Кто движим чувством долга, не потеряет награды своей

Продолжение. Начало – «Если хочешь быть полезен, или Как стать своим на приходе», «Хочешь быть полезным? Будь».

В предыдущих материалах говорилось о тех ловушках, которые подстерегают новичка, желающего войти в деятельную жизнь приходской общины. Теперь уместно поговорить и о ловушках для тех, кто эту общину формировал: о духовенстве и о «старых» прихожанах.

Каков поп, таков и приход

Как известно, за любой поговоркой стоит серьезное статистическое исследование. А каков не «таков» может быть поп?

Самое страшное для общины – перестать чувствовать себя частью Церкви

Да каков угодно! Мало ли путей, уводящих нас от Бога… Но в рамках заданной темы хотелось бы выделить три основные проблемы:

1. Самое страшное для общины – перестать чувствовать себя частью Церкви. Община может быть сколь угодно деятельной, но если она начинает замыкаться – дело плохо.

Модификаций этого явления существует множество, и речь сейчас не о них, а о сути: прихожане (или монахи) в какой-то момент противопоставляют себя Церкви, или, вернее, начинают считать, что Церковь – это только или преимущественно они. И в случаях с приходами такое уродство развития зависит исключительно от духовенства.

2. Меньшее зло, но всё же зло – чрезмерная состязательность. А в вопросах жизни христианской общины она почти всегда чрезмерная. Сложно удержаться на рассуждении: «Посмотрите, какую замечательную идею реализовал соседний приход – сделал детскую площадку! А разве мы не справимся? Давайте тоже сделаем!» – И не сползти на мысль: «Мы сделаем еще лучше – пусть утрутся!»

3. И последнее: едва ли здоровая и деятельная община сформируется вокруг священника, который не воспринимает прихожан как Богом данных ему близких, а относится к ним потребительски.

Конечно, далеко не всем доступна такая степень отечности, как отцу Борису из материала «Никому старец благодатный не нужен?». Но если священник живет – как сыр в масле катается, а работающим в храме платит гроши – надо задуматься. Если звал в храм на одних условиях, а требует труда вдвое больше (или платит вдвое меньше) – плохой признак. Если, наконец, священник говорит: «Вы обязаны помогать храму, вы должны тут трудиться бескорыстно…», если для достижения этих самых «должны и обязаны» начинает шантажировать карами Божьими, стоит присмотреться к кому-то ещё!

В идеале, община – это семья

Приходская община должна, в идеале, развиваться как семья. А семья – это не только отношения родители-дети, это еще и старшие-младшие братья и сестры. Поэтому рассуждения, которые ниже приводятся о священнослужителях, во многом подходят и для «старых» прихожан, уже несущих на приходе какое-либо послушание.

Почему старшие в семье должны трудиться? В первую очередь потому, что у них есть обязательства перед другими членами семьи. А к ним относится не только их материальное содержание, но и их воспитание в духе трудолюбия, в духе верного понимания человеческого достоинства. Поэтому нравственно здоровые люди трудятся даже там, где их материальный достаток позволяет этого не делать.

И если мы посмотрим под этим углом на жизнь прихода, то увидим, что это относится и к духовенству: даже в богатом приходе, чей доход не зависит от деятельной натуры священников, они всё равно обязаны трудиться. Как минимум, им должно чаще служить.

Как священник сможет говорить прихожанам о несении креста, если хотя бы не устает так же, как они? Какое у него останется моральное право проповедовать ту же многодетность, если он может целыми днями заниматься своей семьей, а его прихожане (а иногда и его работники!) работают с утра до ночи?

Если у священника нет морального права нагружать прихожан, а он их нагружает, то это повредит его душе

Итак, важный момент в жизни прихода: если у священника нет морального права нагружать прихожан, а он их нагружает, то это повредит его душе и приведет к искажениям в развитии общины. Если же он поистине выкладывается на благо Церкви, пусть и с разной степенью состоятельности, то право это он приобретает, и тогда ему надо срочно решать следующую нравственную задачу: насколько сильно можно нагружать людей?

