В сегодняшнем апостольском зачале мы находим защитную речь апостола Павла, адресованную христианской общине греческого города Коринф. В чем же Павел оправдывается? Дело в том, что за время отсутствия миссионера в Коринфе там обнаружились люди, открыто выражавшие сомнения в его апостольском достоинстве. Аргументы, которые приводит в свою защиту Павел, позволяют представить следующие упреки в его адрес.
«Со Христом Павел не ходил, – говорили его обвинители, – к числу двенадцати или даже семидесяти апостолов не принадлежал. Проповедует отдельно от других, и порой весьма неудобопонятно. Блестящими риторскими характеристикам не обладает, внешностью невзрачен. Отказывается от денежной помощи, вопреки остальным проповедникам – что довольно странно. Имеет ли он право называть себя апостолом?»
Павел так отвечает на это: «Если для других я не апостол, то для вас апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня» (1 Кор. 9:2–3).
Итак, великий тарсянин называет Коринфскую Церковь печатью, которую поставил на его апостольском служении Сам Господь. Христианская община в Коринфе есть плод апостольской миссии Павла, его дело «в Господе». Только силою Божией проповедник мог основать Церковь в Коринфе, а лучше сказать – ввести коринфян в Церковь. Церковь нельзя основать, ибо она уже основана Богом. В нее можно войти с помощью того, кого Создатель поставил на апостольское служение. Павел был именно таким человеком.
Следующие слова святого: «Или мы не имеем власти есть и пить?» (1 Кор. 9:4) – тоже относятся к утверждению Павлом своего апостольства, но еще отвечают и на другую проблему. Дело в том, что некоторые коринфские христиане вкушали мясо, посвященное идолам, чем соблазняли новоначальную братию. Реагируя на эту ситуацию, основатель коринфской общины перечисляет привилегии, которыми он тоже мог бы воспользоваться, но не сделал этого, чтобы не стать камнем преткновения для других и не затруднить благовествование о Христе. Поэтому и пишет апостол: «Или мы не имеем власти есть и пить?» Т. е. мы можем есть все, так же, как и вы, но ведем себя сообразно с состоянием немощных братьев.
«Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа?» (1Кор. 9:5). Павел таким образом хочет сказать, что и он, и другие апостолы вправе были получать содержание от основанных ими христианских общин, причем не только на себя, но и на своих жен (сам Павел не был женат, но большинство апостолов состояло в браке). Однако великий миссионер пренебрегал этим правом ради успеха проповеди.
«Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» – продолжает благовестник. «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?» (1 Кор. 9:6–7). Называются три профессии, каждая из которых достойна материальной оплаты: воин, виноградарь, пастух. О двух последних даже предполагается, что их представители должны первыми воспользоваться от своих плодов. Разве проповедник Божий хуже их? Однако Павел опускал данную возможность, чтобы никого не искусить.
«По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?» (1 Кор. 9:8–9). Закон запрещал завязывать пасть волу, молотящему пшеницу, чтобы и он поел от урожая. «О волах ли печется Бог?» – спрашивает Павел. Разве это не образ для назидания человека? И снова апостол напоминает, что мог пользоваться от коринфян материальной помощью, но не хотел. Заметим, что до принятия христианства юноша Савл готовился быть раввином, а им запрещено было брать деньги за учение. Будущий раввин обязан был овладеть какой-то профессией. Савл избрал своим ремеслом шитье палаток и теперь, став христианином, зарабатывал этим на жизнь.
«Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1 Кор. 9:11). Если бы Павел и захотел брать от коринфян деньги на свое содержание, то это не было бы достойной наградой за его проповедь. Деньги служат плоти, а проповедь есть дело духовное. «Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1 Кор. 9:12), – резюмирует христианский учитель.
Братья и сестры, мы все сегодня любим указывать на свои права. Действительно, у человека есть права, но ведь они предполагают и обязанности. Павел имел много прав в Церкви, но не воспользовался ими, чтобы лучше исполнить свои обязанности как проповедника. Великому благовестнику никто никогда не сказал бы слова, которые однажды произнес один христианин некоему священнику: «Я не слышу, что вы говорите, когда я вижу, кто вы есть». Первоверховный апостол отказывался от всего, что могло бы затруднить евангельскую миссию.
Мы открываем великий урок для себя, и сформулировать его можно так: «Православные! Поменьше заявляйте о своих правах и побольше думайте об обязанностях». В Евангелии Господь не перечисляет наши права, но многократно сообщает об обязанностях, ведь заповеди Божьи есть не что иное, как то, что мы обязаны выполнять. Хотя, с другой стороны, это и права тоже. Если мы здоровы, если можем зарабатывать себе на жизнь, у нас есть высокое, священное право трудиться для Бога и ближних. Возможность помочь другому – это привилегия, дар Божий, который не будет с нами всегда. Когда-то ослабеют силы, или иссякнет материальный достаток, или уже нельзя будет отдать нечто от своего времени, своего имущества. И если мы не будем правильно пользоваться этой привилегией, Господь заберет дар от нас. Воспримем же наши христианские обязанности как священное право творить волю Божию – и Господь не оставит нас, но подаст все необходимое для жизни и спасения.
Заметим: Павлу поставили в вину, что он ничем не пользовался от коринфян. Ему пришлось оправдываться в том, за что должны были похвалить! Вот логика мира сего, вот испорченность человека. Человек всегда готов осудить своего спасителя и благодетеля, и точно такими же судьями бываем все мы. Однако, зная свою немощь, все же будем учиться жить, как велит Писание. А Библия сегодня словно говорит нам: спеши творить добро и меньше думай о себе. Наверное, под такими словами, несомненно, подписался бы их совершенный исполнитель, святой Павел – настоящий апостол и великий христианин. Последуем этому совету и мы!