Новый гость в чьем-то доме,
или Священник в телевизоре

Об особенностях телепроповеди

Хочу поговорить о новом жанре нашего масс-медиа — телепроповеди, никак не вторгаясь в епархию самих священников (т.е. в проповедь), но обратив внимание на приставку «теле», которая обозначает область моей профессиональной жизни. Хочу посмотреть на это явление с точки зрения телеведущей и тележурналиста с большим стажем работы на разных каналах, в том числе федеральных. На моих глазах рождалось телевизионное православное вещание, в этом процессе мне посчастливилось принимать активное участие. И мне не все равно, чем наполнен православный эфир. Еще мне бы очень хотелось помочь тем пастырям, которые только начинают свой путь в телевизионном просторе и делают это с единственной целью — нести весть о Христе и Его Евангелии.

Речь пойдет о жанре публичного телевизионного выступления на огромную аудиторию, о телепроповеди. Телеканалы «Спас» и «Союз», а также «Царьград» существуют и вещают именно на такую широкую аудиторию. Еще недавно этих каналов в нашей стране не было. Существуют они — без бюджетной поддержки государства — очень непросто. И их Господь хранит-оберегает от закрытия вещания не только ради церковных людей (им и так хорошо — они в ограде Церкви). Этот эфир очень ценен для проповеди на те 80% населения, которые пишут в анкетах, что являются православными, но на деле оказываются язычниками или безбожниками: спроси их что-либо о родной вере — ничего не знают. Не знают, потому что в школе не учили, в семье тоже. Но, нажимая кнопку православного телеканала, они хотят больше узнать о Православии. И впервые с образами Православия они сталкиваются именно через телеэкран. Многие из зрителей также впервые открывают для себя новое сословие постсоветской России — православное духовенство. Происходит это знакомство с ним через тот же телевизор. Они смотрят, как священник выглядит, как и что он говорит... По-своему, уникальная ситуация! Была ли такая ещё в истории христианства? Телеканал «Спас», например, входит в 11 основных федеральных каналов страны, а значит, вещает на миллионы! Скоро он перейдет на новый формат и войдет в 20-ку главных цифровых каналов России. Телевидение дает огромную возможность для проповеди — на сотни тысяч, миллионы людей одновременно, но и требует огромной ответственности от тех, кто появляется в кадре.

Думаю, что большинство из проповедников, присев в кресло телевизионной студии, хорошо понимают, что сейчас они, батюшки, не просто на амвоне своих приходов, что сейчас там, за кадром, их будут слушать и смотреть совсем другие люди. И в связи со сменой аудитории вопрос «Как слово наше отзовется?» должен приобрести особую актуальность. Телевидение — это другая, качественно иная форма коммуникации (общения). Здесь свои правила и законы. Не учитывая их, можно наломать дров. Но начнем с малого, ибо еще много чего надо для работы в студии. Перечислю пока профессиональные «пустяковины»:

  • манера речи,
  • внутренний настрой,
  • аккуратность в одежде,
  • умение держаться в кадре,
  • выражение лица и приятная внешность (да-да: батюшкам тоже накладывают грим и пудрят нос в телевизионной гримерке, расчесывают и укладывают волосы)...

Говорю пока только о внешнем. Вроде все это — не главное в телепроповеди. Но и оно в том числе создает тот самый телевизионный православный образ, который несет священник в кадре.

Это относится и к телеведущим православного эфира. Многих смутит, если телеведущая будет работать в студии, выставив на всеобщее обозрение наколки на теле. А ведь и такое было недавно — в лучшее эфирное время православную программу вела одна популярная ведущая, приглашенная с федерального канала на православный. Ее руки были расписаны наколками от кистей до самых плеч. Я понимаю, что у всех нас разная жизнь и разный путь к вере, но я не понимаю, почему нельзя надеть блузу с длинными рукавами, работая в студии православного канала. Я не понимаю, почему никто из профессионалов не объяснил ведущей, зачем и почему это нужно сделать. Если через такой образ Православия была попытка привлечь к экрану молодежь, то попытка, на мой взгляд, не очень удачная.

Камера не любит лжи. Всегда видно: искренен человек или нет, бегают его глаза или смотрят спокойно и прямо. Всегда видно: завелся человек искусственно как актер, зачем-то вошел в раж и возмущение, отвечая на вопрос в студии, или действительно воспылал праведным гневом на совершающееся беззаконие. Самое главное — подготовленность к обсуждаемой теме: от батюшки хотят услышать прежде всего его знание о Православии, узнать его взгляд на разные вопросы и житейские ситуации с точки зрения веры. И искренность. Зритель всегда простит ошибку, нескладность речи, всегда простит природную манерность, скованность, волнение, оценит шутку и остроту, примет индивидуальные особенности, если увидит, что человек компетентен и говорит от сердца — с уважением и любовью к тому, кто сейчас его смотрит, к зрителю! Он, батюшка в студии, — НОВЫЙ ГОСТЬ В ЧЬЕМ-ТО ДОМЕ. Новый, понимаете? А может ли новый гость с порога начать надменно учить, вести себя высокомерно или еще хуже — хамить, кричать, обвинять, обличать, оскорблять, ругаться? Вряд ли. Такого гостя сразу за порог...