А как в семье?

Смотря каковы обстоятельства жизни. У людей есть чувство справедливости: когда имеется острая нужда в том, чтоб мальчик работал на благо семьи, он в шесть лет пойдет возить на санях дрова! – и от Бога будет похвален, и сам до смерти будет вспоминать это с удовлетворением… и Некрасов напишет о нем уважительно, и мы прочтем с восхищением.

Когда же нет острой нужды в том, чтобы младшие помогали, то привлечение их к помощи пойдет другим путем и другими объемами, потому что послужит другой цели – более обучающей, что ли.

Точно так же и в общине! Когда есть какая-то объективно большая нужда, то люди и сами выкладываются больше – Бог дает сил. А если нужда невелика, то нехорошо взнуздывать их до предела. Если по делу и не по делу перегружать людей, то они могут неправильно отреагировать там, где их помощь действительно станет остро необходимой. И винить за такой «саботаж» надо будет только самого себя.

Одно дело пару раз в год призвать прихожан прибраться на территории храма, а другое дело каждую неделю вовлекать их в субботники по озеленению территории. Первый случай более авральный и может нести чуть обязывающий оттенок:

– Братья и сестры, надо бы после зимы навести порядок на территории; давайте, кто может, в субботу мобилизуемся и приберемся к великому празднику!

Второй случай – это скорее приглашение поучаствовать в празднике творчества. Никакого аврала, никакого обязательства; хочешь поучаствовать в общем деле – приходи:

– Братья и сестры, в приходе нашлись люди, которые берутся разбить газон; кто желает помочь в благоукрашении территории храма – будем рады вам в любой день и час.

Хотя, конечно, второй вариант может частично приобрести черты первого:

– Братья и сестры, весна нынче слишком ранняя, и у нас рассада погибает – помогите, пожалуйста, кто может, доделать клумбу!

Работать надо учиться

Любому деятельному человеку – и жизнь Церкви тут не исключение – важно приобрести следующие навыки:

  1. Опыт в деле
  2. Умение делегировать обязанности
  3. Умение вовремя сократить планы, чтобы никто (в том числе и ты сам) не надорвался
  4. Умение со смирением принять обстоятельства, при которых ты при всём желании не можешь никому делегировать свои обязанности и сократить планы. И, да – вынужден надрываться.

I

И где его набраться, этого опыта? Много ли, особенно в новооткрытом приходе, людей, хорошо знающих дело – старосты, ризничего, алтарника, певчего, чтеца? Умеющих организовать хор, воскресную школу, добровольческую группу, летний лагерь? Их нет. Они лишь в процессе обучения – без опытных наставников, учащиеся преимущественно на собственных ошибках… Но при этом они нередко еще должны организовывать и учить других.

Если задуматься о положении, в котором оказываются нынешние деятельные прихожане (да и священники), то лично у меня ассоциации возникают с Великой Отечественной войной, когда человеку через три месяца обучения присваивали знание младшего лейтенанта и бросали в бой. Выживет – станет настоящим командиром. Не выживет – вечная слава героям!

Гибли от своей неопытности командиры, гибли, что еще страшнее, от их неопытности солдаты… И не было никакого другого выхода, потому что не было кадров. Поэтому героям действительно – вечная слава.

Кто берется за дело, не зная его, движимый лишь осознанием того факта, что больше за дело взяться некому, не потеряет награды своей

У Русской Церкви сейчас так же – всё еще трагически мало кадров. И тот, кто берется за дело, не зная дела, движимый лишь чувством долга и осознанием того простого факта, что больше за дело взяться некому, не потеряет награды своей.

Что сказал Господь апостолу Павлу, когда тот изнемогал от мыслей, что его немощи мешают его апостольским трудам? – «Сила Моя совершается в немощи». Эти слова обращены и лично к каждому из нас. Изнемогаете от своей неопытности? От надрывных усилий по изобретению колеса? От мучительного переживания своей несостоятельности? Напишите себе в святом углу: «Сила Божия в немощи совершается!» – и помните две вещи: во-первых, немощи нам попускаются, чтобы мы не превозносились (2 Кор. 12: 7) и во-вторых, где чувство долга – там рядом Господь.

