Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Сидельцы

Если речь идет о том, чтобы помогать и жертвовать, то охотнее всего жертвуют на маленьких детей. Потому что дети милые, безгрешные и беззащитные. Можно сделать им «сю-сю» или «бо-бо», потрепать по щечке, поулыбаться, поцеловать их в лобик. Гораздо тяжелее жалеть и миловать стариков. Беспомощных, потерявших силу и красоту, временами вредных и ворчливых, отталкивающих запахом или внешним видом и далее по списку. И еще тяжелее жалеть заключенных, «зэков» по советской терминологии. «Раз сидят, значит, виновны. Чего их жалеть?» – скажет обыватель и будет отчасти прав. Отчасти.

    

В Москве когда-то жил доктор Гааз, нашедший покой на Введенском (Немецком) кладбище столицы. Он был главным врачом московских тюрем и очень сострадал заключенным. «У Гааза нет отказа», – говорили на Москве о добром сердце этого обрусевшего немца. Доктор всячески пытался облегчить участь осужденных, в особенности участь конвоируемых в кандалах на далекие расстояния. С этой целью доктор ходатайствовал о несчастных перед властями и митрополитом Московским Филаретом. Святитель однажды, услышав от Гааза, что среди осужденных могут быть невиновные, сказал: «Они осуждены, следовательно – виновны». Гааз воскликнул: «Владыко, вы забыли Христа!» И действительно, Христос был осужден, но при этом совершенно невиновен. Филарет смирился и произнес: «Нет. Это Он меня забыл».

В тюрьмах сидели многие святые. Сидел Иосиф Прекрасный, оклеветанный хозяйкой в попытке изнасилования (см.: Быт. 40). Сидел Иеремия. Причем не столько в тюрьме, сколько в зиндане, то есть яме. О таких заточениях можно подробно узнать по хроникам кавказских войн, ибо такие формы заключения и сейчас широко в ходу. Если Иосиф сидел за целомудрие, то Иеремия – за правдивые и неприятные пророчества. Перед смертью через отсечение головы последние дни в тюрьме провел Иоанн Предтеча. А святым мученикам, перенесшим темничное заключение за веру и правду в христианскую эпоху, воистину нет числа. Начиная от времен Нерона и до масштабных репрессий в Стране Советов, множество святых прошли через мрак тюрьмы за исповедание веры. Ели баланду, томились в переполненных камерах, мучились неизвестностью будущего, терпели ежедневные унижения. Так что фраза: «Сидит, значит, виновен» – в истории оправдывается далеко не всегда.

Склонный к крайностям ум на этих словах решит открыть все тюрьмы и объявить полную свободу всем. Да здравствует, так сказать, полная свобода вкупе с равенством и братством. И будет этот поспешный ум, как говорил классик, в корне неправ. Временное правительство в России после Февральской революции на волне прекраснодушия и розовых иллюзий о скором счастье отрыло настежь тюрьмы и… И наводнило страну отпетой уголовщиной, криминализировало до крайности повседневную жизнь, облегчив большевикам узурпацию власти и последующее закручивание гаек. В тюрьмах все-таки вовсе не одни только святые сидят.

Вот пример из истории – случай с императрицей Екатериной. По обычаю русских монархов она однажды на Пасху посещала места заключений. В каждой камере спрашивала: «За что сидишь?» В ответ слышала: «Матушка царица! Оговорили (обманули, подставили). За чужие грехи сижу. Вызволи! Век буду Бога за тебя молить». Ну, и прочее в том же духе. Наконец один молодой человек на вопрос государыни ответил: «Виноват и за дело сижу». «Отпустите его», – сказала государыня, имея право па Пасху миловать заключенных. «Почему этого?» – недоумевали и узники, и свита. «Ну не может же один виновный сидеть среди стольких невинных!» – остроумно ответила Екатерина. Так покаяние и признание вины способно выводить на свободу. Случай пусть редкий, но меткий.

К вопросу о невиновности… Швейцарский писатель Дюрренматт говорил (зловеще шутил), что если любого человека без объявления вины насильно посадить в кутузку, то этот человек в скором времени сам поймет за что. Это о том, что все не без греха и всем есть в чем каяться, есть за что страдать. Но в отрицательном смысле эта же мысль вырождается в известное людоедское убеждение: «Был бы человек, а статья найдется». Это очень рабочая фраза, печально оправдывающая себя всякий день. И стоит только вдуматься в эту тему, как душе станет сразу же тоскливо и неуютно.

Говоря о Страшном суде, Христос перечисляет добрые дела, делая которые человек может угодить лично Ему, Спасителю (см.: Мф. 25: 31–46): накормить голодного, приютить бездомного, посетить больного… Это евангельское учение широко известно. Там же есть и слова о заключенных: В темнице был, и вы пришли ко Мне. Среди прочего (призыва к практическому милосердию) это означает также и то, что заключенные в темницах будут всюду и всегда до скончания века. Точно так же будут и больные, и бедные, и лишенные крова. Нищие всегда будут среди земли твоей (Втор. 15: 11) – говорит Писание. И это при том, что все благословения Израилю имели подчеркнуто земной, материальный характер. Богатство, многодетность, долголетие – вот признаки обильных благословений. И при этом все же нищие всегда будут среди земли твоей. В ту же меру всегда будут голодные, жаждущие, раздетые и… находящиеся в заключении. Отсюда народная мудрость, повелевающая от сумы и тюрьмы не зарекаться. Отсюда же и требование жалости и сострадания к тем, кто лишен свободы.

