Николай застал «мягкие» гонения на веру в советском Ленинграде, а священником решил стать еще в детстве. В Суоми, Страну озер, его отправили еще на излете Перестройки, и до сих пор он самоотверженно несет свое служение на благо вверенной Богом пастве. О самоотверженности прихожан и трудностях эпохи пандемии, вызовах воинствующего секуляризма, пастырском опыте и нравственных коллизиях – наша беседа с протоиереем Николаем Воскобойниковым, настоятелем Свято-Никольского прихода Русской Православной Церкви в Хельсинки.
Протоиерей Николай Воскобойников
– Отец Николай, как вы пришли к вере?
– Я родился в христианской семье. С младенчества был воспитан в православной вере. То, что я вырос православным христианином, – это труды моих добрых родителей: отца, протоиерея Пантелеимона, и мамы, Евгении Михайловны.
Семья жила в Ленинграде, где в 1970-е годы я учился в средней школе. Советская страна тогда занималась построением нового коммунистического общества, в котором, по замыслу идеологов, не должно было оставаться места для религии. В школе педагоги с ученым видом объясняли, что «Бога нет». Рассказывали, как попы обманывают народ. Разоблачали церковников, которые, по их словам, обогащали воду ионами серебра, выдавая ее за «святую воду», а также делали многие другие химические фокусы. Экскурсовод в Исаакиевском соборе, демонстрируя маятник Фуко, авторитетным тоном заявлял, что «Бога нет», ибо Земля вращается. Такой пещерный советский госатеизм изливался на советский народ через СМИ, киноиндустрию, «культурно-просветительные» мероприятия, массовые организации. Вся эта атеистическая шелуха не смогла отвратить от веры в Бога ни меня, ни моего брата Александра, который тоже потом стал священником.
В жизни, в окружающей нас реальности мы видели совершенно другую Церковь, не ту, фальшивую, о которой нам рассказывали профессиональные болтуны. Я помню храмы, где служил отец, помню достойнейших пастырей, с которыми отец дружил и сослужил. Я помню добрых православных верующих, высокообразованных и неграмотных, которые внушали уважение. Я был знаком с исповедниками веры, мирянами, монахами и монахинями из разоренных обителей, которые рассказывали, как большевики разоряли монастыри, рушили храмы, преследовали за веру. Мама читала нам рассказы из Библии, жития святых и истории о подвигах мучеников. Повзрослев, я уже сам читал книги из отцовской библиотеки. Ответы на многие вопросы приходили через книги либо через как бы случайные встречи с разными людьми. Господь вел меня, как будто взяв за руку, спасая меня от неожиданных опасностей. Сколько помню себя, всегда чувствовал незримое присутствие Божие и действие Бога в моей жизни.
Всегда чувствовал незримое присутствие Божие и действие Бога в моей жизни
Конечно, на жизненном пути бывали кризисы, когда кажется, будто над головой только свинцовое небо, солнце сокрыто, а есть ли оно, солнце, там за тучами? В особенности это ярко проявлялось в подростковом возрасте, когда перед юным человеком особенно остро стоит поиск Смысла. Даже человек, воспитанный с детства в вере, взрослея, в какой-то момент в духовном и интеллектуальном смысле оказывается как бы птенцом, выпадающим из гнезда, – наедине с самим собой и пустым пространством. Прежние авторитеты кажутся не совсем компетентными, ты сам должен сделать выбор, куда лететь. И тут Господь являл себя как бы в «веянии тихого ветра» (3 Цар. 19, 12).
В школе учителя убеждали меня вступить в комсомол, говорили, что без этого нет будущего у молодого человека в советском обществе. Устав комсомола требовал от своих членов быть атеистами. А это означало отречение от Христа. Пожалуй, нет падения более страшного, ведь это значит, что и Он отречется от тебя (ср. Мф. 10, 32). Учителям я отвечал, что я верующий, поэтому не могу быть комсомольцем, в ответ мне предлагали отречься от «религиозных предрассудков». Конечно, это было не то давление, которое пережило поколение моих родителей.
