«Наш храм станет местом молитвы о счастье семьи»

Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) – настоятель двух храмов: Петропавловского, подворья Оптиной пустыни, и храма Покрова в Ясенево, который стал одной из достопримечательностей Москвы. В Покровском храме на пожертвования простых людей была обустроена «Икона Святой Земли» – символические Гроб Господень, Голгофа, Вифлеемский престол. Недавно к батюшке обратились жители села Новые Котлицы, где жили поколения его предков, и попросили возглавить инициативную группу по возрождению храма, разрушенного в 1930-е годы. А храм оказался весьма необычным… Об этом мы и побеседовали с о. Мелхиседеком.

– Посвящение храма в Новых Котлицах редкое: он назван в честь праздника Зачатия Иоанна Предтечи. Люди, далекие от Церкви, полагают, что верующие гнушаются плотской стороной супружества. Ан нет – есть даже праздники, посвященные зачатию!

Этот храм может и должен стать храмом покаянным! Храмом, который будет призывать людей беречь жизни еще не рожденных младенцев

– Есть два таких праздника: Зачатие Иоанна Предтечи праведными Захарией и Елисаветой и Зачатие Пресвятой Богородицы святыми Иоакимом и Анной. Храмов в их честь немного, но они есть. Они напоминают нам о ценности человеческой жизни, о том, что душа человека появляется не при рождении, а уже в момент зачатия. Как сказал святитель Василий Великий: «Тот, кто должен стать человеком, уже человек». Кстати, эта вера свойственна не только христианам. Корейцы и некоторые другие жители Юго-Восточной Азии празднуют именно день зачатия, отсчитав 9 месяцев от дня рождения. И когда мы задумались о возрождении храма в Новых Котлицах, возникла идея: этот храм может и должен стать храмом покаянным! Храмом, который будет призывать людей беречь жизни еще не рожденных младенцев, а тех, кто совершил грех аборта, – не отчаиваться, но каяться в нем. Дело в том, что Новые Котлицы расположены как раз на пути из Москвы в Дивеево, а точнее – на подъезде к Мурому, всего в 10 километрах от трассы. Многие люди едут в Муром, в Дивеево молиться о семейном счастье, о разрешении проблем. Но часто на пути к счастью стоят грехи молодости. У кого-то зачатый ребенок не родился по вине родителей. Предтеченский храм как раз может стать местом покаяния за этот грех, местом молитвы о счастье семьи. Часто бывает, что после первого аборта пара не может зачать дитя. Говорят: «Мы учились, нам негде было жить». Могли родить, но не хотели, – а теперь хотят, но уже не могут. Или после грехов юности человек ищет себе пару и не может найти, едет к святым Петру и Февронии помолиться. Но перед тем как молиться о будущем, будет полезно испросить прощение за прошлое.

– Да, люди часто спрашивают: кому и где помолиться о счастье?

– Я всегда отвечаю: Бог дышит, где хочет. Узкой «специализации» у святых нет, и на сердечную молитву откликнется любой угодник Божий. Но все же есть особые места паломничества. И недаром каждый храм посвящен какому-то святому, иконе, событию. Значит, у его основателей был некий замысел. Иногда посвящение храма выбирали по откровению, иногда – по общему совету, но всегда по воле Божией. Есть такое понятие: «Бог положил на сердце» храмоздателям назвать храм таким-то образом.

– Зачатию храмы обычно посвящали, когда молились о преодолении бесплодия, о рождении чад. Например, Зачатьевский собор в одноименном монастыре Москвы построил царь Феодор Иоаннович, просивший у Бога наследника.

Когда женщина рождает ребенка, она дарит миру человеку. Воспитывая его, она должна подарить Небу ангела

– Такова историческая канва событий. Но Господь заботится о каждом поколении. И нам, нынешним, через Зачатьевские храмы Он напоминает о том, как важно, чтобы появлялись на свет новые люди. Кто-то из мудрых сказал: «Когда женщина рождает ребенка, она дарит миру человеку. Воспитывая его, она должна подарить Небу ангела». Но для начала надо хотя бы подарить миру человека! Господь дал людям первую заповедь: «Плодитесь и размножайтесь». Есть такое толкование: «плодитесь» – значит, родите двоих детей, на смену себе, а «размножайтесь» – это уже больше двух, чтобы народ умножался.

