«Навряд ли вы найдете в нашей деревне что-то по православной тематике, ведь у нас никогда не было даже храма», – волновалась краевед Ирина Синцова, когда мы первый раз ехали в ее родную деревню Бызовую, расположенную в Печорском районе Коми. Но первая же встреча, первый же герой заставили усомниться в словах Ирины Дмитриевны, ведь уже в начале своей работы в деревне я увидела, что бызовчане хоть и живут без храма, но о Боге не забывают. Начну все по порядку.
Сенсационная находка в окрестностях деревни
Бызовчане хоть и живут без храма, но о Боге не забывают
Если вы думаете, что Бызовая – далекая, затерянная где-то в лесах Коми деревенька, то вы ошибаетесь. Деревня Бызовая Печорского района Коми известна во всем мире! И благодаря тому, что в 1962 году в километре от Бызовой была обнаружена стоянка древнего человека, которая по названию деревни тоже была наименована «Бызовая». Ее открытие стало сенсацией в научном мире. Ведь до этого считалось, что человек начал осваивать субарктические широты Евразии только после окончания ледникового периода – около 10 тысячелетий тому назад. Возраст же стоянки «Бызовая» по последним данным составляет 30–34 тысячи лет. То есть это одна из древнейших стоянок Европейского Севера. Расположена она на речной террасе в крутой излучине реки Печоры. А обнаруженные в большом количестве кости мамонтов не оставляют сомнений в том, что это типичное их кладбище, которое использовалось первобытными людьми для получения как поделочного материала (бивня, кости), так и для пополнения продовольственных запасов.
Из д. Бызовой открывается удивительный вид на р. Печору
В 1997 и 2000 годах в рамках российско-норвежского проекта «Печора», посвященного истории климата и развития человеческого общества в бассейне реки Печоры за последние 40 тысяч лет, проводились международные геолого-археологические экспедиции на стоянке «Бызовая», в состав которых входили ученые и студенты из Сыктывкара и Норвегии. В 2009 году на стоянке «Бызовая» в рамках международного научного проекта, посвященного исследованию ранних этапов человеческого общества на северо-востоке Европы, работала российско-французская экспедиция. Один из результатов этих исследований – публикация в мае 2011 года статьи в журнале «Science» Американской ассоциации развития науки.
Материалы археологических раскопок на стоянке Бызовая. Экспозиция Печорского историко-краеведческого музея
Находки на стоянке Бызовая: бивни и зубы мамонта, слона и лошади. Экспозиция Печорского историко-краеведческого музея
Орудия труда и кости мамонта, обнаруженные на стоянке Бызовая. Экспозиция Печорского историко-краеведческого музея
Палеолитическая стоянка Бызовая
Но не только своими археологическими находками известна сегодня маленькая северная деревня. С 2011 года Бызовая является местом, где проходит гастрономический фестиваль «Черинянь гаж» («Праздник рыбного пирога»), известный далеко за пределами Республики Коми. Мастерицы из разных населенных пунктов Печорского района съезжаются на фестиваль и пекут рыбные пироги по старинному рецепту, которые получают в подарок самые активные участники праздника.
Анатолий Петрович читает нам свои истории
Домашний музей
Широко известен за пределами Коми и домашний музей Анатолия Апанасенко в Бызовой. Анатолий Петрович открыл его в 2006 году вместе со своей супругой Надеждой Васильевной. В этом году после тяжелой и продолжительной болезни завершила свой земной путь Надежда Васильевна.
– Этот музей был ее вотчиной, – с грустью делится Анатолий Петрович. – Надежда Васильевна могла здесь в течение нескольких часов рассказывать гостям о каждом предмете.
Красный угол в доме Анатолия Апанасенко Экспонаты для домашнего музея помогала собирать вся деревня, а помимо этого Анатолий Петрович и Надежда Васильевна сохраняли старинные вещи. Сейчас в музейной экспозиции представлена коллекция утюгов – от угольных до электрических, и для каждого посетителя музея Анатолий Петрович заводит старенький патефон.
Стены музея украшаю портреты родных Анатолия и Надежды Апанасенко.
– Надежда Васильевна нашла родственников до 6–7-го колена даже за Уралом. Мы ездили к ним на встречу, и они тоже гостили у нас. В Ленинградской области супруга отыскала своего родственника, и он тоже приезжал к нам и написал уже две книги по нашей общей родословной, – продолжает рассказывать Анатолий Петрович.
