Русская идея: истоки и уроки

    

Преамбула

В условиях обострения военно-политических, экономических и идеологических противоречий на международной арене; непрекращающихся попыток извне и изнутри дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в России, провоцировать социальные протесты, разжигать межэтническую и межрелигиозную рознь; продолжающихся усилий ослабить и разрушить наши духовные скрепы, исказить историческую правду, опорочить историю нашего Отечества, не допустить формирования устойчивой единой национально-культурной идентичности граждан Российской Федерации, нам необходимо еще раз осмыслить предшествующий исторический путь России с тем, чтобы верно определить направление дальнейшего исторического развития.

Невозможно развивать страну, выстраивать ее стратегическое планирование без понимания конечной цели ее исторического движения

Перед российской властью и русским народом – создателем русского государства и государствообразующим этносом Российской Федерации – стоит задача осознания своей исторической миссии, формулирования и утверждения в общественном сознании национальной идеи, которая позволит правильно оценить русскую историю, выработать образ желаемого будущего для России и найти в настоящем средства для достижения этого будущего. Невозможно развивать страну, выстраивать ее стратегическое планирование без понимания конечной цели ее исторического движения.

При условии непрерывного исторического существования народа, его культуры и государственности, т.е. при условии сохранения национально-культурной идентичности народа, реально осуществимое и желаемое будущее неизбежно обусловливается базовыми ценностями, сохраняемыми на протяжении всей истории этноса. Будущее должно содержать в себе лучшие и неизменные черты прошлого и настоящего.

Прежде чем формулировать образ будущей России, необходимо описать ее духовно-исторический путь.

1. Истоки Руси

Смысл исторического бытия народа и государства раскрывается во времени, но лежит за его пределами – в вечности. История возникает как результат встречи воли Божественной и воли человеческой, как действие Промысла Божьего в жизни конкретного человека и народа. Говоря философски, национальная идея состоит в том, чтобы народ в земных реалиях, в том числе в конкретном географическом пространстве, обрел, утвердил и реализовал, насколько возможно, вечный идеал правды – волю Божию о себе.

1.1. Выбор типа духовно-нравственной идентификации

Книжниками и мыслителями Древней Руси история возникновения Русского государства рассматривалась как обретение народом своего исторического пути через приобщение к христианской вере и вхождение в семью христианских народов. После Крещения славяне, Русь и другие крещеные народы Древней Руси обрели библейскую генеалогию и в древнерусских летописях стали называться потомками Иафета (одного из трех сыновей Ноя, ставших прародителями всего человечества после Великого потопа).

Первоначально великий князь киевский Владимир I (960–1015) для единения подвластных ему племен в 980 году создал общегосударственный пантеон богов во главе с Перуном. Однако этот эксперимент был признан властью неудачным.

Культурологически отказ князя Владимира и тогдашней элиты Руси от «синтеза богов» и обращение к «выбору веры» (из числа «латинства» – западного христианства, иудаизма, ислама и восточного греческого христианства) является историческим свидетельством об отказе от пути самоидентификации в культуре Руси и о выборе пути служения Истине, т.е. духовно-нравственной идентификации.

Описанное в русских летописях «испытание веры» есть выбор того типа религиозной и культурной идентичности, в соответствии с которым на Руси предстояло преобразить, изменить, перестроить практически всё: мировоззрение (представление этноса об окружающем мире (космосе), о своем месте в нем, о самом себе), государственную власть, правовую систему, искусство, письменность, семейные и межличностные отношения, быт и т.д. Наконец, главное, преобразить самого человека.

В 988 году Древняя Русь приняла Крещение от Константинопольской Церкви. Тем самым Русь оказалась причастной к высокой культуре Византийской империи, что было для нее мощным культурным импульсом: из архаического состояния Древняя Русь и ее культура поднялась на высоту самой развитой на тот момент византийской цивилизации, хранительницы античного и раннехристианского наследия. Плодами этого великого духовного и культурного преображения стали не только русское православное богословие и церковные искусства (иконопись, фрески, церковное зодчество), но и законодательство, философия, светские искусства (литература, живопись, музыка, архитектура), которые являются частью великой русской культуры.

1.2. Апостол Андрей Первозванный и князь Владимир – основатели Русской державы

Говоря о возникновении Русского государства, Нестор Летописец в «Повести временных лет» начинает со священной (библейской) истории и проповеди апостола Андрея среди славян.

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру, – пишет Нестор. – И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: “Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей”. И, взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей»

Исток русской истории – в первой христианской проповеди апостола Андрея Первозванного, в его благословении, данном нашему народу

Пролог и исток русской истории – в первой христианской проповеди святого апостола Андрея Первозванного на Русской земле, в его благословении, данном нашему народу.

    

Это благословение, пророчество около девяти столетий как бы пребывало под спудом. Славянским этносам Руси пришлось «дорасти» до того момента, когда они с неизбежностью должны были обрести единство, свое особое лицо во всемирной истории. И лицо это было обретено благодаря деятельности святого равноапостольного князя Владимира. На нем и через него суждено было исполниться благословению-пророчеству апостола Андрея, которое наконец-то нашло себе опору в конкретной личности.

«Все страны, и грады, и люди чтут и славят каждый – их учителя, что научил их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами великое и дивное сотворившего нашего учителя и наставника, великого государя нашей земли Владимира…» – пишет преподобный Иларион Киевский (ум. 1055)[1].

