Православный календарьПравославный календарь
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.

О величественных храмах антиклерикализма

    

Продолжается противостояние вокруг Исаакиевского Собора. С точки зрения православного человека ситуация выглядит несколько странно. Кто и зачем воздвиг это здание? Вот есть православный храм, его возвели русские православные люди, чтобы в нем молиться Богу. Вот есть какие-то другие люди, которые заявляют, что храм - "их", и что они "не отдадут его попам", а присутствие в соборе молящихся православных если и допускается, то на птичьих правах.

Нам говорят, что между дореволюционной Церковью и современной Русской Православной Церковью нет преемства. Изнутри Православия это выглядит так, как если бы посторонний человек стал утверждать, что у вас нет преемства с Вашей семьей. Вы знаете своих родителей, вы выросли в их доме, вы знаете своих дедушек и бабушек, прадедов и прабабок, у вас хранятся их вещи и фотографии, в чертах Вашего лица видны черты их лиц - и тут кто-то со стороны громко уверяет, что это не ваша семья. И ваш отчий дом - это не ваш дом.

Для Церкви преемство ее веры и молитвы, преемство, передаваемое через тысячи живых нитей, от поколения к поколению, есть несомненный факт ее жизни. Мы принадлежим к духовному сообществу, которое простирается через века и поколения, и для нас святой Сергий Радонежский или Святой Серафим Саровский, или - если говорить о совсем недавних временах - святой праведный Иоанн Кронштадтский, и новомученики - близкие люди, члены семьи, мы храним их портреты, мы просим об их молитвах, и мы знаем, что они признают нас своими. Для нас это факт нашей повседневной жизни и повседневной молитвы. Когда люди решительно посторонние вере и Церкви заявляют, что мы - не одна семья, это выглядит не просто высокомерной глупостью; это выглядит отрицанием очевидного.

Впрочем, те же люди признают за нами это преемство - когда им надо повторить обличительные тирады из брошюрок советского политиздата, что "Церковь поддерживала крепостной гнет", "душила науку", "препятствовала просвещению масс", они повторяют это нам, нынешним православным христианам, в этом случае неизбежно признавая, что мы являем собой ту же Церковь.

Но - говорят нам, собор принадлежал государству! Да, он принадлежал Православной Российской Империи, государству, которое себя определяло как православное, монарх которого венчался на Царство в Церкви.

Мы, православные люди, являемся наследниками этой культуры, и сами наши противники это признают, когда ставят нам в упрек реальные или предполагаемые грехи Российский Империи. Мы составляем непрерывное духовное, культурное, цивилизационное преемство с теми, кто этот собор строил. Отрицать это абсурдно, как если бы мы попытались настаивать на том, что Петербург-Петроград-Ленинград-опять Петербург - это разные города, между которыми нет преемства, потому что в бумагах разное написано.

Но разговоры о преемстве вызывают вопрос, который можем поставить и мы: "а вы-то чьи наследники и преемники?"

Какое отношение Борис Вишневский и иже с ним имеют к Монферрану, Российской Империи, благочестивым строителям собора и т.д.? Я вижу эти лозунги - "Исаакий наш", и я стесняюсь спросить - кто же возвел этот собор? Партия Яблоко? Фонд "Открытая Россия"? Михаил Ходорковский? Радио Свобода? Если же его возвели православные люди ради того, чтобы использовать его по прямому назначению - совершать в нем богослужения - то каким же образом он оказался "ваш"?

Если бы мы могли спросить у Государя Императора Николая I, строителей собора, людей, которые возвели это величественное здание - "хотели бы они видеть здесь музей?" - какой ответ мы бы получили? Сам Борис Вишневский, рассуждая о необходимости вернуть Крым Украине, сказал, что "Между тем, "крымский тест" требует ответа на очень простой вопрос: можно брать чужое, или нельзя? А если взяли, то следует ли вернуть?". Что же, вопрос о принадлежности Крыма предоставим решать его жителям - было бы странно считать, что люди украли землю, на которой родились и живут.

Но как насчет "исаакиевского теста"? Каким образом Борис Вишневский и иже с ним могут говорить о том, отдадут они этот храм русским православным людям или нет? На чем вообще основаны их притязания распоряжаться им? Ну, в самом деле, Храм построили православные люди, чтобы в нем служить Богу. Потом является Борис Вишневский с соратниками и говорят, что Русской Православной Церкви это никогда не принадлежало, и вообще "исаакий наш". При этом та же компания говорит от имени "народа", который противостоит "РПЦ". То и другое притязание выглядит крайне необоснованным.

Комментарии в сети весьма разнообразны. Пишут, что Православная вера - позорное суеверие, как доказали британские ученые. Бога никакого нет и искренние христиане поклоняются Ему без храмов. Российская Империя - позорная страна крепостников и попов у них на службе. При этом храм возведенный попами и крепостниками, чтобы молиться там сообразно их православной вере - достояние нашей великой культуры, которое мы попам не отдадим.

