«Ой, как хорошо, что Церковь тоже занимается молодежью! Ведь это так важно – подготовить достойную смену. Молодежь – наше будущее!» – такую вот похвалу я услышал однажды в адрес Церкви.
Хотелось ответить, что Церковь ведет работу с молодежью ни много ни мало уже 2 тысячи лет, но вот незадача, ведь сперва потребовалось бы объяснить, что Церковь – это не только попы с архиереями. И мало будет отнести сюда всех диаконов, пономарей, псаломщиков и постоянных прихожан. Даже если пополнить список небесными силами и всеми святыми, окажется, что «за бортом» остается огромное количество человек. Каждый, кто принял Святое Крещение, уже член Церкви Христовой и не может позиционировать себя за ее пределами.
Удивительно ли, что я, как священнослужитель, «работаю с молодежью»? Что за неведомый зверь такой – молодежь? А это ведь мои дети. Мои и моих друзей. Моих знакомых, коллег и соседей. Кто, будучи в здравом уме, не станет заботиться о собственных сынишках и дочурках?
Говорят, Церковь обязана приводить молодежь к Христу.
Ну а к кому же еще я поведу своих детей? Не знакомим ли мы их со своими лучшими друзьями? «Знакомься, Денис, это дядя Паша, мой друг и коллега. Он достойный и уважаемый человек. Ты всегда можешь к нему обратиться за любой помощью».
А может ли мой сын испортить свои отношения с моим другом? Конечно, это любому по силам. Стало быть, его нужно научить, как уметь дружить.
Именно этим каждый из нас, тех, кто откликнулся на предложение дружбы от Спасителя, и обязан заниматься. Приводить своих родных и любимых людей к своему Другу.
А что значит «обязан»?
Мы сами хотим для своих детей самого лучшего. Обязаны ли? Да это естественная потребность, вызванная любовью. Не стану я поить младенца кока-колой, ведь есть молоко. Нужно ли меня мотивировать? Даже смешно.
Однажды я присутствовал на лекции, где докладчица, преподаватель с большим стажем, рассказывала нам, священнослужителям, как правильно владеть вниманием аудитории, активно используя эту методику на нас.
– Что скажешь, бать? – спросил меня собрат.
– Думается мне, – ответил я, – что все эти ловкие штуки необходимы тем, кому нечего сказать людям. Отсюда и слово такое лукавое – аудитория. Когда перед тобой люди, которых ты не любишь, к которым относишься как к чужим, тогда без психологических трюков не обойтись.
Все, кто меня окружает, – дети Христа. Все без исключения!
Вдумайтесь, как часто мы забываем, что Христос умер за каждого человека на земле. Мы не помним о том, насколько каждый из нас Ему дорог. Все, кто меня окружает, – Его родные дети. Добрые, злые, равнодушные, заботливые. Все без исключения. И если я назвался Христу другом, то обязан хотя бы уважать те страдания, что мой Господь вытерпел за них. Все люди Ему бесконечно дороги. Каждый человек мне брат или сестра.
Поэтому я считаю, что всякий, кто полюбил Бога хоть на самую чуточку, сам, безо всяких напоминаний, будет стараться не только не препятствовать детям приходить к Христу, но сам поведет их, руководствуясь той самой любовью, о которой апостол Павел сказал, что она не перестает.
«Вот я, пошли меня». Именно этого ответа ждет от нас Тот, Кто распялся за нас
Не прошло и двух месяцев с тех пор, как я с благословения правящего архиерея возглавил отдел Смоленской епархии по работе с молодежью, но, по сути, эта работа началась в моей жизни с тех самых пор, когда я перестал быть ребенком и вступил во взрослую жизнь. Эта работа может завершиться лишь моей смертью, а сам я не имею никакого морального права ее прекратить.
«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6: 8).
То есть не: «Вон его пошли, Господи, у него на шее епитрахиль». И не: «Ой, а я говорить не умею, я человек маленький, и грехов у меня много. Пошли праведника, пророка, апостола». А: «Вот я, пошли меня». Именно этого ответа ждет от нас Тот, Кто распялся за нас.