27 февраля 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это время вопросов программы «Церковь и мир» на канале «Россия 24», где каждую неделю мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей митрополитом Волоколамским Иларионом о главных событиях в России и в мире. Здравствуйте, Екатерина!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
Е. Грачева: Патриарх Константинопольский Варфоломей недавно еще раз заявил о том, что обязательно приедет на Украину, ведь «там его паства». Одновременно с этим в Интернете набирает популярность видео, где священник канонической Церкви в Закарпатье служит с прихожанами на лютом морозе, потому что храм у него забрала та самая «паства» Патриарха Варфоломея. Как Вы думаете, какие будет иметь последствия возможный визит на таком фоне?
Митрополит Иларион: Во-первых, непонятно, какая паства на Украине у Константинопольского Патриарха. Большинство украинских православных верующих принадлежит к канонической Украинской Православной Церкви, которая не находится сейчас в общении с Константинопольским Патриархом. Еще часть людей принадлежат к раскольничьей структуре, которой Константинопольский Патриарх дал так называемую автокефалию. Если это — автокефальная Церковь с точки зрения Константинопольского Патриарха, то какая же это паства?
Во-вторых, необходимо сказать о том, что деяния, которые совершил Константинопольский Патриарх на Украине, не принесли украинскому народу ни умиротворения, ни сплочения. Он пообещал, что своими решениями преодолеет раскол, но этого не произошло, потому что раскол не может быть преодолен путем легализации раскола. А произошло вот что: раскольники подняли головы, они начали нападать на храмы канонической Церкви, силой изгонять прихожан из церквей, силой изгонять священников.
Действительно, есть такие места, где сейчас в морозы прихожане вместе со священником должны собираться на улице, потому что раскольники изгнали их из своего храма. Я думаю, что если Патриарх Варфоломей приедет на Украину, то было бы хорошо, чтобы он съездил в такие места и посмотрел, к чему привели его действия.
Е. Грачева: Теперь к новостям в нашей стране. Опубликованы новые данные Росстата о средней продолжительности жизни мужчин в нашей стране — она не дотягивает до пенсионного возраста. Москвичи в этом списке на уверенном третьем месте после Ингушетии, Дагестана — средняя продолжительность жизни 73 года. Меньше всего живут мужчины в Иркутске — 61 год. Что Вы на это скажете? Ведь это еще и продолжительность жизни священников и монахов в России.
Митрополит Иларион: Безусловно, за последние десятилетия продолжительность жизни в среднем в нашей стране выросла. Это хороший фактор. Но она примерно на 10 лет отстает от таких стран, как, например, Япония, Швейцария, где средняя продолжительность жизни сейчас 82-83 года. У нас средняя продолжительность жизни 72 года и одной из причин является то, что здоровый образ жизни, к сожалению, еще далеко не так у нас распространен, как хотелось бы, особенно среди мужчин. У нас многие мужчины имеют вредные привычки, злоупотребляют алкоголем, табаком. У нас есть, к сожалению, немалое число наркоманов, в том числе среди молодежи. Есть проблемы, связанные с функционированием системы здравоохранения. Есть проблемы, связанные с климатом. Ведь неслучайно, согласно той же самой статистике, самая низкая продолжительность жизни, оказывается, на Дальнем Востоке или крайнем Севере, там, где очень суровый климат и очень суровые условия для жизни.
Но я думаю, что все-таки основной причиной того, что уровень жизни у нас значительно ниже того, который мы наблюдаем в упомянутых странах, — то, что многие люди не хотят или не могут вести здоровый образ жизни. Поэтому чем скорее мы будем внедрять здоровый образ жизни, отказываться от вредных привычек, чем быстрее мы снизим уровень употребления алкоголя и табака, исключим наркотики из нашей жизни, тем выше будет продолжительность жизни и у наших мужчин, и у женщин.
Е. Грачева: Вот еще интересная новость. Отдел ООН по правам человека опубликовал обращение к ЛГБТ-группам, в котором просит сообщать «о главных действующих лицах, критикующих гендерную идеологию, и привести примеры публичных высказываний, которые бросают вызов правам ЛГБТ». Особое внимание здесь уделяется религиозным группам. Строго говоря, под санкцию ООН попадает и наша программа из-за Ваших высказываний в поддержку традиционной семьи, традиционных ценностей. Может ли Россия как член ООН высказаться в этой связи, наложить вето на сбор таких данных?
