Часть 1: Исторические свидетельства
Часть 2: Готовность умереть за веру Христову
Что такое неоязычество и откуда оно взялось?
Мы с вами рассмотрели обширный пласт сведений, однозначно свидетельствующих о том, что казаки на протяжении многих веков были верны православному христианству. Давайте теперь скажем несколько слов о том, что представляют собой современные сторонники язычества, и стоит ли принимать их всерьез и тем более вставать под их знамена.
Современные неоязычники всеми силами пытаются доказать, что являются продолжателями традиций ушедших языческих культов. Конечно, учитывая то, что каких-либо достоверных сведений о язычестве сохранилось немного, большую роль в деле реставрации язычества подчас играет фантазия самих лидеров неоязычества. Отсюда возникают домыслы о высоконравственном языческом мировоззрении, доброй и радостной природной религии. На самом деле всё обстояло несколько иначе.
Следует отметить, что исконная языческая традиция не обладала развитой письменностью. Судя по всему, какие-то элементы протописьма славяне использовали в обрядовых целях, но единой, устоявшейся письменной системы не существовало. Поэтому говорить о каких-либо дохристианских славянских текстах просто не приходится. Сведения о религиозной традиции распространялись устным способом. Поэтому информацию о языческой славянской религии мы можем почерпнуть только из русских летописей, написанных христианскими монахами, христианских поучений против язычников, немногочисленных письменных свидетельств, оставленных иностранными историками, путешественниками и миссионерами. Немного сведений о язычестве может открыть археология, однако в этом случае уже имеет место проблема интерпретации.
Говорить о какой-то «вере предков» не приходится, неоязычество — не более чем авторский новодел
Какие-то отголоски язычества содержатся в народном фольклоре, но здесь стоит учитывать следующий факт: фольклор стал целенаправленно собираться лишь в XIX веке, причем на первых этапах в собранный материал еще и вносились правки самими фольклористами-любителями, исходя из собственных соображений и концепций. По большому счету, это исчерпывающий список аутентичных источников по славянскому язычеству.
Поэтому говорить о какой-то «вере предков» просто не приходится, неоязычество — это не более чем авторский новодел, который основывается на вранье о христианстве и авторских фантазиях о язычестве. Стоит ли идти на поводу у фантазеров? Думается, ответ очевиден.
Заключение
Казаки — это, прежде всего, живые люди, а в жизни каждого человека бывают грехи, отступления, успехи и победы. Мы не ставим задачи показать всех казаков святыми, это будет неправдой, но и представлять их нехристями будет еще большей ложью.
Казаков когда-то называли «воинством Христовым», «православным лыцарством», их знаменитый клич был: «Кто хочет за веру христианскую быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой Крест, кто не боится смерти – приставай к нам!» К какой «вере предков» зовут вернуться новоявленные волхвы? Верой наших предков испокон веков было православное христианство, его издревле защищали казаки, сколько крови было пролито, сколько жизней было отдано за други своя. Забыть это? Погнаться за новомодной пустой погремушкой? Ведь неспроста язычников на Руси именовали погаными, нет у них правды и никогда не было. Целью данной статьи было показать, насколько нелепы выдумки современных новоявленных волхвов относительно веры казаков, хочется верить, что этот труд был не напрасен. По словам Патриарха Кирилла,
«Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Происходит настоящее чудо, ведь русское казачество пытались истребить едва ли не поголовно…»[1].
Неспроста язычников на Руси именовали погаными, нет у них правды и никогда не было
Хотелось бы, чтобы каждый называющий себя казаком понял это: Бог может сотворить чудо, но при этом надо быть достойным этого чуда, в противном случае все может быть обращено в прах молниеносно…
Один из известнейших архиереев дореволюционной России — митрополит Антоний (Храповицкий) — написал о казаках следующее:
«Я всегда мысленно ставил казацкое войско выше всех прочих видов оружия Русской Армии, вследствие отличительной черты казацкой организации как организации строго национальной русской, то есть: 1) религиозной, 2) православно-церковной, 3) сохранившей более крепкую связь с древнерусским укладом (допетровским), 4) более других родов оружия сохранившей семейный быт, 5) более других частей Русской Армии сблизившей военную службу с семейной жизнью. Я знаю, что в глазах простого народа воин идеальный, воин по преимуществу — мыслим всегда как казак. Так было в глазах великороссов, как и малороссов…»[2].
Вот такими были казаки накануне революции, стоит всегда помнить о своем высоком звании и с честью нести его, не запятнав в неверии и погани.