Библия и Достоевский о природе революции

Илья Глазунов. "Алеша". Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». Илья Глазунов. "Алеша". Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы».
    

Девятого февраля исполнилось 136 лет со дня кончины Федора Михайловича Достоевского. Романы Достоевского за сравнительно небольшой срок своего существования собрали огромный урожай человеческих душ, пришедших к Богу. Книги русского мыслителя чрезвычайно насыщены библейскими смыслами – иногда даже кажется, что читаешь не художественную литературу, а расширенное толкование на какую-то из библейских книг.

Об этой связи произведений Достоевского с миром Библии и хотелось бы поговорить. В поле нашего внимания будет знаменитый диалог Ивана и Алеши Карамазовых – с одной стороны, и третья глава книги Бытия – с другой. Данная библейская глава есть ключевое место всего Ветхого Завета, некая завязка, ибо в ней описано событие, которое определило дальнейшее направление человеческой жизни – искушение диаволом первых людей. Вся ветхозаветная история падшего человечества начинается, по сути, отсюда – от первого греха и нежелания каяться.

Такое же важное место в романе занимает беседа Ивана с младшим братом – главы «Братья знакомятся», «Бунт», «Великий Инквизитор». По сути, здесь заключен весь драматизм «Братьев Карамазовых». Вообще, у Достоевского драматизм идеологический, мировоззренческий – в столкновении идей, концепций, философских учений. Поэтому так важны диалоги Николая Ставрогина и Петра Верховенского в романе «Бесы», общение Раскольникова с различными персонажами «Преступления и наказания», разговоры князя Мышкина с Рогожиным и другими героями «Идиота». Вся остальная канва произведений, даже событийная, лишь обслуживает смысл диалогов. Для романа «Братья Карамазовы» спор Ивана и Алеши есть некий смысловой центр, точка, к которой стремятся все прямые.

***

В романе Достоевского Алешу искушает тот же диавол, говорящий устами Ивана

Итак, что же общего между двумя текстами? Первое – есть искуситель, соблазняющий жертву. В книге Бытия жену искушает диавол, вселившийся в змея; в романе Достоевского Алешу искушает тот же диавол, говорящий устами Ивана. О том, кто стоит за идеями Ивана Карамазова, нам ясно дается понять из одной его фразы, сказанной Алеше в разгаре спора: «Ты мне дорог, я тебя упустить не хочу и не уступлю твоему Зосиме».

Кроме того, у Ивана и змея один и тот же стиль беседы – оба они стараются ввести собеседника в заблуждение, сбить с толку, запутать. Например, в райском саду змей спрашивает Еву: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.3, 1) – хотя Бог этого вовсе не говорил. Вопросы диавола уже содержат ложь. Точно такова речь Ивана – сбивчивая, скачущая с темы на тему, порой бессвязная. Он проверяет брата на прочность, втирается в доверие, мутит, противоречит сам себе, бросается от темы к теме, дразнит Алешу.

«Ведь ты твердо стоишь, да? Я таких твердых люблю, на чем бы там они ни стояли… Ты, кажется, почему-то любишь меня, Алеша?»

"Иван Карамазов". Иллюстрация Ильи Глазунова. "Иван Карамазов". Иллюстрация Ильи Глазунова.
Алеша, так же как и Ева, не понимает искушения, он видит в Иване лучшее, что в нем есть, – русского мальчика. «Свежий и славный мальчик…» А Иван продолжает плести свою паутину: «Да, я мальчик… жизнь очень люблю… клейкие листочки… поеду в Европу…» Ахинея! Кстати, он сам так и называет свой разговор – «ахинея», а в одном месте спрашивает: «Ты не знаешь, для чего я это всё говорю, Алеша? У меня как-то голова болит, и мне грустно». «Ты говоришь с странным видом, – с беспокойством заметил Алеша, – точно ты в каком безумии». Да, Иван не в себе, ибо сейчас через него говорит другое существо – бес, которого он увидит скоро в своей собственной комнате.

Братья общаются, и вдруг – прямая отсылка к третьей главе Бытия: «Сторож я, что ли, моему брату Дмитрию? – раздражительно отрезал было Иван, но вдруг как-то горько улыбнулся. – Каинов ответ Богу об убитом брате, а?»

А он ведь и пытается сейчас убить брата – убить духовно. Другие страницы романа показывают, что он, по сути, и готов был убить как Димитрия, так и отца. В дальнейшем как раз Иван становится идеологом убийства старшего Карамазова.