Иларион величает князя Владимира титулами: ученик Христа[2]; учитель веры для Русской земли (как учителями были апостолы для других стран)[3]; он «во владыках апостол… нас душою мертвых, умерших недугом идолослужения, воскресивший»[4].

Иларион указывает на предызбрание князя Владимира Самим Богом перечислением факторов, которые могли бы помочь ему в обращении из язычества в истинную веру (проповедь апостола, чудеса и знамения от святых), но которых не было:

«Не видел ты Христа, не ходил ты за Ним – как же стал учеником Его? Другие и видев Его не уверовали. Ты же не видев уверовал. <…> Не видел ты апостола, проходившего землю твою, и нищетою своею, и наготою, гладом и жаждою сердце твое к смирению он не склонял. Не видел ты, как бесов изгоняют именем Иисуса Христа, болящие выздоравливают, немые речь обретают, горячка в холод обращается, мертвые восстают. Того всего не видев, как же уверовал? Дивное чудо! Иные цесари и властители, видя все, что совершается святыми мужами, не уверовали, но более того – на муки и страдания предали их. Ты же, о блаженный, безо всего того пришел к Христу, только благим смыслом и острым умом уразумев, что есть Бог един – Творец видимым и невидимым…»[5]

Иларион пишет, что Владимир «предал людей своих и город [Киев. – В.Н.]… святой Богородице»[6]. Автор уподобляет князя равноапостольному Константину. Тот покорил Богу царство эллинов и римлян, а Владимир – Русь, где теперь тоже «Христос царем зовется». Константин «с матерью своею Еленой крест из Иерусалима принес», а Владимир «с бабкою своею Ольгой, принеся крест из Нового Иерусалима, Константина града, по всей земле своей его поставив, утвердил веру»[7]. Ибо тогда «капища разрушались, а церкви возводились; идолы сокрушались, а иконы святых являлись; бесы убегали – крест грады освятил»[8].

Крещение Руси в 988 году – это историческая встреча апостольской проповеди Андрея с мужеством и христианской мудростью князя Владимира, ибо он заповедал «по всей земле креститься во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ясно, и велегласно во всех градах славить Святую Троицу. И всем быть христианами». Иларион подчеркивает аспект властного могущества благоверного князя:

«И не было ни одного, кто противился благочестному его повелению… ведь было благоверие его с властью сопряжено»[9].

В Киеве же Владимир, прямо исполнив пророчество апостола Андрея, воздвигнул множество церквей.

Крещение Руси стало фактическим основанием единого Русского государства. Россия, несмотря на все исторические бедствия и потрясения, продолжает нести в себе те начала, которые заложены проповедью апостола Андрея и равноапостольным подвигом князя Владимира. В известном смысле эти два исторических и религиозных деятеля и могут быть названы основателями Российского государства.

1.3. «Русская идея» преподобного Илариона

«Слово о Законе и Благодати» стало своего рода древним манифестом «русской идеи»

Преподобный Иларион Киевский (ум. 1055), первый митрополит из «русинов», к 50-летнему юбилею Крещения Руси (1038) составил и, вероятно, огласил публично (в присутствии великого князя Ярослав Мудрого, знати и народа) «Слово о Законе и Благодати»[10], ставшее своего рода древним манифестом «русской идеи».

    

О крещении Руси Иларион говорит:

«Лепо Благодати и Истине на новых людей воссиять! <…> Ибо вера благодатная по всей земле простерлась и до нашего народа русского[11] дошла. <…> Вот уж и мы со всеми христианами славим Святую Троицу. <…> И уже не идолослужители зовемся, но христиане… Все страны благий Бог наш помиловал, и нас не презрел – восхотел и спас нас, и в разум истинный привел. <…> Прежде были мы, как звери и скоты… и лишь к земному прилежали, и даже мало о небесном пеклись». Но теперь «чужими будучи, людьми Божьими мы назвали себя»[12].

По словам Илариона, крестившись во Христа, русские люди веруют Ему, держат предание святых отцов семи Вселенских соборов и молят Бога «поспешить и направить нас на путь заповедей Его»[13]. Иларион видит в Крещении Руси исполнение древних ветхозаветных пророчеств:

«И сбылось в нас реченное о язычниках… “Живу Я, говорит Господь, так Мне поклонится всякое колено, и всякий язык исповедуется Богу…” И Даниила: “Все люди, племена и народы Ему послужат”. <…> И Давида: “…Да познаем на земле путь Твой, и во всех народах спасение Твое”»[14].

Иларион завещает будущим поколениям русского народа подтверждать совершенный князем Владимиром выбор веры

Иларион утверждает наличие у своих современников преемственности в вере и благочестии князя Владимира и тем завещает будущим поколениям русского народа подтверждать совершенный князем выбор веры, трудиться, дабы и в будущем всеянные в Русскую землю князем-учителем семена веры приносили добрый плод. Обращаясь к уже почившему князю, автор восклицает:

«Узри внуков своих и правнуков, как здравствуют, как хранимы Господом, как благоверие держат по завету твоему, как святые церкви чтут, как славят Христа, как поклоняются имени Его. Узри город [Киев. – В.Н.], иконами святых освященный и блистающий, и фимиамом курящийся, и хвалами, и молитвами, и песнопением святым оглашаемый… О них же радуйся и веселись, сколь верен твой посев, не иссушил его зной неверия, но с дождем Божиего поспешения взошел он многоплодно»[15].

