Проповедник так или иначе может испортить проповедь. Но это под силу и его слушателям. Немножко изобретательности, чуть-чуть практики, и всё получится! Приведенные ниже вредные советы помогут сориентироваться и пропустить даже очень хорошую проповедь мимо ушей, ума и сердца.
Начнем с самого очевидного: проповедь не нужно слушать. Проповедник выходит на амвон, а ты иди на паперть подышать свежим воздухом. Также можно поискать свободное место на лавочке. Если найдешь, сядь и подремли. Если нет, не отчаивайся: проповедь не затронет твоего сознания, если ты займешься целованием икон, поставлением свечей или таким добрым делом, как сбор огарков. Более того, веди себя активно и суетливо, и, возможно, проповедь будет испорчена не только для тебя, но и для других прихожан, которые будут отвлекаться на твои действия. Есть и другие способы навредить окружающим. Например, с началом проповеди присоседься к знакомой бабушке и расспроси ее про здоровье. Или подойди к мамочке с детишками и сочувствующе поинтересуйся, как она с ними справляется. Таким вежливым разговором можно убить двух зайцев одним выстрелом: проповедь для себя и проповедь для собеседника.
Перемещения с прихода на приход очень помогают если не загубить проповедь на корню, то, по крайней мере, минимизировать ее влияние. Здесь уместно привести бородатую шутку о том, как после сильной и трогательной проповеди все присутствующие в храме, кроме одного мужчины, стояли с мокрыми глазами. На вопрос, почему он не плачет, тот человек ответил: «Я не с этого прихода». Постоянные скитания с прихода на приход мешают разглядеть в священнике духовного отца, проникнуться к нему доверием и симпатией. Недаром поговаривали древние римляне, что nemo orator nisi vir bonus (никто не может быть оратором, если не живет благочестиво). А это означает и обратное: если не позволить себе (или другим) увидеть в проповеднике человека доброго и хорошего, то и проповеди его утратят до половины своего достоинства.
Еще более искусный способ испортить проповедь заключается в том, чтобы поступать вопреки ее призывам. Если постараться, можно подорвать доверие ко всему проповедническому труду священника. Для этого следует после проповеди о любви разругаться с кем-нибудь при выходе из храма; после проповеди о милосердии – картинно фыркнуть, проходя мимо нищего у ворот; после проповеди о терпении – громко жаловаться во все уши на те или иные тяготы жизни. Таким образом происходит наглядная демонстрация того, что соль проповеди потеряла силу, а поучения проповедника – простые теоретизирования, не сочетающиеся с реальной жизнью. Важно проявить настойчивость и поступать раз за разом в этом же духе.
Хорошая проповедь сподвигает к размышлениям, в которых слушатель пытается приложить ее к своей жизни. Как пластырь или как розгу. От этих размышлений, а значит и от пользы проповеди, можно отвлечь. Достаточно после службы занять знакомого прихожанина беседой о том, как хорошо/плохо пел хор, как торжественно возглашал диакон, как вкусно благоухал ладан и т.д. Не говорите о проповеди. Чтобы растение засохло, его достаточно перестать поливать.
Если уж собеседник все-таки тяготеет к теме проповеди, то стоит воспользоваться вопросом: «Понравилась ли тебе проповедь?» Это очень замечательный вопрос, обладающий большим потенциалом к разрушению проповеднических стараний священника. Задать такой вопрос – значит свести проповедь с уровня глотка воды в пустыне до уровня деликатеса в ресторане. В первом случае вкусовые качества воды не обсуждают, ее пьют, чтобы жить, а во втором можно и носом покрутить и свое фе высказать. Если этот вопрос задавать везде и всюду, погромче да почаще, то он начнет витать в воздухе, и в конце концов его может унюхать и сам проповедующий, который, в свою очередь, может поддаться чаяниям публики и начать работать над «приятностью» наставлений. Тем самым есть шанс сломать или извратить тот идеал, когда проповедник и слушатели должны соработничать, когда в частных беседах после службы тема проповеди углубляется и расширяется, когда прихожане становятся рупором, через который проповедь способна зазвучать сильнее.
Неуспехов тебе, читатель, в этом деле!
Кроме того словацкий язык, на котором проповедь говориться для всех остальных прихожан облегчение после Литургии на церковно-славянском.
Это существенно. Даже очень хорошая проповедь, прочитанная, как лекция, много теряет. А вот слово, пусть краткое, но сказанное от сердца, иногда "придаёт ускорение", которого хватает на целую неделю.
