Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) – настоятель двух храмов: Петропавловского, подворья Оптиной пустыни, и храма Покрова в Ясенево, который стал одной из достопримечательностей Москвы. В Покровском храме на пожертвования простых людей была обустроена «Икона Святой Земли» – символические Гроб Господень, Голгофа, Вифлеемский престол. Недавно к батюшке обратились жители села Новые Котлицы, где жили поколения его предков, и попросили возглавить инициативную группу по возрождению храма, разрушенного в 1930-е годы. А храм оказался весьма необычным… Об этом мы и побеседовали с о. Мелхиседеком.
– Посвящение храма в Новых Котлицах редкое: он назван в честь праздника Зачатия Иоанна Предтечи. Люди, далекие от Церкви, полагают, что верующие гнушаются плотской стороной супружества. Ан нет – есть даже праздники, посвященные зачатию!
Этот храм может и должен стать храмом покаянным! Храмом, который будет призывать людей беречь жизни еще не рожденных младенцев
– Есть два таких праздника: Зачатие Иоанна Предтечи праведными Захарией и Елисаветой и Зачатие Пресвятой Богородицы святыми Иоакимом и Анной. Храмов в их честь немного, но они есть. Они напоминают нам о ценности человеческой жизни, о том, что душа человека появляется не при рождении, а уже в момент зачатия. Как сказал святитель Василий Великий: «Тот, кто должен стать человеком, уже человек». Кстати, эта вера свойственна не только христианам. Корейцы и некоторые другие жители Юго-Восточной Азии празднуют именно день зачатия, отсчитав 9 месяцев от дня рождения. И когда мы задумались о возрождении храма в Новых Котлицах, возникла идея: этот храм может и должен стать храмом покаянным! Храмом, который будет призывать людей беречь жизни еще не рожденных младенцев, а тех, кто совершил грех аборта, – не отчаиваться, но каяться в нем. Дело в том, что Новые Котлицы расположены как раз на пути из Москвы в Дивеево, а точнее – на подъезде к Мурому, всего в 10 километрах от трассы. Многие люди едут в Муром, в Дивеево молиться о семейном счастье, о разрешении проблем. Но часто на пути к счастью стоят грехи молодости. У кого-то зачатый ребенок не родился по вине родителей. Предтеченский храм как раз может стать местом покаяния за этот грех, местом молитвы о счастье семьи. Часто бывает, что после первого аборта пара не может зачать дитя. Говорят: «Мы учились, нам негде было жить». Могли родить, но не хотели, – а теперь хотят, но уже не могут. Или после грехов юности человек ищет себе пару и не может найти, едет к святым Петру и Февронии помолиться. Но перед тем как молиться о будущем, будет полезно испросить прощение за прошлое.
– Да, люди часто спрашивают: кому и где помолиться о счастье?
– Я всегда отвечаю: Бог дышит, где хочет. Узкой «специализации» у святых нет, и на сердечную молитву откликнется любой угодник Божий. Но все же есть особые места паломничества. И недаром каждый храм посвящен какому-то святому, иконе, событию. Значит, у его основателей был некий замысел. Иногда посвящение храма выбирали по откровению, иногда – по общему совету, но всегда по воле Божией. Есть такое понятие: «Бог положил на сердце» храмоздателям назвать храм таким-то образом.
– Зачатию храмы обычно посвящали, когда молились о преодолении бесплодия, о рождении чад. Например, Зачатьевский собор в одноименном монастыре Москвы построил царь Феодор Иоаннович, просивший у Бога наследника.
Когда женщина рождает ребенка, она дарит миру человеку. Воспитывая его, она должна подарить Небу ангела
– Такова историческая канва событий. Но Господь заботится о каждом поколении. И нам, нынешним, через Зачатьевские храмы Он напоминает о том, как важно, чтобы появлялись на свет новые люди. Кто-то из мудрых сказал: «Когда женщина рождает ребенка, она дарит миру человеку. Воспитывая его, она должна подарить Небу ангела». Но для начала надо хотя бы подарить миру человека! Господь дал людям первую заповедь: «Плодитесь и размножайтесь». Есть такое толкование: «плодитесь» – значит, родите двоих детей, на смену себе, а «размножайтесь» – это уже больше двух, чтобы народ умножался.
– Наши предки исполняли эту заповедь…
– Изучая историю Предтеченского храма, я был изумлен. Помимо села Новые Котлицы, к нему было приписано три небольших деревни. В самом селе было 25 домов – и сейчас осталось столько же, один в один! А вместе с деревнями было сто домов. Я подумал: «Ничего себе! Трехпрестольный храм – и всего сто домов!» Но, согласно архивным данным, оказалось, что в этих ста домах проживало 890 человек! То есть в среднем в доме было по 8–9 жителей! Таково было отношение русского человека к храму: на сто домов понадобился целый трехпрестольный храм! И какие были большие семьи! Вот что мы потеряли!
