Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Светлая история Адольфа Николаевича Овчинникова

На 9 день кончины

    

19 марта в Скорбященском храме на Большой Ордынке прошло прощание с Адольфом Николаевичем Овчинниковым. Владыка Иларион отпевавший покойного прочел соболезнование от Святейшего Патриарха Кирилла и сказал от себя много нужного и важного.

На отпевании молился и владыка из Грузии – митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай (Пачуашвили). В конце он тоже произнес очень теплое отеческое слово.

Владыка начал с того, что оказался в Москве промыслительно. Если бы он был в этот момент в Грузии и, узнав о случившемся, захотел бы приехать проститься, то просто не успел бы этого сделать. Не смог бы в нынешний обстоятельствах так быстро преодолеть разделяющие нас границы. Но в момент кончины Адольфа Николаевича он уже был в Москве совсем по другому делу: «Когда я узнал, то первое, что подумал, что Господь так соизволил, чтобы мы из Грузии как-то высказали свои слова перед Адольфом Николаевичем, потому что мы обязаны ему всей страной, и я ему обязан сам лично». Добавим, что владыка и Адольф Николаевич к тому же тезки, потому что в крещении он тоже Николай.

Владыка подчеркнул, что с его уходом завершилась целая и очень значимая эпоха не только для России и Грузии, но и для всего православного мира. «Более чем четверть века он провел в Грузии, живя в пещерах и буквально спасая росписи, которые для нас одни из самых значительных, то, что сохранилось – это фрески Гареджийской пустыни. Фрески, которые абсолютно не сохранились, но многие из них сохранились благодаря Адольфу Николаевичу и созданным им копиям…Практически я не могу назвать реставраторов и живописцев, которые непосредственно не учились бы у него». Овчинников действительно выучил в советские годы целое поколение мастеров, многие из которых личные друзья владыки. Целая школа реставрации и иконописи основана на опыте Адольфа Николаевича. Но особо владыка благодарен усопшему за то, что в разговоре с ним можно было услышать только очень глубокие мысли о главном.

    

«Я хочу принести молитву, – закончил грузинский старец, – и поблагодарить русский народ за существование такого величайшего человека, который внес абсолютно неоценимый вклад в развитие нашей культуры, наших с вами отношений и для будущего. Царство ему Небесное!»

Эта история про фрески и пещеры особенно меня поразила. Трудно сейчас представить, как вообще все это выглядело в те годы. Какой-то чудак живет в грузинских пещерах и зачем-то копирует всеми забытые фрески. Живет там, где многие столетия назад жили христианские подвижники и служилась Божественная литургия. Русский человек по имени Адольф. Это история то ли из патерика, то ли из «Андрея Рублева» Тарковского. В это самое время в Тбилиси и Москве строители коммунизма ходили колоннами на первомайские демонстрации.      

    

Потом от его близких я узнал, что с конца 1960-х - начала 1970-х и до конца 1980-х гг. Овчинников каждый год ездил в Грузию на три месяца копировать фрески. Он работал в Бетании, Атени, Ачи, Давид-Гареджи и других местах. Тогдашние его ученики - грузины стали большими учеными, профессорами и докторами наук, известными светилами. В 1971-1983 годах преподавал в Институте грузинского искусства технику копирования, и ученики потом приезжали к нему в Россию на стажировку.

Когда владыка Николай говорил, что он жил в пещерах с фресками, в голове у меня пролетело, что Адольф Николаевич, провел последний год своей жизни именно в такой вот пещере. Действительно, маленькая квартира в многоэтажке на Большой Спасской, заставленная иконами, картинами, копиями, артефактами и книгами, больше всего напоминала пещеру отшельника. Зайдя в нее, ты попадал в какой-то иной мир, иную уже ушедшую эпоху, которой просто уже нет места там за дверями – в многолюдной Москве. В этой пещере он лежал и готовился к уходу в окружении совсем небольшого числа верных людей. В окружении икон и ангелов, взиравших со сделанных им же копий и отреставрированных икон. Эта квартира-пещера была древним, обветшалым храмом, где все было перемешано: фрески и чайники, лекарства и свечи, хлеб и иконы, кресты, книги, журналы, градусники и складни. И повсюду святые образы. В пещеру эту к нему, как к древнему подвижнику, приходили священники, с которыми он почти не разговаривал, и причащали его Святых Христовых Таин.