Да поможет вам Господь, отец иеродиакон!
Прихожанка
Осмелюсь поделиться своим скромным опытом. Наш батюшка молод и неопытен. Когда он начинает говорить проповедь стараюсь стать так, чтобы он меня видел и с искренним восхищением ловлю каждое слово, чем, смею надеяться, его поддерживаю. Стараюсь молиться о нашем батюшке и о том, что если есть Воля Божия, да даст Он нашему батюшке дар слова. Наши прихожане стали отмечать, что батюшка стал говорить замечательные проповеди. Пишу не для хвастовства, а для примера - молитесь о своих пастырях и поддерживайте их чем можете.
Но, все же большая ответственность за внимание и восприятие проповеди лежит на проповеднике. Проповедь должна быть такой, чтобы человек забыл о лавочках в храме, подсвечниках и рядом стоящих прихожанах. А для того, чтобы этого достичь, нужно готовиться батюшке к проповеди и не затягивать ее, говорить четко, внятно и интересно, тогда "мешать" проповеди будут только случайно залетевшие мухи.
Вот это действительно ценно. А еще лучше за каждое осуждение по земному поклону сделать - быстро мысли на место встают.
Поклон Вам, батюшка Леонид!
Спаси, Господи!
Хорошие советы, вредные. Действительно, и самая неважнецкая проповедь имеет крупицу, если уметь и хотеть слушать.
Но... хочется сказать... такое духовное явление имеет безусловно место быть. Да, ленивы, неграмотны, так.
Но все же хочется немного промолвить слово и за них. За бабушку, которая хотя и проповеди не поймет, и догматов не знает. Но тащит последнюю копеечку - свечку, обеденку заказать в церковь безо всякой задней мысли. Посему и хочется иногда за простого такого - прихожанина словечко замолвить... У нас ведь как - это свой мир, хор и пономарская - все это приходы внутри прихода. Закрытые от глаз рядовых простых прихожан. И все бы ничего, про общину и разговора нет, ладно уж. НО: как бы оно и ни было, постараться такого рядового прихожанина ПОНЯТЬ. Прихожанину понять бы и батюшку, но это не так просто - редкий прихожанин бывал батюшкой. А батюшка или там пономарь бывают рядовыми прихожанами не в пример чаще.
Ну а в практическом смысле - что же, дерзну в калашный ряд
1. Громкость. Это вопрос номер один. Без нее никак.
2. Краткость. На втором месте, при условии громкости можно и потерпеть отсутствие краткости.
3. Византийцев среди нас нет. Поменьше плетения словес теперь и побольше ясности и простоты...
Право, не лучше ль крупицы изречений - бойкие, емкие, простые и краткие. Раздать, распечатать плюс пятиминутная проповедь плюс трапеза размечтался... пора закругляться
Спаси Христос
Но могу сказать, что ни одного раза, когда я пересиливала свою гордыню и задержалась послушать самую "официозную" проповедь - ни одного раза я не уходила без подарка!
Каждый раз, в самой "заученной" проповеди вдруг давался мне совет, который просто давал силы жить дальше.
В тех храмах, где проповедь читается, только в одном слышал хорошие проповеди, что даже из храма потом уходить не хочется.
Что по моим наблюдением разрушает проповедь, да и вообще жизнь прихода:
• бездушная проповедь или зачитывание проповеди; бывает и поздравления так зачитываются, что у прихожан просто руки опускаются...
• оторванность проповеди от реальной жизни; нужны примеры из опыта - разборы ситуаций и как правильно поступать;
• большое количество мистики в проповедях; я из-за этого перестал ходить в один храм - постоянные мытарства Феодоры, ангелы, демоны, бесы и т.д...
Смотрю, что с проповедями сейчас у нас просто катастрофа. А если учесть, что храмы не хотят возрождать общины, то вообще печаль...
Спаси нас всех, Господи!
Вот и о.Леониду спасибо за кротость и смирение,ревность за батюшек,что не оддернул не нравоучил так как то вдруг стало все сразу и понятно
Но без проповеди плохо.
А ведь статья обращена к достаточно узкой аудитории, т.е. к тем, кто не желает получить пользы от действительно ХОРОШЕЙ проповеди.
Но словосочетание "испортить проповедь", похоже, намертво закреплено за священниками. Об этом и бОльшая часть рассуждений.