Нам известно чувство голода, и, следовательно, не трудно понять голодного. Известны холод, страх, безденежье, одиночество, и находящихся в этих состояниях людей мы без труда поймем. Стоит только захотеть. Чтобы сострадать узникам, не обязательно нужно быть в узах. Достаточно иметь живой ум, человеческое сердце и чуть-чуть воображения. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле (Евр. 13: 3). И всего-то надо – хоть раз в жизни собрать посылку с теплыми носками, письменными принадлежностями и долго хранимыми продуктами (сухое молоко, сало, чеснок). Мелочь. Но эта мелочь попадет Христу лично в руки.

Тюрем у нас в стране много. Очень много. На «обратной стороне Луны» сидят сотни тысяч людей, и историю каждого можно превратить в книгу. Причины массовости этого явления можно было бы списать на ГУЛАГ и подобные кошмары, если бы не одно «но». Самое большое количество заключенных в пропорциональном расчете на общее число населения находится в США, то есть в «бастионе свободы и демократии». И по выходе на волю тамошним сидельцам ничуть не легче, чем нашим, социализироваться: создать или восстановить семью, начать работать и т.д. Как и у нас, сидевший человек всюду несет некую печать обреченности. Он меченый. Ему трудно встроиться в гражданскую жизнь и очень легко пойти на новый круг, на следующую отсидку. Так что дело не в ГУЛАГе и не в демократии. Не в них только.

Мы уже не считаем, как когда-то, что тюрьма должна перевоспитывать. Не способна тюрьма перевоспитать, но способна лишь наказать и (или) покалечить. Встреча с ней подобна для человека встрече трепещущей плоти с острым железом. Это не равнозначная встреча, но встреча бездушной и безразличной машины с маленьким, но живым человеком. Печке все равно, какие дрова в ней сгорят. Мясорубке все равно, что именно в ней перекрутят на фарш – свинину или баранину. И тюрьме все равно, за чьей спиной лязгнуть замком – за спиной бухгалтера, которого подставили; или профессора, которого оговорили; или рецидивиста, которого наконец поймали. Эта бездушность и безразличие к отдельно взятой судьбе убивает, быть может, более всего остального. Человеку тогда легче легкого озлобиться, ощетиниться, возненавидеть систему, а то и вообще всю жизнь и всех людей разом. И умножение числа озлобленных, готовых к мести, затаившихся людей – самое опасное, что таит в себе переполненная тюрьма. Сеть переполненных тюрем.

Умножение числа озлобленных, готовых к мести людей – самое опасное, что таит в себе переполненная тюрьма

Человек не рождается, чтобы говорить на фене, пить чифир и набивать на теле новую наколку. Посмотрите на маленьких детей, будь то у мамы на руках или на детской площадке. На тех самых детей, которым так легко и приятно делать «у-тю-тю» или ерошить шелковые волосики. Кого из них вы можете легко представить одетым в робу, худым и кашляющим, со злыми глазами, затаившими ненависть ко всему миру? Пожалуй, никого. А ведь вырастают малыши, становятся дядями и тетями – и садятся. Выходят и садятся снова. И привыкают к тюрьме, как к дому, и уже не выходят. Это одна из страшных и повсеместных бед помимо войн, болезней и всего прочего, мешающего жить человеку. Можно сделать вид, что это меня не касается. В конце концов это так естественно – зажмуриться и отвернуться от беды, чтобы не ранить лишний раз сердце. Но Евангелие говорит: В темнице был, и вы пришли ко Мне. И значит, надо, не впадая в иллюзии о водворении рая на земле, думать и об этом. О том, что в XXI веке человек продолжает оставаться эгоистичным и жестоким. О том, что полной справедливости в этом мире нет, хотя к ней и нужно стремиться. И о том, что евангельский свет должен проникать и по ту сторону тюремной решетки, где только один Бог разберет, кто прав, а кто виновен.