Старенький патефон все еще работает
Фрагмент домашнего музея Анатолия Апанасенко
А в память о другом родственнике Надежды Васильевны, деде Мартыне Кузьмиче, Апанасенко поставили во дворе своего домашнего музея чум[1]. Внутри него находятся традиционные предметы, которыми веками пользовались коми.
Дело в том, что Мартын Кузьмич водил стада оленей через Уральские горы на запад Ханты-Мансийского автономного округа. Ходил за Урал, в Саранпауль и сначала со своей семьей жил в чуме, а потом выстроил дом в Бызовой.
В память о деде-оленеводе разводит семья Апанасенко и северных оленей. И каждую осень заготавливает для них ягель.
После осмотра музея и подворья мы устроились в уютной гостиной Анатолия Петровича для дальнейшей беседы. Здесь я сразу приметила на рабочем столе открытую книгу «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).
«Несвятые святые» – любимая книга Анатолия Петровича
Сборник «Случайности не случайны» Анатолия Апанасенко
В памяти моей хранится немало историй, связанных с чудесным вмешательством Бога в жизнь моих земляков и спасением их от верной гибели
– Однажды мой товарищ принес мне эту книгу «Несвятые святые», которую приобрел в Псково-Печорском монастыре, где заказывал поминовение моей супруги Надежды Васильевны. Книгу я прочел залпом за несколько вечеров и решил, что буду писать продолжение! – удивляет меня Анатолий Петрович.
– О ком? У вас ведь даже храма в деревне нет! – восклицаю я.
– Дело в том, что в памяти моей хранится немало историй, связанных с чудесным вмешательством Бога в жизнь моих земляков и спасением их от верной гибели. Поэтому сборник этих рассказов я так и назвал – «Случайности не случайны».
– Расскажите! – прошу я.
Бызовские «папанинцы»
– Эта история произошла пять лет назад. У нас в деревне есть один товарищ, которому по ночам не спится. Вот он проснулся однажды в 3 часа ночи и вышел на берег реки. А по Печоре ледоход идет. И видит он: плывет льдина, а на льдине что-то чернеется – какие-то силуэты. Утки? Нет. А когда льдина была на середине реки, то он увидел, как двое мужичков лежат грудью на льду и плывут на этой льдине. Представьте себе, он один из всей деревни проснулся в 3 часа ночи и увидел, что эти люди попали в беду. А в Бызовой была всего одна лодка с мотором. Вот он побежал и разбудил хозяина лодки, через 10 минут они уже спустили ее на воду, догнали льдину и вытащили этих «папанинцев», а ими оказались наши жители, рыбаки, которые, как только появилась возможность проехать на лодке, отправились ставить сети. А когда возвращались обратно, то один рыбак перегнулся через борт лодки и ...вылетел на льдину. Лодка перевернулась, выпустила пару пузырей на прощание и ушла на дно. Рыбаки оказались в ледяной воде, в которой можно продержаться 2–3 минуты, пока одежда хранит тепло. В бродни[2] набралась вода, и удержаться на плаву уже было невозможно. Вот наши земляки и смогли только грудью лечь на льдину. И от бызовской курьи уже так плыли. Но вмешалась Высшая Сила...
Спасение пожилых рыбаков
– А два года назад он также поднялся ночью и вышел на берег полюбоваться Приполярным Уралом. Но вдруг услышал слабое эхо человека, просящего о помощи: «Помогите!» Он сразу определил, что это на противоположной стороне реки в 2 километрах от берега. А он стоял на горе, поэтому эхо хорошо мог слышать. Опять он побежал к хозяину лодки, и вместе они отправились к кому-то на помощь. Заглушили они мотор и послушали, откуда кричат. Подъехали к этому месту и видят, как два деревенских мужичка сидят по пояс в воде и держатся за ветки деревьев. Оказалось, что это тоже наши жители-пенсионеры, которым уже за 60 лет, приехали на рыбалку и стали на один борт ставить сетку, лодка у них перевернулась, и они оказались в воде. И никого не было, кто бы мог им помочь. И как их спасение не связать с Божиим вмешательством?
В деревню нас Бог привел
– А в деревне как мы оказались! Тоже считаю, что нас Бог сюда привел! – словно вспомнив этот факт только что, воскликнул Анатолий Петрович. – Отработал я в Печорском речном пароходстве 20 лет и прошел все суда: сухогрузные, наливные, буксирные. Из них 12 лет трудился капитаном «Ракеты».
