Фото: F. Hecker / Blickwinkel / Global Look Press
Рассечь — и притом самому — больную гнойную опухоль, ставшую частью нашего тела, порой невообразимо болезненно, хотя и необходимо для исцеления, для избавления от смерти. В этом один из смыслов страданий. Мы порой не осознаем, что всякое страдание, совершаемое ради духовного здоровья — исполнения заповедей Божиих, — это наше исцеление.
***
Грех, страсти необходимо изживать, деятельно освобождаться от них. У страстей есть пагубное свойство — постепенно срастаться с нашей душой. И тогда страсть начинает претендовать на то, чтобы сделаться главной целью жизни человека, господствующим направлением его воли, стать идолом и заменить на жертвеннике нашей души Бога. К несчастью, дьяволу нередко это удается.
***
Дело спасения человека соделывает Сам Господь. Человеку это невозможно, не по силам. Но тогда зачем наши труды, тот же пост, все эти наши немощные действия, которые мы порой высокопарно называем «подвигами Великого поста»? На самом деле это не что иное, как действительно малый, но наш посильный и искренний порыв в ответ на любовь Божию. Наша попытка стать лучше. Наше желание быть с Богом, которое выражается в том числе и в том, что мы смиряем свои страсти, чувства, стараемся жить не по своей воле, а по воле Божией, исполняя Его заповеди.