21 ноября 1989 года митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Святейший Патриарх Алексий) в Никольском храме перед началом Божественной литургии
– Хотел уже было спросить, почему же решили стать священником… Но, кажется, из вашего рассказа ответ уже становится очевиден.
– Священником желал стать с детских лет. У меня было горячее желание помочь Церкви, послужить ей – в то время, когда свобода веры была крайне ограниченной. Для этого требовалось приобрести глубокие знания о нашей вере. Наверное, мне было около 10 лет, когда я определил для себя цель – служить Богу в Церкви.
Мне было около 10 лет, когда я определил для себя цель – служить Богу в Церкви
Окончив школу и отслужив в армии, в 1982-м году я поступил в Ленинградскую духовную семинарию, потом в академию, которую закончил в 1988-м году. Это были счастливейшие студенческие годы. Я испытывал радость участия в сообществе профессоров и студентов, единомышленников, где можно свободно говорить о своей вере, обретать знания, участвовать в совместных молитвах и церковных торжествах. Окончание обучения совпало с эпохой, когда рушились атеистические идеологические устои. Церковь постепенно освобождалась от наложенных пут. Началом перемен было празднование 1000-летия Крещения Руси. Знаком смены эпох в Ленинграде было решение властей передать епархии в пользование 4 храма, в дополнение к 10 действующим, а также открытие для молитвы часовни Ксении Блаженной. Тогда это казалось чем-то невероятным, ибо до этого храмы отбирали, разоряли и разрушали. Священников стали приглашать на телевизионные эфиры. Совершались массовые Крещения детей и взрослых. Церковь вступала эпоху религиозной свободы.
– А как вы оказались в Финляндии?
– Еще будучи студентом духовной академии, я исполнял обязанности иподиакона Святейшего Патриарха Алексия, в бытность его ленинградским митрополитом. В 1988-м году я вступил в брак. А спустя год, в 1989-м году, митрополит Алексий, который управлял тогда Патриаршими приходами в Финляндии, направил меня священником, а мою супругу Таисию Николаевну – регентом в Никольский храм в Хельсинки. Так я стал третьим священником Никольского храма. Одновременно по линии студенческого обмена между духовными учебными заведениями я стал студентом богословского факультета Хельсинкского университета.
21.09.1994 Патриаршее служение в Никольском храме.
В 1998-м году скончался прежний настоятель прихода, протоиерей Михаил Поляченко. В соответствии с Уставом, приходу предстояло выбрать настоятеля. В выборах имеют право участвовать все зарегистрированные члены прихода. Церковный совет понимал, что выборы – дело очень сложное, и поэтому предложил правящему архиерею (тогда это был владыка Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси) две кандидатуры, из которых он выбрал бы одного. Но владыка настоял на том, чтобы церковный совет действовал строго по закону и в согласии с Уставом: чтобы провели выборы, и лишь один избранный кандидат был бы представлен на утверждение. Во избежание искушений «предвыборной борьбы», основные кандидаты провели выбор по жребию. Получилось так, что настоятелем был избран я, и владыка Кирилл утвердил меня в должности настоятеля.
Митрополит Кирилл (Святейший Патриарх) в Никольском храме, 2004 год.
– Расскажите о своем первом впечатлении от Финляндии. Может, был культурный шок? Что и тогда, и сегодня бросается в глаза по части образа жизни, менталитета, каких-то правил и общественных установок, да и вообще в жизни в стране?
– Первые богослужения в Финляндии действительно ввергли меня в шок. Я, привыкший к праздничным богослужениям в Ленинграде, Таллине и Новгороде, при массовом стечении духовенства и мирян, оказался в храме, где на воскресное богослужение собиралось около 15 человек, включая певчих и членов семьи духовенства. Запомнилось тягостное впечатление, когда на богослужение Великой Субботы в 1989-м году пришло около 10 человек прихожан.
