Взаимоотношения между отцами и детьми, супругами и их ближайшими родственниками… О семье и о семейных ценностях можно говорить очень много. Каждый писатель рассматривает эти темы с разных ракурсов.
Собственным видением этих вопросов делятся с читателями и лауреаты Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В 2021 году ими стали Мушни Таевич Ласуриа, Владимир Юрьевич Малягин и Андрей Юрьевич Убогий.
Проникновенно пишет о материнской заботе прозаик Андрей Убогий. Он описывает ощущения юноши, который уснул в палатке в лесу. Около матери было настолько уютно и спокойно, что он не слышал грозу и гром: «Я с той поры прожил полвека и сейчас вспоминаю то лето, когда руки матери оказались самой надежной и несокрушимой кровлей на свете».
Ребенок, окруженный заботой отца и матери, взрослеет и сам становится взрослым человеком, родителем. Тогда места, связанные с первыми впечатлениями его сыновей и дочерей, становятся не менее дороги, чем места, связанные с его детством.
«Димке, помню, досталась холодная ночь, — замечает Андрей Убогий, вспоминая, как его сын впервые в жизни увидел летучую мышь и поздоровался с нею. — Не знаю, что думала и что ответила мышь, но мы до сих пор вспоминаем… то ликованье ребенка перед миром, что только лишь начал во всю ширь открываться ему».
Дети, которые видят, как мать и отец, старшие братья и сестры заботятся друг о друге, тоже учатся поступками выражать любовь. Андрей Юрьевич Убогий описывает случай, который свидетельствует об этом. Семья поехала на природу. Пока отец и старший брат ловили рыбу, пятилетняя Даша стала собирать землянику. Трудиться в полуденный зной оказалось непросто. Чтобы подбодрить себя, девочка сочинила такой стишок:
Собираю землянику — просто умираю…
Вспоминаю, что отцу и брату, — сразу оживаю!
«Как же нам не любить это место, где дети так живо и так светло проявили себя?» — говорит прозаик. Произведения Андрея Убогого говорят о религиозном и нравственном становлении души ребенка, взаимном доверии, которое возникает между детьми и родителями. Строки этого автора наполнены любовью и нежностью к близким людям. Постепенно и читатель проникается таким же трепетным отношением к своим родным.
Для человека важно, что ценят его родители, к чему стремятся. Их рассказы надолго запечатлеваются в памяти. В поэме «Звезда рассвета» Мушни Таевича Ласуриа описывает случай, свидетелем которого стал его отец. В их село приехал человек, который отрицал существование Бога, разорял храмы. Однако вспомним слова апостола Павла о том, что Господь поругаем не бывает (см. Гал. 6:7). Через некоторое время тот человек обратился к Богу и стал просить у Него прощения и пощады:
…Трус, что погряз в кощунственных делах,
Очнувшись в страхе жалком и убогом,
Воззвал к Нему… А мы пребудем с Богом,
Для этого ведь нам не нужен страх…
Есть у поэта и строки о супружеской любви — нежном чувстве, связывающем на долгие годы мужчину и женщину. Если один уходит из земной жизни раньше, другой не перестает молиться о нем или о ней.
Тебе, моя жена, моя подруга,
Несу венок. Ты с жизненного круга,
Любимая, безвременно сошла.
Но милый образ, светлый и нетленный,
По-прежнему сияет над вселенной.
Ты здесь, со мной — я не скажу: «Была».
Лирика Мушни Ласуриа повествует о настоящей семейной жизни, единстве супругов, которое основывается на доверии Богу, крепкой вере. Тогда, действительно, мужу и жене по силам преодолеть все искушения, как образно сказал автор, вместе вкусить мед и желчь и достичь желанной жизненной цели.
Тема пьесы Владимира Юрьевича Малягина «Любовь — Война — Любовь. 1812 год» отражена в ее названии. Маргарита Михайловна Тучкова, главная героиня произведения, после смерти мужа Александра Алексеевича больше не вышла замуж. В память о супруге на Бородинском поле, где он погиб, она построила храм. Впоследствии там был организован Спасо-Бородинский монастырь, и Маргарита Михайловна стала в нем игуменьей.
Пьеса Владимира Малягина — это рассказ о любви, отраженной в поступках. Если сначала молодая супруга хотела, чтобы ее муж вышел в отставку, то после разговора с ним Маргарита Михайловна поступилась собственными желаниями и отправилась за мужем. Когда появился ребенок, напротив, Александр Тучков ради семьи на время оставил службу, которая так много для него значила, и поехал в имение. С началом войны супруги поняли, что Александр Тучков, офицер, обязан выступить на защиту родной земли, а Маргарита должна ждать его дома. Таким образом, Владимир Малягин раскрывает понятие «долг» по отношению к самым близким людям. Автор напоминает о том, что главные составляющие подвига семейной жизни — жертвенность и взаимодоверие.
Другую пьесу Владимира Малягина — «Купеческая дочь» — многое сближает со сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». Это история о горячей любви дочери к отцу, понимании и милосердии.
Произведения Владимира Юрьевича напоминают читателям разных возрастов о добродетелях, которые становятся основой счастливой семейной жизни: кротости, воздержании, послушании, трудолюбии, благоговении перед Богом.
Семья — это люди, ближе которых нет. Ребенок растет, перенимая ценности, нормы поведения, традиции от родителей, старших братьев и сестер. Мы должны не забывать, что будущее человека строится с утробы матери. Потому роль семьи так велика. Лауреаты Патриаршей литературной премии напоминают современным читателям об этом. Они показывают в своих произведениях, почему так важно, чтобы семейные ценности сохранялись, и люди не забывали об ответственности и о чувстве долга, без которых не может существовать крепкая семья.