Секретарь Жичской епархии Сербской Православной Церкви архимандрит Дамиан говорит о преодолении раскола, вызовах современного «цивилизованного мира», необходимом недоверии к себе как способе противостояния этим вызовам и сохранении надежды на помощь от Христа.
– Преодоление раскола Македонской Православной Церкви – что это за чувство избавления от разделения, отец Дамиан?
– Мне кажется, пока слишком рано описывать свои чувства. Слишком рано. Мысли и чувства пока, что называется, не улеглись: нужно просто начать добрую христианскую жизнь в новых обстоятельствах, учитывая создавшиеся условия. Только по прошествии какого-то времени мы увидим, что есть хорошего, а что необходимо общими усилиями преодолевать. Я еще ни разу не был в Македонии, не говорил с тамошним священством, не служил там – что-либо конкретное можно будет сказать только тогда, когда появится определенный опыт совместного преодоления раскола. Ведь этот раскол не уйдет просто так, сам по себе – рана требует лечения, тщательной терапии, основанной на любви, терпении и выдержке. Поэтому я бы не хотел сейчас заливаться восторженной соловьиной песней о том, как всё хорошо и замечательно, безоблачно и радостно – это было бы слишком безответственно, по-детски.
Рана требует лечения, тщательной терапии, основанной на любви, терпении и выдержке
Единственное что я могу с полной ответственностью сказать и сделать, – это призвать всех нас к усердной молитве о подлинном единстве Сербской Православной Церкви, доверии к своей Церкви, и со смирением, не впадая в эйфорию, подождать, пока Христос залечит эту нашу общую рану. Своим чувствам нельзя доверять безоглядно: они же, эти чувства, испорчены нашими грехами, не позволяют нам видеть истину, затемняя ее. Нет, нельзя доверять своему испорченному сердцу и разуму, это тот самый случай, когда торопливость в суждениях наносит вред. Итак: спокойствие, молитва, доверие Богу.
– Вызовы, которые стоят сегодня перед Сербской Церковью, – какие они, по вашим наблюдениям?
– Утрата христианской идентичности народа, та самая «европеизация» души, разума, от которой предостерегали наши святые новейшего времени. Будучи европейцами, как и русские, мы не должны, да и не хотим надевать на себя хомут так называемых «ценностей», которые с некоторого времени считаются идентификационным признаком «новой Европы». Простите, эта «новизна» слишком хорошо нам знакома, и слишком дурно она пахнет – что она принесла в свое время Риму и Византии, мы прекрасно знаем. Поэтому сегодняшняя позиция наших государств – что Сербии, что России, – не соглашающихся признать эти «ценности» главными в своей политике ради сохранения своих народов, разумеется, нашей Церковью поддерживается. Без духовного суверенитета народ прекращает свое существование – это же закон. В каком-то смысле я рад тому давлению, которое оказывает сейчас на сербов когда-то христианская Европа, это очень полезно для нас. Под таким давлением каждый человек оказывается перед неизбежным выбором – принять решение, кто же он на самом деле: христианин или так себе – «общечеловек». Заодно можно задаться вопросом, почему с такой дикой, совершенно безумной настойчивостью на нас оказывается это давление. С истерическим призывом, даже приказом «сделать наконец-то правильный выбор». Знаете, я вполне допускаю, что те же настроения, те же призывы слышали Лот с семьей в городе, чье название не хочу повторять. Если проводить аналогию дальше, то тогдашний союз экономически успешных городов вокруг нынешнего Мертвого моря также, наверное, спекулировал визами, считая въезд на свою территорию особой привилегией для всяких там верующих в Бога варваров – русским, думаю, это сейчас особенно близко.
Нас спасает сейчас… откровенность наших врагов. Понимаете, если бы они были более лукавы, если бы не зашли в своих извращениях до безумия, то вполне может быть, что, прикрыв истинные свои цели чем-нибудь благовидным, приобрели бы много сторонников в Сербии. А сейчас, когда их цели ясно видны, лежат на ладони, какой же нормальный серб или русский согласится с ними? Так что – спасибо, ребята, за откровенность, но с вами нам не по пути, что называется. Слава Богу, теперь зло не может скрывать себя – видимо, сказывается та самая торопливость, суетливость.
– Как относиться к злу, вроде бы ясно. А как относиться к проводникам этого зла, тем людям, которые под него попали?
– Тоже ведь ясно: как к больным. С состраданием. Но нужно соизмерять свои силы, я думаю: вы же не пойдете без специального защитного костюма в чумную палату – заразиться можно. Опять же, нельзя оставлять молитву за подпавших злу и страдающих от него людей. Давайте помнить, что как у отдельного человека, так и у целого народа всегда есть возможность вернуться ко Христу.
Как у отдельного человека, так и у целого народа всегда есть возможность вернуться ко Христу
И не надо льстить себе: мол, мы такие все из себя замечательно духовные христиане. Свою духовную слабость мы постоянно познаем опытно, и картина, которую мы видим в зеркале, может часто привести нас в ужас. Поэтому, видя, с одной стороны, откровенное зло, которое пытается поработить нас, мы обязаны трудиться над своим сердцем, приближая его ко Христу не декларативно, а в действительности. Пустые декларации, без подтверждения делами, приведут к глупому тщеславию, и разрушение такого построенного на песке дома будет страшным – мы, опять же, всё это знаем и видели. Покажите, что вы христианский народ, на деле, а не на митинге, докажите это вашей жизнью, будьте верным Христу ежедневно – вот это будет самым мощным оружием против зла.
Покажите, что вы христианский народ, на деле, докажите это вашей жизнью, будьте верным Христу ежедневно
Владыка Афанасий (Евтич) говорил, что единственным критерием для входа в Царствие Небесное будут не мои добрые дела (а какие у меня есть добрые дела?), а тот образ Божий, который я в себе сохранил – по этому образу я узнаю Бога, а Бог узнает меня.
– Но, простите, отец Дамиан, если я по-честному смотрю в зеркало, не заигрывая с Богом, не обманывая себя, то образа-то Божия в физиономии напротив я не вижу. И куда мне в калашный ряд с таким-то рылом.
– В том-то и дело, в том христианский парадокс и заключается, что, видя собственное несовершенство, человек, если он искренне хочет быть со Христом, захочет привести свой облик в соответствие с Его заповедями. Унывать здесь ни в коем случае нельзя: требуется наше желание жить с Богом, а уж Христос нас в одиночестве точно не оставит – поможет всегда, будьте уверены.