– Батюшка, вы счастливый человек. Сохранилось село, где жили ваши предки, в нем можно построить храм. А от многих сел и церковных погостов и места не осталось…
– У каждого из нас свои корни. И в истории практически каждой семьи есть храм, в который ходили ее предки и который был разрушен в годы безбожия. И действительно, от многих таких храмов не осталось и места: села умерли, в городах появилась новая застройка. Но в память о разрушенных храмах можно и нужно возрождать церкви в селах, где есть жители. Очень хотелось бы, чтобы на возведение храма Иоанна Предтечи откликнулись люди из разных концов России, и он стал своеобразным памятником всем разрушенным сельским церквям. Нам даны две самые главные заповеди: о любви к Богу и к людям. Есть два самых страшных греха перед ними – это убийство человека, в том числе нерожденного ребенка, и убийство веры в душах, разрушение храмов. К сожалению, эти грехи часто совершались в последнее столетие.
– Часто приходится слышать, что мы живем в плохие времена, не до добрых дел, свои бы проблемы решить.
– Но мы и есть те самые времена! Какие мы – такие и времена! Если мы творим добро, жизнь становится добрее. Когда мы делаем шаг к Богу, Он делает 10 шагов навстречу нам. А под лежачий камень вода не течет! От нас требуется покаяние. А что значит покаяние? Это не угрызение себя, не уныние, а наоборот – деятельность. Это изменение мыслей, изменение жизни. Мало признать грех – важно загладить его добрыми делами. Таким добрым делом может стать и возрождение Предтеченского храма. У сербов есть такое понятие – «задушный храм», «задушбина». Это храм, который построил тот или иной род, чтобы в нем поминали их родных и близких, а потом и их самих. Естественно, если кто-то подключался к благому делу, храм становился поминальным и для них. В жизни надо построить дом, родить сына и посадить дерево. А как хорошо построить дом Божий – храм! Пусть ты один не можешь его построить – но можно поучаствовать в этом святом деле. Сегодня мы можем вновь зажечь свечу Богу от всего своего рода – свечу, которая горела благодаря вере наших предков, но потом была затушена.
– Отец Мелхиседек, сейчас многие говорят о том, что надо вымаливать свой род, чтобы грехи отцов не ложились на детей. Это правильное стремление?
Мы все время ждем, что кто-то где-то сделает что-то, отчего жизнь станет лучше. А это должен сделать ты!
– На нас не ложатся грехи, в которых мы не принимали участие. Часто случается так: отец был коммунист, безбожник, а сын стал священником. И наоборот. Последнее слово всегда за человеком, за его выбором. Но когда мы строим храм, мы этим ходатайствуем о прощении грехов предков, благословляем свою жизнь и жизнь детей. А если мы остаемся равнодушными, имея возможность помочь, то ничего доброго не происходит. Мы все время ждем, что кто-то где-то сделает что-то, отчего жизнь станет лучше. А это должен сделать ты. И в конкретном месте – там, где это возможно сейчас.
– Да, малое добро может привлечь большую милость Божию.
– Храмы подобны ретрансляционным вышкам, которые передают сигнал, и связь становится качественнее. Чем больше вышек – тем лучше связь. Чем больше храмов – тем лучше наша связь с Небом. Храм освящает пространство вокруг себя. А своей красотой и крестом на куполе он безмолвно проповедует Христа. Известно песнопение: «Крест – красота Церкви, крест – верных укрепление, крест – царей держава, крест – ангелов слава и демонов язва». Строя храмы, мы воздвигаем кресты, которые освящают нашу страну и привлекают к нам милость Божию. Слава Богу, мы живем в период, когда возможно созидание. Как бы не пропустить эту волну – время, когда можно сделать что-то доброе! Одному Богу известно, сколько оно продлится. Может быть, столько, сколько мы пользуемся им.
Чем больше храмов – тем лучше наша связь с Небом
– Откликаются ли жители Новых Котлиц на идею строительства храма?
– Да! Именно эти добрые, активные, неравнодушные люди попросили меня принять участие в этом святом деле, и наши мысли совпали! Еще до того, как мы взялись за возрождение храма, они потихоньку ухаживали за кладбищем, где он раньше стоял. По благословению владыки поставили на месте храма крест с памятной надписью. На престольный праздник, Зачатие Иоанна Предтечи, 6 октября на его месте совершался водосвятный молебен. Помолиться приходили и жители соседних сел. Так что у народа запрос на храм есть. Собралась активная группа будущих прихожан. Владыка Нил Муромский и Вязниковский с большой любовью откликнулся на это благое начинание. А когда мы совершали первый молебен, на него собрались жители нескольких деревень, и в их числе – потомки моего деда и его братьев. Их оказалось 30 человек! Удивительно, что молебен этот состоялся на Радоницу, в день пасхального поминовения усопших! Он получился почти экспромтом. Я решил совершить молитву на кладбище, оповестил родных, знакомых – и люди откликнулись и приехали помолиться о наших общих предках. Надеемся, что через год уже будем служить в храме.
