больше понимаю, что отказ от еды, который мне дается легко, постом то и назвать в полной мере нельзя. Все чаще и чаще вспоминаю свой первый Великий пост, я тогда на флоте работал в советское время, 1991 г. Он состоял в отказе от мяса только, все остальное я ел. Я тогда отказался от мяса ради послушания Церкви. Так вот, у меня такое чувство, что именно тогда я только и постился. Этот отказ был очень прост для меня, но он был искренен. Он был мне по-силам. Я испытывал радость от него. Много читал из Библии, другого не было - прочитал несколько раз Евангелия, Послания, Деяния. Библия была с параллельными местами - сравнивал Ветхозаветные тексты с Новозаветными. Т.е. кроме отказа от еды я духовно рос. Это были мои первые духовные книги.
Просьба к Православию.Ru - продолжить тему разъяснения ЦС богослужебных текстов.
Каждое слово этой статьи созвучно сердцу моему и так радостно.
Простите меня, как-то сумбурно вышло
согласна для работающего человека еда очень важна
а я пенсионер--- моя знакомая как то написала мне что у них
в России в маленьком городке
в их церкви батюшка архимандрит Петр посоветовал есть 2 раза в день
и порция поменьше чем обычно ели
и так весь Великий Пост.
и никаких морских гадов по субботам и тд,
вот я так и ем и согласна ,
и не думаю вкусно ли ? и правда-- все так вкусно.
просто--не о еде думаю ,а о том а как бы очиститься,
читаю больше чем до Поста
на сайте такие замечательные материалы
о наших православных святых,
стараюсь молиться больше и читать все ,
что по Посту положено
но конечно я грешница первая из всех
Господи помилуй мя.
r. Lyudmila
Никто, кроме как лени нашей, нам не мешает молиться усерднее и читать больше, чем обычно. Молиться ведь можно и когда готовишь, и когда в магазин за продуктами идёшь, и когда посуду моешь... Выбираем "царский путь"!.
Я, по-серьёзному, пощусь в первый раз, подсказать как и что - некому. Но, слава Богу, сама дошла до такой же сути. Может, где-то в глубинке и нет такого изобилия продуктов, как в мегаполисе, где "поститься" можно и повкуснее обычного питания. Господь вразумил меня, что пост телесный, это не просто смена рациона, а непременное понуждение себя, что и творю, с Божией помощью и с переменным, правда, успехом.