Первый храм прихода на Третьей линии в Хельсинки, 1932 г. Поначалу было очень трудно. Мы с супругой оказались как деревья, которые пересажены в другую почву. Крайне не хватало общения с родственниками и друзьями из Ленинграда-Петербурга. Все связи остались в России и на Украине. Коммуникации были ограничены. Телефонные переговоры в те времена стоили крайне дорого. Поэтому сильно скучали по любимому городу Петербургу, родственникам и друзьям. С другой стороны, город Хельсинки принял нас приветливо.
– Вам нравится здесь жить? Не бывает желания попроситься на Родину?
– Вся земля Господня. И когда человек с Богом, когда есть любимое дело, когда есть семья – ему везде хорошо. Планов проситься куда-либо у меня нет. Хотя я вполне допускаю возможность служения в России, если на то буду призван.
Когда человек с Богом, когда есть любимое дело, когда есть семья – везде хорошо
– Расскажите о жизни в Финляндии. Люди, атмосфера, плюсы и минусы. Дайте расширенную картину того, как выглядит страна глазами русского человека.
– На просторах Интернета есть множество страничек, где рассказывается о сходстве и различии русских и финнов. Об этом можно говорить до бесконечности. Даже среди людей, проживающих в одном городе, например, в Москве, мы можем найти столь непохожие друг на друга группы, что иногда, читая светскую хронику, диву даешься: «Что?.. Разве такое может быть?»
Хельсинки – город интернациональный, поликультурный. Иностранцу здесь легче освоиться, чем в финской глубинке. Со своей стороны, могу сказать только одно: финны очень похожи на нас, русских.
– Сколько лет насчитывает история Православия в Финляндии?
– Православная вера начала распространяться в Финляндии со стороны Новгородского княжества еще с ХII века. Валаамский монастырь, Коневецкая обитель и Печенгский монастырь стали центрами духовного просвещения для финских племен, главным образом для карелов. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII века начался новый период в истории Православия в Карелии. В XIX веке, после образования Великого княжества Финляндского в составе Российской Империи, число православного населения в Финляндии выросло в разы. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892-м году была основана самостоятельная епархия в Выборге. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари.
Строительство Никольского храма, 1938 год
– А сколько сегодня приходов в епархии? И вообще, как много здесь православных в наши дни, и каких юрисдикций?
– Всего немногим более 1% населения страны являются православными. Православие в Финляндии представлено двумя Патриархатами – Московским и Константинопольским. Московский здесь находится еще со времен Новгородского княжества, то есть история очень долгая. А Константинопольский Патриархат пришел сюда только в 1923-м году, на ту почву, которая уже была возделана миссионерами, тружениками и подвижниками Русской Церкви. В настоящее время большая часть православных в Финляндии относится к Константинопольскому Патриархату, всего чуть более 58 тысяч человек. В основном это финноязычные люди, но русские там тоже присутствуют. Сейчас Русская Церковь в Финляндии – это более 4 тысяч прихожан. В это число входят прихожане Свято-Никольского прихода и Покровского прихода Московского Патриархата. Есть еще и другие православные общины, находящиеся в юрисдикции Московского Патриархата, которые не зарегистрированы как религиозные организации, поэтому в финской религиозной статистике они совсем не учитываются. Это, в частности, храм при консульстве РФ в Турку, небольшая община есть недалеко от Тампере – поселок Сторми, есть также и община в Пори.
Регистрация членства в приходах ведется на уровне государственного регистрирующего органа – Реестра народонаселения Финляндии. После принятия в приход нового члена, регистрационная анкета нового прихожанина пересылается в государственный регистрирующий орган. Поэтому религиозная статистика довольно реалистично отражает степень общественной поддержки той или иной религиозной организации. Приходские канцелярии регулярно получают обновленные сведения об изменениях места жительства и имени (фамилии) прихожан.
Строительство Никольского храма, 1938 год
– Теперь к приходу. Сначала – об истории его основания. Как родилась идея построить здесь храм, и кто был инициатором этого доброго дела?
– Наш приход насчитывает почти 95-летнюю историю. Он был основан в 1927-м.