– Наши предки исполняли эту заповедь…

– Изучая историю Предтеченского храма, я был изумлен. Помимо села Новые Котлицы, к нему было приписано три небольших деревни. В самом селе было 25 домов – и сейчас осталось столько же, один в один! А вместе с деревнями было сто домов. Я подумал: «Ничего себе! Трехпрестольный храм – и всего сто домов!» Но, согласно архивным данным, оказалось, что в этих ста домах проживало 890 человек! То есть в среднем в доме было по 8–9 жителей! Таково было отношение русского человека к храму: на сто домов понадобился целый трехпрестольный храм! И какие были большие семьи! Вот что мы потеряли!

– Батюшка, вы счастливый человек. Сохранилось село, где жили ваши предки, в нем можно построить храм. А от многих сел и церковных погостов и места не осталось…

– У каждого из нас свои корни. И в истории практически каждой семьи есть храм, в который ходили ее предки и который был разрушен в годы безбожия. И действительно, от многих таких храмов не осталось и места: села умерли, в городах появилась новая застройка. Но в память о разрушенных храмах можно и нужно возрождать церкви в селах, где есть жители. Очень хотелось бы, чтобы на возведение храма Иоанна Предтечи откликнулись люди из разных концов России, и он стал своеобразным памятником всем разрушенным сельским церквям. Нам даны две самые главные заповеди: о любви к Богу и к людям. Есть два самых страшных греха перед ними – это убийство человека, в том числе нерожденного ребенка, и убийство веры в душах, разрушение храмов. К сожалению, эти грехи часто совершались в последнее столетие.

– Часто приходится слышать, что мы живем в плохие времена, не до добрых дел, свои бы проблемы решить.

– Но мы и есть те самые времена! Какие мы – такие и времена! Если мы творим добро, жизнь становится добрее. Когда мы делаем шаг к Богу, Он делает 10 шагов навстречу нам. А под лежачий камень вода не течет! От нас требуется покаяние. А что значит покаяние? Это не угрызение себя, не уныние, а наоборот – деятельность. Это изменение мыслей, изменение жизни. Мало признать грех – важно загладить его добрыми делами. Таким добрым делом может стать и возрождение Предтеченского храма. У сербов есть такое понятие – «задушный храм», «задушбина». Это храм, который построил тот или иной род, чтобы в нем поминали их родных и близких, а потом и их самих. Естественно, если кто-то подключался к благому делу, храм становился поминальным и для них. В жизни надо построить дом, родить сына и посадить дерево. А как хорошо построить дом Божий – храм! Пусть ты один не можешь его построить – но можно поучаствовать в этом святом деле. Сегодня мы можем вновь зажечь свечу Богу от всего своего рода – свечу, которая горела благодаря вере наших предков, но потом была затушена.

– Отец Мелхиседек, сейчас многие говорят о том, что надо вымаливать свой род, чтобы грехи отцов не ложились на детей. Это правильное стремление?

Мы все время ждем, что кто-то где-то сделает что-то, отчего жизнь станет лучше. А это должен сделать ты!

На нас не ложатся грехи, в которых мы не принимали участие. Часто случается так: отец был коммунист, безбожник, а сын стал священником. И наоборот. Последнее слово всегда за человеком, за его выбором. Но когда мы строим храм, мы этим ходатайствуем о прощении грехов предков, благословляем свою жизнь и жизнь детей. А если мы остаемся равнодушными, имея возможность помочь, то ничего доброго не происходит. Мы все время ждем, что кто-то где-то сделает что-то, отчего жизнь станет лучше. А это должен сделать ты. И в конкретном месте – там, где это возможно сейчас.

– Да, малое добро может привлечь большую милость Божию.