Иларион призывает князя Владимира, пребывающего в Небесном Царстве, помолиться

«…о земле своей и о людях, ими ты благоверно владычествовал. Да сохранит их в мире и благоверии предание твое! И да славится в нем правоверие, и да проклято всякое еретичество! И да соблюдет их Господь Бог от всякой рати и пленения, от голода и всякой скорби и печали»[16].

Известный специалист по древнерусской литературе профессор А.Н. Ужанков пишет, что по мысли Илариона

«…русский народ Божиим Промыслом обрел спасительную христианскую веру, должен хранить ее, какую принял, до Страшного Суда и следить, чтобы никто не похитил у него православного венца. Для этой миссии он и был избран Богом в новый период человеческой истории»[17].

Русь у Илариона – наследница ушедшей славы древнего Израиля и преходящей «славы Царьграда»[18], то есть пребывавшей на тот момент в расцвете Византии.

«Русский народ, а не ромеев, избрал Господь как носителя и хранителя Благодати в новозаветный период… В этом и заключается Божественный Промысл о русском народе и его историческая миссия»[19].

Излагая мысль Илариона, А.Н. Ужанков пишет, что с принятием христианства Русь «влилась в единый мировой исторический процесс». Древнерусское государство, став христианским, не нуждалось в опеке Византии или кого бы то ни было еще. «Более того, русскому народу уготовано великое будущее…». По сути, продолжает ученый, «Иларион впервые в русской историографии сформулировал “русскую идею”хранение Русью православия до Страшного Суда»[20].

1.4. Основные положения «русской идеи» преподобного Илариона

В «Слове» преподобного Илариона можно выделить следующие аспекты сформулированной им «русской идеи», которые являются ее основными положениями:

  • богоизбранность новокрещеного русского народа (были чужими Богу, а стали «людьми Божьими»). Как и апостол Петр писал христианам из язычников: «…вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2: 9–10).
  • сохранение чистоты веры, необходимое для подтверждения богоизбранности, – верность догматам, постановлениям соборов святых отцов («да проклято всякое еретичество»);
  • служение Богу («все люди, племена и народы Ему послужат»);
  • преимущественное попечение о небесном, тогда как до крещения «лишь к земному прилежали, и даже мало о небесном пеклись» (об этом в акафистах Иисусу Сладчайшему и Богородице, кондак 8: «устранимся суетного мiра, ум на божественная возложим» / «ум на небеса преложше»);
  • познание пути Господня, следование за Христом путем Его заповедей;
  • признание Царя Христа как высшей над собою власти;
  • отдание Русской земли под покровительство Божией Матери;
  • верность преданию, т.е. выбору веры, совершенному святым Владимиром, подтверждение этого выбора в каждом поколении русского народа;
  • приношение Богу человеком и народом в целом плода своей святости (святость как нравственный идеал частной и общественной жизни русского народа).

На настоящий момент Россия является единственной по-настоящему суверенной православной державой на планете

Конечно, все перечисленные положения справедливы для любого христианского народа, но не каждый народ на протяжении своей истории может их исполнить. Двухтысячелетняя история мирового христианства и тысячелетняя история христианства на Русской земле показывает, что на настоящий момент Россия является единственной по-настоящему суверенной православной державой на планете и только у России имеются необходимые экономические, политические и военные ресурсы для ограждения от внешних врагов Русской Православной Церкви – хранительницы Благодати (по прп. Илариону), а она в свою очередь может и должна сохранять неизменность догматов и оберегать веру от ересей.

1.5. О значениях термина «держава»

Князь Владимир заложил основы Руси как христианской державы. Напомним, что о необходимости сильной державы говорится и в новой Стратегии национальной безопасности России[21].

В библейском понимании держава – это владычество, могущество, сила (надежное держание)[22]; «сила, власть, утверждение, укрепление (1 Цар. 2:32)»[23]. В светском значении «держава (от др.-рус. дьржа – владычество, могущество) – термин, которым обозначается независимое, самостоятельное государство»[24].

В богослужебных текстах Православной Церкви термин «держава» относится к двум противоположным духовным сферам: к Богу (держава Св. Троицы, Христа, Креста Господня и др.) и к сатане (держава диавола, ада, смерти и т.п.).

Например, малая ектенья на вечерни и на утрени закачивается возгласом священника, обращенным к Богу: «Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков»[25].

В молитвословиях Служебника «держава» означает всемогущество Божие, сближается с понятием Царствия Божия и порой сливается с ним в один термин «держава царствия Твоего»[26].

То же самое относится и к Кресту, которому кроме множества текстов Октоиха посвящена специальная служба двунадесятого праздника Воздвижения Честнаго Креста Господня (минея, 14/27 сентября). В нашем случае также важно, что Крест упоминается в предании об апостольской проповеди на будущих русских землях и о святом Владимире: апостол Андрей водрузил крест на Киевских горах, а князь «по всей земле своей его поставил» и тем «грады освятил». Крест указывает на распятого на нем Господа Иисуса Христа[27] и поэтому символизирует собой Церковь – Тело Христово.