Учредителями прихода были благочестивые русские люди, в основном военные. Им удалось практически с нуля создать наш приход. Первый настоятель – протоиерей Николай Щукин – до своего рукоположения служил в армии военным инженером. Он был рукоположен в священный сан в Москве 1920-м году, затем по Кронштадтскому льду пришел в Финляндию, разделив судьбу беженцев.
У общины поначалу была только одна икона – святителя Николая Чудотворца
У общины поначалу была только одна икона – святителя Николая Чудотворца, перед ней читали акафисты. Со временем храм разместился в арендованном помещении на Третьей линии в Хельсинки. В 1930-х годах XX века общине удалось получить небольшой участок земли на территории бывшего русского военного кладбища. Примечательно, что, когда стоили храм в 1938-м году, в его фундамент и стены легли камни, привезенные от разрушенной Часовни Мира, некогда построенной в Гельсингфорсе к 100-летию Фридрихсгамского мирного договора и освященной в год празднования 300-летия царствования Дома Романовых. Строительство приходского храма было выполнено благодаря частным пожертвованиям. В нашем приходе до войны чтились дореволюционные традиции, по Царским дням служились панихиды. Русских офицеров до войны хоронили здесь, под бело-сине-красным флагом. Община довольно быстро развивалась. Этому способствовал ряд факторов: большая поддержка православных мирян, могучая личность настоятеля и, конечно, появившаяся в Финляндии свобода вероисповедания.
Внутреннее убранство храма. Год 1939, Светлая Седмица.
– На сегодняшний день община большая? Состоит из русских, или же есть представили других национальностей, в том числе местные?
– В 2021-м году численность прихожан Свято-Никольского прихода превысила 3700 человек. Еще в 1999-м году, когда я стал настоятелем, членов прихода было менее 700 человек. Каждый год к нам приходит более 100 новых членов. Статистика показывает, что более 70% вступивших в наш приход прихожан в последние годы – это люди моложе 35 лет.
В приходе, кроме настоятеля, трудятся ещё два священника: старейший клирик Патриарших приходов протоиерей Орест Червинский и священник Владислав Меньшиков.
Наши прихожане – это выходцы из разных общественных групп. Есть прихожане, чьи предки являлись жителями Финляндии в XVIII и XIX веках. Большая часть прихожан – это русскоязычные выходцы из разных стран постсоветского пространства – России, Украины, Белоруссии, Прибалтики, Грузии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана. Также в общине есть шведы, эстонцы, латыши, румыны и даже выходцы из Латинской Америки.
Есть в приходе и природные финны. Мотивы, по которым финны приходят к нам на приход, различны. Некоторые очарованы красотой славянского богослужения, но для основной части финноязычных прихожан это сознательный выбор в пользу старого календарного стиля, церковной практики и русского богослужебного и канонического уклада.
Сегодня Свято-Никольский приход в Хельсинки – это самая большая по численности членов русскоязычная организация в Финляндии.
Свято-Никольский приход в Хельсинки – это самая большая русскоязычная организация в Финляндии
– Есть ли какая-то закономерность в мотивации тех или иных прихожан-соотечественников, перебравшихся в страну из России и других территорий «Русского мира»?
– Наши соотечественники приезжают в Финляндию по разным причинам. Самая значительная часть прихожан – это ингерманландцы, этнические финны, исторически проживавшие на территории Ленинградской области, которые в 1990-х годах получили право переезда на жительство в Финляндию. Другая группа – это трудовые иммигранты, лица, находящиеся в рабочей командировке, и студенческая молодежь. Еще одна группа – это члены финских семей. Есть какое-то количество беженцев.
– Вспомните самый яркий случай обращения кого-то из местных в Православие.
