Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Лучший памятник деревне

Дискуссия о перспективах русского села закончилась, кажется, общим признанием того, что оно окончательно погибло под руинами рухнувшего советского строя. Всем слишком хорошо известны душераздирающие кадры заросших ельником бывших колхозных полей, остовы коровников и свинарников, сгнивших домов с обвалившимся крышами и забытых-заброшенных сельских погостов с покосившимися крестами. Эпитафией ему, кажется, стало пронзительное стихотворение поэта Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне». На вопрос «Зачем?» поэт ответил так: «…Чтоб показать хотя бы раз/ То, как покорно, как безгневно/ Деревня ждет свой смертный час».

Я не стал бы сыпать соль на рану, переливать из пустого в порожнее, если бы не получил реального подтверждения обратного. Русская деревня смогла пережить и этот тяжёлый удар в череде непрерывно обрушивающихся на нее за столетие и – выстоять! Выстоять, несмотря на «…покосившиеся хаты с крыльцом, рассыпавшимся в прах» и «…пядь невспаханной земли, как символ брошенного поля, давно лежащего в пыли». Символы возрождения, ее оживания, я усмотрел в храмах и часовнях, которые постепенно восстают из поругания и тлена в самых различных областях и регионах нашей необъятной и прекрасной Родины! В этом я убедился, побывав в начале лета в Воронежской, Рязанской, Владимирской областях, а укрепился в этой мысли, вернувшись из экспедиции в Архангельскую область, где под эгидой общественной организации «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» участвовал в реставрации деревенской часовни во имя святых братьев-мучеников Флора и Лавра.

…Как пахнет моя Родина, неотъемлемой частью которой является русский Север? Для меня она теперь имеет запах старого, но крепкого еще деревенского дома и хорошо протопленной русской печи; терпкого северного разнотравья, разносимого щедрым ветром вдоль по единственной улице. А еще это – запах бани «по-черному»; скрытого среди болот торфяного озерца с чистейшей водой. И конечно же – аромат свежей стружки, опилок, и тот непередаваемый, терпкий, как старое вино, дух, исходящий от более чем 100-летних брёвен разобранной старой часовенки в селе Калитинка – центре волости Каргопольского уезда, называемой когда-то в простонародье Великой из-за своей многолюдности и протяженности.

На брёвнах часовенки, как на страницах древней книги, можно изучать историю

Согласно переписи конца позапрошлого века, здесь проживало более 5 тысяч душ, не считая детей; в округе было 10 мельниц, а рожь, как отмечено в рукописной деревенской летописи, бережно хранимой в местном музее, урождалась выше человеческого роста! Богато и славно жили-поживали не знавшие ни крепостного права, ни барщины, ни оброков калитинцы. Они снабжали уездный центр дровами, рыбой, хлебом и, конечно, грибами-ягодами, которые попадали даже на царский стол! По словам сельских жителей, жили здесь люди сытно и богато: дома ставили крепкие, добротные, часто двухэтажные – остатки былого величия и красоты сохранились и по сию пору. Удивляешься, откуда такое изобилие в этом северном, болотистом, мало приспособленном для хлебопашества краю?! Но вот, видимо, давал Бог всего в достатке живущим здесь людям, вопреки суровым климатическим условиям. Ну а те, понятно, Бога не забывали благодарить и славить. Только в самой Калитинке на местном погосте стояло три двухэтажных церкви (сегодня сохранилась одна, имеющая весьма удручающий вид). А в каждой из соседних деревень – по часовне. Одна из них – во имя святых мучеников Флора и Лавра – и стала центром притяжения для добровольцев «Общего дела» из Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода и даже Тюменской области.

Наша задача – помогать профессионалам, плотникам-реставраторам. Строительные и тем более реставрационные навыки у всех разные, что, однако, уравнивает нас в очах Бога, принимающего, как известно, даже малую лепту. В нашей группе среди добровольцев есть женщины и подростки – они не только успешно справляются с весьма хлопотным банно-кухонным хозяйством, но и проводят напряжённую духовную работу!