II

Умение делегировать обязанности в жизни Церкви становится важным вдвойне и разрешает первую проблему – проблему поиска кадров. А для передачи опыта требуется, помимо самого опыта, еще способность к учительству. И в чем-то это та способность, которая вырабатывается обстоятельствами жизни и есть не у всех (см. статью Л. Селенской «О бестолковых»). Но развить ее можно любому. Требуется лишь запастись терпением, чтобы по сто раз повторять и объяснять. И великодушием – чтобы понять тех, кому ста раз оказалось мало.

А чтобы над вашим терпением и великодушием пореже мигала надпись «лимит исчерпан», нужна еще хоть небольшая доля мудрости. То есть умение здраво оценивать человеческое несовершенство. Если ваш помощник последний раз держал в руках лопату, когда играл в песочнице, то велика вероятность, что он в своем усердии послужить ее просто сломает. И вам надо это предвидеть и «принять меры по недопущению».

III

Умение вовремя сократить планы сугубо требует опыта. И ума. И/или молитвы о прибавлении ума. А еще оно требует трезвения. Требует четкого видения: где имеет место достойная мечта, а где – мечтательность. Ну, и борьбы с амбициями требует – с претенциозностью, с самомнением. Надо понять, где нами движет желание послужить Богу и людям, а где – банальное самолюбие.

IV

Умение смириться с обстоятельствами, которые нас перегружают, рождается от доверия Богу и от покаянного духа. Если в нас есть хоть какая-то вера и хоть какое-то переживание о своей греховности, мы не будем роптать на обстоятельства и злобно булькать в адрес людей, которые нас подвели. По крайней мере, не будем долго.

Не бойтесь, что вам останутся должны

И еще об одном навыке хочется поговорить подробнее: в церковной жизни, равно как и в разных добровольческих движениях, важно бороться с искушением счесть, что все вокруг обязаны нам помогать, коль скоро мы взялись послужить доброму делу.

Просите о помощи как человек, который сознает, что не имеет никаких особых прав на эту помощь

Нет, не обязаны. Хотите делать доброе дело – делайте. Хотите, чтоб вам помогали, – просите о помощи. Просите как человек, который сознает, что не имеет никаких особых прав на эту помощь. Который просит милости, который готов к отказу.

Вытягивая доброе дело, кланяйтесь не только старшим и равным – младшим тоже кланяйтесь. Кланяйтесь, прося. Кланяйтесь, благодаря за просимое. Помните, что люди отлично слышат – просим мы или требуем. Не бойтесь перекланяться, не бойтесь, что вам останутся должны… Бойтесь самим остаться должниками!

Не дайте врагу рода человеческого заморочить себя так, чтобы вы лишь на одре смертельной болезни поняли: послужить доброму делу – не наше достижение! Послужить доброму делу – великая милость Божия! И надо принимать ее из руки Господней с благодарностью.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Хочешь быть полезным? Будь Хочешь быть полезным? Будь
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Хочешь быть полезным? Будь Хочешь быть полезным? Будь
Как стать своим на приходе: практические советы
Инокиня Наталья (Каверзнева)
Любой архиерей, настоятель монастыря или храма имеет дело с людьми, которые закипают замечательными идеями... а потом бросают их на полдороге.
Если хочешь быть полезен, или Как стать своим на приходе Если хочешь быть полезен, или Как стать своим на приходе
Ин. Наталья (Каверзнева)
Если хочешь быть полезен, или Как стать своим на приходе Если хочешь быть полезен,
или Как стать своим на приходе