Батюшки, эй! батюшки! Вы видите как побелели нивы и готовы к жатве?
От лица всех священников, говорящих плохие проповеди: Простите! Мы будем исправляться!
Отцы, правда ведь будем!?
А к вам, дорогие христиане-прихожане, вопрос: а часто ли вы молитесь о том, чтобы ваш местный священник обрел дар живого слова? Апостол Павел и тот нуждался в молитвенной поддержке для благовестия: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом ... и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедывал, как мне должно (Еф. 6:18-20).
Нуждается и ваш приходской батюшка.
Оставили комментарий о косноязычном и гугнивом священнике -- помолитесь о нем.
- Не воспринимать как большую утрату невнимание к конкретной проповеди. Не раз замечал, что опытные проповедники "под разным углом" повторяют несколько важных мыслей во многих проповедях. Главное не переусердствовать с повторами. Также слова "а помните, я говорил ...?" могут иметь и обличительный характер для невнимательно слушающих.
- Делать разъяснения о том, как нужно слушать проповедь и почему она важна. Прямо в самой проповеди. Особенно, если в храм постоянно приходит много новых людей.
- Учитывать индивидуальные особенности людей. Есть три типа: визуалы, аудиалы, кинестетики. Я - аудиал и всегда с удовольствием слушаю проповеди. Усилий много не надо. А визуалы нередко отвлекаются на те или иные образы, или на бороду батюшки). Думаю, что причина прежде всего в человеческой природе. Перевоспитать ее можно, но не сразу.
- Проявлять любовь и заботу о тех, кто организует трансляцию проповеди на весь храм. Например, в нашем храме бывали случаи, когда проповедь включали не сразу, и даже к середине. Сестры, ответственные за трансляцию решали другие вопросы. Вперед не протиснешься - полный храм. Так что грамотная техническая организация тоже не помешает.
Помогай Вам Бог!
Решил поделиться своим опытом о том, какая проповедь мне больше всего нравится.
1) Лаконичная. Люблю проповеди Сретенских и Оптинских священников. Их опыт показывает, что 10 минут достаточно для толкования Священного Писания и слов о Празднике или дне памяти святого. А также для нравственного поучения.
2) Гармония между тем, что говорит батюшка и как поступает. Немного неестественно звучит проповедь о любви и всепрощении от батюшки, который постоянно жестко отчитывает алтарников за малейшую провинность.
3) Мостик между вечностью и сегодняшним днем. Пара примеров о том, как слова Писания или подвиг святого могут быть воплощены в наши дни всегда воспринимаю с воодушевлением. И замечаю оживление других прихожан.
4) Практический характер. Иногда утомительно слушать сугубо о высоких идеалах. Но всегда приятно, когда получаю пару советов, которые могу воплотить в ближайшие дни.
5) Стиль разговора с людьми, а не лекция. И если есть возможность не читать, лучше просто говорить.
6) Не слишком медленно и не слишком быстро. Чтобы не заснуть и не потерять интерес, несколько раз упустив ход мысли священника.
Сын в остолбенении спрашивает: «Что это?»
Мать: «Это у них(!) считается обязательным нравоучением»
И отошли подальше, чтобы не слышать!
Это реальная история в сретенском монастыре.
Все проповеди в данном монастыре, я подчеркиваю, ВСЕ в высшей степени интересны и назидательны.
Слышно прекрасно из любой точки храма, придела, перед храмом. Всегда четко и лаконично без слов-паразитов.
Может ли Ирина Тихомирова, которая написала: «…На мой взгляд, куда более важная проблема в том, что нет грамотных проповедников. Проблемы, когда прихожане не слушают проповедь, я не наблюдала ни разу…» объяснить? Вопрос, конечно, риторический.
А вот как я понимаю это.
Вероятнее, всего, что на их приходе проповеди вообще не читаются.
Я согласна на очень плохие проповеди, но без проповедей вообще я не согласна.
Хоть крупинку полезного да вынести.
Мира и радости о Господе всем!
Всё правильно отец Леонид написал, в тоже время с любовью малость обличил всех нас. Да, порой во время проповеди что только не делается в храме. Беготня, суета, болтовня.
Но, как правильно подметили многие комментаторы, от проповедника тоже многое зависит. Помню одну проповедь. Её произносил покойный ныне владыка Алексей (Фролов). Говорил владыка долго, достаточно тихо, спокойно. В храме эти полчаса стояла такая тишина, что казалось будто бы никто даже и не дышит...
