Если хочешь быть полезен,
или Как стать своим на приходе

Приходится порой слышать от людей жалобы на то, что в каком-то храме им не удается найти себя, влиться в существующую общину, почувствовать себя там своими… Что делать?

Для начала попробуем понять: а чего мы ищем в желании стать «своими»?

Более короткого общения со священником? Нередко – да.

Приятельство со священниками

Короткие отношения прихожанина со священнослужителями ничуть не способствуют его духовному росту

Хотя на эту тему сказано уже очень много, но из-за частоты подобных искушений скажем еще раз: короткие отношения прихожанина со священнослужителями ничуть не способствуют его духовному росту. Скорее, наоборот.

Для чего нам эти короткие, приятельские отношения? Чтобы лучше узнавать православную веру? Но лучше всего ее узнавать из личного опыта делания заповедей и методичного чтения, списком которого мы можем интересоваться на исповеди. Читать, стараться применить прочитанное в деле, ёмко формулировать возникающие вопросы, осмысливать и задавать их в контексте исповеди… И снова читать и применять на деле то, что посоветовали – вот самый лучший способ знакомства с вопросами веры.

«Не работает»? Значит, это либо «не ваш» священник, либо вы мало потрудились над тем, что уже узнали.

Если священник не по вашему устроению, то приятельские отношения будут лишь во вред. А если вы мало трудитесь, то дружеские посиделки с разговорами тоже не помогут. Останется, конечно, приятное ощущение того, что определенная работа проделана… приятное, но ложное.

Субординация

Кроме того, священник в Церкви – для мирянина старший, а приближение к старшим – испытание, которое далеко не все способны понести. Авва Варсонофий прямо сказал авве Дорофею, что не всем полезно приближаться к игумену.

Это зависит не только от достоинств человека, но и от психического устроения, и в особенности от воспитания. Способность верно выстраивать субординационные отношения – целый пласт культуры, знакомства с которым многие лишены, увы, с рождения.

В большинстве случаев мы не умеем решать в этой области даже самые простые задачи. Например, справляться с ощущением «особы, приближенной к императору». Или отличать ситуации, в которых надо поддержать человека, от ситуаций, когда этот же человек не только имеет право, но и должен нас воспитывать – то есть «настаивать, обличать, запрещать, поучать…» (2 Тим. 4; 2).

И когда человек, не понимающий подобных вещей, сокращает с теми же священниками дистанцию, они для начала теряют возможность влиять на его духовное воспитание. А вскоре ситуация нестерпимо осложняется осуждением, потому что величину чужих личностей такой человек вблизи не умеет понять, а в их недостатки поневоле тычется носом.

Единомышленники

Ну а когда человек ищет приятельских отношений не со священником, а с другими прихожанами?

Понять его можно: всё же мы существа общественные, стремление жить единомышленным обществом заложено в самой нашей природе, которая создана по образу и по подобию Святой Троицы. И когда у нас нет круга единомышленников, мы тоскуем.

Почему же эти приятельские отношения могут не складываться?

Люди за добрым человеческим общением склонны забывать о Боге

Если вы имеете дело с нормальной, здоровой общиной, то причины обычно следующие.

Люди вообще, а новоначальные в вере в частности, за добрым человеческим общением склонны забывать о Боге. И Бог, воспитывая нас, попускает нам одиночество.

Еще мы склонны забывать, что круг друзей и единомышленников – это не само собой разумеющееся утешение, а великая милость Божия. И это заблуждение тоже лечится одиночеством.

Но главное: невозможно прийти к единомыслию с людьми, если они гораздо больше нашего загружены, а мы этого не осознаем. Если вы имеете дело с хорошей церковной общиной, то ее члены обязательно будут жить насыщенной, а зачастую и перенасыщенной жизнью. Как минимум, они часто бывают на службах, алтарничают, читают/поют на клиросе (или учатся этому), помогают прибраться, украшают храм к праздникам. Преподают в воскресной школы, трудятся в каком-нибудь братстве/сестричестве, участвуют в жизни приходского военно-патриотического или спортивного клуба. Организуют спортивные соревнования, детские утренники, выходы на природу, выезды в летние лагеря…

А кто-то еще занимается и волонтерским движением, ходит к инвалидам, к старикам, к заключенным, ведет просветительскую работу в СМИ… всего не перечесть. И при всем этом они в большинстве своем еще и работают, и имеют семьи.

Новичок же нередко видит лишь то, что все пошли попить чайку, а его не позвали. Но если бы и позвали, то о чем говорить? Люди, которые много потрудились и сильно устали, и чайку попить садятся иначе, чем те, кто хочет просто пообщаться с хорошей компанией.

Общее дело

Так переводится слово Литургия. И жизнь церковной общины является естественным следствием того, что за Литургией она почувствовала себя Церковью – единым Телом Христовым. А что апостол Павел считает равно относящимся ко всем членам Церкви? (Рим. 12) Функции разные, да, но предполагается, что для блага Церкви все одинаково должны стараться – хотя и каждый на своем месте.

Однако материал с того и начался, что у новичка нет своего места…

Да есть оно! – он просто его не видит. Возможно, смотрит не в ту сторону, а возможно, в ту, но не там фокусируется. Как, помнится, на портале выставляли пример стереограмм (Миссионерский прием), так и тут от человека требуется как-то иначе взглянуть на ситуацию.

Как именно, под каким углом?

Для нас, христиан, служение должно стать важнейшей составляющей нашего христианского подвига

Господь наш пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы Самому послужить! И для нас, христиан, служение должно стать важнейшей составляющей нашего христианского подвига.

Совершенно естественно, что большинство людей, едва придя к вере, не способно тотчас понести какое-то большое служение в силу своей христианской незрелости. Так же это часто бывает недоступно и в силу старости, болезненности, многодетности, перегруженности на работе и т.п.

Но всегда нашей помощи рады те, кто уже несет серьезное послушание! Не можешь принять на себя большое служение? Помоги в чем-то небольшом тому, кто может.

Ах, не рады? Что ж – это отдельная тема.

Почему нашей помощи бывают не рады

Обычно по четырем, вполне конкретным причинам.

Во-первых, когда мы склонны шантажировать своей нужностью. Вопрос так вроде и не ставится, но ведь сплошь и рядом мы за свою помощь требуем себе внимания.

Хотя, конечно, можно понять человека, который делает очень много и просит себе чуть-чуть внимания в качестве моральной поддержки. Но когда помощи мало, а требований считаться с нашим мнением – много, тогда чего стоит эта помощь? И еще очень показательны случаи, когда человек способен прямо и сознательно всех подвести с мыслью: «А вот помучайтесь-ка без меня!» Любой начальник (а значит, и настоятель, и архиерей), столкнувшись с этим хоть несколько раз, приходит к мысли, что лучше вообще без помощника, чем с таким…

Выполнить дело – это лишь одна восьмая дела, а вот сохранить при этом мир – это семь восьмых

Во-вторых, нашей помощи не будут рады, если мы своенравны и поперечны, если спорим и прекословим на каждое слово. Понятно, что каждое дело можно сделать несколькими способами, понятно, что некоторые из них более эффективны… но авва Дорофей говорил, что выполнить дело – это лишь одна восьмая дела, а вот сохранить при этом мир – это семь восьмых. И даже там, где мир вроде явно не нарушается, поперечные помощники вытягивают из старшего столько сил, что он тоже говорит: «Лучше бы сделал сам!»

Третья категория не любимых помощников – люди, которые фонтанируют идеями… а реализацию их возлагают на других. Как говорится: «Дайте мне двух помощников, и я всё сделаю сам!» А иногда и еще хуже: «Я такую замечательную идею подал, а настоятель ее зарезал!»

При ближайшем рассмотрении окажется, что замечательная идея была довольно-таки фантастичной… но человек искренне уверен, что если бы его послушались – всё реализовалось бы само собой, и в декабре наступила бы весна и Торжество Православия.

И еще одна причина, банальная – это неумение себя вести. Отсутствие в нас такта, деликатности и приличных манер некоторых людей утомляет больше, чем других. И если мы не желаем проблему признать, если вместо «виноват, исправлюсь» говорим с пафосом: «Я человек простой!», – то перспектива послужить на благо Церкви может отодвинуться от нас в необозримое будущее.

А есть ли оно у нас?

(Продолжение следует.)

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Игорь18 февраля 2022, 12:39
Александру. Да - как то не заметил ваш вопрос "Причем здесь шантаж, самовольное оставление места, обида епископа, оговор или принуждение архиерея?" Притом что это всё провинности которые по Книге правил наказываются довольно жестко. И никто не говорил святым отцам их писавшим что у них мол терпения не хватает. Все понимали прекрасно что какие то вещи особо не допустимы в Церковной жизни и за них надо наказывать.
Игорь18 февраля 2022, 12:30
Александр 1. вы каким прибором предлагаете измерять любовь и верность в сердцах священников? 2. обмануть людей очень даже легко к сожаленью. Масса примеров того как за лжепастырями народ шел толпами и из нашего времени то же. 3. причем тут "наказывать за обиду"? Речь шла именно о том чтобы вразумить человека который способен шантажировать своей нужностью. А это можно сделать только противоположным действием - дать понять что обойдутся и без него. Мне вот прямо интересно стало: а как еще лично вы бы смогли вразумить такого человека который всех сознательно подводит чтобы с ним считались?
Александр17 февраля 2022, 14:57
Причем здесь шантаж, самовольное оставление места, обида епископа, оговор или принуждение архиерея? Священник несет в себе образ Христа. Поэтому служение священника есть служение Христово. Если в сердце нет любви и верности, то пастырское служение исполнять хорошо невозможно. Люди очень чутко относятся к священнику, обмануть их трудно. Уподобляясь Христу, он должен быть пастырем, и обличать, и НАУЧАТЬ вверенную ему паству, а не наказывать за обиду. «Епископ или пресвитер, нерадящий о причте и о людях и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Если же останется в этом нерадении и лености, да будет извержен». (Апост., 58 «Права и обязанности священника по отношению к своему приходу»).
Игорь17 февраля 2022, 10:40
Причем тут цитата из преп. Анатолия? Хотите сказать он считал что каноны писали люди не имевшие терпения? Слова шантаж они не знали но строго предписывали наказывать и за самовольное оставление места и за причиненную епископу обиду и за оговор архиерея и даже (ужас-ужас))) за элементарное непослушание старшим. Вам что все эти правила перечислять? Да вобще не пойму отчего спор? Если клирик сознательно подводит Церковь с целью принудить архиерея с ним считаться то о каком терпении речь? Если архиерей пойдет на поводу - это будет не терпение а потакание. Или вы о чем то другом писали?
Александр — Игорю 8 февраля 2022, 08:4315 февраля 2022, 12:17
Многие идут широким, проторенным путем внешнего канона, обряда, внешнего благочестия. Это – путь для «многих званных», но немногие на нем обретают спасение. Оставаться же нужно духовно трезвым, стараясь не обольщать свое сердце, рискуя впасть в пустое благочестие (Иак. 1:26). Преподобный Анатолий (Зерцалов +1894) учит: «В деле духовном, на первом плане стоит терпение, за ним еще терпение, и, наконец, все это венчает опять-таки терпение». Приведите пожалуйста один или два канона Церкви, отнесенных вами к множественным. Спаси, Господи.
Игорь 8 февраля 2022, 08:43
Александр23 января 2022, 10:05 - вы серьезно?!! Когда архиерей считает что лучше вобще без помощников чем с теми кто может шантажировать своей нужностью Церковь - это "странные мысли"? Это очень правильные мысли! Множество канонов Церкви говорит нам об этом! Тот кто может подвести и способен вынуждать старших считаться с ним как может служить Церкви?
Ирина31 января 2022, 00:52
Мне очень нравится в православных храмах это настороженное и бдительное отношение к новичкам. Люди разные. Бывают назойливые, бывают душевнобольные, а бывает и ведьмы заходят. Очень хорошо, что никто не кидается обниматься с порога как у протестантов, не лезет в душу, не изливает свои проблемы человеку, которого впервые видит. Мы в храм к Богу приходим, а не болтать и чаи пить.
инокиня Наталья -- Елене 28 янв., 05:0728 января 2022, 15:19
Да, сочувствую. Я как-то в другое время воцерковлялась, что ли... Не знаю. Но я на трех приходах в разных местах входила в жизнь общины через то, что везде была нужна помощь. В первом храме - на все руки, во втором через мытье туалетов, а в третьем - чтецом. И у нас тут - всегда нужна помощь. И ни один новенький, если пожелает быть полезным, не останется не замечен. Те, кто только на службу ходят, тех медленнее узнаёшь - да... Но всё равно же узнаёшь, рано или поздно. Всё равно они становятся своими. Даже если с ними только в очереди на исповедь стоИшь регулярно - всё равно замечаешь и узнаёшь.
Елена28 января 2022, 05:07
Инокине Наталье Нет, к батюшке я не обращалась. На приходе-то проблемы нет - все при своем послушании, все дружны своим тесным кругом. Постепенно я начала вливаться. Годы сделали свое дело))) Я не о себе. Жаль новеньких. Их словно автоматически относят ко 2 сорту людей, поначалу вовсе не замечая. А потом относясь максимально настороженно. Я работала и менеджером, и психологом, и педагогом. Зачастую на установление контакта требовались секунды. И, как правило, этих секунд-минут хватало. Исключение, повторюсь, составила православная община. То, что атмосфера наших храмов для новичков НЕдружелюбна, для меня очевидно. Если бы наши апостолы так проповедовали - до сих пор бы все молились Яриле.
Катерина28 января 2022, 02:34
Прочитала комментарии и впала в задумчивость. Все-таки мне кажется, что иной раз очень пестрая приходская община не может заменить человеку поддержку друзей детства, юности, и всех тех, которых каждый человек открывает для себя случайно, проверяет их в делах и затем бережно хранит эти отношения, вкладывая в них свое сердце, свою любовь, подставляя им плечо. И именно они в свою очередь подставляют уже тебе свое плечо в трудную минуту. И если они отсутствуют в той местности, в которой находится приход, в качестве друзей, то откуда же им, добрым, щедрым, внимательным к окружающим, взяться в том приходе? Если это так, то такие отношения друг к другу пока еще предстоит развить желающим их иметь
Татьяна27 января 2022, 16:54
Елена 26.01, согласна с Вами. Приходилось пройти через протестантов что в своё время мне очень помогло: именно общение и поддержка. Через несколько лет я ушла в православие (и уже немало лет я в православии) Я не ищу поддержку от людей, я Бога ищу, но эта поддержка многим,и мне признаюсь, иногда необходима. Нет её в православных приходах. Я проявляла инициативу, помогала по храму, но всё это, пока ты инициативен, а так, никто и не заметит тебя. А на некоторых приходах вообще отгораживаются от твоей помощи, там видимо "свой костяк" сложился. Как то так
Игорь Александрович27 января 2022, 02:30
"А Вы обсуждали эту ситуацию со священниками храма? Как они ее видят? что советуют?" Да, обсуждали. Настоятель мне сказал - да, такая проблема есть и мы будем её решать. А дальше происходит только то, что попускает Бог и даже если эта проблема не решается совсем, то это, как оказывается, не самый худший случай.
инокиня Наталья -- Елене 26 янв., 13:4826 января 2022, 18:30
А Вы обсуждали эту ситуацию со священниками храма? Как они ее видят? что советуют?
Елена26 января 2022, 13:48
А вот у протестантов такой проблемы нет. Видят человека впервые в жизни - приходи обязательно в храм, веди детей, за ними присмотрят! Если бы не полная бессмысленность (как мне видится) их посиделок - насколько легче влиться в тот коллектив, где тебе рады. Новички за собой многого не видят, вы правы. Но и у "старичков" глаз замыливается, поверьте. Со стороны похоже на игру в "Кошки-мышки". Старожилы водят хоровод из одних и тех же участников, высоко подняв руки - добро пожаловать в православный храм! Но стоит лишь подойти кому то новому - оп! Руки опускаются, круг сжимается - не попадешь. Пишу этот комментарий от непонимания ситуации. Простите!
Катерина24 января 2022, 17:02
Ксения24 января 2022, 00:36 По всему получается - раз не можешь найти себе круг общения (общину), то поищи проблему в себе «сам дурак». -- ну в принципе да... хотя Оптинские старцы называют это отношение к самому себе самоукорением и посланным Господом необходимым испытанием, чтобы показать испытуемому его духовное ничтожество в том или ином. Вы модете сколько угодно возмущаться недостаточно развитыми духовно по сравнению с Вами братьями и сестрами прихода, но они-то ведь по отношению к Вам точно также обязаны быть святыми, как и Вы им каждому в отдельности. У Вас свои тараканы в голове, у каждого из них - свои.
инокиня Наталья -- Ксении24 января 2022, 16:46
А при чем здесь то, как смотрят на недостатки новичка члены общины? Речь шла о том, что эти недостатки мешают нам быть полезными. Даже если члены общины разольются мёдом навстречу нашим недостаткам, это всё равно не сделает эти недостатки достоинствами.
инокиня Наталья -- Павлу К.24 января 2022, 16:42
Это-то да. Спасибо, что заметили: материал о закономерностях ловушек для определенной категории прихожан. Но не знаю, какую линию выработать для тех, кто сам, по всем признакам, никакой тяжелой лямки не тянул, но зато отлично знает, как должны оценивать своих помощников архиереи и настоятели. А по теме Вашего комментария: если получится, есть еще два материала на эту тему, и один - как раз для давних прихожан.
Александр24 января 2022, 16:40
Мне статья очень понравилась, вижу те же описанные закономерности жизни в приходе, с которыми сталкиваюсь сам. Новоначальному нужно быть трудолюбивым , деятельным чтобы постепенно войти в жизнь общины, увидеть то, о чем писала матушка: и загруженность прихожан, и их служение, нужно дорасти до них. И без духовного зрения, наконец, многого так и не увидишь, поэтому важна устремленность к Богу и к Людям. Спасибо за внимание
Катерина24 января 2022, 16:16
Когда в первый раз решила помочь в приходе (до этого безобразия с ковидом), то вообще не думала о том, что со мной надо кому-то общаться, кто-то более духовный и воцековленный должен объять меня вниманием и привлечь мое сердце. Хотелось просто хотя бы малостью порадовать Господа и поработать во Имя Его. От братьев и сестер в приходе не ожидаю особых духовных свершений, потому что вижу свое несовершенство. А потому не могу предьявлять и им какие-то особые духовные требования. Это было бы нечестно да и ... неразумно. Почему именно моя община должна именно в тот момент, когда моя нога переступила порог храма, быть безупречной? И волбше нам в школе говорили, что "я" - последняя буква в алфавите.
инокиня Наталья -- Дмитрию24 января 2022, 13:44
Дмитрий, фраза: "чтобы не разочаровываться в человеке, не надо им очаровываться" - есть у меня в одном из следующих материалов - Вы как с языка сняли))) И в прочем согласна с каждым словом.
Павел К.24 января 2022, 10:51
Уважаемая сестра Наталья , жду дальнейшего развития этой темы . Судя по комментариям, важно выработать линию помышлений и поведения для новичка , для середнячка , для старожилов -основателей прихода . Очень по разному борется враг с теми и другими .Ловушки неисчислимы , но определенные закономерности есть .
Ксения24 января 2022, 00:36
По всему получается - раз не можешь найти себе круг общения (общину), то поищи проблему в себе «сам дурак». Но на каждый из 4-х недостатков члены так называемой нормальной общины могут и должны смотреть по-христиански? Разве нет? Очень суровая статья, к миру мало имеющая отношение. Лучше бы ее все-таки назвать - как стать своим в монастыре или не высовывайся. Особенно «понравилось» про идеи, то есть про восхваление их отсутствия. Чистая армия, а не община. Ну а самое главное, что не увидела в этом тексте - это любовь и долготерпение.
