18/31 августа – день мирной кончины Андрея Николаевича Муравьёва, благочестивого православного христианина, путешественника, церковного писателя и историка.
Андреевский спуск. Современный вид
Красавица Андреевская церковь стройна и изящна. И когда поднимаешься по Андреевскому спуску с Подола, она величественно, постепенно вырастает, подобно нездешнему, небесному цветку.
Строительство Андреевской церкви, возведённой по проекту архитектора Варфоломея Варфоломеевича (Бартоломео) Растрелли на Андреевской горе в память посещения Киева Императрицей Елизаветой Петровной, было завершено 27 (16 по ст. ст.) мая 1753 г. Зодчий-исполнитель – москвич И. Ф. Мичурин.
Этот храм – в честь Андрея Первозванного, святого апостола наших земель.
Преподобный Нестор Летописец писал в ХII веке в «Повести временных лет»:
«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и... проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: ‟Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”. И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к словенам, где нынче стоит Новгород».
А православный писатель А. Н. Муравьев в труде «Жития Святых Российской Церкви» (1860) сообщает слова предания, что апостол Андрей достиг берегов Тавриды, сначала города Боспора (ныне Керчь), потом отправился в Кафу (теперь Феодосию). Далее предание определяет путь апостола по Тавриде так: чрез Карасу-базар на Топлау или Отузы, чрез Сугдею (ныне Судак), горами на Копихор, к горе Демерджи, где на промежутке, недалеко от Кучук-Узеня, апостол останавливался для проповеди слова Божия. Полагают, что тамошний водопад, сохранивший название Ай-Андре, назван в память апостола. Далее апостол шёл через Алушту, горою Прокла на Буюк-Лампад, Артек, Гурзуф, Ай-Даниль, Массандру, в Ялту, через Ливадию, хребтом Яйлы, по горе Ай-Петри, Байдарскою долиной – в Тепе-Кермен, Мангуп, через Чоргун в Инкерман. Во время проповеди апостола, вероятно, по пути его и окрестностям много было уверовавших во Христа, поскольку чрез 30 лет св. Климент в одном Инкермане насчитал две тысячи христиан. Из Инкермана ап. Андрей берегом бухты прошествовал в Херсонес, где один из мысов сохранил имя Св. Андрея, – это, возможно, то самое место, откуда провожали апостола для дальнейшей проповеди скифам.
Из Тавриды апостол и отправился к месту, где теперь Киев, на одной из гор Киевских водрузил крест и предсказал о Православии, которое со временем здесь будет сиять. Спустя 12 веков в память пророчества на том месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста, замененная великолепной Андреевской церковью.
Киев. Андреевский спуск, 13. Дом-музей Михаила Булгакова
Мы неслучайно вспомнили Андрея Николаевича Муравьёва (1806–1874), которого сегодня знают разве что любители паломнических записок. Меж тем это был яркий человек своего времени. Книга А. Н. Муравьёва о Святой Земле остаётся непревзойдённой. А. Пушкин считал его хорошим поэтом.
Портрет А. Н. Муравьёва. 1838 г.
Современник наших любимейших русских классиков, «талант, красавец и поэт», драматург, камергер российского Императорского двора, с 30 лет – почётный член Императорской академии наук, А. Н. Муравьёв с молодости избрал не совсем обычную для светского человека стезю: стал православным духовным писателем и историком Церкви, паломником и путешественником, оставившим нам изумительные страницы, отрадные и упоительные для православного читателя.
Мало кто помнит, что уроженец Москвы, крещеный в честь апостола Андрея Первозванного, блистательный офицер и прекрасный литератор вторую часть своей жизни связал с Киевом и немалую роль сыграл в судьбе одного из прекраснейших русских храмов – Андреевской церкви, которая уже больше двух с половиной столетий украшает «матерь городов русских».
Андреевская церковь в Киеве. 22 ноября 2012 г. Фото автора
В мае 1823 г. при переправе у Киева через разлившийся Днепр 17-летний Андрей Муравьёв испытал немалое потрясение (так как «два часа носился... между жизнью и смертью»). В Киеве он посетил лавру и все храмы, «дышал родным воздухом» в «колыбели нашего Отечества». Получив в декабре чин прапорщика, был определён в Харьковский драгунский полк.
Своим духовным путешествием на Святую Землю молодой офицер поразил многих в России, а издание в 1832-м г. паломнических записок «Путешествие ко Святым местам», после редактирования их поэтом Жуковским и Митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым), принесло автору всероссийскую известность и сравнение с Ф. Шатобрианом и Н. М. Карамзиным. Пушкин, тоже известный поэтический адресат свт. Филарета, очень тепло встретил эту публикацию:
«С умилением и невольной завистью прочли мы книгу г-на Муравьёва... Он посетил Св. места, как верующий, как смиренный христианин, как простодушный крестоносец, жаждущий повергнуться во прах пред Гробом Христа Спасителя».