– Храм объединил людей.
– Да. За месяц местные жители провели три субботника: убирали бурьян, расчищали территорию для строительства. Убрали 30 сухих деревьев. Владыка Нил сказал, увидев это, такую интересную фразу: «Ничего себе! Кладбище задышало!» И еще: «Там, где храм, – там возрождение села и жизни». Но вот со сбором средств пока сложно. В 1990-е годы, когда только начинались и рыночные отношения, и возрождение храмов, богатые люди откликались лучше. Они еще были по душе альтруистами, а не капиталистами. Они жили по принципу: «главные вещи в жизни – не вещи». А теперь для многих в жизни главное вещи. Так что вся надежда на простых неравнодушных людей, на сбор всем миром.
– Этот сбор организует Фонд Архангела Михаила, попечением которого построен и храм Покрова в Ясеневе?
– Да. Конечно, одним местным жителям здесь не справиться. А фонд объединяет людей по всей России. Ведь, по большому счету, не так важно, далеко вы находитесь от храма или близко. Вы можете внести вклад в созидание святыни, и она станет родной для вас.
– Что известно об истории Новых Котлиц и храма Зачатия Иоанна Предтечи?
– Село очень древнее. Известно, что уже в 1632 году в нем был деревянный храм в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи. А в 1732 году, когда он обветшал, вотчинный стольник Яков Гаврилович Чертков построил на этом месте трехпрестольный храм, тоже в честь Иоанна Предтечи – но уже не Обретения главы, а Зачатия. Тогда же в храме были обустроены приделы апостола Иакова, брата Господня, и святителя Николая Чудотворца.
Изучив архивные данные, мы узнали, что храм был довольно богат, с любовью украшен. Об этом свидетельствует, к примеру, такая деталь: над главным престолом была устроена сень – явление довольно редкое, тем более для сельского храма. На приходе была школа, бедных ребятишек учили бесплатно. А в 1939 году храм разрушили и разобрали на кирпичи.
Много лет у меня была мысль: если в родном месте разрушили храм, может быть, попытаться его возродить?
Моя мама родилась в 1933 году. У нее осталось детское воспоминание, как ломали церковное здание. К кресту привязали веревку, конец ее прицепили к лошади – и тянули, пока крест не рухнул с купола на землю. А руководил этим какой-то коммунист с сухой рукой. Я узнал об этом, когда в юности пришел к вере и стал расспрашивать маму, не было ли в нашем селе храма. И оказалось, что был. На его погосте похоронены прадедушка Семен, прабабушка Евдокия, пять братьев моего деда. В этом храме крестили деда Павла, бабушку Екатерину, маму Галину. Там венчали, отпевали нашу родню. Много лет у меня была мысль: если в родном месте нехорошие люди разрушили храм, может быть, попытаться его возродить? После кончины мамы, 28 марта 2019 года, эта мысль стала все чаще приходить на ум – по словам Александра Сергеевича Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
– Как будет выглядеть возрожденный храм?
– К сожалению, ни фотографий, ни планов старинного здания не сохранилось. Но мы обнаружили остатки фундамента. Храм был большой, восстанавливать его в прежних размерах не представляется возможным. Для начала мы решили воссоздать центральный придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи, расположив его на месте прежнего алтаря.
Архитектором выступил Владимир Иванович Козлов, который спроектировал храм Покрова в Ясеневе. За образец взяли храм Архангела Михаила в Архангельском. Наш храм будет создан по образцу его левого, Никольского придела. Признаюсь честно, я много лет влюблен в архитектуру этого храма и всегда думал: как было бы хорошо, если бы кто-то построил небольшую церковь по его образцу. Он подошел идеально: по компактности, изяществу, красоте! Это 1680 год, уникальная московская архитектура. Такие храмы называют пламенными. Их закомары по форме напоминают огоньки свечей. Надеемся, что в нашем храме будет пламенеть молитва к Богу.
– Завершая беседу, батюшка, скажите что-то в напутствие читателям.
– Для благополучного плавания недостаточно попутного ветра: надо, чтобы были подняты паруса. Там, где нужно соучастие, недостаточно одного сочувствия. Есть древняя восточная поговорка:
«Стоит жить, чтобы в землю врезать след поглубже,
позаметней,
Чтоб твое осталось дело, словно дуб тысячелетний».
Давайте творить добро – и жизнь станет лучше!
***
Принять участие в строительстве храма Зачатия св. Иоанна Предтечи в селе Новые Котлицы можно здесь.