– Мне рассказали один случай, который произошел у нас в храме. Пришел один человек, который в детстве был крещен в Католической церкви, сам он не был практикующим христианином. Предыдущие 10 дней он сильно болел, воспаление легких, эти дни он не мог спать. Он пришел со своим взрослым верующим сыном. Во время всенощной под Успение он подошел к Помазанию и вкусил благословенного хлеба. Пробудившись наутро, он спросил у сына: «Что мне вчера дали в храме? Я впервые за эти дни мог спокойно спать». С этого дня начался его путь в православной вере. Кто-то скажет, что рассказ этот неубедителен, что историю чудесного исцеления можно объяснить естественными причинами. Согласен, когда Господь касается души человека, для пережившего встречу с Богом – это потрясающее событие, которое не обязательно является очевидным для окружающих.
В большинстве случаев обращение к православной вере происходит в тихости. Кто-то приходит к вере через длительный, напряжённый духовный поиск. Кто-то становится христианином, пережив какую-нибудь скорбь или потерю близких. Кто-то – через чтение Слова Божия, кто-то – через телеканал «Союз». Кто-то – через общение с православными верующими.
Одна наша прихожанка по имени Елена рассказала о чуде, перевернувшем ее жизнь. Имея смутные представления о вере, она тем не менее по просьбе лучшей подруги согласилась стать крестной ее дочери. Совершив Крещение, священник сказал, что теперь она будет отвечать за свою крестницу на Страшном Суде. Придя домой, она стала читать про Страшный Суд на одном из известных православных сайтов. Читала около недели все подряд. И стало приходить осознание, и в один день, проснувшись утром, лежа в кровати, удивилась, что ей больше не нужен ингалятор, чтобы встать. «Так я и поняла, со слезами на глазах, что верю в Бога. В этот день был праздник Успения Пресвятой Богородицы, он для меня теперь особенный, как второй день рождения», – рассказала мне Елена.
Один человек рассказывал, что он обрел веру через обыкновенную человеческую любовь. Он рассказывал, что он так благодарен Господу за это чудо, эту замечательную женщину, с которой он связал свою жизнь. Кто-то познает, насколько велик Божий дар, лишь после того, как потерял близкого. Каждого Господь ведет своим путем.
Мне регулярно и часто приходится общаться с людьми, которые хотят просто поговорить о православной вере. Кто-то начинает разговор с просьбы о Крещении. Кто-то приходит хорошо подготовленным, кого-то нужно готовить к принятию этого великого таинства. Кто-то был крещен в детстве и, уже став взрослым, нуждается в помощи, чтобы сделать первые шаги в Церкви.
Не только русскоязычные, но и природные финны обращаются к нам и просят принять их в православную веру. В подготовке финноязычных христиан ко Крещению нам очень сильно помогает священник, финн по национальности – отец Тимофей Сойсало.
Митрополит Николай Ярушевич перед входом в храм. 1950-е годы
– Поделитесь особенностями приходской жизни. На каком языке совершаете богослужение? Есть какие-то особенности в совершении служб, возможно, сложились местные традиции, и есть особо почитаемые праздники?
– Богослужения у нас совершаются на церковнославянском языке. В храме практикуется русская богослужебная традиция. Главная особенность, которая отличает приход от Финской Православной Церкви, – это использование в богослужебной практике Юлианского календаря. Проповеди произносятся по-русски, частные богослужения – требы – могут совершаться по-церковнославянски и по-фински.
Кроме общественных богослужений, почти ежедневно совершаются частные богослужения и мероприятия (в храме, на дому, в больницах…). Празднование храмового праздника совершается 22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца.
Приход имеет право совершать законную регистрацию брака.
6мая 1974 года Святейший Патриарх Пимен совершил Божественную литургию в Никольском храме
– Насколько вовлечены в жизнь общины сами прихожане? Забота о благоустроении прихода и финансовые вопросы лежат полностью на плечах священника, или глубоко сознательные прихожане активно эту нагрузку разделяют? Насколько «живым» можно назвать приходской совет и приходское собрание?
– Членство в приходе – это ответственность. В общественном смысле, приход состоит из прихожан. Члены прихода на ежегодно созываемых собраниях формируют органы самоуправления приходом – церковный совет, избирают церковного старосту и казначея. Члены прихода имеют право выбирать кандидатов на должность настоятеля и прочих членов клира. На общих собраниях прихода решаются наиболее значимые для жизни общины вопросы.