Вспоминаю наши первые практические опыты в учебной студии факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, которые следовали за теорией журналистики. Наши преподаватели по профессиональному мастерству, когда мы садились перед учебными камерами, нам так и говорили: вы новый гость в доме, иногда совсем не прошенный. И вас в этом доме должны оставить, не выгнать. При этом 70% телевизионной информации зритель воспринимает через зрение. И только 30% — через слух. Поэтому так важен зрительный образ, видеокадр.

Программа «Время» в 1990-е. С диктором Анной Шатиловой я, тогда спецкор главной дирекции информационных программ, между съемками занималась техникой речи. Анна Николаевна много лет вела главный вечерний выпуск программы «Время». Тогда еще думали о самочувствии аудитории, ее психическом здоровье, и у нас было правило: какие бы плохие новости ни показали — закончить выпуск нужно красивым, приятным, легким сюжетом, который снимет возникшее напряжение у зрителя. Программа «Время» научила отвечать не просто за каждое слово, написанное и сказанное тобой, — она научила отвечать даже за интонацию, с которой произносишь свой текст. И все потому, что ты — новый гость в чьем-то доме. Был и свой дресс-код при появлении в кадре. Ведь кроме содержания нужно думать и о внешнем виде. Отсюда у нас, телевизионщиков, такое тщательное отношение к внешности. Посмотрите на ту же Анну Шатилову, как она выглядит сегодня (ей немало лет, но она ведет активный образ жизни). Она всегда строга, сдержанна в одежде, и всегда на ней будет надета ослепительно белая блуза. Это ее эфирный образ, который стал уже и частью ее жизни, ее ежедневного образа. Потому что она всегда помнила, когда садилась перед камерой: встречают по одежке, особенно гостя. А она должна стать гостем желанным.

Тогда, в девяностые, за поведение и лексику, что позволяются сегодня в некоторых «жестких видео» (просто отдельный жанр какой-то возник! — жаль, что уже в православном контексте), увольняли с работы сразу. Если вы уже впустили нового человека в дом, вы ведь меньше всего ожидаете от него резких эмоций, хамства, фамильярности. Поэтому вывод: по ту сторону экрана большинство зрителей просто не поймет, если вы как телеведущий выберете такую манеру общения со зрителем. Вы можете ее все же выбрать — ваше право искать свой имидж, к тому же сейчас все правила работы в эфире, увы, поломаны, но знайте: рано или поздно у вас возникнет непонимание с аудиторией. Это первое, что оттолкнет. Именно поэтому сейчас многие люди перестали смотреть телевизор! Потому что современный экран, презрев все законы обратной связи, в преимуществе создает неприятный, отторгающий образ. Нужно констатировать, что телевизионная школа была так же разрушена, как и многое другое в нашей стране. К тому же наше вещание задыхается от отсутствия государственной идеологии. И путь в никуда прокладывают омерзительные образы ток-шоу, где можно увидеть и такое, что в страшном сне не приснится. И жаль, если многое из светского телевидения сегодня будет втянуто в православный эфир. А такие тенденции уже наметились. Нужно хоть немного знать и понимать законы эфира и законы восприятия аудитории, ее возможной реакции. Это называется обратной связью. Этому учат и учатся. И настоящий профессионал об этом помнит и думает всегда — и когда работает в кадре, и когда снимает, и когда пишет сценарий, и когда монтирует сюжет.

Тогда же, начиная где-то с 1994 года, впервые на «Первом канале» была разрешена православная тема. С корреспондентом Андреем Стуруа, который много снимал богослужения Святейшего Патриарха Алексия II, мы вместе бились над тем, как сделать сюжеты о праздниках и репортажи со служб доступными по содержанию и привлекательными по форме. О сложных понятиях веры приходилось говорить ясным, простым языком. Да еще и укладывать всё в минуту информации. Отдельно приходилось работать с монтажерами. Только после этого в сюжете звучало самое яркое место отснятой проповеди, а в кадре появлялись красивые и молодые одухотворенные лица (у монтажеров срабатывал советский шаблон: в храм ходят якобы только бабушки — и видеоряд состоял именно из них). Иногда достаточно поправить несколько планов — и сюжет было не узнать. Из серого и скучного он превращался в разговор о духовной жизни страны. Это тоже была забота об образе Православия, а также об аудитории, которую мы уважали и понимали. Итак, телевидение создает ОБРАЗ, как собственно и кино! Помните об этом! И всегда думайте, какой образ несете лично Вы, появляясь в кадре. Вообще, что такое образ на телеэкране и какими способами он создается, можно написать отдельную статью. Образ — это важнейший базовый элемент телевидения.

