Продолжение. Начало – «Если хочешь быть полезен, или Как стать своим на приходе», «Хочешь быть полезным? Будь».
В предыдущих материалах говорилось о тех ловушках, которые подстерегают новичка, желающего войти в деятельную жизнь приходской общины. Теперь уместно поговорить и о ловушках для тех, кто эту общину формировал: о духовенстве и о «старых» прихожанах.
Каков поп, таков и приход
Как известно, за любой поговоркой стоит серьезное статистическое исследование. А каков не «таков» может быть поп?
Самое страшное для общины – перестать чувствовать себя частью Церкви
Да каков угодно! Мало ли путей, уводящих нас от Бога… Но в рамках заданной темы хотелось бы выделить три основные проблемы:
1. Самое страшное для общины – перестать чувствовать себя частью Церкви. Община может быть сколь угодно деятельной, но если она начинает замыкаться – дело плохо.
Модификаций этого явления существует множество, и речь сейчас не о них, а о сути: прихожане (или монахи) в какой-то момент противопоставляют себя Церкви, или, вернее, начинают считать, что Церковь – это только или преимущественно они. И в случаях с приходами такое уродство развития зависит исключительно от духовенства.
2. Меньшее зло, но всё же зло – чрезмерная состязательность. А в вопросах жизни христианской общины она почти всегда чрезмерная. Сложно удержаться на рассуждении: «Посмотрите, какую замечательную идею реализовал соседний приход – сделал детскую площадку! А разве мы не справимся? Давайте тоже сделаем!» – И не сползти на мысль: «Мы сделаем еще лучше – пусть утрутся!»
3. И последнее: едва ли здоровая и деятельная община сформируется вокруг священника, который не воспринимает прихожан как Богом данных ему близких, а относится к ним потребительски.
Конечно, далеко не всем доступна такая степень отечности, как отцу Борису из материала «Никому старец благодатный не нужен?». Но если священник живет – как сыр в масле катается, а работающим в храме платит гроши – надо задуматься. Если звал в храм на одних условиях, а требует труда вдвое больше (или платит вдвое меньше) – плохой признак. Если, наконец, священник говорит: «Вы обязаны помогать храму, вы должны тут трудиться бескорыстно…», если для достижения этих самых «должны и обязаны» начинает шантажировать карами Божьими, стоит присмотреться к кому-то ещё!
В идеале, община – это семья
Приходская община должна, в идеале, развиваться как семья. А семья – это не только отношения родители-дети, это еще и старшие-младшие братья и сестры. Поэтому рассуждения, которые ниже приводятся о священнослужителях, во многом подходят и для «старых» прихожан, уже несущих на приходе какое-либо послушание.
Почему старшие в семье должны трудиться? В первую очередь потому, что у них есть обязательства перед другими членами семьи. А к ним относится не только их материальное содержание, но и их воспитание в духе трудолюбия, в духе верного понимания человеческого достоинства. Поэтому нравственно здоровые люди трудятся даже там, где их материальный достаток позволяет этого не делать.
И если мы посмотрим под этим углом на жизнь прихода, то увидим, что это относится и к духовенству: даже в богатом приходе, чей доход не зависит от деятельной натуры священников, они всё равно обязаны трудиться. Как минимум, им должно чаще служить.
Как священник сможет говорить прихожанам о несении креста, если хотя бы не устает так же, как они? Какое у него останется моральное право проповедовать ту же многодетность, если он может целыми днями заниматься своей семьей, а его прихожане (а иногда и его работники!) работают с утра до ночи?
Если у священника нет морального права нагружать прихожан, а он их нагружает, то это повредит его душе
Итак, важный момент в жизни прихода: если у священника нет морального права нагружать прихожан, а он их нагружает, то это повредит его душе и приведет к искажениям в развитии общины. Если же он поистине выкладывается на благо Церкви, пусть и с разной степенью состоятельности, то право это он приобретает, и тогда ему надо срочно решать следующую нравственную задачу: насколько сильно можно нагружать людей?
А как в семье?
Смотря каковы обстоятельства жизни. У людей есть чувство справедливости: когда имеется острая нужда в том, чтоб мальчик работал на благо семьи, он в шесть лет пойдет возить на санях дрова! – и от Бога будет похвален, и сам до смерти будет вспоминать это с удовлетворением… и Некрасов напишет о нем уважительно, и мы прочтем с восхищением.
Когда же нет острой нужды в том, чтобы младшие помогали, то привлечение их к помощи пойдет другим путем и другими объемами, потому что послужит другой цели – более обучающей, что ли.
Точно так же и в общине! Когда есть какая-то объективно большая нужда, то люди и сами выкладываются больше – Бог дает сил. А если нужда невелика, то нехорошо взнуздывать их до предела. Если по делу и не по делу перегружать людей, то они могут неправильно отреагировать там, где их помощь действительно станет остро необходимой. И винить за такой «саботаж» надо будет только самого себя.
Одно дело пару раз в год призвать прихожан прибраться на территории храма, а другое дело каждую неделю вовлекать их в субботники по озеленению территории. Первый случай более авральный и может нести чуть обязывающий оттенок:
– Братья и сестры, надо бы после зимы навести порядок на территории; давайте, кто может, в субботу мобилизуемся и приберемся к великому празднику!
Второй случай – это скорее приглашение поучаствовать в празднике творчества. Никакого аврала, никакого обязательства; хочешь поучаствовать в общем деле – приходи:
– Братья и сестры, в приходе нашлись люди, которые берутся разбить газон; кто желает помочь в благоукрашении территории храма – будем рады вам в любой день и час.