Инокиня Наталья (Каверзнева)
Круг друзей и единомышленников – это не само собой разумеющееся утешение, а великая милость Божия.
В какой мере прихожанам следует участвовать в жизни общины? В какой мере прихожанам следует участвовать в жизни общины?
Ответы священников
В какой мере прихожанам следует участвовать в жизни общины? В какой мере прихожанам следует участвовать в жизни общины?
Ответы священников
Если пастырь не научился правильно выстраивать отношения с прихожанами, жизнь на приходе быстро оскудеет.
Комментарии
Катерина25 февраля 2022, 13:29
Пока читала статьи, как бы проходила мысленно свое участие в жизни прихода, взаимоотношения, расстановки. Очень полезные статьи. Спасибо.
Ира23 февраля 2022, 21:27
Очень нравятся статьи автора за трезвый подход к разным ситуациям. Спасибо, матушка!
Дмитрий23 февраля 2022, 19:40
Как некто сказал, что помощь Божия начинается там, где кончаются человеческие силы- (физические, моральные, материальные...). Я думаю, что это чудо испытали многие, помогающие в храме. Как чудо умножения хлебов в Евангелие. Конечно, насколько нам полезно. Конечно, и без искушений не обходится, ну так это для нашего же укрепления.
инокиня Наталья -- Павлу К.23 февраля 2022, 09:15
Чувство долга не имеет никакого отношения к страху за грехи.
инокиня Наталья -- Ксении 22 февр., 15:3722 февраля 2022, 22:55
Ваше эпистолярное творчество указывает на крайне смутные представления об истинном почтении и благоговении.
Игорь22 февраля 2022, 22:49
Ксения для человека который отдает предпочтение внутреннему перед внешним вы слишком уж много сидите в интернете и бросаетесь обвинениями. Причем несправедливыми.
Катерина22 февраля 2022, 22:44
Ксения,наше с Вами отношение к Богу святые отцы описывают по мере восхождения по лествице как отношения раба, затем наемника, а самое высшее - это состояние друга Господа,и не знать этого невозможно для человека,ходящего в храм молиться. Потому что это одно из наиболее популярных мест святоотеческой литературы, часто встречается и в статьях."Лукавый раб"/"наемник" описания наших взаимоотношений с Нашим Создателем в Святом Евангелии, которое зачитывается на каждом богослужении. Упрекаете меня в невнимательном чтении статьи, на автора нападаете, а сами такие простейшие вещи проглядели. Может, проблема не в статьях автора,а в Вашем пока еще очень ... индивидуальном восприятии действительности?
Ксения22 февраля 2022, 21:29
Ксения - Катерине. А кто вам дал право насмехаться над людьми, пришедшими в храм молиться, записывать их в рабы или наемники? Причем вы невнимательно читали статьи инокини Натальи. Речь идет не о "двух лептах", а о регулярном труде. Много ли найдется людей, располагающих временем и силами для всего, перечисленного в статьях? И печально, что и миряне, и монахини отдают предпочтение внешнему перед внутренним. Не потому ли все меньше людей в храмах, что рассаду и концерты они могут найти и в другом месте? Повторюсь: знакомые мне архиереи и священники УПЦ занимают иную позицию.
Катерина22 февраля 2022, 17:23
Мне гравятся статьи этой серии. Все по делу, недоумевающие вопросы скорее проблема слишком личной интерпретации содержания статей каждого из нас.
Павел К.22 февраля 2022, 17:22
Чувство долга , вызванное страхом за грехи ,часто инициирует "жертвоприношения" прежде глубокого покаяния ,очищения сердца .Если батюшка не разглядит ,что фундамент смирения забыли заложить ,и начнет форсировать возведение стен ,то последующие "успехи" приведут "деятеля" в еще более худшее состояние .-Через пару лет он начнет смелеть ,иногда скандалить потом хандрить и отпадать от Церкви. Настоящие пастыри всегда учили очищать внутренность чаши . Долго запрягали -да быстро ехали .Внешнее потом с лихвой прикладывалось.
Катерина22 февраля 2022, 17:07