Радостно, что православные каналы сделали популярными на всю страну многих талантливых проповедников. Но бывает и так: слушаю по ТВ иного батюшку и вижу профессиональным зрением, что, увлекшись новой профессией телеведущего, он, сам того не зная, совершает одну важную ошибку. Вещание на ТВ для него — то же самое, что проповедь на приходе, выступление на трапезе перед своими чадами. Там, где мысль любимого пастыря с полуслова поймут, а эмоцию подхватят, там, где после многих лет духовного общения прихожане готовы выслушать от батюшки самую горькую правду о себе самих — даже в самых смачных выражениях. Именно это — огромная ошибка, о которой многие не подозревают, потому что никто из профессионалов им об этом не рассказал. Именно это нарушение профессионального закона — перепутать жанры и не учесть запросы аудитории — обязательно приведет к конфликту между зрителем и ведущем телеэфира. Иными словами: форма, стиль общения с конкретным духовным чадом, чадами или со своими прихожанами (эти люди-то уже в Церкви!) — одно, а жанр публичного выступления в масс-медиа, телевизионной проповеди через ТВ, где у экрана собрана самая разная аудитория, — совсем другое. И если уже после эфира проповеднику приходится всем объяснять, что он «хотел сказать всего лишь то-то и то-то», а его «неправильно поняли», — это и есть главный признак совершенной ошибки. Которая, как я убеждена, связана с незнанием правил профессии, которая заключена в приставке «теле» в обсуждаем деле телепроповеди. Помните, с чего мы начинали разговор? Телевидение — это иная форма коммуникации.

О торжествующем Православии в нашей стране говорить рано — из эпохи столетнего атеизма мы вышли духовно дикими. И таковых в нашем обществе большинство. Но именно эти люди в большинстве своем и смотрят телевизор, пытаясь что-то понять о Православной вере. Конечно, среди телезрителей есть и верующие, но статистику, согласно которой в нашей стране воцерковленных людей лишь 3%, пока никто не отменял. И об этом тоже хорошо не забывать, вступая на поле масс-медиа для исполнения высоких задач.

Мне как мирянке хорошо известно общение с духовником. Как жестко духовник может сказать всю правду о тебе самой, обличить. Но это — отношения двух людей на почве веры, добровольная духовная работа, совершающаяся трудно, постепенно, втайне, не без своих коллизий, работа, которая в итоге тебя преображает. Смирять гордость, обличать конкретного человека на исповеди или в присутствии ближнего круга — это одно. Вынести то же самое на большую аудиторию — совсем другое. Надо быть особенно чутким к этим граням и границам, когда мы выходим через экран проповедовать к людям!

Самое опасное (на мой профессиональный взгляд), что один из образчиков «жесткого видео», которое вызвало смущение и споры, мне прислали как пример... обличительной проповеди. И видео таких становится все больше. Это и есть власть телевидения: раз по телевизору показали — значит, стиль «жести», который многие называют обыкновенным хамством, допустим для всех.

Считается, что «жесткая» проповедь призвана встряхнуть общество, разбудить его. Давайте поразмыслим. Может, и вправду, с нами по-другому никак? А я вот в связи с этим сразу думаю про реакцию людей, идущих к Богу. И еще про то, как можно голодному из блокадного Ленинграда ставить в вину, что он такой худой, больной и шелудивый. Тысячам голодным! Очередное «жесткое видео», которое увидели сотни тысяч, если не миллионы, — скольких оно оттолкнет от веры, от Церкви, от первой исповеди? Что может быть страшнее для проповедника Христова, чем такое? 100 лет мы жили в царстве хамовом, так зачем же втаскивать его на православное информационное поле, которое учит поведению миллионы людей?

Мне близка точка зрения иеромонаха Романа из Оптиной пустыни, которую он высказал при обсуждении этой темы в соцсетях:

«Слушают священника по телевидению и глубоко верующие, и мало верующие, и даже враги Церкви. И повода им давать к хулению Церкви не следует. На приходе воспитывай так, как тебе совесть подсказывает. На телевидении всех люби великой любовью, и даже не укоряй».

Всегда, всегда нужно помнить, что вы — новый гость в чьем-то доме! Это одно из базовых правил для телевизионного человека.

Если прочитать Евангелие с точки зрения специалиста масс-медиа (а почему бы и нет?), изучить форму проповеди Самого Иисуса Христа, мы увидим, что Он четко учитывал, кто стоит перед Ним и слушает Его слово. Саддукеям и фарисеям Господь говорил одно (мог жестко обличить: «Порождения ехиднины!»), простым рыбакам — другое, а вот Нагорную проповедь Христос произнес перед большим скоплением народа, где на Него смотрели и Его слушали разные люди. И здесь Господь просто учил. Учил новым духовным заповедям, которые призваны преобразить жизнь людей. Он не обличал, ничего не обещал, Христос излагал новые правила жизни («информация в чистом виде», как сказали бы информработники). Он давал знание, сеял семя. Еще и накормил всех после этого, то есть проявил милосердие и любовь к слушавшей его «аудитории».