Говоря обобщенно, для принявшей крещение Русской земли Крест – это «путь и истина, и жизнь» (ср. Ин. 14:6). Крест Христов – это и «древяное копие», поразившее ад (когда туда сошел распятый Спаситель), и оружие, разрушившее языческих идолов Русской земли (и иных земель), и копие против «духов злобы поднебесной», с которыми сражаются христиане на протяжении земной истории человечества, и средство личного спасения:

«…мы же, сего вси божественно, вернии, таинственно воображающе в сердцах наших всегда, спасаемся державою его»[28].

Церковные песнопения в честь Креста Господня многократно именуют его «царей державо, крепость праведных», которой «попрася смертная держава» диавола[29]. Крест сообщает действенную силу земной державе – христианскому государству и его правителю. «Ты мой покров державен еси, тричастный Кресте Христов, освяти мя силою твоею, да верою и любовию покланяюся и славлю тя», – говорит император Византии Лев VI Мудрый[30].

Крест одновременно есть сила Церкви и христианского государства

Согласно православному вероучению, выраженному в богослужебных текстах, Крест одновременно есть сила Церкви и христианского государства: «Крест – держава и утверждение» Церкви[31] и он же «царей держава и утверждение»[32]. Коротко говоря:

«Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкве, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва»[33].

Поскольку крест изначально был лабарумом (личным штандартом) императора Константина Великого, то таковым он был и для всех византийских басилевсов, русских царей и императоров. Поэтому Крест имел коннотацию в первую очередь с победами императоров. Подлинный (не искаженный советской правкой) текст тропаря Кресту читается так:

«Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы благоверному императору нашему (имярек) на сопротивныя [т.е. врагов] даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство [т.е. Крестом Твоим сохраняя Твой народ]»[34].

    

Таким образом, в положительном церковном словоупотреблении (т.е. в отношении Божества) «держава» означает всемогущество Божие, Его царство и славу, а также силу, которую подает Господь христианам через Крест, на котором был распят Сын Божий. Поэтому наименование Русского государства христианской державой (в определенном смысле «державой Христа и Креста») означает, что она является земной проекцией (тварным несовершенным отображением) Царствия Небесного; ее истинным Царем является Сам Христос, дарующий русскому народу и его земным правителям победы над врагами, силу и могущество в меру исполнения ими своего служения Богу.

Одновременно это означает и то, что уклонение от служения Истине, впадение правителей, элиты и народа в тяжкие личные грехи, а тем более богоотступничество (пережитки язычества, атеизм) сурово наказываются Богом попущением природных и социальных бедствий, военным нашествием врагов, пленением от них (например, Ордынское иго) и т.п. Все это – победы и поражения, благоденствие и бедствия – в избытке имеется в истории России.

2. Россия православная (988–1917 гг.)

Русская земля как место, посвященное Христу, земля, на которой совершается служение народа Богу и приобщение к Его истине (в Церкви непосредственно и косвенно средствами русской культуры), есть та земная держава – государство-цивилизация, которая обеспечивает, сохраняет и охраняет от внешних врагов место (землю) спасения человека во Христе, земную часть Церкви (или Церковь, воинствующую со грехом).

2.1. «Святая Русь»

Подражая Господу, Русь распинается в веках врагами той Истины, которую приняла в Крещении, распинается за верность ей и служение ей

По евангельской заповеди, всякий человек, желающий быть учеником Христа, должен взять крест свой и следовать за Ним (ср.: Мк. 8: 34; Лк. 14: 27). Так и вся Русь, крестившаяся во Христа, возложила на себя свой крест – историческую судьбу сохранения Православия, и последовала за Христом на Голгофу. Подражая Господу, Русь распинается в веках врагами той Истины, которую приняла в Крещении, распинается за верность ей и служение ей.

«Святая Русь» есть русский идеал земного царства, земной образ Небесного первообраза – Царства Божия. Правитель, Государь Русской земли – в идеале, наместник Царя Небесного, Господа Иисуса Христа, проводник и исполнитель Его воли, а не своей, как в западной абсолютной монархии. «Святая Русь» – это чаемый, вожделенный и труднодостижимый идеал. А потому и каждый христианин, и народ в целом, и Русская земля, будучи Христовыми, но не безгрешными, должны распять свою «плоть со страстями и похотями» (Гал. 5: 24), чтобы работать (служить) не греху и своим греховным страстям, а Богу, дабы в каждом христианине, а тем самым и во всем православном народе обитал Христос (ср. Гал. 2: 20).

В качестве достойного плода Русская земля приносит Богу своих святых – святителей, благоверных князей и царей, преподобных, мучеников, святых воинов, праведников, и в этом осуществляет себя как Святую Русь. Так Церковь земная, воинствующая со грехом, помощию Божией рождает и отдает в Церковь торжествующую, Небесную, своих святых чад, продолжающих и там молиться за Русскую землю и низводить на нее благодать Божию (божественные энергии), очищающую, освящающую и спасающую падшее, но кающееся в своих грехах человечество.