Приход существует на пожертвования прихожан и прихожанами содержится. Материальная поддержка прихода осуществляется в виде добровольных членских взносов и пожертвований. Прихожане, зарегистрированные в нашем приходе, церковный налог не платят. Существенное отличие членских взносов от церковного налога в том, что церковный налог взимают налоговые органы независимо от вашего желания, тогда как членский взнос всегда доброволен.
– А что касается образовательных, благотворительных, социальных проектов – получается что-то делать? Расскажите об этом подробнее.
– Почти вся приходская работа ведется в основном за счет добровольного труда прихожан. Скромное жалование за свой труд получают лишь священники и регент.
Пение в церковном хоре и несение послушания за свечным ящиком, работа в приходской библиотеке, печение просфор и участие в приготовлении угощений к церковным праздникам, диаконическая работа и заботы по обновлению домашней странички в Интернете, мелкие и крупные ремонтные работы в храме, швейные работы – во всех этих областях используется главным образом добровольный труд прихожан. Все уборочные работы в храме и на территории кладбища так же ведутся за счет добровольного труда прихожан.
Проводятся спевки церковного хора и подготовки к ярмаркам.
В «допандемийные» времена проводились занятия воскресной школы в трех группах, кружковая работа с детьми, рождественские, пасхальные и иные детские праздники. Все это будет восстановлено после окончания эпидемии.
В приходе находятся добровольцы, оказывающие нуждающимся социальную помощь. В Финляндии, где государственная социальная поддержка довольно сильна, помощь в приходе носит специфический характер. Это главным образом психологическая поддержка людей, оказавшимся в беде. Это содействие недавним переселенцам, с которыми нужно просто пройти по разным государственным конторам и организациям в качестве переводчика. Иногда предоставляется помощь в виде простейшей юридической консультации (в какую организацию или контору обратиться в разных житейских случаях, составление писем о помощи…). Иногда приход предоставляет на короткий срок жилье при храме людям, оказавшимся без крыши над головой. При храме также организована бесплатная раздача хлеба и хлебобулочных изделий для нуждающихся.
Большое значение придается катехизации и воцерковлению взрослых. В «допандемийные» времена каждую среду после молебного пения с акафистом мною проводились систематические катехизические беседы о православной вере в помещении крипты Свято-Никольского храма. В связи с карантинными ограничениями сейчас проводим пока только индивидуальные катехизические занятия с готовившимися ко Крещению.
Прихожане Свято-Никольского храма
– Расскажите о самых ярких событиях жизни прихода последних лет (или не последних, а вообще за всю его историю).
– Почти 2 года мы продолжаем служение в условиях карантинных ограничений.
Для того чтобы максимальное число богомольцев могло принять участие в Божественной службе, в летний период мы старались служить литургию под открытым небом, на площадке рядом с храмом. Накануне вечером изучали прогноз погоды на завтра. В некоторых случаях, чтобы попасть в благоприятное погодное «окно», смещали начало богослужения на полчаса раньше или позже, о чем заранее оповещали прихожан через приходской чат. В июле 2021 года в один воскресный день прогноз погоды давал нам немного шансов. К началу богослужения карта прогноза гарантированно показывала благоприятную погоду лишь на час вперед. Чтобы не огорчать собравшийся церковный народ, было принято решение начинать литургию на площадке рядом с храмом. После Херувимской песни помощник сообщил мне, что по прогнозу большая ливневая туча накроет район через 5–10 минут. После пения Символа веры я повернулся на запад, чтобы преподать литургическое благословение. С запада я увидел совсем рядом надвигающуюся на нас атмосферную черную стену. Мы все, конечно, мысленно взмолились о пощаде. Литургия продолжалась, лишь порывы ветра напоминали о стихии. К моменту пения «Отче наш» появилось солнце. Во время Причащения я увидел женщину, мокрую от дождя. Она подносила младенца к Причастию. После службы она рассказала, что шла в храм по соседней улице, когда мощный ливень пронесся над районом. Она была сильно удивлена, когда пришла к храму и увидела, что все сухо.