Разговор продолжается, Иван переходит на тему Бога. Еще бы! Как в райском саду диавола заботили не плоды древа познания, а расстройство взаимоотношений человека и Бога, так и Иван навязывает младшему брату единственную по-настоящему интересную ему тему. Он развивает беседу все в том же ключе – путано и противоречиво, по-диавольски. «Человек выдумал Бога», – отрезает он. Но тут же изрекает обратное: «принимаю Бога». Впрочем, быстро поправляется: «принимаю Бога, но мира этого Божьего – не принимаю».

Как и в словах змея-диавола, в данных словах Ивана содержится ложь. Как можно принимать Творца, не принимая Его творения? Это отрицание Бога через отрицание созданного Им мира. Далее безбожие Ивана будет открываться нам все больше и больше. По мере продвижения диалога растет и ложь Ивана, открытая или сокрытая. Снова как в Эдеме: вначале «не умрете», а затем «будете как боги».

Его слова сообщают нам одну из главных характеристик диавола – он не способен любить

Иван проговаривает очень важный секрет. «Я тебе должен сделать одно признание, – начал Иван: – я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних». Иван здесь почти открывает свои карты. Его слова сообщают нам одну из главных характеристик диавола – он не способен любить. Далее падший дух устами Ивана изрекает очередной тезис: «Христова любовь к людям есть в своем роде невозможное на земле чудо». Алеша слабо пытается возражать, но Иван словно не слышит. Его речь в этом месте изощренно-издевательская: «Нищие, особенно благородные нищие, должны бы были наружу никогда не показываться, а просить милостыню чрез газеты. Отвлеченно еще можно любить ближнего и даже иногда издали, но вблизи почти никогда. Если бы всё было как на сцене, в балете, где нищие, когда они появляются, приходят в шелковых лохмотьях и рваных кружевах и просят милостыню, грациозно танцуя, ну тогда еще можно любоваться ими. Любоваться, но все-таки не любить».

Не давая Алеше опомниться, Иван переходит к своему главному козырю, к теме детского страдания. Младший брат с подавленным молчанием выслушивает страшный монолог о «слезинке ребенка».

Это самое пронзительное место романа, которое нельзя читать без содрогания. Причем Достоевский устами Ивана оглашает реальные факты. Писатель многие годы собирал их, записывал. Иван ничего не выдумывает.

Турки, вырезающие младенцев из утробы матери. Интеллигентные муж и жена, зверски мучащие свою пятилетнюю дочь. Затем рассказ о генерале, затравившем ребенка собаками… Читая эти жуткие страницы, чувствуешь, как не только вера Алеши колеблется, но собственное религиозное чувство подвергается сильному искушению. «Понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столького стоит?» – кричит Иван.

Заметим, что добро и зло для Ивана – чертово. Поистине диавольский взгляд, не различающий истину и ложь, святость и нечистоту, добро и зло. И вот, Алеша в какой-то момент искушения не выдерживает, запутывается. На вопрос брата о том, нужно ли расстрелять мучителя, он отвечает утвердительно: «Расстрелять». Слова Алеши приводят Ивана в восторг: «Ай да схимник! Так вот какой у тебя бесенок в сердечке сидит, Алешка Карамазов!»

И уже через страницу мы читаем знаменитое карамазовское: «Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю». На что уже опомнившийся Алеша твердо отвечает: «Это бунт».

***

Алеша запечатывает цепочку диавольских аргументов одним точным словом – бунт

Вот вся суть карамазовских откровений! Не о боли человеческой переживает диавол, нет. Он не желает размотать клубочек до конца и понять, откуда же появилось зло в мире и кто ответствен за него. Ему лишь нужно заставить человека отвергнуть Бога. Вопрос о смысле страданий Карамазов задает не Богу, Который только и способен ответить на данное вопрошание, но ограниченному человеку. Ивана не интересует поиск истины: «Я хочу оставаться при факте. Я давно решил не понимать». Он желает лишь одного – сломать веру брата. Но Алеша запечатывает цепочку диавольских аргументов одним точным словом – бунт. Да, это бунт против Бога, против истины, против самой жизни, подаренной Богом. Тот же бунт, в который вовлек сатана первых людей.

Великий Инквизитор. Левая часть триптиха И. Глазунова. Великий Инквизитор. Левая часть триптиха И. Глазунова.
    

Для диагноза идей Ивана важна еще одна фраза Алеши, звучащая уже в самом конце диалога, после повествования о Великом Инквизиторе: «Это чтобы «всё позволено»? Всё позволено, так ли, так ли?» Действительно, если Бог неправ, или Его вовсе не существует, то все дозволено – карать и мстить по своему усмотрению (принимать свои меры, как говорит Иван), развратничать и убивать, обещать и не делать, наживаться на чужом горе, обманывать и грабить. Только делать это во имя «добра», во имя чьей-то «правды»! Вот она, карамазовская свобода. Это свобода революционного почина, которую пропагандирует Иван и которую некогда предложил первым людям змей.

