«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить:
покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
(Мф. 4, 17)
Возлюбленные верующие!
Одно из чтений Святого Евангелия на сегодняшнее воскресенье гласит:
«С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).
То же слово сказал и святой Иоанн Креститель, когда начал проповедовать в пустыне Иорданской: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). То же слово услышали и святые апостолы, посылаемые на проповедь Евангелия, ибо Христос сказал им: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10, 7).
Итак, сегодняшнее Божественное Евангелие гласит: «С того времени Иисус начал проповедывать» (Мф. 4, 17). А что значит «с того времени»? Это значит: после того, как был пойман и заключен в темницу святой и великий пророк Иоанн Креститель. На эту истину указывает нынешнее Святое Евангелие, говоря:
«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею» (Мф. 4, 12).
Однако от страха ли Спаситель ушел в Галилею? Вовсе нет. Он пошел в Галилею, чтобы оттуда начать проповедовать Евангелие, по пророчеству пророка Исаии, которое гласит:
«Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4, 15–15; Ис. 9, 1–2).
Итак, вот какова была причина прихода Спасителя в Галилею — проповедание Евангелия и просвещение сидящих во тьме. Ведь проповедание слова Божия в мире вносит истинный свет в сердца верных людей, которые не только слышат слово, но и исполняют его на деле, по слову Спасителя, которое гласит: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). Слово Божие подает великое блаженство тем, кто слушает его и применяет на практике. В противном случае слово Евангелия приносит нам осуждение вместо спасения.
Однако, братия мои христиане, кто должен проповедовать слово Божие в Православной Церкви? Только церковнослужители, то есть епископы, священники и диаконы, рукоположенные канонически, имеют власть и право проповедовать Евангелие Христово. Миряне в особых случаях могут стать миссионерами как помощники клириков, но только по благословению соответствующих иерархов. Таким образом, никто из клириков и лаиков не может проповедовать слово Божие, если не будет послан на эту миссию с одобрения Церкви.
Никто из клириков и лаиков не может проповедовать слово Божие, если не будет послан на эту миссию с одобрения Церкви
Великий апостол Павел подтверждает это, говоря: «И как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. 10, 15). Только секты, отколовшиеся от Церкви, всецело впали в противоположную крайность, предоставив полную свободу лаикам проповедовать слово Божие, не будучи посланными, и объяснять Священное Писание по своему разумению. Поэтому мир сегодня и полон ересей и сект, ведь все они проповедуют слово Священного Писания не по истинному разумению, объясненному святыми отцами, а по собственному заблудному уму, одержимому гордыней.
Нельзя отрицать, что в первые века христианства в Церкви были и лаики-миссионеры, проповедовавшие слово Божие и не бывшие ни священниками, ни епископами. Такими были великие миссионеры и христиане-апологеты, люди ученые, защищавшие христианство перед царями и языческими философами во II–III веках, начиная с Кодрата (125–126 гг.), которого Евсевий, церковный историк, называет «отцом апологетики».
Затем был Аристид из Афин в 125–130-м гг. Затем — Аристон из Пеллы, самый ранний писатель — защитник христианства против иудеев, около 134–135 гг. Другими широко известными апологетами были святой Иустин, мученик и философ (140–170 гг.); Татиан Ассирианин — около 170 гг.; философ Ермий, живший в середине II–III веке; Афинагор, христианский философ из Афин (170 г.); Минуций Феликс в начале III века; Тертуллиан из Карфагена около 160–240 гг. и другие. Все эти великие христианские апологеты и миссионеры Церкви Христовой были мирянами, однако, будучи высокообразованными, внесли большой вклад в проповедание Евангелия и защиту правой апостольской веры.
Таким образом, братия мои, мы видим, что с самого начала у Церкви Христовой были миссионеры-лаики, которые проповедовали слово Божие перед царями и философами и защищали христианство ценой своей жизни, как святой Иустин, мученик и философ. Однако они были очень хорошо сориентированы в истине правой веры и поэтому принесли Церкви Христовой большую пользу своими учениями, просвещенными и проникнутыми светом истины.