Митрополит Иларион: Я надеюсь, что Россия выскажется по этому вопросу, потому что сейчас на Западе, в том числе и под эгидой ООН, происходит то, что недавно ушедший с поста президента Америки Дональд Трамп называл охотой на ведьм. Охота на ведьм — это то, что практиковалось в Средневековье, когда женщин, а иногда и мужчин уничтожали по подозрению в колдовстве: их сжигали на кострах. А сейчас такими мишенями для охоты уже на идеологическом фронте становятся религиозные общины, которые говорят о том, что так называемая гендерная идеология является по сути дела обманом.
Что такое гендерная идеология? Это идеология, основанная на том, что человек может сам выбирать свой пол, то есть пол — это не то, что дано ему от Бога, это не его биологическая принадлежность, а некая роль, которую он может на себя взять, а может взять на себя другую роль. Соответственно, если человек, например, родился мужчиной, но ощущает себя женщиной, то это подлежит не коррекции, а, наоборот, его биологический пол принадлежит коррекции. На этом построена целая индустрия по перемене пола. В этой индустрии участвуют и политики, и психологи, и хирурги, и разного рода издания, разного рода средства массовой информации. Эта идеология возводится в норму, а учение, которое, например, проповедует большинство Церквей, говорящее о том, что Бог создал человека по Своему образу и подобию, «мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27), одна из истин, которая утверждается в Библии, оказывается противоречащей гендерной идеологии.
Церкви и религиозные общины становятся мишенями для ЛГБТ-сообщества. Когда-то ЛГБТ-сообщество начинало с того, что боролось за свои права, но теперь оно уже не просто борется за свои слова, а борется за тотальное доминирование на идеологическом фронте и вытеснение из него всех инакомыслящих.
Е. Грачева: Завершить выпуск хотелось бы темой вакцинации россиян против коронавируса. Все больше доз вакцины «Спутник V» поступает в гражданский оборот, все лучше выглядит на этом фоне статистика по приросту новых заболевших. Регионы расширяют возможности для учреждений культуры по количеству зрителей в залах. Хочется спросить Вас: соскучились ли Вы, владыка, по театру, кино? Когда Вы были последний раз в театре или в кино? Что в первую очередь хочется посмотреть?
Митрополит Иларион: Не соскучился, потому что я и до пандемии не ходил ни в театр, ни в кино, за очень-очень редкими исключениями. Я думаю, что чем дольше мы будем соблюдать те меры, который мы сейчас соблюдаем, тем быстрее мы сможем победить пандемию. Не думаю, что надо спешить с возобновлением массовых мероприятий до тех пор, пока вирус продолжает гулять среди нас, и пока еще очень много людей остается и не переболевшими, и не вакцинированными. Слава Богу, что цифры которую неделю снижаются. Дай Бог, чтобы они больше не повышались. Но нам предстоит пройти еще долгий путь до тех пор, пока мы окончательно победим пандемию. Я очень надеюсь на то, что вакцинация даст свои результаты. Но должен сказать и о том, что некоторые из тех, кто вакцинировались, например, в начале осени, сейчас уже не имеют антител и нуждаются в повторной вакцинации. Поэтому я думаю, что после вакцинации еще для кого-то необходима будет ревакцинация.
Мы за каждой Божественной литургией молимся о том, чтобы поскорее закончилась эта пандемия. Я очень надеюсь на то, что ее окончание не за горами.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Вы выступаете против оппозиции и считаете, что молодежь не надо вовлекать в политическое противостояние. А что Церковь может дать молодым людям, кроме однообразных богослужений на непонятном языке? Церковь может чем-то заинтересовать молодежь? Спикеры Русской Православной Церкви вызывают у молодежи один негатив. В России много проблем, на которые Русская Православная Церковь закрывает глаза. Молодежь и Церковь никогда не будут говорить на одном языке. Вся прогрессивная молодежь, которая хочет развиваться и иметь высокий уровень жизни, иметь свободомыслие, уходит из Церкви. Что Вы можете предложить молодежи?
Митрополит Иларион: Целый манифест прислал нам Антон, но только он не соответствует действительности. На самом деле, в Церкви есть молодежь. Например, в храме, где я служу, у нас есть молодежное движение. У нас есть несколько десятков активных молодых людей, которые приходят в храм на богослужения и собираются вне богослужений.