– Храмы подобны ретрансляционным вышкам, которые передают сигнал, и связь становится качественнее. Чем больше вышек – тем лучше связь. Чем больше храмов – тем лучше наша связь с Небом. Храм освящает пространство вокруг себя. А своей красотой и крестом на куполе он безмолвно проповедует Христа. Известно песнопение: «Крест – красота Церкви, крест – верных укрепление, крест – царей держава, крест – ангелов слава и демонов язва». Строя храмы, мы воздвигаем кресты, которые освящают нашу страну и привлекают к нам милость Божию. Слава Богу, мы живем в период, когда возможно созидание. Как бы не пропустить эту волну – время, когда можно сделать что-то доброе! Одному Богу известно, сколько оно продлится. Может быть, столько, сколько мы пользуемся им.

Чем больше храмов – тем лучше наша связь с Небом

– Откликаются ли жители Новых Котлиц на идею строительства храма?

– Да! Именно эти добрые, активные, неравнодушные люди попросили меня принять участие в этом святом деле, и наши мысли совпали! Еще до того, как мы взялись за возрождение храма, они потихоньку ухаживали за кладбищем, где он раньше стоял. По благословению владыки поставили на месте храма крест с памятной надписью. На престольный праздник, Зачатие Иоанна Предтечи, 6 октября на его месте совершался водосвятный молебен. Помолиться приходили и жители соседних сел. Так что у народа запрос на храм есть. Собралась активная группа будущих прихожан. Владыка Нил Муромский и Вязниковский с большой любовью откликнулся на это благое начинание. А когда мы совершали первый молебен, на него собрались жители нескольких деревень, и в их числе – потомки моего деда и его братьев. Их оказалось 30 человек! Удивительно, что молебен этот состоялся на Радоницу, в день пасхального поминовения усопших! Он получился почти экспромтом. Я решил совершить молитву на кладбище, оповестил родных, знакомых – и люди откликнулись и приехали помолиться о наших общих предках. Надеемся, что через год уже будем служить в храме.

– Храм объединил людей.

– Да. За месяц местные жители провели три субботника: убирали бурьян, расчищали территорию для строительства. Убрали 30 сухих деревьев. Владыка Нил сказал, увидев это, такую интересную фразу: «Ничего себе! Кладбище задышало!» И еще: «Там, где храм, – там возрождение села и жизни». Но вот со сбором средств пока сложно. В 1990-е годы, когда только начинались и рыночные отношения, и возрождение храмов, богатые люди откликались лучше. Они еще были по душе альтруистами, а не капиталистами. Они жили по принципу: «главные вещи в жизни – не вещи». А теперь для многих в жизни главное вещи. Так что вся надежда на простых неравнодушных людей, на сбор всем миром.

– Этот сбор организует Фонд Архангела Михаила, попечением которого построен и храм Покрова в Ясеневе?

– Да. Конечно, одним местным жителям здесь не справиться. А фонд объединяет людей по всей России. Ведь, по большому счету, не так важно, далеко вы находитесь от храма или близко. Вы можете внести вклад в созидание святыни, и она станет родной для вас.

– Что известно об истории Новых Котлиц и храма Зачатия Иоанна Предтечи?

– Село очень древнее. Известно, что уже в 1632 году в нем был деревянный храм в честь Обретения главы св. Иоанна Предтечи. А в 1732 году, когда он обветшал, вотчинный стольник Яков Гаврилович Чертков построил на этом месте трехпрестольный храм, тоже в честь Иоанна Предтечи – но уже не Обретения главы, а Зачатия. Тогда же в храме были обустроены приделы апостола Иакова, брата Господня, и святителя Николая Чудотворца.

Изучив архивные данные, мы узнали, что храм был довольно богат, с любовью украшен. Об этом свидетельствует, к примеру, такая деталь: над главным престолом была устроена сень – явление довольно редкое, тем более для сельского храма. На приходе была школа, бедных ребятишек учили бесплатно. А в 1939 году храм разрушили и разобрали на кирпичи.