Какими же были главные условия, которые требовались от миссионеров-лаиков, защищавших правую веру? Первым условием для миссионеров-лаиков в Церкви Православной было то, чтобы посланный проповедовать слово Божие был христианином проверенным, благочестивым, проводил чистую жизнь и хорошо знал догматы православной веры, поскольку догматы ориентируются на Святое и Божественное Писание и Священное Предание Церкви Христовой.
Затем — они должны были хорошо знать священные каноны святых апостолов, семи Вселенских Соборов и святых отцов, поскольку священные каноны являются нормами, упорядочивающими и регламентирующими жизнь Церкви как особого организма, ведущего верующих по пути спасения.
Проповедовавшие слово Божие из числа христиан-мирян всегда находились в послушании Церкви
Далее, проповедовавшие слово Божие из числа христиан-мирян всегда находились в послушании Церкви, будучи посланными, контролируемыми и подчиненными иерархам той епархии, в которой действовали. Без соблюдения этих принципиальных и обязательных условий миссионеры-лаики, работавшие вне Церкви, часто способствовали созданию сект и ересей, разрывая апостольское единство Церкви Христовой.
Главная обязанность проповедания Евангелия Христова ложится, однако, на плечи пастырей Церкви, то есть епископов и священников. В меньшей степени — на диаконов и монахов, которые тоже помогают проповедовать слово, но во вторую очередь.
Первым, Кто проповедовал Святое Евангелие в мире, был Сам Господь наш Иисус Христос. Именно для этого Он и пришел на землю и именуется Словом, ибо словом Он возвестил всем людям Евангелие спасения, основал Церковь и семь Таинств и положил жизнь Свою на Кресте, чтобы искупить людей из рабства смерти, неверия и осуждения. Затем, вознесшись на небеса одесную Отца, Он вверил долг проповедания слова Божия двенадцати великим апостолам и семидесяти апостолам, именуемым малыми, которым и заповедал, говоря:
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19–20).
Апостолы — первые проповедники слова Божия в Законе Благодати. Они рукоположили первых священников и епископов, которых поставили повсюду пасти стадо Христово. А от епископов благодать через молитву и возложение рук передавалась доныне и будет передаваться, пока будет стоять мир.
Возлюбленные верующие!
В Церкви Христовой слово Божие больше всего проповедуют священники, поскольку всю свою жизнь проводят среди верующих. Они — свидетели нашей жизни с самого рождения и до смерти. Они — духовники наших сел и приходов. От того, как приходские священники исполняют свою апостольскую миссию, от того, как они совершают богослужения во главе со Святой литургией, и от того, как проповедуют слово Святого Евангелия, а особенно от того, как они проводят свою жизнь в большой семье наших православных верующих, зависит спасение верующих и самих пастырей.
В Церкви Христовой слово Божие больше всего проповедуют священники
В их великой евангельской миссии проповедание слова Божия играет очень большую роль. Хороший священник должен быть хорошим проповедником, знающим, что своей проповедью — живой, теплой, исполненной благодати и света — священник может полностью изменить весь приход и множество своих прихожан. А чтобы его проповедь доходила до сердец верующих и обладала силой Духа Святого изменять душу и обращать ее к покаянию, священник должен отвечать нескольким абсолютно обязательным духовническим условиям.
Первое и самое важное условие, увенчивающее пастырскую деятельность священника, — это образцовая нравственная жизнь его и его семьи. Без образцовой, чистой жизни священника его проповедь не сможет дойти до сердец верующих и не сможет приобрести многие души для Царства Небесного.