Сгнившие венцы часовни служат молчаливыми обличителями безбожной власти

На старых брёвнах часовенки, как на страницах древней книги, можно изучать историю минувшего столетья-лихолетья. Точная дата постройки неизвестна, но предположительно это середина XIX века. Вот, например, холостые пазы для сусеков – специальных хозяйственных перегородок. Они говорят о том, что сруб изначально ставился как амбар. Позже почему-то решили сделать из него часовню. Что побудило людей к этому? Святые братья Флор и Лавр считаются покровителями не только зодчих, поскольку сами были строителями, но также и лошадей. Можно предположить, что владелец амбара держал несколько голов этих необходимых в каждом крестьянском хозяйстве животных. Так или иначе, часовня более-менее благополучно просуществовала до 1960-х годов, хотя в лихие 1920-е, 1930-е годы, видимо, закрывалась. А вот о ее судьбе в послевоенное время свидетельствует надпись, сделанная химическим карандашом на одном из бревен: «Василий Павлович Пономарёв стоял за маслом в часовёнке. 14.04.1949 год». Подобные упоминания есть и о хлебе. В эти голодные годы здесь явно находился торговый ларёк либо пункт отоваривания продуктами по карточкам. Примерно в это же время – период потепления отношения государства к Церкви – были отремонтированы надстроенная над притвором ажурная колоколенка и увенчавшая строение маковка с крестом на барабане. А лет двадцать спустя, как свидетельствует запись в деревенской летописи, бывшую часовню обезглавили и превратили в склад химикатов, предположительно, селитры. Побелевшие и сгнившие нижние венцы часовни сегодня служат молчаливыми свидетелями и обличителями безбожной власти, обещавшей показать строителям «светлого будущего» последнего попа по телевизору. В итоге часовня рухнула…

Восстанавливать ее в вымирающем селе – занятие, как может показаться, бесперспективное. Сегодня в Калитинке постоянно проживает едва ли пара десятков жителей. Невольно задавался я вопросом: для кого стараемся? Ведь часовня – это не магазин, не клуб, не баня, даже не коровник. Будет ли она посещаема сельчанами и немногочисленными дачниками, ведь народ десятилетиями воспитывался вне Истины, среди фальшивых лозунгов и обещаний? Не утрачены ли у людей потребность в молитве, стремление к Богу? Поэтому, по благословению митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила, по окончании работ каждый вечер мы вблизи возводимой часовни читали акафист святым братьям. Особую активность здесь проявили наши подруги – Мария Лукомская и Фаина Щедрова. Это благое начинание скоро нашло отклик и у местных женщин. С их помощью возжигалась лампадка, на стене часовни устанавливалась маленькая иконка, и лились непривычные для их слуха славословия и величания святым братьям. Даже частые для этого лета и мест дожди не смогли нарушить установившегося обета! Трогательно было наблюдать спешащих в часовенку укутанных в дождевики крестьянок – христианок, которые предпочли телевизору и бесконечной домашней суете – совместную молитву.

От них узнали мы и о бабушке Зое – местной подвижнице, которая до последних дней жизни, как могла, хранила Крестовоздвиженскую часовенку в соседней деревне. В живых бабу Зою мы уже не застали, но, побывав в Слободе, увидели часовню, которая усилиями местных жителей и волонтёров «Общего дела» сегодня выглядит как новенькая и радует глаз!

А окончательно развеял мои сомнения появившийся однажды на стройке Роман Алексеевич, живущий, как оказалось, по соседству. Мой полный тезка деловито обошел вокруг часовню, поинтересовался: «Что это мы тут делаем?» – и тут же, схватив молоток, выразил желание помогать нам. Сразу видно делового человека! Сам он из Питера, хочет стать строителем, а здесь у него живет бабушка, к которой он приезжает каждое лето вместе с мамой. Обе женщины, как оказалось, тоже участвуют в чтении акафиста. Так вот, их внук и сын, как мне кажется, счастливее многих моих знакомых. У него в неполные пять лет есть уже не только настоящее мужское дело – восстанавливать часовню, но и настоящие друзья – плотники-реставраторы и волонтеры «Общего дела». Даже игрушки у Ромки настоящие: помимо подаренного плотниками молотка, в его полном распоряжении – припаркованная у дома старенькая дедушкина «Нива»! Настоящий мужской набор, не то что какие-то гаджеты с закачанными «танчиками», сводящие с ума тысячи вполне взрослых мужиков и уводящие их от Истины.