Нагорная проповедь и весь этот Евангельский сюжет во всей своей полноте и значении — это и есть, на мой взгляд, идеальный пример для телепроповедников XXI века, которые вышли сеять Слово Божие на поле масс-медиа. Это еще и великолепный зрительный образ, который оставляет в сердце много света, любви, тепла и желания изменить свою жизнь!

Хорошо, что в духовных академиях ввели факультатив «Православные СМИ, общение с прессой». Это хороший знак, потому что многому надо научиться, прежде чем сесть в кадр или начать проповедовать через прессу и ТВ. Это, как минимум, очень ответственно. Мне приходилось встречать священников, которые так и говорят: мы не выступаем по радио и телевидению. И это притом, что на своих приходах они прекрасные духовники и проповедники. А просто потому, что они понимают всю ответственность своего выступления на экране или просто чувствуют, что это совсем иная форма проповеди, к которой надо быть особо готовым.

Хочу добавить: большой ценой досталось существование православных каналов! Большой ценой досталась возможность священнику вещать с телеэкрана на огромную массу людей! Православный эфир существует, потому что он нужен людям. Нужен, чтобы их приводить в Церковь, а не отводить. Давайте ответственно и бережно относиться к таким возможностям — надолго ли они...

Надеюсь, эти мои профессиональные знания, наблюдения и опыт хоть немного помогут кому-то в работе на православном телевизионном поле, зададут нужный вектор в той области, что относится к приставке «теле» в понятии телепроповедь. Надеюсь, что знание хотя бы некоторых правил нашей профессии быстрее поможет некоторым проповедникам найти свой образ на экране, ведь серые и скучные проповедники тоже никому не интересны, — нужны яркие и талантливые. И не ошибается тот, кто ничего не делает. Об этом тоже нужно помнить.

Убеждена, что жизнь в России изменится только тогда, когда большая часть россиян полюбит и примет православную веру. Представляете меру ответственности телепроповедника: в его руках спасение не отдельного только человека, но и судьба страны, ни больше ни меньше!

С большим уважением и любовью к нашим пастырям и их трудам,
Елена Козенкова

5 марта 2019 г.