Потом ушел в геологию и там еще восемь лет отработал. Когда все разваливаться стало, устроился в строительную организацию. И уже работая здесь, решил, что хочу построить дом в деревне. А мама моей супруги – Анна Мартыновна – как раз родилась здесь, в Бызовой. И вот я пошел к теще и говорю: «Мама, ты бызовская и заслуженная учительница, тебе должны пойти навстречу, давай возьмем участок земли и будем строить дом!» Она написала в печорский сельсовет, и ей выделили землю. Строились мы долго... В то время по 6–8 месяцев зарплату не платили. Да и стройматериалы тогда какие были – доска, фанера, бревно. Это сейчас чего только нет в магазине, но потихоньку дело наше со строительством дома продвигалось. В 1991 году я лес начал пилить, выкорчевывать пеньки на участке, все распланировал, огородился, и к 2003 году уже удалось построить вот это все!
«Я никогда не сочинял рассказов»
– Чудесным событием своей жизни я считаю и то, что вдруг стал сочинять рассказы, чего никогда раньше делал. А тут мне дочь Ирина вдруг говорит: «Папа, пиши! Тебе же есть, что вспомнить».
Дочь вдруг говорит мне: «Папа, пиши! Тебе же есть, что вспомнить»
А я рыбачить и охотиться любил. И вот однажды, когда сидел у костра, взял тетрадку и стал думать, что написать и как. Так появились первые наброски. Но все равно прежде, чем отнести свои опусы в редакцию местной газеты, я показывал их супруге Надежде Васильевне, и она редактировала мои тексты.
А потом внук принес старенький компьютер и со словами: «Вот, дед, печатай!» – отдал мне эту чудо-технику. «Только что я буду печатать? Я в жизни ничего не печатал», – размышлял я, а потом одним пальчиком один рассказ набрал, второй, третий… – улыбается мой собеседник.
Но усиленно писательским ремеслом Анатолий Петрович занялся во время болезни супруги. За Надеждой Васильевной необходимо было ухаживать, приходилось ночами не спать, вот и сидел он подолгу за компьютером. И за два месяца написал 30 рассказов, которые стал публиковать на сайте «Проза.ру» под псевдонимом Анатолий Бызовской. Всего же опубликовано уже более 130 его рассказов.
– Если раньше я писал их 3–4 дня, то сейчас мне требуется всего 1–2 часа. Но я стараюсь сразу не выкладывать свои истории в Интернет – пусть день-два полежат, вдруг светлая мысль придет, и я что-то подредактирую в этих рассказах, – объясняет деревенский писатель.
– А не хотели бы вы отдельной книжкой издать свои произведения? – поинтересовалась я.
– Я издал уже две книги. Одна – автобиографическая, о нашей семье, но именно эти рассказы, которые вы услышали сегодня, я хотел бы предложить известному автору книги «Несвятые святые» митрополиту Тихону, – настаивает на своем Анатолий Петрович.
А я прощаюсь со своим героем и иду в социокультурный центр на встречу с другими жителями деревни.
Деревенские активисты
Побеседовать со мной пришли активные жительницы Бызовой: староста деревни Ольга Хохлач, бывшая завклубом Евдокия Филиппова, краевед деревни Ирина Синцова, швея Людмила Головина, старожил деревни Люция Каликова и другие.
Но в их рассказах передо мной предстала уже иная Бызовая – деревня, которая, несмотря на свою известность, не избежала судьбы многих российских деревень.
Летом Бызовая оживает – приезжают дети и внуки
В этих рассказах передо мной предстала уже иная Бызовая – деревня, которая, несмотря на свою известность, не избежала судьбы многих российских деревень
– Молодежь уехала в город, потому что работы для нее в деревне нет. И наша Бызовая превратилась в обычную пенсионерскую деревню, – рассказывает Ольга Хохлач. – Хотя прописано в ней много, но живет до 100 человек. Летом, конечно, деревня оживает – приезжают дачники, внуки. Но Интернета нет, связь очень плохая – где-то есть, а где-то нет. А средоточием жизни деревни является социокультурный центр, открытый в здании бывшей школы. Теперь здесь находятся клуб и фельдшерско-акушерский пункт.
– Чем же вы тут занимаетесь?
– Трудимся на своем подворье, занимаемся сельским хозяйством, ловим рыбу, заготавливаем лесные и луговые дикоросы, – рассказывает Ольга Петровна. – И под руководством заведующей клубом и местной мастерицы Александры Рогачевой рисуем, делаем поделки из теста, глины и в технике декупаж.