В разные периоды истории русский народ в какой-то своей части согрешал против Бога

В разные периоды истории русский народ в какой-то своей части согрешал против Бога (как когда-то и первый избранный народ – Ветхий Израиль) – уклонялся от Истины, впадал в разные ереси: стригольников (XIV в), «жидовствующих» (XV в.), «субботников» (кон. XVIII в.), хлыстов, скопцов, молокан, духоборцев и иные. Принесение покаяния – исправление ума и образа своих действий – первое и главное условие возвращения падшего человека к Истине, воссоединения его с Церковью и со Христом. Гражданская власть всегда помогала Церкви бороться с еретиками, в том числе «гражданскими казнями», хотя порой ересью заражались и государи с ближайшим своим окружением (так было с ересью «жидовствующих»).

2.2. Ценности русского народа

Православие на протяжении тысячелетия определяло те высшие ценности, в результате усвоения которых русский и другие православные народы исторической России приобрели свою уникальную цивилизационную идентичность. При этом инославные и нехристианские этносы, входящие в русское государство-цивилизацию, свободно развивались и развиваются в пространстве русской культуры и под ее покровительством.

О значении Православия в истории России и в формировании русского национального характера и ментальности много и глубоко размышляли русские философы: П.И. Новгородцев, Н. Бердяев, В.В. Зеньковский[35], И.А. Ильин[36] и др.

В своей обобщающей статье «Что дало России православное христианство» (1938)[37] И.А. Ильин писал:

«…дух Православия всегда определял и ныне определяет столь многое и глубокое в строении русско-национального творческого акта».

Философ перечислил дары, которые Православие дало России и русскому народу. Вот основные из них.

Православие положило в основу русского человека сердечное созерцание, столь отличающее восточное христианство от римо-католицизма и протестантизма, для которых характерен приоритет рассудочности (рациональности). В области нравственности это дало русскому народу «глубокое чувство совести», мечту о святости, острое чувство греха, добра и зла, «волю к миру, братству, справедливости… и солидарности». Из этого в свою очередь проистекает характерное для русских милосердие, сочувствие к слабому и угнетенному, дух «сверхнационального братства». Православие породило «дух религиозной и национальной терпимости», чувство ответственности каждого – от рядового гражданина до монарха – пред Богом. В допетровской Руси русское Православие нашло «правильное соотношение между Церковью и светскою властью».

Кроме того, православная вера воспитала в нашем народе «дух жертвенности, служения, терпения и верности», без которых Россия не смогла бы выжить в тяжелейших условиях постоянных оборонительных войн. Православная монастырская культура дала России ее летописи и тем самым «положила начало русской историографии и русскому национальному самосознанию». Православие сообщило дух свободы и искренности «русской культуре». Русское искусство (живопись, музыка, архитектура, театр, литература) «изошло из православной веры, искони впитывая в себя ее дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности…». «Греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер», – обобщает И.А. Ильин словами А.С. Пушкина сказанное им о значении Православия для России[38].

Краткие выводы И.А. Ильина подтверждают развернутые исследования современных авторов[39]. В частности, профессор Московской духовной академии М.М. Дунаев писал:

«Православие на протяжении веков так воспитывало русского человека, так учило его осмыслять свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться от православного миросозерцания. Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное литературой. Православие – основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире»[40].

2.3. Русская симфония

Гармоничные взаимодополняющие отношения между государством и Церковью еще в Византии получили наименование «симфонии» – согласия (созвучия) двух видов власти: светской и духовной. Однако в реальности такая симфония трудно достижима и едва ли когда-либо существовала в полной мере. Исторически известны два ее искажения: а) западный вариант – папоцезаризм, верховенство власти римского папы над светскими властями католических государств средневековой Европы; б) византийский вариант – цезарепапизм, верховенство власти императора над Восточной Церковью (в частности, это ярко проявилось в период иконоборчества).

В ходе исторического развития Россия выработала свой тип этнокультурной идентификации, определяемый симфонией Церкви, государства и общества, отличный от западно-европейского (изначальный примат Церкви над государством с последующей передачей этой роли социуму в порядке «естественных прав») и византийского (симфония Церкви и Царства).

В России власть и элита предназначены служить Церкви и обществу

В названной симфонии функцией Церкви является хранение истины, а функцией государства (Царства) – внешняя защита и хранение Церкви, которая возрождает в истине членов общества. В России власть и элита предназначены служить Церкви и обществу, и только в таком статусе они обладают собственной действенностью и живучестью, а также их поддержкой. Это положение власти, вытекающее из формулы идентичности, подтверждается всей историей России. В те исторические периоды, когда российский тип идентификации подвергался искажениям и подменам, после некоторого времени накопления культурного дисбаланса и возрастания социального напряжения происходил слом государственного и социального устройства[41].

Примерное равноправие трех участников симфонии (Церкви, государства и общества) поддерживалось до конца Московского царства. В Российской империи государство одновременно с хранением Церкви взяло на себя и функции жесткого управления ею (отмена патриаршества и введение синодального правления, 1700–1917 гг.)[42].

Государственное управление Церковью по протестантскому образцу, «католическое пленение» православного богословия, постепенная деградация литургической и в первую очередь евхаристической жизни через два века привели страну к духовному кризису, разрешением которого стала гибель Российской империи, радикальная смена культурной парадигмы и изменение принципа идентификации.

3. Россия советская и постсоветская

В результате Октябрьской революции 1917 года в России произошли кардинальные изменения в государственном устройстве, в жизни общества и в положении (статусе) Русской Церкви.