Вот насчет молитвы в том числе в храме - насколько я понимаю, молиться можно физически и делами, ну и полное молитвенное сосредоточение это всё-таки дар, у бошьшинства мысли витают так или иначе. Поэтому почему не дополнить молитву делом? А там, пока суд да дело, может и духовность подтянется?
Катерина22 февраля 2022, 16:34
И еще добавлю - сердечное чувство у любящих Господа друзей, как Он их называет. А у тех из нас, у кого чувствуется сопротиаление внутри себя "а чо ваще то я молиться сюда пришел и ваще у меня времени нет" или "ладно, сделаю только отвяжитесь от меня", те пока или рабы, или наемники. Но унывать нельзя. Когда-нибудь мы поднимимся и станем друзьями!
Катерина22 февраля 2022, 16:12
Ксении. Попробую другими словами.. Притча Господа о двух лептах вдовицы. Работа в храме или вокруг храма тоже Ваша, моя, Ларисина - лепта вдовицы, которая ценна не ее абсолютнымт размерами (все-раано же эти возможности даны нам же Господом), а нашим личным сердечным чувством, с которым мы жертвуем нашу малость во славу Божию, прославляя Его Имя своими такими крошечными возможностями.
Ксения22 февраля 2022, 15:37
Ксения - инокине Наталье. Итак, прихожан вы не оцениваете согласно приносимой ими пользе - хотя все ваши статьи говорят об обратном. Равно как и в них явно видно превосходство умственного и физического труда над молитвой. У нас с вами не разный понятийный аппарат, а разное видение мирского человека в Церкви. Причем моя позиция совпадает с позицией известных мне архиереев и священников нашей УПЦ. Насчет Патриарха Никона - вы оскорбили не меня, а его. Без почтения и благоговения к великому святителю не стоило о нем писать.
инокиня Наталья -- Ларисе22 февраля 2022, 14:47
Да, бывает. Помоги Господь!
Лариса_(Москва)22 февраля 2022, 13:30
Спасибо за цикл статей "Как быть полезным". И выразить благодарность за жизнеописание Мц. Перпетуи, святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев - святые становятся много ближе, роднее и помогают двигаться вперед, преодолевая невзгоды. С удовольствием знакомлюсь с вашими публикациями (и моя старенькая мама тоже). Здоровья, крепости душевных и телесных сил хочется пожелать Вам в Ваших трудах. Ждем продолжения.
инокиня Наталья -- Ксении 21 февр., 22:4922 февраля 2022, 11:55
Возможно, у нас с Вами слишком разная понятийная база... Но, вообще-то, если Вы ставите в своем вопросе акцент на физический труд, то в общепринятых понятиях нашей культуры естественно привести примеры умственного труда. А если Вы хотите рассуждать о ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в противовес МОЛИТВЕ, или об АКТИВНОСТИ в противовес ИНЕРТНОСТИ, то надо верно формулировать свои мысли. Не все наши прихожане заняты активной деятельностью. Есть те, кто активно участвует только в богослужении, и - да - это тоже наши прихожане, которых все знают и воспринимают активной частью общины.
Лариса - инокине Наталье22 февраля 2022, 11:30
Мон. Наталья, дорогая, у меня именно так, одна критическая ситуация сменяет другую. И, видимо, обида на обстоятельства, выплескивается на эти ваши статьи. Мне бы хотелось послужить Церкви, если честно, я бы все терпела. Но силы тратятся на домашних. Короче, пишите, дорогая, будем читать.
инокиня Наталья -- Ксении22 февраля 2022, 08:20
Ну, так надо было сразу "пользоваться случаем" и высказывать свои критические замечания. А не начинать разговор с вопроса, ответ на который Вас не интересует, - это неуважение ко времени и силам Вашего собеседника.
Ксения21 февраля 2022, 22:49
Ксения - инокине Наталье. Матушка, ценю ваш юмор. Кстати, во Флоровском монастыре тоже за цветами ухаживают сестры. И за котами тоже. Но на свой вопрос я ответа не получила. И довольно странной является ссылка на концерты и военно-патриотическое общество. Человек приходит в храм молиться, а не заниматься увлекательной деятельностью.
Ксения21 февраля 2022, 21:25