инокиня Наталья -- Татьяне23 января 2022, 11:03
В материале подчеркнуто: "Если вы имеете дело с нормальной, здоровой общиной". А Ваше рассуждение о "некоторых приходах" - это совершенно другая тема.
Александр23 января 2022, 10:05
1) Любой начальник приходит к мысли, что лучше вообще без помощника, чем с таким. Да странные мысли приходят к настоятелям и архиереям, печально. 2) Поперечные помощники вытягивают из старшего столько сил, что он говорит: «Лучше бы сделал сам!», а как же терпение? 3) Категория «фонтанирующих идеями», как пишется, настолько мала, в наше время, особенно среди только что пришедших к вере, что это не является своеобразным бичом. 4) Простите но Церковь не только для людей с тактом деликатности и приличных манер, а для всех грешников, приходящих за исправлением, которое длится порою долгое время. «Я человек простой!» скорее всего говорится от малой грамотности (осведомленности) о жизни Церкви.
Дмитрий23 января 2022, 01:07
Наверно, важные показатели работы на приходе- это постоянство и постепенность. А то, бывает что мы сначала горы готовы перевернуть, а чуть что не по нашему- опускаем руки. Еще по-моему важный принцип- чтобы не разочароваться в человеке, (в том числе и батюшке)- не надо им очаровываться. Так же заметил, что в храме порой из меня, и знакомых начинают неожиданно вылезать неожиданно страсти, о которых и не подозревал. И на это тоже надо как то реагировать и быть готовым к этому. Еще заметил, что есть люди, которые привыкли делать работу с шумом и надрывом, и получают от этого силы; другие же от этого устают и привыкли работать в тишине. Конечно, хорошо, когда для каждого находится свое место.
Татьяна22 января 2022, 18:47
Да уж. Вот иногда и хочется куда-нибудь в деревню в маленький приход.. В общении "омывает нас кровь Христа". Но иногда бросается в глаза на некоторых приходах, как "особо приближённые" игнорят всё и вся, суетятся много с деловым видом! Противно бывает. Где любовь, там простота. "Общения не забывайте", сказал апостол. Но никому не до кого нет дела, поэтому люди и идут в другие конфессии, потому что там хоть это они получают. А на начальном этапе, человеку не утверждённому и как правило, от горя, пришедшему в церковь, общение ох как необходимо. Хладнокровная и практичная статья
Катерина21 января 2022, 20:47
Пожалуй, о простоте очень даже верно сказано. Не накручивать себя, не усложнять. Если этого пока нет, то полезно подумать над перечисленным в статье.
инокиня Наталья -- Екатерине и Елизавете21 января 2022, 18:12
О вовлечении новичков в жизнь прихода будет вторая часть статьи. Из-за праздников не получилась сдать ее быстро - извиняюсь.
Александр21 января 2022, 12:17
Продолжение... В христианстве служение рассматривают, как: 1) Богослужение — служение Богу, прославление Его в песнях, поклонении Ему в Слове, Духе и истине. 2) Служение верующим — укреплять, ободрять и поддерживать братьев и сестер, помогать верующим возрастать в любви и познании Господа, при необходимости обличать друг друга в любви. 3) Служение миру — проповедь Евангелия, творение дел милосердия.
Александр21 января 2022, 11:48
Продолжение... Почему же переводить стоит, как служение? Служение, т.е. диакония — основной принцип практического христианства, непревзойденная степень служения ближним, добровольно возложение на себя чужой ноши, чужого бремени. Ни один момент Своей жизни Христос не живет для себя (Мф. 20:28).
Анна21 января 2022, 11:15
Думаю, все это применимо не только в приходской жизни, но и в рабочем коллективе, например, и в семье. Надо работать над собой, хотя где то уже и поздно :(
Александр21 января 2022, 10:39