После 1917 года в России произошла полная смена властной элиты, была разрушена сословная система социума, Церковь была исключена из трехсторонней симфонии, а общество лишено права собственного голоса в диалоге с властью. Место Церкви заняла единственная политическая партия (РКП(б)–КПСС) с «единственно верным учением», которая с помощью государственного аппарата («диктатуры пролетариата») осуществляла тотальный контроль над обществом, принуждая каждого его члена становиться «советским человеком» через систему образования, воспитания и «перевоспитания» в исправительно-трудовых учреждениях (ГУЛАГ и т.п.). Возрождение человека в надмирной богооткровенной истине Православия со смысложизненной целью достижения сверхприродного совершенства Небесного Отца (ср. Мф. 5: 48) через причастие «Божеского естества» (ср. 2 Петр. 1: 4) было подменено задачей формирования «нового человека» (этнически и религиозно обезличенного в «советском человеке»).

Богоборчество и антиклерикализм большевиков и части русского народа были оплачены жертвенной кровью тысяч новомучеников и исповедников Русской Церкви (духовенства, монашества и мирян). Как наказание за богоборчество и попытки физически уничтожить Русскую Церковь в СССР Богом было попущено страшное бедствие (для праведных и неправедных, как и в период Ордынского нашествия и ига и др. бедствий) – Великая Отечественная война с Германией и объединенным Западом (католическим и протестантским), война на уничтожение не только русского государства, но и народа. Это вынудило компартию ослабить давление на Церковь, восстановить патриаршество, Синод (1943), организационные структуры Церкви, систему духовного образования и т.п.

Жертва новомучеников за богоотступничество народа и жертвенный подвиг самого народа, вновь обратившегося к вере в период военных бедствий (в том числе многомиллионные жертвы мирного населения и воинов, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22), помогли России (СССР) выстоять и победить в войне 1941–1945 гг.

Однако искажение принципа духовно-нравственной идентификации (русской симфонии) сохранялось вплоть до 1990-х годов. Итогом стало новое поражение элиты – на этот раз советской: полный отказ, или предательство ею собственного догматического учения – «научного коммунизма и атеизма», новый слом и развал государства (по итогам еще более катастрофический, чем в 1917 году) с утратой огромных территорий: всех национальных окраин и исконных русских земель (Украины и Белоруссии), с разделением русского народа, оставленного под гнетом «новых наций» в бывших советских республиках, возвращение к отвергнутой в 1917 году социально-политической модели либерального капитализма, противоречащего базовым ценностям русского народа, и т.д.

Таким образом, псевдосимфония «партия – государство – общество» просуществовала примерно 70 лет и закончилась очередным сломом государства и социально-политического строя.

Видимым знаком начала восстановления русской симфонии в отношении Церкви стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году

Видимым знаком начала восстановления русской симфонии в отношении Церкви стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. В последующие годы установились равновесные отношения Церкви и государства. Церковь имеет самоуправление, сохраняет значительную автономию от государства, восстановила и расширила систему духовного образования, увеличила число епархий, умножила количество храмов (приходов) и монастырей.

В настоящее время российское государство еще не нашло оптимальной формы осуществления своих функций и поиска баланса интересов в обществе. Парламент по факту не представляет интересы народа; парламентские партии представляют интересы своих функционеров и богатейшей, очень малой части нации (крупного бизнеса). Очевидно, система представительства должна быть изменена в пользу установления подлинной системы народоправства (по типу Земских соборов). То есть в русской симфонии «Церковь – государство – общество» последнее (общество) должно получить право голоса и реального влияния на принятие государственных решений в интересах всей нации, а не только лоббистских групп крупного бизнеса или компрадорской части элиты, готовой сдать страну очередному внешнему врагу.

Власть и элита, не считающиеся с принципом русской этнокультурной идентификации, теряют культурную легитимность, поддержку Церкви и общества, а потому рано или поздно обречены на поражение.

Цели цивилизационных усилий Руси, как определилось еще в Х веке «испытанием веры» (принятием христианства от Византии), заключены в возрождении в каждом человеке тройственного соотношения «Церковь – государство – общество». Индивидуальной формой возобновления данной триады выступает внутренний диалог. Человек в качестве культурного деятеля должен совершать словесное служение, а именно: постоянно возобновлять знаковую структуру триады в новом качестве и новом содержании.

Назначение человека – возобновление своего бытия путем словесного (разумного) служения (ср. Рим. 12: 1) в рамках этнокультурной идентичности. Благодаря ее специфике русская нация (граждане русского государства) формируется не путем воспроизведения некоторого естества человека в расово-видовых характеристиках, а путем возобновления качества самого этого естества средствами культуры. Поэтому не только славяне, но и представители других народностей, принимая участие в словесном служении, становятся членами русской нации.

«Испытание веры», начальный этап принятия Русью Крещения, утвердилось как содержание этнокультурной идентификации. Оно заключается в том, что возобновление истины бытия, испытание себя на предмет того, возрождается ли в тебе согласие «Церкви – государства – общества» стало принципом жизни русского народа. Поэтому любые исторические испытания и потрясения рассматривались прежде всего с точки зрения сохранения принципов идентичности. Точно так же, как и любые преобразования, революции, противостояния и расколы организовывались во имя восстановления истины и правды, защиты веры[43].