Ксения - Ларисе. Полностью согласна с вами. На кого рассчитана эта статья? Люди работают, у них есть семьи, студенты учатся. И вообще, люди приходят в храм молиться, а не проводить грандиозные концерты и устраивать военно-патриотические клубы.
инокиня Наталья -- Ларисе21 февраля 2022, 21:02
Почти у каждого прихожанина бывают периоды разной степени загруженности. Сегодня он загружен малым ребенком, а через пару лет ребенок подрос и перестал отнимать всё время и силы. С одним ребенком мама в обмороки падает от усталости, а с другим, по ее же выражению, отдыхает за всех прежних. Сегодня у семьи слег престарелый родитель, а два года назад он был еще бодр. Если у Вас одна критическая ситуация сменяет другую, то мои Вам сочувствия. Но не у всех так. И к тому же, прийти пару раз в год потрудиться во славу Божию, для многих является не нагрузкой, а как раз-таки способом развеяться и отключиться от житейской круговерти в компании единомышленников.
инокиня Наталья -- Ксении21 февраля 2022, 20:50
А, заметила про гвоздИки... рассаду высаживать у нас редко доверяют прихожанам, рассаду высаживают обычно сестры монастыря)))
Ксения21 февраля 2022, 20:43
Ксения - инокине Наталье. Матушка, я вас правильно поняла: не умеешь - научим, не хочешь - заставим? Не покажешь свой КПД на благо общины - тебе здесь делать нечего? И пользуясь случаем, желаю сказать, что ваша статья о Патриархе Никоне, размещенная прежде на данном ресурсе, мне категорически не понравилась. Вы непочтительно и неблагоговейно отозвались о святителе Никоне, величайшем из Русских Патриархов, канонизация которого давно уже должна была совершиться.
Екатерина21 февраля 2022, 18:58
И потрудиться, ожидая награду, тем самым проверив Слово Божие, как неоднократно указывает отец Андрей Ткачев. Отец Серафим Саровский говорил, что даже если только тряпочкой в храме махнешь, простятся многие грехи. Но, конечно,этим не ограничивается. Любовь сама подскажет.
Екатерина21 февраля 2022, 18:53
Этот цикл статей адресован каждому из нас, как и все статьи на этом сайте. На самом деле у людей есть потребность отдать что-то свое, как-нибудь послужить, оказаться полезным. Понравился один из примеров в статье про воспитание детей про то,что нужно делиться: когда ты сам съешь конфету, порадуется только твой рот, а когда ты отдашь её брату/сестре/другу - порадуется твоё сердце. Это духовные законы и они работают. То же и здесь. Когда есть любовь к Богу, Пресвятой Богородице, святым, дому Божию, любовь сама найдет выражение и форму. И в этом случае не будешь считаться, а просто поступаешь,как чадо Божие. Но даже если такого чувства нет, тогда можно взять пример хотя бы с наемника и
Лариса21 февраля 2022, 16:44
Надо было бы обозначить, кому адресован этот цикл статей. По-моему, адресован он верующим молодым людям с крепким здоровьем, без семьи, ну или без детей, без старых родителей, имеющих доход ещё где-то, способных перейти на другой приход, если что. И успевающих дома все, помимо храма. Может, эти статьи для монахов в монастыре? Но что- то много мирского в них. Лично у меня одни недоумения.
инокиня Наталья -- Ксении21 февраля 2022, 15:46
Наши прихожане преподают в воскресной школе и военно-патриотическом клубе, участвуют в деятельности и возглавляют добровольческое объединение и Свято-Елизаветинское сестричество. Организовали хор и поют 1-2 Литургии в неделю. До карантинной эпохи готовили и проводили каждый год два грандиозных концерта на общегородском уровне - к Рождеству и Пасхе. Сами делали всё - от номеров до костюмов. Организовывали летние лагеря...
Ксения21 февраля 2022, 09:23
Матушка Наталья, хотелось бы прояснить один вопрос. Не все люди - по состоянию здоровья и по способностям - могут заниматься физическим трудом. Значит, если человек не моет полы в храме, не сажает гвоздики и не драит подсвечники - он второсортен, и в общине ему не место?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×