Муравьёву приведется много путешествовать по местам Русского Православия, работать на высоких должностях в Священном Синоде
Муравьёву приведется много путешествовать по местам Русского Православия, побывать также в Риме, на Афоне, в Грузии, в Святогорском монастыре близ Славянска, в Херсонесе, оставить и издать обо всех поездках паломнические очерки «Путешествия по св. местам русским», «Русская Фиваида на Севере» (о Вологодчине и Белозерье), «Русская Вильна», а также «Письма о богослужении» и другие, быть высоко оценённым простыми читателями, священством и августейшими особами, работать на высоких должностях в Священном Синоде, удостоиться членства и наград различных академий. Составить, написать и издать грандиозное 12-томное собрание «Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских» (СПб, 1855–1858), являющееся оригинальными жизнеописаниями, основанными на «древней рукописи», найденной Муравьёвым в Софийском соборе.
Удивительна и уникальна связь А. Н. Муравьёва с Киевом, который он выбрал себе для окончательного укоренения. Набрав долгов, писатель выстроил себе дом и разбил сад неподалеку от Андреевской церкви.
М. К. Клодт. Вид в Киеве из сада А. Н. Муравьёва. 1871 г.
«Особенно почитая св. апостола Андрея Первозванного и написав ему акафист, он приложил огромные усилия по спасению Андреевской церкви, стал её ктитором, – пишет историк. – Найдя жертвователей, устроил в подвальной части храм во имя Прп. Сергия Радонежского, обеспечил устройство иконостаса и икон из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Но самым большим его вкладом стала частица мощей св. апостола, полученная на Афоне. Во второй половине XIX в. именно А. Н. Муравьеву удалось сохранить исторический центр Киева, в т.ч. архитектурный ансамбль Св. Софии Киевской».
В августе 1869 г. Киев посетила Императрица Мария Александровна, среди сопровождавших лиц был Фёдор Тютчев. Давний питерский приятель Муравьёва около недели провёл в общении с ним, осматривая церковные древности Киева. Поэт оставил другу посвящение:
Там, где на высоте обрыва
Воздушно-светозарный храм
Уходит в выспрь – очам на диво,
Как бы парящий к небесам;
Где Первозванного Андрея
Ещё поднесь сияет крест,
На небе киевском белея,
Святой блюститель этих мест, –
К стопам его свою обитель
Благоговейно прислоня,
Живёшь ты там – не праздный житель –
На склоне трудового дня.
И кто бы мог без умиленья.
И ныне не почтить в тебе
Единство жизни и стремленья
И твердость стойкую в борьбе?..
Через 4 года Муравьёва посетит здесь поэт Апухтин и тоже напишет:
Уставши на пути, тернистом и далеком,
Приют для отдыха волшебный создал ты.
На всё минувшее давно спокойным оком
Ты смотришь с этой высоты.
Пусть там, внизу, кругом клокочет жизнь иная
В тупой вражде томящихся людей, –
Сюда лишь изредка доходит, замирая,
Невнятный гул рыданий и страстей…
Скончался Андрей Николаевич тихо – 18-го августа 1874 г., успев весной того же года совершить новую поездку на Афон – «для обеспечения прав основанного им там русского Андреевского скита и увещевания греческих монахов, восставших на русскую братию монастыря Св. Пантелеимона».
Но предание тела земле,
«по причине опоздавшей телеграммы с Высочайшим разрешением о погребении усопшего под Андреевскою церковию, последовало 22-го августа в 12 часов дня, Величественный Андреевский храм далеко не мог вместить в себе всех собравшихся отдать последний долг русскому духовному писателю Андрею Муравьёву. Обширная терраса вокруг храма, вся широкая, длинная, с тремя уступами, лестница, вся площадка у подножия её и все ведущие к храму улицы были буквально запружены народом. Поразительна была картина следования гроба от верхней церкви по обширной лестнице, мимо средней, в самую нижнюю, так называемую ‟подземную”, устроенную самим Андреем Николаевичем в глубоком храмовом подвале во имя Прп. Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Тут и почил он прахом своим до общего воскресения».
Табличка на месте захоронения А. Н. Муравьева Фото автора
Верим, что знаменитый храм, уже побывавший и у раскольников из УАПЦ, а в 2018-м г., стараниями Порошенко, по политическим причинам отданный Константинопольскому Патриархату (и теперь почти пустующий), однажды вернётся в лоно канонической Церкви.