Хорошей новостью стал приезд в Калитинку в день памяти святых мучеников – 31 августа – настоятеля лежащего в 60 км от села Александро-Ошевенского монастыря, игумена Феодосия. Он в присутствии полутора десятков прихожан совершил молебен, окончившийся братской трапезой.

Уезжая, я уже не сомневался, что у русской деревни есть перспективы, потому что в ней есть кому жить и молиться! А лучшим памятником ей пусть станут возрожденные храмы и часовни!

Немного переиначив Николая Мельникова, завершить материал хочется так: «Если вам когда случится/ Калитинку посещать/ Вся постройка завершится, / Будет храм уже стоять!»

Роман Илющенко – участник экспедиции «Калитинка‒5»
Фото автора и других участников проекта «Общее дело»

5 октября 2017 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 644 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Пора вступать в наследство» «Пора вступать в наследство»
Ирина Ушакова
Валерий Тимощенко не рассказывал о себе в предыдущих своих фильмах «Русский заповедник», «Трезвитесь», «Георгий», «Чистая победа», отмеченных многими призами на кинофестивалях. В новой же четырёхсерийной документальной картине «Крестьянская история», прошедшей по телеканалу «Культура», через историю своей семьи он рассказал о том, как библейский мир русского крестьянства был заменён марксистским антимиром.
Застывшая вера Застывшая вера
Максим Васюнов
Застывшая вера Застывшая вера
Кто и зачем на Урале напоминает о забытых храмах?
Максим Васюнов
«Теперь, чтобы попасть в заброшенный храм, иногда приходится выстоять очередь», – говорит один из организаторов движения «Забытые храмы Урала». По маршрутам волонтеров сегодня едут многие.
«Общее дело» – помочь нашим душам «Общее дело» – помочь нашим душам
Воспоминания о миссионерской поездке в Архангельский край
«Общее дело» – помочь нашим душам «Общее дело» – помочь нашим душам
Воспоминания о миссионерской поездке в Архангельский край
Иеромонах Ириней (Пиковский)
25 человек во главе со священником поехали в Онежский район, чтобы потрудиться над очисткой храмов вдоль реки Онега Архангельского края. Совместный труд ради благого дела по сохранению памятника старины нас объединил с местными жителями, дал повод для разговора.
Комментарии
Валентина Храмешина 7 октября 2017, 00:06
Братия и сестры! Как это всё знакомо! Мы тоже пытаемся восстановить храм во имя св. пророка Божия Илии, Матери Божией "Всех скорбящих Радость" и святых мучеников Флора и Лавра: http://v-entala.cerkov.ru/ в Вологодской глубинке. Верим, что с восстановлением храма и жизнь в крае возродится.
Сергей 5 октября 2017, 15:23
Здравствуйте! Памятник погибшему крестьянству Русского Севера и других областей нашей страны необходим! Все эти земли, столетиями обрабатываемые нашими предками за каких-то 20, а где и за 10 последних лет заросли бурьяном, осотом. А ведь не забывайте, это не земли Черноземья, а земли "рискованного земледелия"! У нас в Вологодской области даже коса для покоса травы и та не просто палка с ручкой и полотном, как в большинстве регионов, а настоящее произведение крестьянского искусства... А памятник хорошо бы выполнить в форме креста, с архитектурным содержанием, понятным с первого взгляда. И установить в настоящий, на мой взгляд, крестьянский праздник - Воздвижение Креста Господня.
тамара 5 октября 2017, 12:50
Слава Богу,что у нас есть такие православные люди,которые едут на север и восстанавливают Храмы .Божией им помощи во всём и всегда,добра,тепла и мира их семьям.
Марина 5 октября 2017, 12:49
Понравилась история про пятилетнего Романа Алексеевича! Хороший пример для мальчонки! И хорошие навыки!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×