Второе обязательное условие для хорошего священника и проповедника — это святая молитва. Священник должен быть человеком молитвы, больше всего любить Церковь, богослужения, Святую литургию, общее пение верующих. Усердная молитва священника, соединенная с молитвой верующих, умножает в них веру и любовь к Богу и людям, делает его мудрее в рассуждении и проповеди, раскрывает его сердце для милостыни и подает ему многую силу и благодать в проповедании. Священник, который много молится, — это священник, действующий с благодатью во всем, и хороший проповедник слова Божия.
Третьим главным условием для священника и проповедника является необходимость глубокого знания Священного Писания, святых отцов, православного вероучения и канонов Церкви. Хороший пастырь должен быть и хорошим богословом, и защитником правой веры перед лицом сектантского прозелитизма. Без знания правой веры священник не может быть проповедником и апологетом.
Кто не знает, что хороший проповедник может изменить души верующих красивыми богослужениями, усердной катехизацией и хорошими проповедями, полными духовного тепла? Кто не знает, что хорошая проповедь наполняет храмы и монастыри верующими, защищает и приумножает правую веру, развеивает сектантский прозелитизм и обращает к покаянию многие души? А храмы без красивых богослужений и проповедей, полных духа и силы, остаются пустыми, без верующих, и не могут стяжать душ для Христа.
Или кто не знает, как наши монастыри своими столь возвышающими богослужениями, проповедью и замечательными духовниками содействуют укреплению православной веры и возрастанию благочестия в наших селах и городах? Паломничество по монастырям в праздники, посты и особенно на престольные праздники — красноречивое тому доказательство. Таким образом, монастыри со своими духовниками соработничают с сельскими и городскими священниками в проповедании слова Божия, исповедании православной веры и спасении наших добрых верующих.
На этой неделе заканчиваются великие праздники Рождества и Крещения Господня. Мы с миром завершили еще один год нашей жизни и вступили в новый год, поэтому благодарим Бога за все Его дары и просим укрепить нас благодатью, милостью и благословением, чтобы мы всю свою жизнь шли по пути спасения, в покаянии и добрых делах.
На верующих тоже лежит долг: помогать священникам, слушаться их, молиться о них и не осуждать
Сегодня мы говорили о долге священника проповедовать слово Божие и главных условиях, позволяющих ему быть достойным священником и хорошим проповедником. Мы знаем, сколько хороших священников и прекрасных проповедников служат в наших приходах в Молдове, Трансильвании и других частях страны. Но на верующих тоже лежит долг: помогать священникам, слушаться их, молиться о них и не осуждать, ибо великий грех совершают верующие, когда плохо думают и говорят о служителях Божиих и своих духовных отцах. Не священники ли вас крестят, венчают и отпевают? Не священники ли исповедуют и соединяют вас со Христом в Святом Причастии? Не они ли служат Святую литургию в каждом храме и молятся Богу о мире, здравии, прощении и спасении душ живых и усопших? Не они ли учат верующих правой вере?
Не будем же осуждать их, а скорее станем помогать им в их священнической миссии и больше молиться о них. Было бы очень хорошо и даже необходимо, чтобы у каждого священника была своя малая группа верующих мирян, знатоков Священного Писания и православной веры. Они очень помогли бы ему в проведении миссионерской работы, отражении сектантского прозелитизма и ограждении себя от него, в посещении пожилых верующих, сирот, больных и слабых в вере; в благоукрашении богослужений и обновлении наших святых храмов.
А теперь, братия мои, давайте будем слушать слово Божие, пока есть время на покаяние. Вот Христос, Спаситель наш, вышел проповедовать Евангелие в Галилее. Святой Иоанн Креститель проповедует покаяние в пустыне Иорданской; все святые говорят нам о Боге в своих писаниях; священники, монахи и иерархи церковные учат нас пути спасения и защищают Православие с церковных амвонов. Сын Божий каждый день приносит Себя в Жертву в святых алтарях на Святой литургии, а сейчас, в начале года, Господь призывает нас к новой жизни во Христе, говоря: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!»
Проснемся же, придем и покаемся, чтобы нам жить со Христом вовеки. Аминь.