    

И причащался он, находившийся в пограничном состоянии, очень осознанно. Это было заметно на физическом уровне – как на него действовала благодать и как он, почти отрешенный от внешнего мира, ждал ее и чаял. Как прекрасно чувствовал и понимал, что происходит. Он как будто выныривал из другого мира и жадно приобщался этой благодати.

Первый раз мы приехали к нему 8 ноября, на день вмч. Димитрия Солунского, в 2019 году. Попросила и повезла его близкая ученица и мой старый друг. По дороге я узнал, что причащался он неизвестно когда, а его международный авторитет и немощное состояние сулили определенные трудности и неизвестность для нашего предприятия. Хотя, конечно, согласие на приезд священника было. Войдя в пещеру, я увидел немощного старика закутанного в плед, лежащего на постели под большой фреской.

– Адольф Николаевич, здравствуйте! Меня к вам Дмитрий Солунский прислал – мы сейчас будем причащаться!

– Да, да, – ожил он и одобрительно закивал без малейшей тени недовольства или сомнения. Имя Дмитрия Солунского прозвучало в эту минуту как имя старшего родственника. Ему помогли подняться. Потом он как смог поисповедовался, и мы его торжественно причастили. Он расходился, и мы даже все вместе пошли пить чай на кухню.

Потом немощь брала свое и мы уже не пивали чая, но всякий раз находясь в казалось бы совсем застывшем состоянии к моменту причастия он пробуждался, и было видно как он этого ждал и хотел. Как просветлялся и оживал после приобщения Святых Таин.

Как-то обмолвившись со знакомым иконописцем, что причащали Овчинникова, я услышал слова удивления, что, мол, он к Церкви не очень, критически настроен и т.д. Не особо церемонился он и с нашим братом, когда был в силах. Почему – не скажу, просто не знаю. Вообще это не редкость как раз в среде высоких профессионалов: искусствоведов, реставраторов, музейщиков, архитекторов и ученых. Всех тех, чья профессиональная деятельность связана с церковным искусством и христианским наследием. Всю жизнь работают со святынями, а с «попами как-то не очень», недолюбливают, критикуют. Могут сказать кому угодно что-то нелицеприятное. Это довольно распространенный феномен. Не знаю уж, как там точно было с Адольфом Николаевичем, но что-то было. Люди, знавшие его близко с советских времен, тоже искренне удивлялись и радовались, такому его приходу к Причастию.

Для меня лично это его Причастие было каким-то особый опытом, ранее не изведанным.

Так было и в последний день его земной жизни 14 апреля на память Марии Египетской. Совсем уже исхудавший, находящийся на границе этого и Горнего миров раб Божий Николай четко осознавал, что происходит и последний раз причастился Тела и Крови Христовых, чтобы через несколько часов отойти к Небесному Отцу.

***

    

P.S. Адольф Николаевич рассказывал, что в раннем детстве его воспитывал дед, служивший лесником. Он же и крестил его с именем Николай. С трехлетнего возраста дед почти каждый день читал внуку Евангелие и давал свое подробное толкование. Чтение Священного Писания Адольф Николаевич считал в буквальном смысле жизненной необходимостью и очень сокрушался, что люди его почти не читают или читают мало.

Рейтинг: 10 Голосов: 811 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анастасия27 апреля 2021, 21:03
Потрясающе! благодарю за заметку, дорогой отец Игнатий!
Евгений 24 апреля 2021, 23:07
Каждому Богом отмерен свой срок. Или попущен. В нашей власти лишь умереть праведным или грешным в Его очах. Царство Небесное!
рБ Марина23 апреля 2021, 23:41
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ нов. НИКОЛАЮ!!! СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ ИГНАТИЙ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Татьяна23 апреля 2021, 12:52
Да, действительно светлая история Божьего человека, спасибо отцу Игнатию за такой светлый рассказ!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Новые материалы

Выбор читателей

×