Если отвечать на вопрос, что Церковь может дать молодым людям, то я отвечу очень просто: она может им дать смысл жизни. Очень многие люди, и не только те, которые ходят на митинги, но и те, которые просто часами сидят дома за экраном компьютера или за своим гаджетом, которые играют в компьютерные игры, не знают, зачем они живут. Это очень серьезная и большая проблема. Церковь имеет свой ответ, и для человека, который придет в Церковь, этот ответ будет найден. Церковь может дать человеку содержание жизни. У многих молодых людей жизнь бессодержательная. Им жить неинтересно. Они пытаются найти развлечения, пытаются, как было сказано в фильме «Брат», «оттопыриться» или «оттянуться». Некоторые из них принимают наркотики, чтобы найти какое-то счастье в жизни, найти «кайф», как они говорят. Но ведь не от хорошей жизни молодые люди принимают наркотики. Значит, что-то не складывается в реальной жизни, если приходится уходить либо в виртуальную реальность, либо в наркотическую зависимость.
Церковь, конечно, не может дать ответы на все жизненные вопросы, но Церковь настраивает человека на внутреннюю жизнь, а не на какую-то внешнюю активность. И мы не поддерживаем оппозицию не потому, что она оппозиция. Церковь вообще не поддерживает ту или иную политическую партию. Для Церкви не существует оппозиции, Церковь над политической борьбой. Но мы против того, чтобы молодежь, особенно детей, вовлекали в политическое противостояние. Я лично неоднократно говорил о том, что с моей точки зрения развитие страны должно происходить эволюционным, а не революционным путем.
Вопрос: Как правильно молиться, чтобы Бог услышал?
Митрополит Иларион: Я думаю, что самое главное — это молиться искренне. Люди иногда молятся по молитвослову, то есть они читают молитвы, написанные другими людьми. А иногда люди молятся своими словами. Можно молиться и так, и так. Важны не слова, а то, что человек вкладывает в эти слова. Бог не слова слушает, Он смотрит на сердце человека. С Богом можно беседовать так же, как мы беседуем с близкими и дорогими нам людьми. Богу можно открывать свое сердце. Богу можно изливать свои скорби. Богу можно пожаловаться. Бога можно поблагодарить. Когда мы обращаемся к Богу, Он всегда слышит наши молитвы, только мы не всегда оказываемся способны услышать Его ответ на наши молитвы.
Но надо помнить, что молитва — это не улица с односторонним движением, это не наш монолог. Молитва — это возможность не только нам высказаться, выговориться, излить свою душу, но и возможность Богу сказать что-то нам. Ответ от Бога приходит в самой разной форме. Это может быть какое-то прямое указание, которое мы вдруг получаем от Бога, которое возникает в нашей душе. Может быть так, что мы задаем Богу вопрос и сразу же получаем от Него ответ. А бывает так, что Бог отвечает нам через обстоятельства нашей жизни. Очень важно в этих обстоятельствах распознавать присутствие Божие и тот ответ, который Бог нам дает. Причем очень часто ответ Бога на наши вопросы бывает совсем не тем, который мы ожидаем. Мы просим у Него чего-то одного, а Он дает нам что-то другое. И не потому, что Он нас не любит или не слышит, а именно потому, что Он нас любит и слышит, но Он лучше знает, что нам нужно в этот конкретный момент нашей жизни.
Вопрос: Почему батюшки сидят в Интернете? Это нужно для большей информации?
Митрополит Иларион: Во-первых, Интернет — это сейчас точно такой же ресурс, как книги и другие информационные ресурсы. Нет ничего зазорного в том, чтобы получать информацию из Интернета. Во-вторых, Интернет — это еще и пространство для проповеди. Очень многие священники сидят в Интернете, потому что там они общаются с людьми.
Например, когда началась пандемия, очень многие приходы стали транслировать свое богослужение через Интернет. Это очень важно, потому что люди, особенно пожилые, не имеют возможности приходить в храм. Не участвуя в богослужении лично, они, по крайней мере, участвуют в богослужении через Интернет и слушают проповедь священника.
Конечно, в жизни каждого священника важно, чтобы не было перекосов, чтобы акцент всегда делался на общении с реальными людьми. Но только реальные люди сейчас существуют как в обычной реальной жизни, так и в виртуальном мире. Не будем забывать о том, что этот мир только называется виртуальным. Он такой же реальный, как и мир, в котором мы живем, потому что в нем такие же реальные люди, и они тоже нуждаются в проповеди священника и в его слове.
Священник призван использовать для проповеди Христа все открывающиеся ему возможности, в том числе проповедовать через Интернет и через социальные сети.
Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из Первого послания к коринфянам. В этих словах апостол сформулировал свой миссионерский принцип: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь!