О том, как отец Василий победил искушение

Иллюстрация художника Александра Линника Иллюстрация художника Александра Линника

Отец Василий был родом из «забытого Богом села» Жмиёвки, как называли его сами сельчане, поблизости Чернобыля, где осталось доживать свой век человек 100, в основном пенсионеры, да еще семьи цыган, захватавшие пустующие хаты. После 1986 года, когда взорвался ядерный реактор на Чернобыльской атомной станции, и мир потрясла эта невиданная экологическая катастрофа, большая часть жителей некогда богатого трехтысячного села, с колхозом, фермой, сахарным заводом, разъехалась во все концы Украины, подальше от смертоносной радиации.

Однако мать о. Василия, тогда 16-летнего Васи, Лидия Федоровна, наотрез отказалась покидать родное село. Она пела в церковном хоре, а после взрыва Чернобыля стала еще выполнять обязанности псаломщицы и старосты, короче говоря, была правой рукой старенького и одинокого батюшки Андрея, служившего здесь без малого 50 лет.

Супруга о. Андрея давно почила, детей им Бог не дал. Овдовела через год после Чернобыля и мама Василия, Лидия Фёдоровна. Василий стал помогать маме в храме, читал часы на клиросе и прислуживал батюшке на литургиях. И как-то о. Андрей сказал Василию:

Мать 16-летнего Васи, Лидия Федоровна, наотрез отказалась покидать родное село

– Ну, вот, сынок, поступай-ка в семинарию, принимай сан. А захочешь – бери направление у архиерея сюда, в нашу Жмиёвку. Ничего, что людей мало, со временем прибавится, вот увидишь, и, потом, Господь без куска хлеба не оставит. Вот, из бывших сельчан наших есть директора заводов, и доктора наук, и депутаты Верховного Cовета. Они-то регулярно село навещают, родные могилы, и мне помогают, жертвуя на храм, и тебя поддержат материально. А у тебя дом свой, ставок с рыбкой рядом, речка, пасека, лес столетний грибной, да черника-ягода, да лесная малина, заливные луга… Молись и благоденствуй. А в городе что? Суета сует… Ведь радиация наше село почти не тронула, я в районном центре карту радиационных загрязнений видел. Так наше село, хотя и в 20 километрах от Чернобыля, а радиация обошла его стороной. Убеждал я людей не уезжать, не послушались…

Слова старенького батюшки запали в душу юноши. Он молился не один день, чтоб узнать волю Божью, поехал в Киево-Печерскую лавру испросить благословение у угодников Печерских, наконец, открыл и матери свои планы. Та со слезами радости благословила сына, сняв со стены старинный семейный образ Божией Матери.

– Это большое счастье для нас всех, если ты сюда вернешься батюшкой, – дрожащим от слёз голосом молвила Лидия Фёдоровна. – Ведь на кладбище нашем многие поколения твоих предков по отцу лежат, дедов и прадедов, и по моей девичьей фамилии – Остапенко – тоже, считай, несколько веков подряд праотцы жили, со времен Екатерины Второй. Это я от нашего учителя истории узнала, а он в архивах отыскал сведения о нашей Жмиёвке и о выдающихся селянах. Твой предок Иван Тимофеевич Севрук был героем Отечественной войны 1812 года, а прабабка Василиса Тимофеевна закончила жизнь схимницей во Флоровском монастыре. Может это она вымолила, чтоб ты батюшкой стал…

Прошли годы. Василий Севрук закончил семинарию и в родное село приехал уже кандидатом богословских наук

Прошли годы. Василий Севрук закончил семинарию и поступил в духовную академию, учёбу в которой вскоре завершил с отличием. И в родное село приехал уже кандидатом богословских наук. Счастью мамы не было предела. Радовался за своё духовное чадо и старенький о. Андрей.

– Готовлюсь я, брат Василий, в путь небесный. Молись обо мне, – тихо говорил Василию батюшка. – Если к монашеству сердце не лежит, быть тебе протоиереем. И матушка у тебя славная будет. Ты только молись… Но и испытания жизненные вас не минуют. Но во всем положитесь на Господа…

Слова старца сбылись. Закончившая регентское училище Елена стала женой Василия. И вот, уже молодой священник Василий Севрук пришел к правящему архиерею просить указ в родную Жмиёвку. Но в канцелярии митрополии его уже ждал совершенно неожиданный указ с печатью правящего архиерея – быть священнику Василию Севруку клириком кафедрального собора.

