Редакция портала «Православная жизнь» попросила митрополита Антония (Паканича) назвать основные причины отпадения человека от Церкви и ухода в раскол.
– Об этих причинах говорили разные святые и учителя Церкви на протяжении многих веков.
Но я бы хотел остановиться на словах святителя Игнатия Брянчанинова.
Одной из главных причин ухода в раскол, отпадения от Церкви Христовой, святой считал самомнение:
«Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующего тщеславия, ослепляющего ум и сердце; оно любит высказать себя, оно позволяет себе отклоняться от точного повиновения Святой Церкви, умнее ее; оно, как и все прелести, козни диавола, как сам диавол и его чадо – грех, не терпит благоухания для них смертоносного, убийственного благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод – смирение. Спаситель мира сказал: ‟блаженны нищие духом, блаженны алчущие ныне, блаженны плачущие ныне – и горе вам, насыщенные нынеˮ (Лк. 6:20–21, 25)».
Как правило, тщеславие ловит в свои сети талантливых людей, которые чувствует свое превосходство над другими в своих знаниях, умениях, энергии, разносторонних талантах. Эти люди, действительно, многое умеют и знают, щедро одарены. Но они не понимают, к сожалению, главного: все эти таланты даны им Богом для служения Ему. Они же присваивают все заслуги себе и служат своему тщеславию, которое порабощает их ум и сердце.
Самомнение и тщеславие убийственны для человека. Уверенность в том, что он сам во всем разберется, что он лучше, чем Церковь знает свои нужды и никакие подсказки и советы ему не нужны, - это страшная диавольская ловушка. Важно еще в зародыше выявлять в себе подобные пагубные мысли и искренне стараться раскаиваться в них, помня о своей немощной природе, о том, что мы ничто без Бога.
Еще одной причиной может быть то, что люди перестают слушать свое сердце, совесть, а все решают умом.
Безусловно, трезвомыслие обязано присутствовать в наших рассуждениях, но оно не должно забивать голос сердца. Когда во всем ищешь рациональную выгоду, теряешь веру. Добро и зло не объясняются разумом, а постигаются жизнью, посредством исполнения заповедей Господних, послушания Богу и Его Церкви, смирения перед святой волей Божией.
«Различать добро от зла принадлежит сердцу – его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина поддельного. Что дело сердца отличать добро от зла и что сердце не вдруг стяжает способность совершать принадлежащее ему дело – то и другое засвидетельствовал апостол: ‟Совершенных же есть твердая пища, – сказал он, – имущих чувствия обучена долгим учением в рассуждении добра же и злаˮ (Евр. 5:14)», – рассуждает свт. Игнатий Брянчанинов.
От послушания рождается истинное смирение. Вне послушания Богу и Его Церкви, нет ни истинного смирения, ни духовного умного размышления –только иллюзия и ложь, выстроенная на самообольщении.
Существуют и другие причины отпадения от Церкви. Это и маловерие, и разрушение личности под воздействием различных факторов и испытаний, с которыми она не справляется, и «дурная компания», когда неокрепший в вере человек подпадает под влияние противостоящих Христу и Его Учению, и многое другое.
Падение человека всегда прискорбно. Поэтому Церковь постоянно молится об отпавших и заблудших чадах, не оставляя надежду на раскаяние и возвращение в Ее лоно.
Будем же уповать на милость Божию ко всем нам! Не будем забывать, что всем хорошим мы обязаны только нашему Творцу, а плохим – нашим грехам и страстям!
Будем внимательны к Слову Божию, которое, как спасительная нить, выведет нас из любой сложной ситуации и поможет найти верную дорогу к Господу.