Со Святыми днями! С приближающимся праздником Богоявления!
А если серьезно, то, по-моему, анекдот про человека с другого прихода совсем не о вреде смены прихода, а о том, что одни говорят: "я павлов", а другие: "я апполосов", о разделенности людей внутри церкви. Если человек от смены прихода перестаёт слушать проповедь, то причина где-то глубже.
Хочется увидеть,услышать,узнать в пастыре образ Христа.Человек(пастырь) может поделиться с другим человеком(паствой) ,только тем, что есть у него.Если он(человек,пастырь) делится своими знаниями о чем то-например о Господе,то это никому не интересно.Это можно прочитать в интернете,например.Вот если в священнике это (знание Бога,а не знание о Боге) есть,то любая проповедь,слово ,беседа человеку(пастве) интересна на духовном(душевном) уровне.А знание Бога дается по Благодати Святаго Духа,через исполнение Заповедей,аскезой,стремлением к самому главному в жизни -ко Христу.Если это есть у пастыря,то и паства "чувствует" сердцем такого священника.А если у священника: "мерседес",обмирщение,попечение о мирском,строительство и.т.д.,то никого интереса к его слову нет, и не будет.И никакими статьями это не исправить.Человек живет верой,и вот эту сильную и чистую веру(которой у каждого маловато),паства и хочет видеть в пастыре,как во Христе.
Пожалуйста, батюшка, обратитесь и к священникам со статьей о там, как нельзя проповедовать.
Предоставляется такая замечательная возможность обратится к прихожанам с живым словом - вместо этого очень часто - "сухое" объяснение отрывка из Евангелия "для галочки".
Отдельное спасибо за теплое пожелание в конце статьи.
Редко услышишь призыв к сердечной молитве, а если услышишь то не объясняют конкретно как увлеченно молиться, понятия молитва, духовность и другие стали как закрытые сундуки -на них указывают, но не открывают, не учат вере, а говорят о ней или указывают нее.
Постоянно рассуждают о законе Божьем, заповедях и нравственности, забывая что это чистейшее иудейство, а собственно христианского о святом духе и благодати силе Божией не услышишь даже в день Святого Духа.
И когда приходит человек от Бога -страх, смущение и ослепленность,серость как святость, как у древних Иудеев.
Дорогие священники! Почему бы не говорить о своем личном духовном опыте, мыслях, о пережитом вами или знакомыми? То, что исходит из сердца, искреннее желание помочь прихожанам в духовной жизни, примеры из своей жизни, что-то лично понятое и пережитое - такая проповедь доходит до сердца человека, а не сухое цитирование или пересказ. Проповедь должна быть живой; то, что говорит священник, должно быть пережитым, испытанным на себе, должно быть стремление передать чуточку своего духовного опыта, поделиться понятыми истинами, помочь прихожанам, которым зачастую некогда читать святых отцов или даже Евангелие, или поразмышлять. Вы же больше читаете, больше размышляете, у вас богатейший опыт, вы знаете духовные болезни общества - почему бы не говорить об этом?
Помогите своим прихожанам! Слава Богу, есть такие священники, которые проповедуют "от сердца к сердцу", слова которых живы, исполнены заботы о пастве, пережиты опытно, но их не то, что мало - их единицы.
Но как выйдет на амвон - конец всему! 20-30 минут "с пятого на десятое", так, что мы уже едва стоим и никто не помнит с чего началась речь и куда мы вообще приплыли.Я уже не говорю о словах-паразитах и тихом голосе,который едва слышно, когда уставшие дети начинают галдеть, а некоторые и реветь, а в мороз их не выведешь из храма.
Отец Иоанн Крестьянкин готовился к каждой проповеди, исписывал толстые тетрадки, не дерзал выходить к людям без подготовки.
Я предвижу, что навлеку на себя, быть может, море критики, но поверьте...накипело... Нельзя выходить к людям с пустой мошной и 20 минут шарить при нас в ней, чтобы найти подходящее слово. Лучше уже просто поздравить всех с Воскресным днем!Христос Воскресе!
И вот еще прекрасная Проповедь о проповеди прот.Андрея Ткачева http://www.pravoslavie.ru/put/63086.htm, http://www.pravoslavie.ru/smi/67501.htm
Сейчас в семинариях риторику надо учить так, чтобы научить высказываться кратко, по существу и выразительно. Ну и соответственно принимать туда не дураков.