***

Увы, Адам и Ева вкусили этой свободы, хотя Бог предупредил о последствиях. Вкусила также и православная страна, которую предупреждал Достоевский, открывая духовную подоплеку приближающейся революции. И сегодня многие русские люди вновь готовы принимать смертельный яд революционных идей, игнорируя уроки прошлого, не желая учиться на ошибках ушедших поколений.

Повторим сказанное вначале: романы Федора Михайловича есть расширенное толкование библейских смыслов. Сам писатель говорил, что без Евангелия его книги не понять. А к его словам можно прибавить: без Священного Писания мы не поймем не только Достоевского, но и самих себя, своей истории, своего будущего. Будущего, которого можно не бояться лишь в том случае, если мы вступим в него с Евангелием в руках.

Сергей Комаров

13 февраля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Геометрия искушения Геометрия искушения
Андрей Горбачев
Геометрия искушения Геометрия искушения
Андрей Горбачев
Почему у одних «жизнь складывается удачно», а других «преследуют одни неприятности»? Как сказываются на душе скорби, если переживать их должным образом, а как – если не по-христиански?
«Слеза ребенка» и «последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации «Слеза ребенка» и «последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации
Прот. Владислав Цыпин
«Слеза ребенка» и «последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации «Слеза ребенка» и «последнее прибежище негодяя»: цитаты и их интерпретации
Протоиерей Владислав Цыпин
О карамазовской «слезе ребенка», пацифизме и плакальщиках по судьбам детей, лишенных «счастья» быть усыновленными в Америку.
«Когда помутилось сердце человеческое».
О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1
«Когда помутилось сердце человеческое».
О романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1

