Духовная жизнь – это не только посещение храма, а вся наша жизнь

В преддверии дня памяти преподобномучениц Елисаветы и ее келейницы сестры Варвары мы поговорили с настоятельницей Марфо-Мариинской обители игуменией Елисаветой (Поздняковой) о том, чему можно научиться у святых и как быть христианином сегодня.

    

Матушка Елисавета, Великая княгиня Елизавета Феодоровна назвала Обитель в честь святых праведных Марфы и Марии. Как сегодня сочетаются в Обители деятельное служение и молитва?

– Любое христианское служение, не только в нашей Обители, должно совмещать в себе и деятельное служение Марфы, и созерцательное служение Марии. Одно без другого и не может существовать.
Мы помним, что Господь не осуждает Марфу, но обращает ее внимание на Марию, которая предпочитает всем делам слышание Слова Божия. Тем самым как бы подчеркивая, что одно служение подкрепляет другое.

Все, что сегодня делается в Обители, все дела и помощь людям в наших социальных проектах не могут быть хороши сами по себе. Они по-настоящему нужны, только если стали частью духовного пути людей, которые их совершают.

Но это восхождение не может состояться без общения с Богом, без молитвы, без постоянного нахождения в присутствии Божием. Деятельное служение всегда должно сопровождаться молитвенным предстоянием перед Богом.

Без молитвы оно превратится в пустое делание дел ради них самих.

Что касается молитвы, то, конечно, мы знаем великих подвижников, которые жили в пустыне и большую часть своей жизни проводили в молитве, но и они трудились. В наше время те люди, которые говорят: «я буду только молиться, а все остальное – это суета», обычно впадают в разного рода крайности и прелесть.

Поэтому очень важно совмещать молитву и дела. И важно понимать, что вся наша жизнь в ее цельности – это и есть духовное восхождение.

    

В жизни мирян, которые работают и имеют много забот, должны действовать те же законы?

– Конечно. Людям часто кажется, что они проснулись с утра, занялись повседневными делами, и это их обычная жизнь. А духовная начинается только тогда, когда они пойдут в храм. Но это не так. Вся наша жизнь, все что мы делаем – это и есть элементы нашей духовной жизни. И важно, как мы относимся ко всему, что мы делаем.

Не может быть, чтобы с утра на работе человек мог делать что угодно – с кем-то ссориться, совершать плохие поступки – а вечером в храме переключаться на духовную жизнь.

Вся наша жизнь является духовной, сочетание деятельной любви к Богу с молитвенным служением Ему – это и есть жизнь каждого христианина.

Но приходится слышать от людей, особенно новоначальных, что им трудно бывает определить меру своей вовлеченности в дела милосердия, церковную жизнь.

– Мне кажется само собой разумеющимся, что наше служение Богу, наше предстояние перед Ним занимает всю нашу жизнь, и вся наша жизнь и есть служение.

Другой вопрос: хотим ли мы сами служить Богу всей своей жизнью?

Когда человек думает: сегодня я немного послужу Богу, а все остальное время буду заниматься своими делами, в этом есть, наверное, некое лукавство. Так все равно не получится.

Ведь когда мы исповедуемся, мы обещаем Богу больше не совершать определенных согрешений, проступков. Но это не происходит само собой. Например, человек исповедовался в том, что всю неделю объедался.

Вслед за этой исповедью и раскаянием должна последовать внутренняя работа, борьба с собой, чтобы не повторить греха. Это и есть духовная работа, которую невозможно отделить от жизни.

Если я постоянно раздражаюсь на своего соседа или еще на кого-то, то после исповеди я должен работать над этим. И даже если какие-то части нашей жизни меньше затронуты грехом, нужно все равно быть бдительным. Дьявол настолько хитер и умен, что всегда найдет, где нас подловить.

Поэтому внимание к себе, постоянное трезвение, бдительность – тоже часть нашей духовной жизни. Христианин живет с постоянным желанием не оскорбить Бога своими поведением и грехами. Поэтому не бывает, что в какой-то момент человек может выдохнуть и жить, ни о чем не думая, а потом куда-то пойти послужить Богу.

Другое дело, конечно, что мы не всегда помним и задумываемся об этом. Хотя когда мы выходим из храма, наша духовная жизнь продолжается, она никуда не исчезает.

Духовная жизнь – это вся наша жизнь со всеми ее отношениями с людьми, со всеми взлетами и падениями.