Много лет у меня была мысль: если в родном месте разрушили храм, может быть, попытаться его возродить?

Моя мама родилась в 1933 году. У нее осталось детское воспоминание, как ломали церковное здание. К кресту привязали веревку, конец ее прицепили к лошади – и тянули, пока крест не рухнул с купола на землю. А руководил этим какой-то коммунист с сухой рукой. Я узнал об этом, когда в юности пришел к вере и стал расспрашивать маму, не было ли в нашем селе храма. И оказалось, что был. На его погосте похоронены прадедушка Семен, прабабушка Евдокия, пять братьев моего деда. В этом храме крестили деда Павла, бабушку Екатерину, маму Галину. Там венчали, отпевали нашу родню. Много лет у меня была мысль: если в родном месте нехорошие люди разрушили храм, может быть, попытаться его возродить? После кончины мамы, 28 марта 2019 года, эта мысль стала все чаще приходить на ум – по словам Александра Сергеевича Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».

– Как будет выглядеть возрожденный храм?

– К сожалению, ни фотографий, ни планов старинного здания не сохранилось. Но мы обнаружили остатки фундамента. Храм был большой, восстанавливать его в прежних размерах не представляется возможным. Для начала мы решили воссоздать центральный придел в честь Зачатия Иоанна Предтечи, расположив его на месте прежнего алтаря.

Архитектором выступил Владимир Иванович Козлов, который спроектировал храм Покрова в Ясеневе. За образец взяли храм Архангела Михаила в Архангельском. Наш храм будет создан по образцу его левого, Никольского придела. Признаюсь честно, я много лет влюблен в архитектуру этого храма и всегда думал: как было бы хорошо, если бы кто-то построил небольшую церковь по его образцу. Он подошел идеально: по компактности, изяществу, красоте! Это 1680 год, уникальная московская архитектура. Такие храмы называют пламенными. Их закомары по форме напоминают огоньки свечей. Надеемся, что в нашем храме будет пламенеть молитва к Богу.

– Завершая беседу, батюшка, скажите что-то в напутствие читателям.

– Для благополучного плавания недостаточно попутного ветра: надо, чтобы были подняты паруса. Там, где нужно соучастие, недостаточно одного сочувствия. Есть древняя восточная поговорка:

«Стоит жить, чтобы в землю врезать след поглубже, позаметней,
Чтоб твое осталось дело, словно дуб тысячелетний».

Давайте творить добро – и жизнь станет лучше!

***

Принять участие в строительстве храма Зачатия св. Иоанна Предтечи в селе Новые Котлицы можно здесь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Некоторые новостройки напоминают концлагеря – и что же, храм должен им соответствовать?» «Некоторые новостройки напоминают концлагеря – и что же, храм должен им соответствовать?»
Владимир Козлов
«Некоторые новостройки напоминают концлагеря – и что же, храм должен им соответствовать?» «Некоторые новостройки напоминают концлагеря – и что же, храм должен им соответствовать?»
Беседа с архитектором В.И. Козловым о церковной архитектуре
Удивительно, но главные вехи в воинской истории нашей страны совпадают со значимыми православными праздниками!
Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме
Владимир Козлов
Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме Голгофа, Вифлеем, Камень помазания – в московском храме
Беседа с архитектором Владимиром Козловым о Покровской церкви в Ясеневе
Не все знают, что в Москве есть место, где можно прикоснуться к благодати Иерусалима и Вифлеема.
Как мы «самостройные» гаражи крестным ходом обходили Как мы «самостройные» гаражи крестным ходом обходили
Сергей Серюбин
Как мы «самостройные» гаражи крестным ходом обходили Как мы «самостройные» гаражи крестным ходом обходили
Сергей Серюбин
– Я не могу оформить договор, – сказала госслужащая, – потому что на территории участка находятся гаражи.
Комментарии
Н23 июня 2022, 22:31
Как же Вам повезло, что так мало надо для счастья! :)
Татьяна17 июня 2022, 12:53
Какое счастье увидеть "в Ясенево", а не "в Ясеневе"!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×