ОБ АВТОРЕ

Елена Козенкова — автор и телеведущая программы «Верую. Из жизни знаменитых современников» (телеканал «Союз»), автор документальных фильмов, лауреат и победитель кинофестивалей «Радонеж» и «Лучезарный ангел», в прошлом — специальный корреспондент программы «Время» и других программ федеральных каналов, автор курса и преподаватель в школе-студии «Останкино» «Авторское телевидение», основатель интернет-ТВ «Верую..».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером» «Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером»
Прот. Владимир Вигилянский
«Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером» Протоиерей Владимир Вигилянский: «Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером»
Телевидение – изумительный вид коммуникации, уникальный. Но у нас манипулятивное телевидение – и в культурном смысле, и в политическом, и в идеологическом. Причем под видом почти абсолютной свободы.
Как испортить хорошую проповедь. Вредные советы Как испортить хорошую проповедь. Вредные советы
Свящ. Леонид Кудрячов
Как испортить хорошую проповедь. Вредные советы Как испортить хорошую проповедь
Вредные советы
Священник Леонид Кудрячов
Начнем с самого очевидного: проповедь не нужно слушать. Проповедник выходит на амвон, а ты иди на паперть подышать свежим воздухом.
Образ Церкви на телевидении Образ Церкви на телевидении
Игум. Нектарий (Морозов)
Образ Церкви на телевидении «Запоили святой водой…»
Образ Церкви на телевидении
Игумен Нектарий (Морозов), Елена Балаян
О том, в каком виде телевидение показывает Церковь, стоит ли священнику ходить на ток-шоу, рождает ли читательский спрос предложение или дело обстоит с точностью до наоборот.
Комментарии
Любовь24 октября 2019, 13:13
Будучи православной христианкой и осознанным членом Церкви Христовой уже более 20-ти лет, абсолютно согласна с Еленой Козенковой, большое спасибо автору статьи!
Священник Александр20 июля 2019, 22:36
Какая хорошая статья! Полностью согласен! Елена,Спаси Господи!
Наталья13 мая 2019, 08:56
Спасибо, статья хорошая. В силу обстоятельств была вынуждена смотреть телеканал "Спас" в течение марта месяца, пришла в ужас. Особенно поразили "женские" программы Жосул. Может, есть смысл для мирских женщин завести отдельный канал, а на православном все-таки говорить о евангельских истинах, святоотеческом предании и "равняться по звездам", а не по бытовым высказываниям невоцерковленных феминисток?
Есть ли у православных каналов какие-то специалисты-консультанты (язык не поаорачивается сказать "рецензенты")? Напр., когда снимали "Страсти по Андрею" Тарковского, консультантом был Савва Ямщиков, а тут?
Наталия Сергиева11 апреля 2019, 00:14
Вообще как христиане -хорошо бы нам покрывать все любовью и молитвой- и не трубить на всех перекрестках и обсуждать какие-то как нам кажется большие грехи священников- а как в Библии- накрыть наготу отца... Как не страшно людям судить батюшек?? Это такой грех большой!!! через такое высокоумие так упасть можно-не дай Бог!!! видите ли грубо!! эх... слов нет(((
Наталия Сергиева11 апреля 2019, 00:10
Доброго дня!! Не буду молчать когда поливают грязью Отца Андрея Ткачева!!! Давно читаю его книги и давно слушаю его проповеди и программы- которых слава Богу!!! очень много!! И слава Богу!! что есть еще такие священники, как Отец Андрей!! Как у кого-то вообще поворачивается язык не то, что судить, а даже обсуждать его- ума не приложу!! Вы сначала сделайте столько, сколько он с помощью Божьей сделал- из любви к людям! а потом -если у вас получится- может уже и перехочется обсуждать сидя на диване, попивая чай...Для начала начните хотя бы просить Бога- чтоб послал "делателей жатвы"...
Василий 7 апреля 2019, 07:46
Спаси Господь. Как всё во время и по делу. Только бы услышали, те кому Господь дал такую возможность, нести Его проповедь.
Александр11 марта 2019, 01:36
Маргарита 6 марта 2019, 22:19
Сперва священник обращается к людям, а уже потом люди слушают священника.
То как стоит священнику обратиться зависит от того кто его слушает, к одной аудитории можно обратиться сурово, к другой елейно, к третьей нарочито серьезно, к четвертой с шутками и прибаутками.
Если православие это религия суровых людей, то суровых с себе самим, а по отношению к другим должна действовать любовь. Да, иногда любовь может очень больно себя проявлять, но иногда это только иногда...
А когда речь идет о всегдашней суровости к ближним, то возникает вопрос, а есть ли таки любовь?
Если любви нет, то православие ли это или его подмена?
Виталий Алехин 8 марта 2019, 13:01
Лучше не найти - не на других же каналах пошлости, грязи, страстей искать доброго и светлого.
Легче иголку в стоге сена найти,чем там, так что православные каналы - те, самые правильные. А о недостатках можно и порассуждать - почему нет.
Маргарита 6 марта 2019, 22:19
Не согласна с автором статьи. Это не батюшка новый гость в чьём то доме, это зритель приходит на встречу с батюшкой. Не все могут прийти к батюшкам- известным и сильным проповедникам в храм. Вот и приходят посредством телевидения послушать.
Поэтому не надо розово- карамельных напомаженных батюшек, говорящих приторно- сладкие слова, угодных всем, думающих лишь о том, как бы кого не обидеть, как рисует в статье автор. Пусть батюшки будут искренние, такие же, как на приходе. Пусть говорят неудобную правду, не боясь никого обидеть. Не нужна нам толерантность и политкорректность. Не нужно розовое Православие. Православия - это религия сильных и суровых людей.
галина 6 марта 2019, 21:13
Спасибо за статью! Всё верно сказано. И вовремя.
Валентина 6 марта 2019, 18:46