4. Образ будущей России

Перед каждым народом стоит метафизическая задача осмысления себя и своего места в мире, то есть задача познания истины и приобщения к ней

Перед каждым человеком и народом в целом стоит метафизическая задача осмысления себя и своего места в мире, постижение цели своего бытия в нем, то есть задача познания истины и приобщения к ней. У всех исторических народов эту задачу выполняла религия. Сохраняемые традиционной религией истина и способ приобщения к ней в нерелигиозной сфере образуют культурные смыслы и ценности. Поэтому культуру можно определить как совокупность средств и способов познания, выражения и передачи истины следующим поколениям, а также совокупность способов освоения окружающего мира в соответствии с целями, указанными познанной истиной.

Так называемые «большие смыслы» русской культуры, а значит и русской цивилизации, т.е. цель жизни каждого человека и народа в целом, определяются высшими ценностями, содержащимися в культуре и культурообразующей религии (которой для России является Православие), а потому они имеют свою формулировку как для светской, так и для религиозной сферы личного и национального бытия. При этом традиционные духовно-нравственные ценности, прописанные в действующей Конституции и перечисленные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2021), соответствуют ценностям Православия и других традиционных религий России[44].

1. Высшие ценности Православия – это Бог, Царство Божие, православная вера, Церковь, личная святость (праведность жизни, спасение души). В светской сфере им соответствуют: Благо человечества, Родины, народа, личное самосовершенствование человека.

Эти ценности подразумевают в качестве «больших смыслов»: на планетарном уровне – достижение справедливого мироустройства; на национальном уровне – стремление к построению социума, в котором реализуются условия для формирования совершенной человеческой личности. В религиозном плане – это выполнение Россией функций удерживающего мiр от инфернального зла и хранительницы чистоты православной веры (в общемировом масштабе).

Формула жизнеустройства для России: индивидуальное и общее ради высшего блага (ради религиозного и светского сакрального).

2. Ценности служения Богу и ближним в гражданской сфере означают служение Отечеству, своему народу.

Смыслы: содействие справедливому разрешению мировых конфликтов; российский патриотизм; христианское просвещение русского и других народов России и мiра.

Формула жизнеустройства: христианское просвещение, воцерковление, спасение.

3. Православные ценности милосердия и сострадания подразумевают в светском обществе социальную солидарность. В общечеловеческом плане это требует от России стремления к соблюдению баланса интересов разных цивилизаций и государств на планете. В национальном плане – подразумевает построение социального государства и нравственной экономики, установления «русской симфонии»: государство-Церковь-общество.

Формула жизнеустройства для России: Православие, соборность, солидарное государство (солидарная экономика).

***

В настоящее время речь идет о национальной программе возвращения России к нормальной жизни, отвечающей ее исторической роли

В настоящее время речь идет о национальной программе возвращения России к нормальной жизни, отвечающей ее исторической роли и статусу великой державы, а также ее роли хранительницы восточно-христианской традиции, приверженность которой явилась залогом процветания страны в предшествующие столетия ее истории.

Поэтому практику и стратегию развития России следует привести в соответствие с «большими смыслами» русской культуры, или с ценностями российской цивилизации.

Над этим нам всем и предстоит работать в ближайшее время.

Владимир Немыченков

28 июля 2022 г.

[1] Иларион. Слово о Законе и благодати / Сост., вступ. ст., пер. В.Я. Дерягина. Реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской. Коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского. – М.: Столица: Скрипторий, 1994. –146 с. С. 73.

[2] Там же. С. 83.

[3] Там же. С. 73, 83

[4] Там же. С. 97.

[5] Там же. С. 85. Курсив наш. – Ред.

[6] Там же. С. 93–95.

[7] Там же. С. 91.

[8] Там же. С. 79.

[9] Там же. С. 79.

[10] Ужанков А. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. – М.: НИЦ «Академика», 2013. – 350 с. С. 49–73.

[11] В оригинале стоит «языка русьскааго», что лишний раз указывает на отсутствие «украинцев» в Киеве и «Киевской Руси».

[12] Иларион. Слово о Законе и Благодати. – М.: Столица: Скрипторий, 1994. С. 61–67.

[13] Там же. С. 69.

[14] Там же. С. 69–71. Здесь и далее выделения в цитатах наши. – В.Н.

[15] Там же. С. 97.

[16] Там же. С. 99–101.

[17] Ужанков А. «Слово о Законе и Благодати» и другие творения митрополита Илариона Киевского. С. 77. Выделения шрифтом в цитатах здесь и далее наши. – В.Н.

[18] Там же. С. 94.

[19] Там же. С. 81.

[20] Там же. С. 93.

[21] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/5.

[22] Библейский словарь к русской канонической Библии. (1 Пет. 4:11; 1 Пет. 5:11; Еф. 1:19; 1 Тим. 6:16; Евр. 2:14; Откр. 1:6; Откр. 5:13).

[23] Полный церковнославянский словарь: (со внесением в него важнейших древнерус. слов и выражений): [ок. 30000 слов] : пособие / сост. свящ. Григорий Дьяченко. - [Репр. воспр. изд. 1900 г.]. – М. : Отчий дом, 2004. – 1120 с.

[24] Большая советская энциклопедия.

