Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.Ru
О радости скорбям, рождающим терпение
В сегодняшний воскресный день полагается апостольское чтение из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 5: 1–10). В этом отрывке есть замечательные слова о том, что мы должны радоваться не только благодати, которую получили по вере через Господа нашего Иисуса Христа, но и скорбям. Если бы в послании после этих слов стояла точка, то мы бы не смогли понять мысль апостола. Это был бы некий трудно разрешимый парадокс, потому что радоваться скорби противно человеческой природе. Но после слова «скорбь» нет точки, а следуют слова: «потому что скорбь рождает терпение». Даже если бы здесь стояла точка, это не могло бы вдохновлять людей, потому что терпение – это состояние напряжения, которое необязательно разрешается чем-то положительным в нашей жизни. Но за словом «терпение» идут слова «потому что терпение рождает опытность, а опытность рождает надежду».
Эта цепь очень важных понятий, которые следуют из довольно спорного утверждения апостола о том, что радоваться надо не только благодати, но скорбям, открывает перед нами величайшую Божественную истину, которая обрамлена в категории человеческой мудрости. Действительно, если мы не имеем терпения, то не способны справляться с огромными вызовами, обращенными к нам извне. Мы не способны справляться с проблемами и трудностями, которые обусловлены нашим несовершенством, нашими слабостями. Но если мы воспримем мудрость, дарованную нам апостолом Павлом, то терпение действительно обретет великий смысл, потому что связывается с человеческим опытом и в конце концов с надеждой.
Скорбь требует от нас терпения, а терпение ведет к опытности
В самом деле, каждый из нас, проходя через скорби, выходит из них немного другим. Если скорбь ломает человека, то он нередко становится инвалидом – иногда физическим, но чаще духовным. Скорбь может настолько сломить человека, что сама жизнь становится для несчастного неким ярмом, и мы знаем, как скорбь порой приводит к страшной трагедии, когда человек отказывается от жизни и накладывает на себя руки. Действительно, скорбь – чрезвычайно опасное состояние человеческой души, но скорбь требует от нас терпения, а терпение ведет к опытности.
А что было бы с каждым из нас, если бы весь наш жизненный путь был устлан розами, если бы не было никаких скорбей, если бы мы никогда не терпели, а просто сбрасывали с себя трудности? Разве мы обрели бы тот жизненный опыт, который есть у каждого? Следует сказать, что значение этого опыта прямо пропорционально тому, как мы в жизни своей преодолевали скорби, насколько мы были терпеливы, насколько скорбь не разрушила нас, но обогатила жизненной мудростью.
Из слова после Литургии
в Коневском Рождество-Богородичном монастыре,
7 июля 2019 года
О епископском служении
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.Ru
Путь этот непрост и таит в себе немало опасностей, главные из которых – это человеческие слабости, и в первую очередь – тщеславие и гордость, потому что, достигнув значимого положения, люди нередко начинают думать о себе высоко и ищут от других славы и почета. Гордость не только ослепляет духовно, являясь корнем остальных греховных страстей, но и затуманивает разум, лишает способности правильно воспринимать себя и окружающую действительность.
Рукоположение само по себе не делает человека ни умнее, ни духовно более совершенным. Не в этом заключается смысл великого Таинства. В епископской хиротонии подается особый дар Небесного Утешителя. Апостол Павел называет сей дар духом силы, любви и целомудрия (2 Тим. 1: 7). Но его надлежит непрестанно возгревать в себе (см.: 2 Тим. 1: 6) ревностными трудами, так как без этих усилий его может постичь печальная участь зарытого в землю таланта из евангельской притчи.
<…>
Архипастырские труды весьма обширны и многообразны, но чем бы ты ни занимался – будь то социальное служение, работа с молодежью, межрелигиозный диалог или проповедь Евангелия, – все это без любви теряет свою ценность и нет в том никакой пользы (1 Кор. 13: 3). «Нет ничего бесполезнее учителя, который любомудрствует только на словах. Это свойственно не учителю, а лицемеру», – справедливо отмечает святитель Иоанн Златоуст (Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1). И поскольку истинность слов познается из образа жизни человека, более всего стремись являть личный пример целомудрия, кротости, терпения, любви и послушания Святой Церкви, ведь никакой пастырь не может дать другим того, чего не имеет сам.
Из слова при вручении архиерейского жезла
Преосвященному Игнатию (Григорьеву),
епископу Чистопольскому и Нижнекамскому,
7 июля 2019 года