Сувениры из глины бызовских мастериц
Бызовчане активно изучают историю родной деревни
Стеллажи с глиняными северными сувенирами, выставки связанных крючком изделий, бумажные цветы местных мастериц, которые никогда не завянут и даже не потеряют своей яркости, можно увидеть в клубе повсюду. А их картины и фото украшают фойе социокультурного центра.
А еще бызовчане активно изучают историю родной деревни, которой увлекла земляков местный краевед Ирина Синцова.
Бызовской летописец
одины!Родины!Рродин– Изучение истории родной деревни началось с того, что я стала собирать материал по своей родословной. Но моя семейная летопись оказалась тесно переплетена с историей Бызовой, которую я тоже стала изучать.
Составление летописи Бызовой Ирина Дмитриевна начала с уточнения списков фронтовиков родной деревни.
– Работала также с Книгами памяти Республики Коми, собирала и систематизировала материалы, полученные от детей и внуков фронтовиков, – рассказывает краевед.
Благодаря поисковой деятельности Ирины Дмитриевны в далеком селе Сомово Орловской области к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне была установлена дополнительная памятная доска с именами земляка Ирины Синцовой, бызовчанина Василия Ефимовича Канева, и его однополчанина Василия Григорьевича Аржаных – бойцов 26-го отдельного истребительно-противотанковой дивизиона 397-й стрелковой дивизии.
За труд в годы войны награды получили даже школьники Бызовой
А дальнейшее изучение истории родной деревни привело к тому, что Ирина Дмитриевна сделала интересные открытия.
– Когда в 1946 году награждались труженики тыла разных городов и сел страны, то только в маленькой деревеньке Бызовой ордена получили 12 тружеников тыла, среди которых оказались и наши деревенские школьники: Гервасий Канев и Галина Шомысова, – рассказывает Ирина Синцова. – Для сравнения: в больших городах и крупных селах таких наград были удостоены всего по 18 человек.
«Наша деревня никогда не была чем-то великим»
– Ирина Дмитриевна, а есть еще в истории деревни что-то особенное? – продолжаю беседовать с краеведом.
– История у нас богатая. В 2023 году Бызовой исполнится уже 125 лет!
Основана она выходцами из села Ижма и окружающих поселений: Мохча, Щельяюра, Сизябска и Пильегоры. Наша деревня никогда не была пьющей, – рассказывает далее Ирина Дмитриевна. – И никогда не была чем-то большим и великим. Она всегда была, есть и будет маленькой деревенькой, в которой живут очень трудолюбивые люди, работающие от зари и до последних петухов.
А в подтверждение своих слов Ирина Синцова приводит следующую статистику:
– Так, сегодня на 60 бызовских дворов здесь есть жители, отмеченные за многолетний и добросовестный труд знаками «отличник народного просвещения», «отличник здравоохранения», «отличник погранслужбы». У нас даже есть свой почетный донор России! Этого высокого звания удостоен Михаил Александрович Головин.
Деревня Бызовая славилась и своими тружениками, выполняющими и перевыполняющими планы по заготовке сельскохозяйственных кормов, выращиванию картофеля, по надоям молока и откорму молодняка фермы «Бызовая».
Был у деревни Бызовой даже свой депутат Верховного Совета Коми АССР, бригадир фермы «Бызовая» Лира Шахтарова. Как рассказывают земляки, благодаря Лире Шахтаровой со временем в Бызовую появилась дорога, и маленькую деревню стали посещать известные личности.
Летчик-космонавт в гостях у бызовчан
Среди почетных гостей Бызовой был даже Герой Советского Союза летчик-космонавт Василий Лазарев!
Встреча с жителями деревни Бызовая
На встрече с жителями деревни Василий Григорьевич рассказал бызовчанам о развитии космонавтики и космосе, освоение которого должно служить людям всей Земли. Деревенские жители в свою очередь буквально закидали именитого гостя вопросами: их интересовала работа космонавтов, их общественная деятельность, жизнь в Звездном городке, биография гостя.
Вся уникальная история Бызовой была бережно собрана и издана в книге «Живет моя деревня»
Посетил Василий Лазарев и местную ферму. Бригадир Лира Шахтарова рассказала о фермерских трудовых буднях. Космонавт интересовался породностью скота, продуктивностью стада, условиями труда и жизни животноводов.