Протоиерей Андрей Ткачев

19 декабря 2017 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 1640 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пятигорская епархия: Осужденные приняли участие в богослужении Пятигорская епархия: Осужденные приняли участие в богослужении
24 июня 2015, в день празднования иконы Божией Матери "Достойно есть", Божественную литургию в храме священномученика Фаддея исправительной колонии строго режима №3 в поселке Каменке Кабардино-Балкарской республики совершил один из старейших священников Пятигорской епархии архимандрит Лев (Ахидов)
Кабардино-Балкария:сотрудники УФСИН позволили кощунство по отношению к святыням храма Кабардино-Балкария:сотрудники УФСИН позволили кощунство по отношению к святыням храма
В колонии был произведен обыск, в ходе которого сотрудники, не предупредив священника и не вызвав старосту, обыскали и алтарь храма, сняв облачение с престола и осквернив своими действиями престол, жертвенник и богослужебные сосуды.
Архангельская область: венчание в колонии строгого режима Архангельская область: венчание в колонии строгого режима Архангельская область: венчание в колонии строгого режима Архангельская область: венчание в колонии строгого режима
Познакомились Сергей и Светлана еще до того, как Сергей оказался в местах лишения свободы. Светлане своего избранника предстоит ждать еще четыре года.
СФ одобрил закон о праве заключенных на встречи со священниками СФ одобрил закон о праве заключенных на встречи со священниками СФ одобрил закон о праве заключенных на встречи со священниками СФ одобрил закон о праве заключенных на встречи со священниками
Согласно закону, священнослужители должны принадлежать только к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.
Осужденные получили право на встречи со священником продолжительностью до 2 часов Осужденные получили право на встречи со священником продолжительностью до 2 часов Осужденные получили право на встречи со священником продолжительностью до 2 часов Осужденные получили право на встречи со священником продолжительностью до 2 часов
Госдума приняла закон, устанавливающий порядок взаимодействия органов и учреждений уголовно-исполнительной системы с религиозными организациями
Архангельская область: осужденные помогут строящемуся храму Архангельская область: осужденные помогут строящемуся храму
Работы по созданию рамок выполнит осужденный Сергей Б., который занимается резьбой по дереву.
Заключенные пензенских колоний смогли поклониться святым мощам, привезенным с Горы Афон Заключенные пензенских колоний смогли поклониться святым мощам, привезенным с Горы Афон Заключенные пензенских колоний смогли поклониться святым мощам, привезенным с Горы Афон Заключенные пензенских колоний поклонились святым мощам, привезенным с Горы Афон
30 марта, в понедельник, в исправительные колонии №4 и №5 были доставлены святыни, привезенные со Святой горы Афон, среди которых – мощи святой вмц. Анастасии Узорешительницы, св. вмч. Пантелеимона, священномученика Харлампия, святителя Григория Богослова и частицы Животворящего Креста Господня.
В нижегородскую колонию прибыла икона Божией Матери «Избавительница от бед» В нижегородскую колонию прибыла икона Божией Матери «Избавительница от бед» В нижегородскую колонию прибыла икона Божией Матери «Избавительница от бед» В нижегородскую колонию прибыла икона Божией Матери «Избавительница от бед»
25 марта в храм в честь мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия, расположенном на территории мужской исправительной колонии №5 в Канавинском районе Нижнего Новгорода, казачьим крестным ходом прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед».
В исправительной колонии прошел концерт духовной музыки В исправительной колонии прошел концерт духовной музыки В исправительной колонии прошел концерт духовной музыки В исправительной колонии прошел концерт духовной музыки
«Своей музыкой, песнями и чудесным голосом Елена Груздева пытается пробудить в душе слушателей терпимость, любовь, сострадание, преданность, гордость за родную землю»
Комментарии
Марина20 декабря 2020, 16:49
Отец Андрей,я очень понимаю когда человек находиться в местах лишения свободы и как там тяжело. Помолитесь за моего мужа Иосифа он сидит и срок очень большой.Вепю что по милости Божьей и по нашим молитвам Господь даст возможность выйти по2/3 срока. Аминь. Молимся за заключённых и помогаем им.
Alexander Tvorogov 8 апреля 2019, 12:16
Не знаю, как в России, а в Латвии, сказать, что в тюрьмах неохотно принимают личные передачи-пожертвования, это ничего не сказать. Поэтому я "жертвую на блюдо", когда у нас в храме идет сбор пожертвований, а там уже епархия решает вопрос передачи кому потребно.
Алексей Зайцев 6 января 2018, 12:11
они возможно более нуждаются в поддержке и христианском милосердии чем многие из тех кто на воле а ведь находятся такие кто выработал стереотип "наказания без вины не бывает" "осужден---значит справедливо" и даже "зеки-не люди!!!" да среди них "зеков" --- понимаю что не всех--- встречаются искренние и человечные и немало КАЖДЫЙ ___БРАТ НАШ таков христианский закон жизни и "они"--- не исключение...
Екатерина27 декабря 2017, 06:02
И всё-таки, что реально можно сделать? Куда нести эту посылку? Как помочь этим людям???
Svetlana Mikhailova19 декабря 2017, 11:41
Спасибо батюшка Андрей за холодный душ статьи -каюсь-буду думать -Вы меня крестили в 63 года в вашем родном городе -потом и внука -помолитесь о р Б Светлане
Вера19 декабря 2017, 09:17
Отец Андрей, благословите и спаси Вас, Господи, дорогой батюшка за эту статью, за искреннее милосердие к людям, оказавшимся по разным причинам в трудной жизненной ситуации.Помоги всем нам, Господи! Вера
Елена19 декабря 2017, 08:01
Особенно, если учесть "справедливость" системы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×