[25] Служебник. – Б.м. [М]: Изд-во Моск. патриархии, 2001. С. 16, 57.

[26] Тайная молитва главопреклонения в конце вечерни и седьмая (тайная) утренняя молитва имеет окончание: «Буди держава царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца и Сына и Святаго Духа…»Служебник. – Б.м. [М]: Изд-во Моск. патриархии, 2001. С. 25, 47.

[27] В русском языке сам термин «крест» созвучен имени «Христос» и происходит от него.

[28] На малой вечерне стихира 3-я, глас 6. Служба Воздвижения Креста // Минея праздничная. – М.: Донской монастырь: Изд.отд.МП, 1993. – Репр. 1914. Л. 22–32.

[29] На великой вечерне на стиховне стихиры, глас 5. Служба Воздвижения Креста.

[30] Стихира на литии, глас 2, Льва Деспота, т.е. императора Льва VI Мудрого. Служба Воздвижения Креста.

[31] Канон на утрени, песнь 3, тропарь 1-й. Служба Воздвижения Креста.

[32] Канон на утрени, песнь 3, тропарь 2-й. Служба Воздвижения Креста.

[33] Светилен канона на утрени. Служба Воздвижения Креста.

[34] Служба Воздвижения Креста. Указ. соч. Л. 26 об.

[35] Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания // Православие и культура. – Берлин: Русская книга, 1923. С. 7–23; Бердяев Н. Русская религиозная идея // Проблемы русского религиозного сознания: сб. ст. Берлин: YMCA Press, 1924. С. 52–138; Зеньковский В.В. Православие и русская культура // Проблемы русского религиозного сознания: сб. ст. Берлин: YMCA Press, 1924. С. 212–285.

[36] Ильин И.А. О России: Три речи // Собр. соч. В 10 т. М., 1993–1999. Т. 6. Кн. 2. С. 7–34); Его же. Творческая идея нашего будущего // Указ. соч. Т. 7. С. 453–488); Его же. Основы борьбы за национальную Россию // Указ. соч. Т. 9–10. С. 317–396.

[37] Эта статья в качестве 4-й главы вошла в брошюру. См.: Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию (глава 4) // Собр. соч. Т. 9–10. М.: Русская книга, 1999.

[38] Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию (глава 4) // Собр. соч. Т. 9–10. М.: Русская книга, 1999.

[39] Булычев Ю.Ю., Рябов Ю.А. Духовные основы истории русской культуры. От крещения Руси до середины XIX в. СПб.: Знание, 2006; Они же. Духовные основы истории русской культуры. От середины XIX до конца ХХ в. СПб., 2007.

[40] Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках. М: Изд. совет РПЦ, 2003. 1056 с. С. 3.

[41] О формировании этнокультурной идентичности в России подробнее см.: Шубаков А.Г., Немыченков В.И. Испытание веры: культурологический дискурс (Крещение Руси) // Обсерватория культуры. – 2005. – №4. С. 118–123. – №5. С. 108–117.

[42] Прот. А. Шмеман писал, что «Духовный Регламент» переносил в Россию «все основные принципы протестантизма, его понимание взаимоотношения Церкви и Государства, в котором Церковь, видимая или земная, в ту эпоху мыслится именно религиозной „проекцией“ самого государства. Этой коренной, основоположной лжи Петровской реформы русская власть не осознала и не отвергла фактически до самой Революции 1917 года. В ней основная двусмысленность отношений между Церковью и Государством, отравившая одинаково и государственное, и церковное сознание» (Шмеман А.Д. Исторический путь православия. – Нью-Йорк, 1954. Глава 7. Курсив наш. – В.Н.)

[43] Подобнее см.: Шубаков А.Г., Немыченков В.И. Испытание веры: культурологический дискурс (Крещение Руси).

[44] Подробный их анализ вынуждены опустить из-за ограничений по объему публикации. – В.Н.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
На подступах к национальной идеологии. Уроки из истории На подступах к национальной идеологии. Уроки из истории
Прот. Владислав Цыпин
На подступах к национальной идеологии. Уроки из истории На подступах к национальной идеологии. Уроки из истории
Протоиерей Владислав Цыпин
Как актуализируются идеологемы «Православие, самодержавие, народность» и «Москва – Третий Рим» в современных условиях?
Возвращение памяти Возвращение памяти
Прот. Андрей Ткачев
Возвращение памяти Возвращение памяти
Протоиерей Андрей Ткачев
Есть небольшое количество официальных дат, под которые звучат фанфары и печатает шаг караул. И есть сотни других дат, тысячи имен, изгнанных из учебников.
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо преклониться перед нашей заветной древностью»
Писатель Виктор Лихоносов
«Надо преклониться перед нашей заветной древностью» «Надо с усилием преклониться перед нашей заветной древностью»
Беседа с писателем Виктором Лихоносовым
Лауреат Патриаршей литературной премии-2017 о казачестве и о том, как создавался роман «Наш маленький Париж», о значимости России царской для нас сегодняшних, о святых местах Тамани-Тмутаракани.
Комментарии
Елена31 июля 2022, 11:59
Спаси Господи нашего патриарха Кирилла, нашего президента Владимира, все наши власти и воинства. Каждого солдата который бореться за мир на земле. Весь наш народ и наше отечество. Пусть будет воля Божия над всеми нами.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×