Другое незабываемое событие. Шел Великий пост 2021 года. Мы готовились к празднику Пасхи. С учетом ограничений, в храме могли присутствовать одновременно около 30 человек. До этого появились газетные сообщения о вмешательстве полиции и прерывании богослужения у протестантов из-за нарушения дистанции. По опыту прошлых лет мы знали, что на Пасху собиралось обычно более 500 человек, к концу богослужения оставалось около 250 человек. Как нам организовать пасхальное богослужение, чтобы максимум людей могли участвовать в пасхальной службе, и чтобы ее не прервали из-за нарушения карантинных правил? Этот вопрос я поставил на обсуждение в приходском чате за две недели до Пасхи. Началось бурное обсуждение. В результате родилась решение. Чтобы не нарушить социальную дистанцию, территория приходского кладбища рядом с храмом была разбита на сектора. Волонтеры у входа на кладбище встречали прибывающих богомольцев и провожали до места, где было позволено стоять. Богомольцев размещали на территории кладбища, вдоль рядов могил, с соблюдением дистанции. В результате порядок был идеальным. Из храма велась трансляция звука. Внутри храма находились только причт и хор. На крестный ход вышли только духовенство и хор. На песнях канона священники поочередно выходили из храма и совершали каждение, проходя вдоль рядов богомольцев, на разных языках приветствуя прихожан радостным восклицанием: «Христос Воскресе!» Было полное безветрие. Даже свечи на трехсвечнике не гасли. Все, кто готовился, смогли приступить к таинству Евхаристии. Весь порядок делался руками волонтеров. Это было какое-то чудо ответственности и самоорганизации. Те, кто занимался организацией массовых мероприятий, поймут, о чем я говорю.
– Расскажите, поддерживаете на уровне прихода связи с Родиной? Бывают какие-то совместные мероприятия, например, с приходом из России?
– Приход обязательно поддерживает постоянную связь со священноначалием нашей Церкви. В «допандемийные» времена довольно часто в наш храм приезжали паломнические группы из Петербурга, Москвы и других городов. Приезжали часто и сослужили с нами священники из России, Украины и других стран. Сам я, когда бываю в России или на Украине, находясь в отпуске в праздничные и воскресные дни, стараюсь участвовать в службе, где это возможно. Наши прихожане часто паломничают по монастырям России, Украины, Эстонии, бывают в Греции, Грузии и на Афоне.
– Вы как-то взаимодействуете с представителями инославных конфессий и других религий?
– Мы живем в стране, где основная религиозная конфессия – это Евангелическо-Лютеранская церковь. В настоящее время к ЕЛЦФ принадлежат 68% населения Финляндии. Что же касается города Хельсинки, доля жителей финской столицы, состоящих в рядах Евангелическо-Лютеранской церкви, в 2021-м году опустилась ниже отметки в 50 процентов. Число членов ЕЛЦФ на протяжении многих лет постепенно сокращается. В год она тает примерно на 1%. Еще в 2008-м году лютеран в стране насчитывалось более 80% населения.
Обычно встречи с лютеранами происходят на площадке Покровских и Сретенских чтений, которые организовывает представительство Московской Патриархии в Финляндии. Иногда служители Евангелическо-Лютеранской церкви приходит к нам в храм частным образом. Встречаемся, разговариваем, обсуждаем стоящие перед христианами вызовы.
– Как складываются отношения с государством? Есть ли поддержка или, наоборот, препятствия деятельности общины?
– Финское общество хорошо знакомо с православной традицией, и православные не чувствуют себя ущемленными. Да и вообще, со стороны государства ко всем религиям отношение толерантное. Политика поликультурности, проводимая в последние годы, делает свое дело. На наш приход никто сейчас не смотрит как на нечто чуждое финляндскому обществу. Более того, в процессе диалога с городскими властями Хельсинки мы замечали, как к нашим нуждам относились с большим пониманием. Однако в маленьких муниципальных образованиях православным бывает труднее реализовать свое право на религиозное обучение в школе.