Хотя, конечно, второй вариант может частично приобрести черты первого:
– Братья и сестры, весна нынче слишком ранняя, и у нас рассада погибает – помогите, пожалуйста, кто может, доделать клумбу!
Работать надо учиться
Любому деятельному человеку – и жизнь Церкви тут не исключение – важно приобрести следующие навыки:
- Опыт в деле
- Умение делегировать обязанности
- Умение вовремя сократить планы, чтобы никто (в том числе и ты сам) не надорвался
- Умение со смирением принять обстоятельства, при которых ты при всём желании не можешь никому делегировать свои обязанности и сократить планы. И, да – вынужден надрываться.
I
И где его набраться, этого опыта? Много ли, особенно в новооткрытом приходе, людей, хорошо знающих дело – старосты, ризничего, алтарника, певчего, чтеца? Умеющих организовать хор, воскресную школу, добровольческую группу, летний лагерь? Их нет. Они лишь в процессе обучения – без опытных наставников, учащиеся преимущественно на собственных ошибках… Но при этом они нередко еще должны организовывать и учить других.
Если задуматься о положении, в котором оказываются нынешние деятельные прихожане (да и священники), то лично у меня ассоциации возникают с Великой Отечественной войной, когда человеку через три месяца обучения присваивали знание младшего лейтенанта и бросали в бой. Выживет – станет настоящим командиром. Не выживет – вечная слава героям!
Гибли от своей неопытности командиры, гибли, что еще страшнее, от их неопытности солдаты… И не было никакого другого выхода, потому что не было кадров. Поэтому героям действительно – вечная слава.
Кто берется за дело, не зная его, движимый лишь осознанием того факта, что больше за дело взяться некому, не потеряет награды своей
У Русской Церкви сейчас так же – всё еще трагически мало кадров. И тот, кто берется за дело, не зная дела, движимый лишь чувством долга и осознанием того простого факта, что больше за дело взяться некому, не потеряет награды своей.
Что сказал Господь апостолу Павлу, когда тот изнемогал от мыслей, что его немощи мешают его апостольским трудам? – «Сила Моя совершается в немощи». Эти слова обращены и лично к каждому из нас. Изнемогаете от своей неопытности? От надрывных усилий по изобретению колеса? От мучительного переживания своей несостоятельности? Напишите себе в святом углу: «Сила Божия в немощи совершается!» – и помните две вещи: во-первых, немощи нам попускаются, чтобы мы не превозносились (2 Кор. 12: 7) и во-вторых, где чувство долга – там рядом Господь.
II
Умение делегировать обязанности в жизни Церкви становится важным вдвойне и разрешает первую проблему – проблему поиска кадров. А для передачи опыта требуется, помимо самого опыта, еще способность к учительству. И в чем-то это та способность, которая вырабатывается обстоятельствами жизни и есть не у всех (см. статью Л. Селенской «О бестолковых»). Но развить ее можно любому. Требуется лишь запастись терпением, чтобы по сто раз повторять и объяснять. И великодушием – чтобы понять тех, кому ста раз оказалось мало.
А чтобы над вашим терпением и великодушием пореже мигала надпись «лимит исчерпан», нужна еще хоть небольшая доля мудрости. То есть умение здраво оценивать человеческое несовершенство. Если ваш помощник последний раз держал в руках лопату, когда играл в песочнице, то велика вероятность, что он в своем усердии послужить ее просто сломает. И вам надо это предвидеть и «принять меры по недопущению».
III
Умение вовремя сократить планы сугубо требует опыта. И ума. И/или молитвы о прибавлении ума. А еще оно требует трезвения. Требует четкого видения: где имеет место достойная мечта, а где – мечтательность. Ну, и борьбы с амбициями требует – с претенциозностью, с самомнением. Надо понять, где нами движет желание послужить Богу и людям, а где – банальное самолюбие.
IV
Умение смириться с обстоятельствами, которые нас перегружают, рождается от доверия Богу и от покаянного духа. Если в нас есть хоть какая-то вера и хоть какое-то переживание о своей греховности, мы не будем роптать на обстоятельства и злобно булькать в адрес людей, которые нас подвели. По крайней мере, не будем долго.
Не бойтесь, что вам останутся должны
И еще об одном навыке хочется поговорить подробнее: в церковной жизни, равно как и в разных добровольческих движениях, важно бороться с искушением счесть, что все вокруг обязаны нам помогать, коль скоро мы взялись послужить доброму делу.
Просите о помощи как человек, который сознает, что не имеет никаких особых прав на эту помощь
Нет, не обязаны. Хотите делать доброе дело – делайте. Хотите, чтоб вам помогали, – просите о помощи. Просите как человек, который сознает, что не имеет никаких особых прав на эту помощь. Который просит милости, который готов к отказу.
Вытягивая доброе дело, кланяйтесь не только старшим и равным – младшим тоже кланяйтесь. Кланяйтесь, прося. Кланяйтесь, благодаря за просимое. Помните, что люди отлично слышат – просим мы или требуем. Не бойтесь перекланяться, не бойтесь, что вам останутся должны… Бойтесь самим остаться должниками!
Не дайте врагу рода человеческого заморочить себя так, чтобы вы лишь на одре смертельной болезни поняли: послужить доброму делу – не наше достижение! Послужить доброму делу – великая милость Божия! И надо принимать ее из руки Господней с благодарностью.