– Прекрасное назначение, о. Василий, поздравляю! – протянул руку для пожатия заведующий канцелярией о. Игорь. – Многие мечтают там служить, да не всех в собор направляют…

Ошарашенный о. Василий направился в приёмную митрополита. Тот ласково принял рукоположенного батюшку, с интересом выслушал и сказал:

– Похвально, очень похвально, что ты желаешь служить в родном селе. Но мне в соборе нужны грамотные священники, нужно с молодежью работать. Работы – непочатый край. А в село всегда успеешь…

Делать нечего. Молодая супруга Елена обрадовалась:

– Промысл Божий! Я так хотела остаться в городе!.. Ведь я же филолог с высшим образованием, собиралась преподавать в школе и регентовать в храме, уже и место подыскала… А квартиру снимем, а там, даст Бог, своя будет…

«Как же так? – думал думу о. Василий. – А родная Жмиёвка, а пасека, а благословение старца?.. Ведь всё сбывалось – и семинария с академией, и любимая Елена…». Правда, сам уж сомневался: как кандидату богословия служить в селе, когда на службу в воскресенье 10 человек приходит? Может, и впрямь – Промысл Божий? «Но вспомни наших великих миссионеров, – возражал себе сам о. Василий. – Да хотя бы преподобного Германа Аляскинского, или святителя Николая, просветителя Японии, митрополита Макария (Невского)… Или современных священников, едущих в Африку, в Китай, в Монголию, Индию. Что там их ждет? Служба в благоустроенных соборах? Нет! Многие и жизнью рискуют. А ты боишься теплое место покинуть…».

И снова пошел о. Василий к угодникам Печерским, а там и к лаврскому духовнику за советом. Но старец категорически ответил:

– Нужно волю митрополита исполнять. И молиться. Господь Сам все устроит.

И потекли священнические соборные будни...

Вскоре – печальное известие: скоропостижно умерла мама. А годом раньше почил старенький о. Андрей.

Иллюстрация художника Александра Линника

Долго стоял у могильного холмика о. Василий, вытирая слезу, молвил:

– Я все равно сюда вернусь, мама… Прости…

Прошло 5 лет. Вот уже о. Василий награжден митрой, он – заместитель председателя синодального отдела по работе с молодежью, автор ярких публикаций и литературных рассказов на православных порталах, желанный гость на радио и телевидении. Решился вопрос и с жильем. Но вот – главная скорбь у молодой семьи: нет детей… Уж молился о. Василий, вместе ездили в Почаев и на Святую Землю, увы…

Наконец и утешение: Елена понесла младенца. Уже и кроватка стояла в доме, и коляска, и все необходимое для новорожденного. Когда Елену отвезли в роддом, о. Василий стоял в храме на коленях, взывал к Богу, к Матери Божией у иконы «Помощница в родах». Бледный, после бессонной ночи, примчался к роддому, но там ждала печальная новость – ребенка спасти не удалось… Лена в реанимации, врачи борются за ее жизнь…

– Господи, я знаю, я знаю! Не выполнил обета, не вернулся в Жмиёвку! – бил себя в грудь у икон о. Василий. – Благословение мамы не исполнил. Прости меня, Господи!

– Неправильно рассуждаешь, брат! – ответил, утешая о. Василия, митрополит, к которому вскоре поспешил о. Василий. – Не наказание это, а лишь испытание. Не за что тебя наказывать, отче. Ты выполнял благословение священноначалия и не по своей воле направлен был в кафедральный собор. И добросовестно трудишься на ниве Господней. Главное – ропота бойся… Я вот тут подумал, дам все же тебе указ на год в твою Жмиёвку, до города каких-нибудь 80 километров, будешь по будням возвращаться при необходимости. А там посмотрим…

И благословил о. Василия.

В город о. Василий больше не вернулся

В город о. Василий больше не вернулся. Он сумел отремонтировать старинный деревянный храм, в строительстве которого в Жмиёвке еще в конце ХІХ века участвовал и его прадед Илья Федосеевич Севрук. Организовал в родной деревне православный лагерь для городских детей, завел пасеку и создал мини-ферму бурёнушек и коз. А еще – открыл богадельню для одиноких пенсионеров и бездомных в здании бывшей сельской больницы, прекратившей существование в конце 1980-х. Община о. Василия действительно возросла и окрепла: многие из городских прихожан регулярно приезжают к нему в деревню на службы, а некоторые и вовсе переселились в Жмиёвку, купив недорогие пустующие дома. Архиерей прислал помощника – молодого священника Николая, родом из этих мест. Елена преподаёт ныне в районной школе, управляет хором из сельских старушек и приезжих певчих, и подарила о. Василию трех сыновей.

Вот такая история…

Диакон Сергий Герук

13 августа 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рБ Марина16 августа 2021, 12:44
СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ СЕРГИЙ ЗА РАССКАЗ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Галина - Илье13 августа 2021, 15:59
"Может тут дело в каком-то данном обете вернуться, про который в конце вскользь упомянуто?" - возможно и так, но архиерей тоже человек, которому возможно ошибиться. Рассказ хороший, очень тронул. Дай Бог всем такую верность сохранять: Богу, слову, Родине.
Илья-Галине13 августа 2021, 14:41
В городе в соответствие с рассказом священник служил по воле правящего архиерея. Странно это послушание воспринимать как искушение. И тот же архиерей благословил сменить священнику место его служения на то, которое его более устраивает. Тут скорее рассказ про то как митрополит мудрость проявил. Может тут дело в каком-то данном обете вернуться, про который в конце вскользь упомянуто?
Галина - Илье13 августа 2021, 11:31
В том, что в городе гораздо комфортнее, а батюшка не прижился. К дому сердце прикипело, как не крути.
Илья13 августа 2021, 10:22
А в чем искушение было?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×