– Вы работаете? Считаете ли, что священник должен работать?
– Вообще, нормой является, когда священник питается от алтаря. То есть в нормальной ситуации приход должен содержать священника.
Но существуют и другая модель, она распространена в странах рассеяния. Когда приход новообразованный, малочисленный и не имеет достаточной материальной базы для содержания священника. Но тем не менее этот приход, эта небольшая группа прихожан остро нуждается в священническом служении, и тогда архиерей соглашается им из их среды поставить благочестивого человека, которой, может быть, и не имеет систематического богословского образования, но который может совмещать свою светскую работу со служением у алтаря. В истории нашего прихода таковыми были протоиерей Николай Старостин, протоиерей Михаил Поляченко, диакон Феодор Лукьянов. Ныне здравствующий протоиерей Орест Червинский в 1980-90-х годах также совмещал священническое служение со светской работой. Иерей Владислав Меньшиков и ныне совмещает священнослужение со светским трудом. Также и я в 1990-х годах трудился дворником в доме, в котором проживал.
– С какими серьезными духовными вопросами от прихожан вы как пастырь сталкиваетесь в своем служении?
– Есть вечные проблемы, которые всегда стояли перед человечеством: болезни, страдания, разлуки, разочарования, смерть. Главные духовные вопросы – это то, что происходит внутри каждого человека со времен Адамова грехопадения и даже доныне. Ничего нового тут нет: это греховные страсти.
Есть вечные проблемы, которые всегда стояли перед человечеством: болезни, страдания, разлуки, разочарования, смерть
– Что считаете вызовом времени для православного человека? Возможно, конкретно в Финляндии.
– Проблемы, стоящие перед нами, находятся в прямой зависимости от состояния общества, в котором мы живем. Это и проблемы трудоустройства для молодых людей. Это и нехватка социального жилья в Хельсинки для необеспеченных семей. Это и проблемы, связанные с сохранением русского языка.
Но, пожалуй, главным вызовом на сегодня является воинствующий секуляризм, который стремится вытеснить религию из общественной сферы. Одна из граней секуляризма – это попытка пересмотреть основы общественной нравственности, которая в Европе некогда была замешана на христианских заповедях. Это и забвение, даже презрение семейных ценностей. Всему этому христианин должен противопоставить твердую веру и личное мужество. В контексте нынешних событий, может быть, это наиболее важно.
– Главный урок за годы священнического служения?
– Все, что делает священник, он должен делать с величайшим смирением и любовью. Тем более церковное учительство должно проходить в духе глубокого смирения и любви, тогда только это служение принесет плод свой.
Еще очень важно помнить, что всегда, за какое бы дело ни принимались, нужно молиться Богу о благопоспешении. В начале каждого дня, планируя те или иные дела, мероприятия или встречи, о каждом деле нужно испрашивать Божественную помощь и благословение.
– Если паломник (или путешественник) из России окажется в Финляндии, какие места вы обязательно посоветуете ему посетить?
– В Финляндии есть множества мест, которые будут интересны для туристов из России. Об этом лучше расскажет Tripadvisor. Есть много мест, связанных с совместной историей России и Финляндии. Для православных же людей, наверно, будет интересно посетить Ново-Валаамский монастырь и другие храмы, например, Успенский собор в Хельсинки. К сожалению, мы не имеем благословения причащаться в этих храмах, в связи с прерыванием евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом.
Если кто из читателей окажется в Гельсингфорсе, то добро пожаловать в наш храм.
– В завершение задам наш традиционный вопрос. Какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают вас в трудные минуты жизни? Возможно, с этим даже связана какая-то история.
– «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Мы живем в мире нравственных коллизий. Каждый день нам приходится делать выбор, как поступить в той или иной ситуации. Делая этот выбор, мы всегда должны обдумывать, не отдаляет ли нас наше сиюминутное решение, поступок или стремление от Божия Царства.