Где место для радости в этом постоянном труде, как не переусердствовать?

– На самом деле этот труд сам по себе очень радостный. Представьте для примера хорошую семью, где царят мир и согласие. Но они там воцарились, скорее всего, не сразу. Супруги в этой семье поначалу, и не только, старались уступать друг другу, в отношениях сглаживать острые углы. В таких семьях жена старается быть всем для своего мужа, муж старается всем быть для своей жены, супруга поддерживает во всем мужа, он помогает жене. И из этого рождаются согласие и радость.

Я не видела настоящие хорошие семьи, где люди сказали бы: «мы измучились друг другу угождать, смиряться». Наоборот, в этих отношениях и рождается настоящая любовь и радость. Когда люди живут в согласии, им по большому счету больше никто не нужен.

Точно также, когда мы стараемся жить для Христа и делаем все из желания угождать Богу, – это очень радостная жизнь.

Конечно, важно чтобы у христианина был духовник, наставник, который может где-то придержать ревность не по разуму. Мы же люди несовершенные, увлекающиеся, и в самом деле может наступить и какое-то истощение.

Еще важно не увлекаться выстраиванием собственных планов, не накладывать на себя надуманных обязательств. Человек думает – сейчас приду домой, буду молиться, читать духовную литературу, и это все будет благочестиво и хорошо. А потом приходит домой, ребенок двойку получил в школе. Значит, нужно весь вечер сидеть с ним математику делать. Муж пришел с работы чем-то недовольный, раздраженный. И женщина переживает, что не смогла свои благочестивые планы реализовать. Но Господь ждет от нее только одного, чтобы она побыла с ребенком, помогла ему разобраться с математикой. И порадовала мужа – попила с ним чаю и поговорила. Это все, что требуется, подвигов никаких не нужно совершать.

Лучше не противоречить тому, что дает Господь, а быть послушным тем обстоятельствам, в которые Он нас ставит. Кто-то из отцов сказал: только в тех обстоятельствах, в которые нас поставил Господь, мы можем спастись. Поэтому мы должны их не судить, а принять и просто жить в этих обстоятельствах.

Что из опыта жизни Великой княгини Елизаветы Феодоровны, основательницы Обители, может быть для нас сегодня особенно ценно?

– Уникальность Елизаветы Феодоровны в том, что она была христианкой во всем, ее жизнь была всегда посвящена Богу.

Сначала она служила своему мужу, выполняла обязанности супруги, служа при этом Богу. Потом она полностью отдала себя Богу, и мне кажется, что для нее не было даже принципиальной разницы, каким образом Богу служить.

Она была очень внимательна к тем путям, которые ей открывал Господь. Видит нуждающихся людей, женщин из бедных семей, которым нужна помощь и для которых нет никакого будущего, и она начинает им помогать. Недалеко Хитровка с беспризорными детьми – она идет туда.

Она всегда оставалась христианкой, и даже у шахты не сопротивлялась Божией воле.

Это довольно редкое и нужное нам всем качество – учиться чувствовать волю Божию, узнавать ее и следовать ей, не пытаясь ее избежать. И оставаться спокойными, принимая все, что дает нам Господь.

Это качество первой настоятельницы Обители актуально во все времена, а сегодня, когда все настолько непредсказуемо, – особенно.

О чем нам сегодня важнее всего помнить, чтобы оставаться христианами – не озлобиться, не увлечься какими-то вещами, христианству противоречащими?

– Для начала, наверное, надо твердо понять для себя, что жить по-христиански сегодня, во времена нестабильности, очень важно. Особенно это касается людей, у которых есть семьи, дети, за которых они очень переживают. Важно утвердиться в том, что самое важное – это остаться христианином.

В пандемию мы увидели, как несчастье, которое обрушилось на людей, в то же время позволило оглянуться по сторонам, увидеть своих ближних, родственников, побыть вместе с ними, послужить им, понять, насколько жизнь коротка. У людей, попавших в больницу, не было возможности причащаться, и все сразу осознали, насколько важно иметь возможность исповедаться, причаститься. Поэтому пандемия принесла много положительных уроков для тех, кто готов их увидеть и принять.

Ситуация сегодня тоже лишает нас стабильности, уверенности в завтрашнем дне. И это позволяет переосмыслить некоторые вещи. У многих людей есть привычка кого-то осуждать, искать виноватых, а на самом деле, когда происходят такие катаклизмы, становится заметно, что очень важно самому что-то делать.