Не могу не заступиться за телеканал "Спас", в адрес которого здесь много незаслуженных обвинений и упреков.Телеканал очень интересный, разнообразный,пребывающий в постоянном поиске новых форм общения со зрителем. Может быть,что-то и не вполне удаётся, но такие передачи, как "И будут двое...", "Встреча" с протоиереем Андреем Ткачевым, на которого сегодня ополчились и свои, и чужие, другие телепректы с обсуждением актуальных проблем бывают очень интересными.Они делаются на высоком профессиональном уровне и имеют высокий рейтинг у зрителей. Так что,призываю всех быть более терпимыми и доброжелательными к православным журналистам и миссионерам. А кто сам без греха, пусть продолжает бросать камни
Антон Ребров 6 марта 2019, 13:04
Спаси Господи автора, за проделанную работу! Есть острая необходимо все, что здесь написано и сформулировано, донести в вышестоящие иерархические инстанции Церкви, для выработки обязательных основ, форм и правил ведения теле и интернет проповедей и просветительских передач. На основе выработанных правил поведения в эфире и церковных канонов разработать обучающие программы для тех, кто будет привлекаться для такого служения. Иначе если каждый будет делать, как ему вздумается, то будут сеяться зерна заблуждений и искушений. Часто с ужасом, встречаю в эфирах православных телеканалов ведущих и даже священников которые учат совсем неправославному учению.
Юлия Кривоченко 6 марта 2019, 11:53
Елена, спасибо Вам! Я сама работаю в православной прессе, и то, о чем вы пишите, мне очень хорошо знакомо. Это очень болезненный вопрос. Многие из уважения к сану не решаются сделать замечания, внести критику. Это приводит к жутким перекосам, искажению образа Церкви. А в итоге страдают и зрители, и сами священнослужители. К сожалению, и священников нужно учить вести проповедь в условиях нового информационного общества - чтобы не говорили сейчас хейтеры.
Елена (другая) 6 марта 2019, 11:52
Уважаемая Елена! Огромное спасибо за такую нужную, полезную и своевременную статью!Сколько,оказывается,тонкостей при работе в эфире!Согласна с каждым вашим словом!Очень люблю смотреть и слушать одного горячо любимого батюшку!Сколько знаний, таланта проповедника... Но,бывает, так отхлещет,столько злобы, хамства... Плачу, не знаю где найти утешения... Встает вопрос - а где же Любовь? Долгое время потом не могу смотреть эфир с его участием.И буквально на следующий день после такого выступления - столько хулы на служителей Церкви, на Церковь со стороны светских каналов,столько грязи выливается на нашу веру.Уверена, такого не должно быть, что бы тут ни писали некоторые комментаторы! Простите!
Руслана 6 марта 2019, 10:51
Большое человеческое СПАСИБО за Ваш профессионализм! Можно просто радоваться тому, что мы имеем возможность видеть, слышать и задавать вопросы. Но этого мало. Ваша здоровая критика сравнима с работой хорошего врача, который не только радуется выздоровлению больного, но и делает всё, чтобы сохранить это здоровье. Дух большинства из нас болен. И нам нужен Доктор. Не только утешения мы ждём. И о выборе,что смотреть,а что нет(обращаюсь к комментарию р.Б.Тамары) мы слышали уже и получили с лихвой от всех каналов, которые нам дают такую "свободу" выбора. Слишком большая ответственность лежит на плечах наших батюшек. Автор статьи - тот, кто может помочь им. Как профессионал. И тоже с Любовью.
Алла 6 марта 2019, 10:27
р.Б. Тамара, нет уж, на публичных людей, которым предоставляют телевизионные площадки, распространяются определенные правила, в том числе правила приличия. Батюшка не имеет никакого права хамить с экрана честной публике. Если не может себя сдерживать, значит профнепригоден. Священноначалию нужно серьезно взяться за наведение порядка в православном эфире. А то некоторые православные проповедники позволяют себе намного больше, чем светские ведущие заведомо скандальных передач.
Людмила 6 марта 2019, 09:26
Слава Богу - есть инет , можно найти любой ответ - "Союз" перестала смотреть почти! после постоянных просьб о помощи - реклама в этом случае достойней, православные каналы тоже развлекалово - читать надо Библию , святых отцов , интервью в интернете замечательны - можно пропустить то ,что не интересно - ценить надо время и глупость вопрошающих мимо.
Иринаы 6 марта 2019, 09:15
Мне не понравилась статья! Автор сам себе противоречит: не вторгась - вторгается, не нам учить батюшек нравственности, и если каналы ориентированы на разную аудиторию, то и ведущая с тату найдет своих зрителей. Что касается творчества автора, то у меня много замечаний к программе, которую она делает!
Виктор 6 марта 2019, 09:14
Простите, эмоции по телеку могут передаваться... А Дух Святой, дух нечистый, память Божия, чувство смирения и т.п. — могут ли?
*
А вообще я тоже заблокировал и Спас /не спасает!/ и Союз /не соединяет!/... Так, разговоры одни...
Анна Резе 6 марта 2019, 05:44
Здравствуйте,люди добрые. Мне посчастливилось,я постоянно хожу в церковь,православные телепередачи не смотрю,потому что нет нужды. Но автора статьи благодарю за тактичное объяснение и учтивое грамотное направление "гостей в доме". В нашем Бронницком благочинии заведено правило,чтоб служители,или постоянные прихожане,старые женщины,считающие, что они уже "асы" в церкви, не позволяли себе делать строгие,грубые замечания вновь прибывшим,молодым мамам с детьми,особенно малочисленным мужчинам на проповеди. А вот если что-то спросят,то пожалуйста,покажите,расскажите,отведите к свечному столу или алтарнику-послушнику. И это созвучно с темой,которую сегодня открыла нам Елена. Слава Богу за всё.
р.Б. Тамара 6 марта 2019, 05:21
Статья не понравилась. Не хочешь смотреть - не смотри, а поучать батюшек в какой манере читать проповеди - вообще ни о чем. У каждого пастыря свой способ донести до недоуменной паствы (а именно такими мы и являемся в большинстве), свое слово. Вспомните обличения и проповеди Иоанна Златоуста и других новозаветных святителей. Они не думали о слащавой таблетке для народа и злобствующих правителей своего времени: они несли христианство в мир. Я согласна, что Спас превращается в 1 канал, особенно новостные программы. И если мне это не нравится, я просто не смотрю этот канал в это время.
Ирина 5 марта 2019, 23:51
Здравствуйте!