Виктор Аксючиц
Раскольников, главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание», оказывается выпавшим из органичного жизненного уклада. У него оборваны связи с тем, что Достоевский называет землею, почвой. Новой же почвы герой обрести не смог: оказавшись за пределами традиционной культуры, душа его не смогла привиться к чуждой искусственной цивилизации Петербурга, которая, по Достоевскому, противостоит органике земли.
Комментарии
Иоанна_16 февраля 2017, 09:10
Иван, я вам даже больше скажу: не только всю русскую литературу умудрились "отлучить" от Бога, но даже студенты-филологи, которые учили старославянский язык по Евангелию (а как его ещё учить, интересно?), не понимали, ЧТО они изучают. Это был только текст: здесь имперфект, здесь аорист, 1-я, 2-я палатализация... При этом смысл этой великой книги для нас оставался закрытым. Конечно, и преподаватели подбирались соответствующие. Не было предела тому лукавству, которым было пронизано всё наше гуманитарное образование. Что тут скажешь?.. "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской." (Мф.18:6).
Алексей15 февраля 2017, 14:42
Достоевский - вечно актуальный. Жаль только, что спекуляция на его произведениях не знает границ дозволенного. Революция была неизбежна. Об этом писал в своих творениях свт. Феофан Затворник. Гнилость неверия проникла не только в светское общество, она проникла во все слои общества Империи. В "Братьях Карамазовых" принято уделять много внимания только трем персонажам: Ивану, Алеше и Зосиме. Незаслуженно забыты о.Ферапонт и семинарист Ракитин. На теперешнюю Россию и смотреть нечего - от силы 1-2 % православных, Достоевский воспринимается 90% потомками как пережиток прошлого, как и всё остальное,напоминающее о Святой Руси.
игорь15 февраля 2017, 12:08
Ивану Агафонову - Иван,(нашим доблестным революционерам) ничего и не надо было понимать! Это люди,добровольно вставшие на путь подлости и греха-сколько сейчас вылезло таких вот революционеров?! Изначально- Всевышний,Создатель и Сатана,Дьявол! От Всевышнего-Правда,состоящая из добра,совести и справедливости-от Сатаны-ложь! Вся борьба сатанинских сил брошена на то,что бы любимое творение Господа добровольно ушло и отказалось от Отца Небесного! Наверно можно привести в пример,когда Спасителя клеветник возвел на крышу Иерусалимского храма для искушения земными благами! После земного бытия-Вечная Жизнь,а сатанинским силам надо,что бы мы сами погубили наши Души,то,что и является Человеком!
Владимир Паданин15 февраля 2017, 09:55
Спасибо Сергею Комарову за его точное понимание романа.теперь ясно,почему многие школьники не понимали содержание романа и са мого Достоевского--НЕБЫЛО ЕВАНГЕЛИЯ.всю голову забивали:социализмом,коммунизмом,и прочей борьбой за идеи и прочее и прочее. спасибо Господи за все.
Иван Агафонов14 февраля 2017, 21:16
Интересно, что понимали и как понимали Достоевского наши "доблестные революционеры" и наши учителя? Мне кажется почему-то на 100%, что они и ухом не слышали, и оком не видели ту книгу "ЕВАНГЕЛИЕ", которым автор
"Преступления и наказания" размахивал у них под носом и пропогандировал его в массах, конечно же тем, кто
мог читать книги и в книгах читать между строк, вот хитер Достоевский!
Ekaterina Kovrigina14 февраля 2017, 20:33
"Один из самых действенных соблазнов зла — призыв к борьбе." Франц Кафка
Любовь14 февраля 2017, 19:54
У Ивана был бунт против Бога,он был нигилист и проводник зла.У Дюма в такой роли был граф Монте Кристо.Произошло это потому что в какой то момент он увидел могущество зла во всей полноте(у него был пытливый ум) и сломался.Боже,не допусти дойти до такого состояния,это ад прижизненный.
14 февраля 2017, 14:19
"Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски". Чубайс о Достоевском
Евгения14 февраля 2017, 13:51
Горячее искание Ивана подтверждается его трактатом о том, что государств быть не должно, а должна быть одна только Церковь. Из календаря «Год с русскими старцами» за 11.02.17 - вл.Антоний Сурожский дал невоцерковленному почитать из Писания. А тот, познакомившись с Евангелием, возможно резко, горячо, но так искренне сказал: «Да кто же вы такие после этого, если знаете эту истину и не живете по ней?!» А что до бунта – всякая смена общественно-политического строя начинается с бунта. Может, и от рабовладельческого строя не надо было избавляться? Это спустя сто лет ясно, что в России произошла трагедия, а тогда не всем и не всё было ясно. И Алеша, по-моему, имел в виду другой бунт, не гражданский
Евгения14 февраля 2017, 13:43
Из житий святых известно, что бесы и подвижникам являлись. // «Не отдам тебя Зосиме»…Помните, как братия тяготилась ежевечерними собраниями у старца - исповеданием грехов. Некоторые даже придумывали согрешения, чтобы только что-нибудь сказать и отвязаться. // «Отвратить Алешу от веры»… А мне кажется, Иван жаждал напитаться верой от чистого сердца Алеши. Вот и Зосима Алешу послал в мiр. Чистые сердцем нужнее в мiру, чтобы от них спасались тысячи.
Дмитрий14 февраля 2017, 12:05
Прп. Иустин писал интересно о встрече Ивана с чертом.

"Здесь Достоевский открывает нам самый тайный тайник Ивановой души, в котором содержится основная творческая сила человеко–бога. Иван — огромная, соборная, коллективная личность, в которой присутствуют подпольный философ и Раскольников, Ставрогин и Кириллов, Ипполит и Смердяков. Их тайна — в Ивановой тайне. Философия Ивана — их философия, только оформленная в его огромном уме. Раскрытие Ивановой тайны в то же время — раскрытие их общей тайны".

Таким образом диалог Ивана с чертом - есть подведение черты под идеей бунта и прямое указание на ее источник - силы зла.
Михаил 14 февраля 2017, 11:20
Отец Зосима не случайно говорит Алеше быть рядом и с тем и другим братьями. Если Иван не хочет отдавать Алёшу старцу, то Алёша в конечном счёте сыграет определяющую роль и не отдаст до конца Ивана чёрту - воплощённому злу в романе, которое и есть идеолог, а Иван - проводник, Смердяков - орудие.
Алла14 февраля 2017, 10:29
На самом деле у Достоевского не только Иван, но все герои так разговаривают - сбивчиво, прыгая с темы на тему.
Лариса Ром14 февраля 2017, 06:59
Вкусила также и православная страна, которую предупреждал Достоевский, открывая духовную подоплеку приближающейся революции.(с)Безусловно российская аристократическая и странствующая по заграницам среда внесла огромное влияние на мышления людей того времени.Это же был период после цепи революций в Европе.Иван был обречен своей страстной любовью,ненавистью к отцу и безбожному образу жизни.Он понимал, что Зосима смотрел прямо во внутрь его грешной души. Иван его испугался , поэтому хотел брата забрать от Зосимы. Вот такое мое понимание Книги.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×