Я боюсь, что это это не совсем так. Это достояние нашей великой культуры. Православной. А вы пока не создали своей. Воздвигните себе прекрасные антиклерикальные соборы, и если Церковь начнет на них претендовать - что же, в таком случае она будет неправа. Это будут антиклерикальные соборы, воздвигнутые антиклерикалами для антиклерикальных служений - и они будут в полном своем праве ими распоряжаться. Пускай тот же Ходорковский, может, при участии Сороса, профинансирует блистательный храм антиклерикализма, столичные креаклы украсят его дивными креативами, Невзоров и Вишневский будут произносить проповеди, а панк-хор будет воспевать гимны, затмевающие Баха и Генделя. Толпы туристов со всего мира устремятся насладиться этим прекраснейшим зрелищем.

Пока, правда, величественные соборы возводятся исключительно клерикалами; антиклерикальная эстетика - это как-то больше "Шарли Эбдо". (Интересно, что бывают антиклерикалы, претендующие на соборы, но я еще не видел ни одного клерикала, который претендовал бы на "Шарли Эбдо")

Создайте свою великую культуру - вы гении, у вас получится. А артефакты культуры попов и крепостников оставьте попам и крепостникам.

Но - мне могут заметить - что среди демонстрантов у Исаакия были самые разные люди, отнюдь не только птенцы гнезда Ходорковского и знаменитые борцы с режимом. Справедливо ли записывать всех их в один и тот же ряд? С одной стороны, конечно, нет. Люди вообще все разные. У них разные взгляды и разные цели - даже если они оказались в одной и то же толпе. Но майдан - это такая социальная технология, которой и не нужно информированное согласие. Как писали мне участники киевского майдана - да что нам эти Турчинов с Яценюком, мы народ, если что-то пойдет не так, мы их мигом сгоним. Мы вообще тут не ради них!

А это, в рамках данной технологии, неважно, что вы себе думаете. Важно, что фактически вы оказываетесь в роли политической пехоты у совершенно известных лиц, помогаете им достигать их целей и маршируете под их барабан. Устраивает ли вас эта роль - стоит подумать.

А храм, воздвигнутый для молитвы, пусть и будет храмом.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

30 января 2017 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 299 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталья Богоявленская 1 февраля 2017, 22:42
Вся наша культура во всех её ветвях выросла из Православия. Православные монахи Кирилл и Мефодий создали азбуку, чтобы славянские народы могли читать Священное Писание. Она так и называется кириллица. Кому эта азбука принадлежит? Пусть бы антикреликалы создали свою -- нет, пользуются этой. В монастырях от руки писали книги, пока дьякон Иван Фёдоров на Руси и монах Скорина в Белоруссии не создали книгопечатающие станки. В монастырях же начинались первые школы. Да всё, всё, чем мы живём сейчас, вышло оттуда -- из Православной Церкви. А ходорковские-вишневские-невзоровы даже не задумываются об этом, они пользуются плодами и кричат: "Наше, наше!" Пусть забирают свой маятник Фуко и хватит с них.
Иоанна_ 1 февраля 2017, 11:54
Нет этого, Сергей! Это протесты узкого круга лиц. Да и на Украине этого не было бы, если бы не мощное воздействие ИЗВНЕ. А у нас люди на это не особо податливы. Взгляд изнутри.
игорь 1 февраля 2017, 07:53
Нам говорят,что между дореволюционной Церковью и современной Русской Православной Церковью нет преемства!! А кто это говорит? Наверно те ,кто усиленно готовил кровавый хаос 1917 года и потом претворял в жизнь всю эту кровавую вакханилию! Зато сейчас взахлеб пытаются оправдаться-Не мы это,да сколько нас было! Вы ЭТО,Вы! И журналист Петр Толстой Прав! Есть такая интересная книга - Реабилитации не будет! Точно,реабилитации не будет-впереди будет долгий и непростой разговор!
Николай31 января 2017, 09:19
От Бориса Вишневского на нашей земле не остается предметов жизнедеятельности, только продукты жизнедеятельности. Поэтому жил он или нет – остается предметом дискуссии.

Уникальная способность, не создав ничего, испортить навсегда среду обитания и страну пребывания.
Елена31 января 2017, 07:30
Поддерживаю автора: Воздвигните себе прекрасные антиклерикальные соборы, а Храм, воздвигнутый для молитвы, пусть и будет Храмом!
Сергей, Украина30 января 2017, 13:09
Не знаю, правильно мое мнение или нет, но мне кажется, что в России против Церкви накапливается такая злость и ненависть, которая может впоследствии вылиться в такие преследования, какие Церкви на Украине и не снились. В России все происходит с большим масштабом и большими крайностями. Возможно история вокруг собора, строительства храмов в Москве - это начало чего-то большего, очертания чего еще пока не очень заметны с близкого расстояния. И возможно все является не тем, чем хочет казаться.А протестующим, как намекнул автор, нужен вовсе не собор, а искра...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×