Думаю рейтинги должны всех примирить.
Мне очень нравится Спас, ЦАРЬграда и Союза нет в моей сетке.
Дочитала до татуировок и пока дальше не смогла.
Мне кажется явная параллель с тем как раньше встречали накрашенную девушку в брюках в Храме.
Я вижу что места в Храме хватает всем, если не хватает можно построить новый. Внутри общины могут быть разные «группы по интересам», люди ищут тех кто решает или уже решил ту проблему, которая его жжёт.
Почему девушке в брюках надо навязывать чувство вины, если она его ещё не испытывает?
Почему ведущую надо оскорблять указанием, на более щепетильную «особенность» - кожу? А если у неё нет чувства вины? Если она думает это красиво
р.Б.Алла 5 марта 2019, 21:26
Прекрасная статья!Сомневаюсь,что ее прочитает кто-то из сотрудников канала "Спас"!Хотя,много поучительного именно для этого канала,в статье.Агрессия,грубость ,к большому сожалению,появились на православном канале.А ведь всего этого более,чем достаточно ,на других каналах.А так хочется,чтобы было что-то светлое для души и на телевидении.
Лариса 5 марта 2019, 21:15
Слава Богу, что есть православное ТВ!Тем больше ответственность"Спаса" и "Царьграда"за то, что они несут людям!
Наталия Ростова 5 марта 2019, 18:18
Конечно, когда ведущие канала "Союз" просят пожертвовать на вещание и показывают миллионные долги, то сердце прям разрывается. И у меня уже возникал вопрос - почему на "Союзе" тоже не поставят рекламу? Законы рынка никто не отменял. За рекламу хорошо платят. И здесь не идёт речи о какой-то продажности или измены Православию. Нормальные люди всё понимают. Что касается "Спаса", моё мнение, что создатели, сотрудники, ведущие и все, кто имеет к нему какое-то отношение, всё делают правильно. Сколько новых хороших программ запустили! И молодёжь больше послушает человека с такими же татуировками, как у них, чем того, кто тихим голосом, не поднимая глаз будет говорить им о Боге.
Светлана 5 марта 2019, 17:40
Спасибо Елене! Профессиональный и аргументированный, и очень тактичный анализ существующей проблемы. Я, например, не смогла смотреть СПАС, меня стало тошнить от искусственных, напомаженных ведущих, гламурности и какой-то зефирности что-ли. Есть очень неплохие ребята, с радио Веры, но основная часть программ - странная. По-моему, руководители канала пошли не туда. Никто не говорит, что православное ТВ должно быть наполнено мрачными, одетыми во все черное личностями, говорящих на церковнославянском, но и "оправославленное" НТВ - это не то. Надо искать золотую середину, выработать свой стиль, использовать тот же опыт советского телевидения, которое смотрели всей семьёй. Людям нужна отдушина
Татьяна 5 марта 2019, 17:03
Большое спасибо за прекрасную и нужную статью. Чувствуется, что написано верующим и воцерковленным человеком и профессионалом своего дела. Не хочу полемизировать, пишу просто для моральной поддержки.
5 марта 2019, 14:58
Вроде бы только "Союз" существует без бюджетной поддержки государства? Постоянно видим в эфире худенького директора канала, который даёт отчёты о потраченных пожертвованиях и просит о новых...
"Спас", и тем более, "Царьград" хорошо спонсируются. Это и по картинке вещания видно. Но смотреть 2 последних стало невозможно. "Спас" становится гламурным каналом с мирскими ведущими. Увы, от духовного просвещения там очень мало. Редко когда там бывают хорошие гости, которых действительно интересно слушать, как тот же архиепископ Амвросий. Всё больше склоняемся к "Союзу", где остались совершенно замечательные передачи о духовной и церковной жизни, без рекламы и гламура.
максим 5 марта 2019, 14:32
Хорошая статья, дает повод участникам православных программ пищу для размышления. Как вести себя что бы не обидеть никого. Телевидение дает умножающий эффект, смотрят очень много разных людей. Как минимум батюшку с грамотной речью, с культурной речью, уравновешанного, спокойного легче воспринимать. Жесткая проповедь наверное не совсем уместна в СМИ, звоночки и с "Правмира" доносятся. И я был обижен выражением "унылое чмо" от одного пастыря, год или два мне трудно было понимать такой подход))).
Любовь Дорош 5 марта 2019, 14:25
Огромное спасибо! Мы все устали от трёх составляющей нашей жизни: хамства,халтуры и халявы.Надеюсь что эту статью прочитают те от кого зависит будет ли наши передачи желанны и востребованы.
Евгения 5 марта 2019, 14:13
Спасибо автору. Тоже перестала смотреть Спас, т.к, интонация мирская, звук напрягает, говорить стали быстро и часто агрессивно. Не все, но общее звучание такое, что и мужу говорю, что бы выключил. Мир в дом не приходит ( за некоторым исключением). Дух мирской, напряженный, взволнованный, очень быстрый.
И у Господа даже в обличительных речах нет такого. Православные каналы должны отличаться, чтобы на них обратили внимание, иначе они станут никому не нужные. Мирские люди вернуться к мирским передачам, а кто ищет духовного и не найдут - выключат тв. Поэтому, возможно, и деньги не очень люди переводят. Когда человек получает пользу, он не забудет отблагодарить ( в большинстве случаев).
Валерия 5 марта 2019, 13:35
Давно слушаю и смотрю на канале "Союз" уважаемого автора статьи. Спасибо огромное за профессионализм, который сразу, с первых же кадров видно с экрана. Статья очень актуальна в свете последних событий.
Анне: послушайте и посмотрите ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия.Спокойно и с огромной любовью отвечает Владыка на вопросы зрителей (телеканал "Спас"). Вот это и есть тот образец,по-моему, о котором Вы просите автора.
С уважением,
р.б.Валерия
Алексей 5 марта 2019, 12:49
На месте автора я б был осторожней. 1: да, сектанты говорят, что Христос приспособил провеповедь к слушающим. Но это неправда. Это видно из Евангелия - Христос говорил и с любовью и без заискивания. 2: публичные выступления священников/епископов - не проповедь. И нехорошо, если мы каждый чих духовного лица на ТВ так мерим. Еще хуже, когда мы просим их или ЕЩЕ ХУЖЕ - они сами хотят вот так ЧТО-ТО нам показать. Автор права - если свяшенник на телевизоре - он и должен говорить как артист и ГОСТЬ ТВ, а не проповедник. И пусть подумает - надо ли ему ЭТО? Я думаю - нет, не надо. Не ищите от нас артистизма, ну право дело, зачем...
Галина 5 марта 2019, 12:24
Все так - и не так. Кофточки с рукавами, скрывающими татуировки ведущей на "Спасе"- ложь перед Богом и людьми... потому на экране появляются безусые юные батюшки, толерантные, кроткие, ничего о жизни не знающие в силу отсутствия обыкновенного жизненного опыта, не говорю уж об опыте духовном. Но зато никого не отпугнут, не обидят.А лечиться-то приходится не сладеньким, а горькими пилюлями. Не кажется ли, что через православные каналы потихонечку вкрадываются в души либеральные взгляды? Вот уж и реклама - денежки-то надо зарабатывать... А за статью, за смелость поднять эти вопросы низкий поклон. Все, о чем Вы говорите волнует многих и многих
Екатерина 5 марта 2019, 11:53
А мне статья совсем не понравилась. Никогда раньше не писала комментарии, но здесь не могу удержаться. Нам не следует учить священников о том, как им проповедывать - их этому научит Сам Господь. У них благодать Святого Духа, они по закону выше нас. Лучше помнить совет: "Не паси пастыря будучи овцой". А если кого-то уж очень правда задевает... Слово Божие - оно такое, проникает до разделения составов и мозгов
Елена Киев 5 марта 2019, 11:32