От того, что мы кого-то осуждаем и ищем виноватых, ничто не поменяется. Важно, чтобы мы, каждый на своем месте, делали свое дело как можно лучше. Чтобы каждый оглянулся: может, с нами рядом кто-то в чем-то нуждается, и мы можем помочь. Крестьянин должен продолжать сажать хлеб и выращивать его, врач – лечить людей.

Недавно мы ездили на одно из наших подворий и проезжали по южным регионам России. Это так красиво, когда все поля, даже самые маленькие участки, засажены злаковыми или другими культурами. Несмотря ни на что, люди работают, стараются, выходят в поле, чтобы обеспечить свою страну зерном и всем тем, что они выращивают. Это вызывает глубокое уважение.

Каждый человек на своем месте должен также делать свое дело как можно лучше и оставаться христианином во всем. В этом и заключается наша духовная жизнь.

Если мы продолжаем оставаться христианами в любое время, в любых ситуациях, то Господь будет с нами.

Коронавирус, еще какие-то события, все это не должно менять христианина и мешать его пути. Это дополнительные испытания, которые требуют еще больше включенности сердца, больше любви друг к другу.

Христианство – это единственный смысл этой жизни, и что бы не происходило, все должно только способствовать нашему движению вперед.

Мы же знаем, как жили и спасались новомученики и исповедники Российские. Читаем их воспоминания – и мороз по коже от того, через какие испытания им пришлось пройти. И при этом они не потеряли главного – Христа в своем сердце, и именно это помогло им пройти все испытания и соединиться уже в вечности со Спасителем.

    

В жизни Обители могут поучаствовать люди извне?

– Да, конечно. В Обитель приходит много людей, они становятся добровольцами и помогают. Они участвуют в работе разных проектов, могут сами выбрать направление по желанию, к чему больше расположено их сердце. Любой человек может прийти и какую-то часть времени, которую он сам определит для себя, посвятить служению другим людям.

Это меняет людей?

– Расскажу историю буквально сегодняшнего дня. Одна совсем нецерковная женщина по зову сердца пришла с просьбой – научите меня молиться. И стала понемногу ходить в храм, священник ей дал правило, объяснил, что к чему. Я со стороны наблюдала, и мне казалось, что она бросит, потому что слишком далека она была от этого. Но она снова и снова приходила, исповедовалась, причащалась. А потом говорит – а знаете, мой сын начал молиться, и ему очень нравится.

Теперь она говорит, что люди вокруг на работе начинают проявлять интерес к вере. При этом она ничего не проповедует, как бывает у неофитов. Человек просто живет своей жизнью, и так происходит. То есть изменения произошли в ней, а следом они начинают происходит и в окружении. Конечно, человек при соприкосновении с церковной жизнью меняется, и в жизни добровольцев происходит что-то подобное.

В чем миссия современных христиан по отношению к людям, миру вокруг, как Вам кажется?

– Как сказал преподобный Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, и тысячи людей спасутся вокруг». Мне кажется, что это самое правильное – проповедовать не словами, а своей жизнью. Сегодня много слов сказано, много книг написано и издано, но главное, что во все века было действенно – это пример. Пример живой христианской жизни, которая может повести за собой.

Если мы сами так не живем, то и говорить об этом смысла нет, тем более кого-то учить тому, чем не живет твое сердце.

Нужно стараться жить по-христиански, и именно это помогает другим людям прийти к Богу и найти в этом опору.

Что бы Вы пожелали читателям в преддверии дня памяти преподобномученицы Елисаветы и ее келейницы сестры Варвары?

– Великая княгиня Елизавета Феодоровна, сестра Варвара, другие святые оставили нам замечательные примеры подлинной христианской жизни. Главное, чтобы мы хотели и стремились следовать этим примерам. Важно служить Богу всей своей жизнью, хорошо делать свое дело, замечать рядом с собой людей, которым нужна наша помощь, то есть во всем быть христианами. И помнить, что важнее нашего пути к Богу ничего нет.

Фото Надежды Антиповской

Беседовала Юлия Семенова

Источник: Марфо-Мариинская Обитель Милосердия

19 июля 2022 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рБ Марина20 июля 2022, 23:20
СПАСИ ГОСПОДИ матушка ЕЛЕСАВЕТА ЮЛИЯ за НАСТАВЛЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×