Литургия в греческом языке использовалась под двумя значениями: первое - служение, второе - общее дело. Если речь идет о православном богослужении Новозаветной Церкви, то здесь уместно переводить как — служение. Если же речь идет о общественной повинности в Древней Греции для всех граждан, имеющих имущество определенной стоимости или вносящих налоги не ниже трех талантов для осуществления своего избирательного права (средства на нужды города, финансирование городских мероприятий, поддержание военного имущества в боевой готовности), то здесь скорее всего стоит переводить литургию как - общее дело.
Людмила21 января 2022, 07:42
Спаси Господи! Посмотрела на оценки статьи - не умеем мы критику православные христиане принимать. А ведь статья - в самую суть, в точку! Огромная помощь, до чего сам долго можешь доходить! Будем исправляться.
Игорь Александрович21 января 2022, 03:59
Лариса20 января 2022, 16:50: Семь лет назад я оказался в подобной ситуации. Можно было попасть в "ближний круг" или остаться за его пределами в поисках Христа. Выбор был трудный, но зато теперь я реально благодарен Богу. Действительно хотелось поделиться этим, как значимым практическим моментом на путях в поисках себя и Истины.
Галина21 января 2022, 03:02
Полностью согласна с комментарием Павла К. - -абсолютно все верно-без всяких лишних пунктов, Человек , пришедший в Храм, сразу почувствует там , что он не чужой, что там живет Дух Любви, который греет всех.
Natalja20 января 2022, 23:50
Каков поп- таков приход. Все зависит от священника. Если у него есть цель: в своем приходе создать настоящую христианскую общину, то он будет стараться ее создать. Особенно это легко будет организовать в небольшом . Но если у священника есть к прихожанам симпатии или антипатии, или цель собрать побольше денег, причастить побольше народу, чтобы дать отчет: какой я хороший, что у меня сколько причастников. Особенно если у священника есть меркантильные цели для своего продвижения в сане, увы - никакой общины христианской не будет! А ведь в храм хочется приходить с радостью, и счастливым возвращаться домой.
Екатерина20 января 2022, 23:32
Соглашусь с Елизаветой. Если человек ходит в храм один, по природе скромный, он вряд ли пойдет куда-то с презентацией своих умелок. Но если в храме о чем-то попросят после службы, например, откликнется. Во-вторых, в действительно крепкой общине новичка видно, и поддержка "старичков" на первом этапе важна: мы тебе рады, не стесняйся. Один раз в жизни я ощутила такую христианскую приветливость, когда была в другом городе и пришла в незнакомый храм. Часто мы заботимся о ком угодно, кроме своей семьи - вот и внутри прихода такое бывает.
Лариса20 января 2022, 16:50
А мне ответ Игоря Александровича понравился. К чему все эти сложности? Прийти к Господу нашему Иисусу Христу, а там уж как получится.
Елизавета20 января 2022, 13:52
Получается, всё сводится к тому, что прихожанин, который не может себя почувствовать частью прихода, сам виноват... Не помогает, а если помогает, то не так, и вообще неполезно ему общаться с опытными прихожанами. На мой взгляд, это не решение проблемы. Если при храме активная община, то нужны люди, которые будут постепенно вовлекать новичков в общее дело. А то иногда даже непонятно, кому помощь предлагать и куда идти.
Владимир20 января 2022, 12:11
Помогай Вам Господь!
Павел К.20 января 2022, 10:29
Важнейшая тема .Каков поп -таков и приход. Только священник может и должен сформировать вокруг себя первый круг благоговейных ,имеющих страх Божий, прихожан . Только у него власть внимательно следить и одергивать зарвавшихся овечек ,отгонять волков разного рода .Мелочей здесь нет . Если костяк прихода проникнут чувством любви, смирения и СЛУЖЕНИЯ всем входящим -это прекрасно и спасительно , а если увлекся трепетным самообслуживанием -беда .Такой приход миру не светит .
Игорь Александрович20 января 2022, 03:25
Дай Бог бы каждому найти свою простоту. В ней все вышеперечисленные пункты отпадут как ненужные. Сказано будьте просты как голуби... Исчерпывающе. Коротко. Ясно. Ёмко. В фокусе. А к чему велеречивое перечислений бесконечных трудностей? Верно - к отвлечению умов и охлаждению сердец. Упаси Бог!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×