Просто выключите телевизор,если вам не нравится, читайте книги, пока их много.
"Очередное «жесткое видео», которое увидели сотни тысяч, если не миллионы, — скольких оно оттолкнет от веры, от Церкви, от первой исповеди?" Какая глупость... Другое не отталкивает? На себя надо смотреть. Почему так трогает такого рода подача? Или надо всегда по шерсти? А судьи кто? Простите за резкость.
Светлана 5 марта 2019, 11:31
Спаси Вас Господи! Перестала смотреть Спас и горевала,что стал таким(как прочие каналы).Думала,что навсегда.Слава Богу появилась надежда ,что есть люди не боящиеся нынешнего положения и старающиеся исправить исковерканное вещание любимого ранее канала.
Катерина 5 марта 2019, 11:09
Автор, согласна с Вами! Еще бы это и в форме пособия.
Василий 5 марта 2019, 10:25
Елена, спасибо Вам большое за статью.
Елена 5 марта 2019, 08:57
Благодарю, Елена. Статья очень полезная и глубокая. Как жаль, что таких статей в настоящее время мало, но тем и ценнее Ваша.
Анна 5 марта 2019, 08:23
Великолепная статья на очень актуальную тему, которая затрагивается крайне редко и чаще всего грубо. Автору удалось мягко указать на болезненные моменты. Очень ценно слышать это от профессионала с большим опытом. Не хватило хотя бы одного перехода на личности - примера эталонного телепроповедника, на который следовало бы равняться. Может, таких и нет еще?
Олег 5 марта 2019, 08:15
Спаси Господи, Елена, за вашу статью.Вы правы, много не нужного, а порой и отвратительного пробирается на православный телеканал. Не говорю про остальную телеканализацию. Каждый должен заниматься своим делом, и в любом новом начинании обращаться за советом специалистов. Потому голос специалиста звучит пусть строго, но трезво.
Ирина 5 марта 2019, 08:01
Елена, спасибо Вам большое за статью. Очень интересно было услышать от профессионала о телевизионной проповеди. Да хранит Вас Господь и помогает в Вашем очень нужном и нелёгком труде. С большим уважением
5 марта 2019, 06:23
Очень актуально. Сегодня ТВ - это увы, клоака страсти. Федеральное телевидение критикуют за мнимую политическую цензуру, но при этом забывают о нравственной цензуре.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×