Вся эта уникальная история маленькой деревни была бережно собрана и издана в одной из книг, посвященной Бызовой, – «Живет моя деревня».
Не менее интересной оказалась и сегодняшняя жизнь маленькой деревни.
Часовня
Так, с удивлением я узнала, что жители деревни уже несколько лет пытаются построить православную часовню – первую за всю историю существования Бызовой!
– В Бызовой ярых поклонников, борцов какой-либо веры не было, – рассказывает Ирина Дмитриевна о духовной жизни деревни. – В метрических книгах Архангельской духовной консистории по Усть-Кожвинскому приходу 2-го Печорского округа, к которому относилась и Бызовая, в записях о рождении детей, как правило, было указано, что вера обоих родителей – православная.
Часовенка, сделанная детьми Но в июле 1943 года в Бызовую приехали три семьи из соседней деревни Красный Яг. Они придерживались старообрядчества. Их даже навещал наставник из деревни Медвежской.
Родственники моей собеседницы, судя по ее рассказам, тоже были старообрядцами.
– Моя бабушка из Головиных приехала с семьей в Бызовую в июле 1943 года. За занавеской, за печкой, на узенькой треугольной полочке у бабушки стояли старинные квадратные иконки и складень. Бабушку в молитве никогда не видела.
А из архивных документов на своего прадеда, Федора Евстафьевича Головина, я узнала, что он «придерживается раскола».
На встрече со мной другие жители Бызовой уже даже не могли с точностью сказать, какой веры придерживались их предки, но сами они были крещены в Православие.
Только вот ближайший храм находится в городе, куда надо добираться либо на такси, либо на автобусе. «А нам бы в своей деревне помолиться за наших родных!» – в один голос заявили женщины. – Часовня нам очень нужна!»
Инициатором строительства часовни в Бызовой является Ирина Шахова, дочь Анатолия Апанасенко.
– Идея возвести часовню очень интересно родилась, – рассказывает Ирина Анатольевна. – Мы с семьей готовились к муниципальному конкурсу «Мастер – золотые руки» и делали макет своего подворья: дом, банька, качели, олени, кролики и так далее. И мои дети (дочери тогда было 4 года, сыну – 8) тоже решили сделать свой вариант подворья, но за забором у них появилась почему-то и часовенка. А на мой вопрос: «Почему? Ведь у нас в деревне нет часовни», – они хором ответили: «Будет!». Дальше по роду своей деятельности я познакомилась с батюшкой из города Печоры отцом Богданом. Он сумел организовать временные службы в клубе Бызовой. Потом священника перевели в другой город. На его место пришел отец Климент (Лямин), и он помог нам приобрести бревна для сруба, которые мы и доставили в деревню.
На мои слова: «Ведь у нас в деревне нет часовни», – дети хором ответили: «Будет!»
Они так и лежат в сарае одного из пустующих ныне домов в Бызовой уже пять лет...
– Ирина Анатольевна, а в честь кого вы хотели возвести в деревне часовню? – интересуюсь напоследок.
– В нашей семье хранится икона великомученика и целителя Пантелеимона и из поколения в поколение передается связанный с этим образом рассказ о чудесном исцелении нашего родственника, – рассказывает далее Ирина Анатольевна.
Так я выяснила, что бабушка моей собеседницы верила в Бога, и у нее даже был свой уголок, в котором стояла икона великомученика Пантелеимона. Но ранее образ принадлежал ее родной сестре, муж которой, напротив, был богоборцем – ломал иконы, не разрешал ей молиться, а она ему все время говорила: «Ты не молись, я молюсь за всех». И вот однажды он на сенокосе попал себе косой в пах. И семь месяцев у него не заживала рана. И он, видимо, уже так устал, что подошел к этой иконе и сказал: «Ну, вот ты – целитель, так исцели меня! И если ты меня исцелишь, я сделаю тебе рамку, да еще и со стеклом». А в то время было трудно найти стекло. И через две недели его рана зажила. И он сделал киот для иконы и после этого случая с уважением стал относиться к иконам.
Семейная реликвия Апанасенко-Шаховых – икона великомученика и целителя Пантелеимона
Икона целителя Пантелеимона до сих пор хранится в семье Анатолия Апанасенко в красном углу вместе с другими образами.
Местные жители идею строительства часовни во имя великомученика и целителя Пантелеимона поддержали. А в один из моих приездов в Бызовую даже показали место ее возведения – рядом с деревенским кладбищем.